6.1. Оборудование основных помещений должно соответствовать
росту и возрасту детей, учитывать гигиенические и педагогические
требования. Функциональные размеры приобретаемой и использу
емой детской (дошкольной) мебели для сидения и столов (обеден
ных и учебных) должны соответствовать обязательным требовани
ям, установленным техническими регламентами или (и) нацио
нальным стандартам.
Помещения детских садов компенсирующего вида оборудуются в зависимости от осуществления квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников.
6.2. Раздевальные оборудуют шкафами для верхней одежды де
тей и персонала.
Шкафы для одежды и обуви оборудовать индивидуальными ячейками-полками для головных уборов и крючками для верхней одежды. Каждый индивидуальный шкаф маркируется.
В раздевальных (или в отдельных помещениях) должны быть предусмотрены условия для сушки верхней одежды и обуви детей.
В раздевальных возможна установка стеллажей для игрушек, используемых на прогулке.
6.3. Для осмотра и переодевания детей младенческого и раннего
возраста помещение раздевальной оборудуют пеленальными сто
лами, рабочими столами и стульями, умывальной раковиной, шка-
фом для одежды матерей. Необходимо предусмотреть отдельное помещение для грудного кормления детей.
В раздевальной детей раннего возраста место для кормления детей матерями должно быть оборудовано столом, стульями, подставками для ног, умывальником и шкафом для одежды.
6.4. В групповых для детей младенческого и раннего возраста
рекомендуется устанавливать в светлой части помещения группо
вой манеж размером 6,0 х 5,0 м с высотой ограждения — 0,4 м, длин
ной стороной параллельно окнам и на расстоянии от них не менее
1,0 м. Для ползания детей на полу выделяют место, ограниченное
барьером, устанавливают горки с лесенкой высотой не более 0,8 м и
длиной ската — 0,9 м, мостики длиной 1,5 м и шириной 0,4 м с
перилами высотой 0,45 м.
Вблизи буфетной рекомендуется устанавливать пеленальные столы и специальные столики с выдвижными креслами для кормления детей 8 — 12 месяцев. Возле пеленального стола устанавливают бак с крышкой для грязного белья.
6.5. В групповых помещениях для детей 1,5 года и старше столы
и стулья устанавливают по числу детей в группах. Для детей стар
шей и подготовительной групп рекомендуется использовать столы
с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов.
6.6. Стулья должны быть в комплекте со столом одной группы,
которая должна быть промаркирована. Подбор мебели для детей
следует проводить с учетом антропометрических показателей со
гласно таблице 1.
Для организации настольных игр для детей допускается использовать подоконные ленточные и учебные столы.
6.7. Для детей 1,5 — 3 лет в групповых следует предусмотреть
спортивный уголок.
6.8. При оборудовании групповой соблюдают следующие требо
вания:
—столы для занятий старших и подготовительных групп уста
навливают вблизи светонесущей стены при обязательном ле
востороннем освещении рабочего места;
—длялеворукихдетей индивидуальные рабочие места органи
зуют с правосторонним освещением рабочего места.
Столы устанавливают следующим образом:
—четырехместные столы — не более чем в 2 ряда с учетом обес
печения боковым освещением максимального количества де
тей;
—двухместные столы — не более чем в 3 ряда;
—расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,5м;
—расстояние первого ряда столов от светонесущей стены долж
но быть 1 м;
—расстояние от первых столов до настенной доски должно быть
2,5 — 3 м, при этом угол рассматривания должен составлять не
менее 45 град.
6.9. Рабочие поверхности столов должны иметь матовое покры
тие светлого тона. Материалы, используемые для облицовки столов
и стульев, должны обладать низкой теплопроводностью, быть стой
кими к воздействию теплой воды, моющих и дезинфицирующих
средств.
Размер настенной доски составляет 0,75 — 1,5 м, высота нижнего края настенной доски над полом — 0,7 — 0,8 м.
