Упражнение на развитие внимания ребенка




Период дошкольного возраста от 4 до 5 лет»

Цель: познакомить родителей с особенностями детей четырех и пяти лет.

Четырехлетние дети уже вроде бы взрослые, но еще очень маленькие. В этом возрасте продолжает становление личности и характера ребенка, которое силами родителей должно мягко корректироваться. Какими умениями уже овладел ребенок к 4-летию и какие занятия подойдут для развития малышей 4-5 лет?

Особенности возраста

Кроха по-прежнему подвижен и энергичен, но уже стал более усидчивым и способен заниматься каким-то одним делом около 20 минут. Мелкая моторика постоянно совершенствуется. Большинству четырехлеток особенно нравится рисование.

После 4 с половиной лет ребенок изменяется внешне, так как у него начинается активное развитие мышечной и костной ткани.

Для ребенка старше 4 лет очень важна социальная составляющая развития. Малыш заводит друзей среди других деток, стараясь найти с ними «общий язык». Ребенок хорошо замечает чувства других людей, умеет сопереживать. Малыш научился формулировать собственные мысли в словах. У многих детей 4-летнего возраста имеются воображаемые друзья.

Ребенок 4 лет продолжает овладевать родной речью. Для многих деток данного возраста характерна незначительная шепелявость. Словарный запас четырехлетки разрастается очень стремительно (до 2500-3000 слов к 5-летнему возрасту). Речь карапуза обогащается выражением и интонацией. Кроха озвучивает собственные действия и все, что видит, а также постоянно задает большое количество вопросов. У примерно 5% деток развитие речи на начальных этапах сопровождается заиканием.

Интеллектуальные возможности ребенка 4-4,5 лет значительно возрастают. Малыш готов к изучению букв и цифр.

Ребенок учится писать буквы и цифры В форме игры можно переходить к изучению написания букв и цифр

Что должен уметь ребенок?

Большинство детей в 4-4,5 года умеют:

· Бегать, сохраняя равновесие при изменении направления или темпа движения.

· Стоять на 1 ноге несколько секунд, а также несколько раз быстро подпрыгивать из этого положения.

· Прыгать вперед на обеих ногах.

· Спрыгивать с небольшой высоты (до 20 см).

· Ходить по скамейке, удерживая равновесие.

· Играть с мячом - бросать и ловить, попадать в предметы с расстояния.

· Кататься на велосипеде.

· Разговаривать понятно и разборчиво, составляя фразы из 6-8 слов. Поддерживать беседу.

· Играть с другими детками в группе или в паре.

· Правильно называть множественное число существительных.

· Верно употреблять предлоги.

· Не реагировать истерикой на разочарование или обиду.

· Заботиться о животном.

· Следить за собственной гигиеной (самостоятельно ходить в туалет, применять туалетную бумагу, включать кран).

· Аккуратно есть с использованием ложки и вилки.

· Помогать родителям в уборке.

· Сдержанно вести себя на людях.

· Знать некоторые буквы.

· Называть свое имя, отчество и фамилию, а также адрес.

· Отличать живое и неживое.

· Понимать сюжет мультфильма или спектакля.

· Знать названия животных, растений, профессий, бытовых предметов.

· Ориентироваться в понятиях справа-слева-внизу-вверху.

· Сравнивать предметы по ширине, высоте, длине, количеству.

· Раскрашивать рисунки без выхода за границы.

· Соединять точки линией.

· Нанизывать пуговицы и бусинки.

· Знать времена года, явления погоды, а также части суток.

· Определять пропавший предмет.

· Пересказывать сказку.

· Находить различия между двумя изображениями.

· Складывать пазлы из 2-4 элементов.

· Обобщать предметы в группы.

· Находить одинаковые пары предметов.

· Определять лишние предметы.

· Знать геометрические фигуры, а также цифры до 10.

· Пользоваться ножницами.

· Ребенок режет ножницами в 4 года В 4 года дети могут сделать самостоятельно простые аппликации.

Виды развития ребенка

Ребенок в четырехлетнем возрасте должен достаточно двигаться, повышать свою ловкость, координацию и выносливость. В этом и цель физического развития малыша, включающего гимнастику, танцы, физические упражнения с мамой, плавание, езду на велосипеде, подвижные игры и много других вариантов активности.