Меловые доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый или коричневый цвет и иметь антибликовое или матовое покрытие.
При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого).
Учебные доски, не обладающие собственным свечением, должны быть обеспечены равномерным искусственным освещением.
При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить ее равномерное освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости.
При организации занятий детей рассаживают с учетом роста, состояния здоровья, зрения и слуха. Детей, страдающих частыми простудными заболеваниями, следует сажать подальше от окон и дверей, детей с пониженным слухом и близорукостью — за первые столы, соответствующие их росту.
6.10. В дошкольных организациях используют игрушки, безвред
ные для здоровья детей и отвечающие гигиеническим требованиям
к товарам детского ассортимента, которые могут быть подвергнуты
влажной обработке (стирке) и дезинфекции. Мягконабивные и пе-
нолатексные ворсованные игрушки для детей дошкольного возра
ста следует использовать только в качестве дидактических посо
бий.
6 Л1. Для показа диафильмов используют стандартные проекторы и экраны с коэффициентом отражения 0,8. Высота подвеса экрана над полом должна быть не менее 1 м и не более 1,3 м. Показ
диафильмов непосредственно на стене не допускается. Соотношение расстояния проектора от экрана и расстояния зрителей первого ряда от экрана представлено в таблице 2.
6.12. Для просмотра телевизионных передач и видеофильмов ис
пользуют телевизоры с размером экрана по диагонали 59 — 69 см.
Высота их установки должна составлять 1 — 1,3 м. При просмотре
телепередач детей располагают на расстоянии не ближе 2 — 3 м и не
дальше 5 — 5,5 м от экрана. Стулья устанавливают в 4 — 5 рядов (из
расчета на одну группу); расстояние между рядами стульев должно
быть 0,5 — 0,6 м. Детей рассаживают с учетом их роста.
6.13. В отдельных помещениях или в отдельно выделенных мес
тах возможна организация уголков и комнат природы, фитоогоро-
да, фитобара и других. При их организации соблюдают следующие
требования:
—животные и растения должны быть безопасны для детей и
взрослых;
—недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в сво
ем поведении животные, а также ядовитые и колючие расте
ния;
—животных принимают с разрешения органов ветеринарного
надзора (постановка на учет, своевременные прививки, гиги
енические процедуры);
—недопустимо принимать бродячих животных;
—уборка за животными и уход за растениями осуществляются
ежедневно и только персоналом дошкольной организации.
Полив растений могут осуществлять дети.
Комнату природы оборудуют подводкой горячей и холодной воды, канализацией, стеллажами для хранения инвентаря и корма. Корма для животных следует хранить в местах, недоступных для детей.
Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается.
6.14. Во вновь строящихся и реконструируемых дошкольных
организациях необходимо в составе групповых предусмотреть от
дельные спальные помещения.
Спальни оборудуют стационарными кроватями.
Кровати для детей до 3 лет должны иметь: длину — 120 см; ширину — 60 см; высоту ограждения от пола — 95 см; ложе с переменной высотой от пола — на уровне 30 см и 50 см.
Следует предусматривать возможность уменьшения высоты бокового ограждения не менее чем на 15 см.
Длина стационарной кровати для детей 3 — 7 лет составляет 140 см, ширина — 60 см и высота — 30 см.
Кровати расставляют с соблюдением минимальных разрывов: между длинными сторонами кроватей — 0,65 м, от наружных стен — 0,6 м, от отопительных приборов — 0,2 м, между изголовьями двух кроватей — 0,3 м.
6.15. В существующих дошкольных организациях при отсут
ствии спален по проекту допускается организовывать дневной сон
детей дошкольных групп в групповых на раскладных кроватях с
жестким ложем или на трансформируемых (выдвижных, выкатных)
одно-трехуровневых кроватях.
Новые типы кроватей должны быть безвредны для здоровья детей.
При использовании раскладных кроватей (раскладушек) в каждой групповой должно быть предусмотрено место для их хранения, а также для индивидуального хранения постельных принадлежностей и белья.
6.16. В существующих дошкольных образовательных организа
циях, при наличии спальных помещений по проекту, спальные по
мещения не допускается использовать не по назначению (в каче
стве групповых, кабинетов для дополнительного образования и дру
гих).
6.17. Дети обеспечиваются индивидуальными постельными при
надлежностями, полотенцами, предметами личной гигиены. Сле
дует иметь не менее 3 комплектов постельного белья и полотенец, 2
комплектов наматрасников из расчета на 1 ребенка.
6.18. Туалетные помещения делят на умывальную зону и зону
санитарных узлов. В зоне умывальной размещают детские умы
вальники и огороженный трансформируемым ограждением ду
шевой поддон с доступом к нему с 3 сторон для проведения зака
ливающих процедур. В зоне санитарных узлов размещают уни
тазы.
Для душевого поддона высота установки составляет 0,3 м. Душевой поддон оборудуют гибким шлангом с душевой насадкой, расположенным над, днищем поддона на высоте 1,6 м.
6 Л 8.1. Туалетную для детей младенческого возраста оборудуют в одном помещении, где устанавливают 3 умывальные раковины с подводкой горячей и холодной воды для детей, 1 умывальную раковину для персонала, шкаф (стеллаж) с ячейками для хранения индивидуальных горшков и слив для их обработки, детскую ванну, хозяйственный шкаф. Горшки должны быть промаркированы.
Хранение одноразовых подгузников в помещениях с повышенной влажностью воздуха не допускается.
6.18.2. В туалетной младшей дошкольной группы в умывальной
зоне устанавливают 4 умывальные раковины для детей и 1 умы
вальную раковину для взрослых, с подводкой к ним горячей и хо
лодной воды со смесителем, 4 детских унитаза.
6.18.3. В туалетных старшей и подготовительной групп в умы
вальной зоне устанавливают умывальные раковины с подводкой
горячей и холодной воды для детей из расчета 1 раковина на 5 детей,
1 умывальную раковину для взрослых, детские унитазы или из рас
чета 1 унитаз на 5 детей. Детские унитазы устанавливают в закры
вающихся кабинах без запоров. Размер кабины для детского уни
таза должен быть 1,0 х 0,75 м, высота ограждения кабины —1,2м
(от пола), не доходящая до уровня пола на 0,15 м.
6.18.4. При проектировании и реконструкции дошкольных орга
низаций в старших и подготовительных группах следует предус
мотреть раздельные туалетные комнаты для мальчиков и девочек.
6.19. Для проведения гигиенических процедур (подмывание)
детям младенческого и младшего дошкольного возраста должны
быть предусмотрены душевые поддоны с душевой сеткой на гиб
ком шланге.
6.20. При круглосуточном пребывании детей рекомендуется обо
рудовать ванные комнаты для помывки детей, оборудованные ду
шевыми кабинами (ваннами, поддоны с подводкой горячей и хо
лодной воды со смесителем).
6.21. Для детей младшего дошкольного возраста высота уста
новки умывальников от пола до борта прибора составляет 0,4 м, дня
детей среднего и старшего дошкольного возраста — 0,5м.
6.22. Унитазы оборудуются детскими сиденьями или гигиени
ческими накладками, изготовленными из материалов, безвредных
для здоровья детей, допускающих их обработку моющими и дезин
фицирующими средствами.
6.23. В существующих дошкольных организациях допускается
оборудование санитарного узла для персонала в детской туалетной
комнате в виде отдельной закрытой туалетной кабины.
6.24. В туалетных помещениях устанавливают настенные или
навесные вешалки с индивидуальными ячейками для детских по
лотенец и предметов личной гигиены, хозяйственные шкафы, шкаф
для уборочного инвентаря.