Психика четырехлетки развивается очень активно и спектр эмоций малыша расширяется. Кроме того, дети в 4-5 лет весьма восприимчивы к реакции взрослого. Если родители или воспитатели относятся к малышу одобрительно и уважительно, это помогает в формировании позитивного представления ребенка о себе.

Занятия для психического развития детей 4 - 4,5 лет включают упражнения, влияющие на внимание малыша, а также память и мышление. Ребенку предлагают:

· Обобщать предметы по какому-либо признаку.

· Собирать состоящую из 3-4 частей картинку.

· Определять сходство и различие в рисунках и игрушках.

· Выбирать из группы предметов одинаковые.

· Повторять определенную последовательность движений, которые показал взрослый.

· Собирать из конструктора постройки, ориентируясь на образец.

· Определять в группе предметов лишний, после чего объяснять свой выбор.

· Находить антонимы к словам.

· Запоминать сюжет рисунка.

· Пересказывать сказку.

· Наизусть рассказывать потешки и стишки.

· Описывать яркое событие, которое произошло недавно.

Развитие эмоций 4 -летнего ребенка является важной частью полноценного развития крохи. Ребенок этого возраста начинает разбираться во взаимоотношениях людей, может заметить, что у человека рядом поменялось настроение, умеет выражать собственные эмоции.

Четырехлетка умеет сочувствовать и проявлять внимание. Ребенок ощущает, как к нему относятся.

Сенсорное развитие ребенка воздействует на органы чувств малыша, отвечающие за слух, нюх, осязание. Ребенку предлагают определять характеристики предметов на ощупь. Так малыш узнает, что предметы бывают твердыми или мягкими, шершавыми или гладкими, теплыми или холодными. Также в занятия для сенсорного развития включают игры, связанные с запахами и вкусами.

К четырехлетнему возрасту ребенок уже знаком с некоторыми музыкальными инструментами, небольшими произведениями, музыкой с разным ритмом. У ребенка уже есть любимые мелодии, услышав которые, кроха будет подпевать.

Ребенок поет в 4 года с микрофоном Чаще давайте послушать ребенку его любимые песни

Развитие речи крайне важно для каждого ребенка 4 -летнего возраста. В первую очередь на него влияет общение малыша с взрослыми, а также с другими детьми. Это увеличивает словарный запас карапуза, учит его строить предложения и выражать свое мнение словами. В 4 -летнем возрасте многие дети еще не выговаривают шипящие и «р», поэтому с четырехлетками в форме игр часто проводят занятия на произношение этих звуков.

Чтобы стимулировать развитие речи детей 4-4,5 лет, можно:

· Учить с ними стишки и песенки.

· Рассматривать картинки с сюжетом и обсуждать их.

· Рассматривать сказку в картинках и воспроизводить ее сюжет.

· Вместе с мамой читать рассказы и обсуждать их.

· Слушать сказки в аудиозаписи.

· Разгадывать загадки.

· Обсуждать перед сном, как прошел день.

· Заниматься артикуляционной гимнастикой.

· Изучать буквы и звуки.

Определять первую букву в слове, разделять слова на слоги.

Если ребенок в 4 года имеет маленький словарный запас или формулирует предложения со сложностью, необходимо оценивать динамику его речевого развития.

Развитие моторики считают очень важным пунктом плана развития малышей младшего возраста. Занятия для мелкой моторики стимулируют речевое развитие посредством воздействия на зону мозга, отвечающую за речь. К таким занятиям относят игры с песком, кубиками, конструкторами, бусинами, крупой, фасолью. Выполняйте с малышом пальчиковую гимнастику, завязывайте узлы на шнуре, застегивайте-расстегивайте молнии, кнопки, пуговицы, крючки. В 4-летнем возрасте к лепке и рисованию добавьте поделки, для которых нужно что-то вырезать ножницами и приклеивать.

Ребенок четырех лет активно познает мир, а развитие его познавательной сферы должно быть направлено на улучшение памяти, мышления, логики, внимания.

Обычно занятия для познавательного развития 4-летнего ребенка имеет определенную тему, например «домашние животные», «весна», «вода», «наземный транспорт», «профессии», «ночь» и другие. По такой теме с ребенком организовываются игры, во время которых кроха будет определять цвета, тени, формы, отличия и схожие элементы, части целого, обобщающие свойства, лишнее, противоположности, недостающие элементы и многое другое.

Ребенку 4 - 5 лет важно научиться сосредотачиваться на определенном задании, а также замечать небольшие детали. Эти навыки понадобятся ему в будущем для успешного обучения в школе.

Упражнение на развитие внимания ребенка

· Попросите ребенка найти все цветочки на картинке и обвести их в кружок.

· Повторять действия за мамой, например, присесть - встать - закрыть глаза - потрогать себя за ухо - открыть глаза - отвести руку в сторону.

· Играть с мячом в «съедобное-несъедобное», «летающее-не летающее».

· Зачеркивать в напечатанном тексте определенную букву. Для усложнения этого задания одну букву можно зачеркивать, а вторую - подчеркивать.

· Мама притрагивается к частям лица и называет их, ребенок должен повторять ее действия. Затем мама начинает «ошибаться».

· Попросите ребенка найти пару одинаковых рисунков.

Диагностика развития

Родителей должно насторожить, если в 4 года ребенок:

· Не может спускаться по лестнице чередующимися шагами.

· Не называет имя и фамилию, а также свой пол.

· Не умеет обобщить несколько предметов одним словом.

· Не способен выучить короткий стих.

· Не запоминает сюжет рассказа.

· Не может посчитать до 5.

· Не знает простые геометрические фигуры.

· Не знает основные цвета.

· Не может построить из кубиков мост по образцу.

· Не может собрать пирамидку из 5 деталей.

· Проявляет жестокость к животному, игрушке или другому ребенку.

· Вялый и апатичный в течение дня, либо, напротив, часто возбужденный.

Игры для развития речи

Игра «что бывает». Спрашивайте ребенка, какие предметы могут быть длинными, острыми, круглыми, твердыми, ароматными, синими, жидкими и так далее.

Игра «что случится, если». Обсуждаем с ребенком заданные ситуации, например «что случится, если в воду упадет мяч», «что произойдет, если я упаду в снег».

Игра «что можно сделать». Спрашиваем малыша, что можно делать с яблоком, мячиком, водой, печеньем, песком и так далее. Другим вариантом такой игры будет обсуждение «с чем можно делать» - пить, есть, шить, насыпать, купить.

Игра «что где». Спрашиваем карапуза, что находится в прихожей, в детской, на кухне. Затем просим сказать, в какой комнате сковородка, шкаф, телевизор и так далее.

Игра «угадай кто». Описываем животного несколькими словами и предлагаем крохе угадать. Например, «угадай кто пушистый, рыжий и хитрый».

Стимулируем произношение шипящих. Шипим, как змея, прогоняем воробья «кыш-кыш», проговариваем чистоговорки с «ш», жужжим как муха, повторяем чистоговорки с «ж», поочередно жужжим и шипим. Чтобы ребенок отличал «с» от «ш», произносим их по очереди. Для отличия «ш» от «з» представляем себя мухой, а затем комариком. Для произношения звука «ч» предлагаем малышу представить себя паровозиком.

Выполняем гимнастику для языка и губ. Улыбаемся с беззвучным произношением «и» (как лягушка), вытягиваем губы вперед с беззвучным «у» (как слон), открываем и закрываем рот без звуков (как рыба), открыв рот, двигаем языком вверх-вниз (как качели) и в сторону к каждому углу рта (как часы), держим расслабленный язык на нижней губе (как лопата), вытягиваем язык вперед (как игла).

 

Источники

1. Осорина М. «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых». - «Питер», 2019.

2. Хухлаева О.В. «В каждом ребенке - солнце? Родителям о детской психологии» - Москва: Генезис, 2009.

3. Спиваковская А.С. «Как быть родителями». -Москва: Педагогика, 1986

4. https://www.maam.ru/detskijsad/socialno

5. https://detkiportal.ru/obshhij-y

6. https://jirafenok.ru/razvitie-rebenka-4-let-

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: