Основные положения законопроекта.




2.1. Законодательное закрепление требований по информацион­ной, психологической, физической и духовно-нравственной безо­пасности детских игрушек.

2.1.1. Закрепление определения понятия детской игрушки: «Дет­ская игрушка — продукция или ее часть, задуманная или очевидно пред­назначенная к использованию для игр несовершеннолетними, не дос­тигшими четырнадцати лет.»

Установление перечня предметов, которые в данном федераль­ном законе не рассматриваются в качестве игрушек46:

• ёлочные и другие рождественские и новогодние игрушки и
украшения;

46 Выведение перечисленных предметов за рамки предмета правового регу­лирования федерального закона, концепция которого предлагается, озна­чает, что производство и оборот указанных предметов требуют особого, дополнительного регулирования. Как в случае с игрой дартс, обладающей повышенной опасностью для жизни и здоровья детей и иных лиц.


• уменьшенные модели, построенные в масштабе в деталях для
взрослых коллекционеров;

• фольклорные и декоративные куклы и другие подобные пред­
меты для взрослых коллекционеров;

• «игровые сооружения» коллективного пользования во дворах
многоквартирных жилых домов, на прилежащей территории част­
ных домов, на детских площадках общественного пользования, на
территории дошкольных образовательных учреждений и учрежде­
ний дополнительного образования, баз отдыха и т.д.;

• спортивное оборудование и инвентарь;

• оборудование, предназначенное для подводного плавания;

• головоломки более чем из 500 деталей или без модели или схе­
мы для сборки, либо предназначенные для специалистов;

• пневматическое оружие;

• пиротехнические изделия;

• рогатки и пращи;

• дартс или аналогичные игры с металлическими наконечника­
ми стрел;

• электротехнические устройства, видеоигры и иные электрон­
ные устройства с напряжением свыше 24 вольт;

• велосипеды, самокаты, ролики и т.п.;

• реалистические имитации реальных образцов огнестрельного
оружия;

• механизмы и устройства, оснащенные двигателями внутрен­
него сгорания или паровыми машинами, а также нагревательными
элементами;

• ювелирные украшения и бижутерия, предназначенные для де­
тей47.

 

2.1.2. Законодательное установление запрета производства, им­
порта и распространения детских игрушек, вредных для жизни, фи­
зического, психологического и духовно-нравственного здоровья и
развития детей.

2.1.3. Законодательное установление критериев оценки детских
игрушек как вредных для физического, психологического и духов­
но-нравственного здоровья и развития детей.

2.1.3.1. Игрушки, опасные для жизни и физического здоровья детей:

2.1.3.1.1. Игрушки, провоцирующие причинение ущерба здоро­вью и совершение антисоциальных действий:

7 Не включает игрушечные имитации украшений и бижутерии.


• оправдывающие или провоцирующие причинение себе каких-
либо телесных повреждений или совершение самоубийства;

• связанные с нанесением татуировок, пирсингом, иными опас­
ными воздействиями на организм ребенка;

• содержащие в себе скрытые побуждения, пропаганду или рек­
ламу употребления наркотических и иных одурманивающих ве­
ществ, а также алкогольных напитков, пива и напитков на его ос­
нове, а также табачных изделий;

• не отвечающие требованиям санитарно-гигиенической, элек­
тро- или пожарной безопасности.

2.1.3.1.2. Игрушки, создающие вследствие своих конструк­
тивных особенностей непосредственную угрозу жизни или фи­
зическому здоровью малолетних пользователей или третьих лиц,
когда они используются в соответствии с их назначением или
когда они предвидимо употребляются, учитывая обычное пове­
дение детей:

• игрушки, очевидно предназначенные для детей в возрасте ме­
нее 36 месяцев, имеющие компоненты или отделяющиеся элементы
недостаточно большого размера, чтобы исключить их проглатыва­
ние или вдыхание ребенком;

• игрушки (а равно их упаковки), представляющие опасность
удушья;

 

• игрушки, предусматривающие выстреливание каких-либо
предметов, форма, состав и развиваемая кинетическая энергия ко­
торых могут причинить телесное повреждение использующему их
ребенку или третьим лицам;

• игрушки, статическое или динамическое состояние конструк­
тивных элементов которых (выступы, струны, острые части и др.)
не исключает причинения ребенку опасных ран;

• игрушки, механическое сопротивление которых к ударам и
иным повреждениям не обеспечивает исключения таких их дефор­
маций или разрушений, которые способны причинить ребенку опас­
ные раны;

• игрушки, конструктивные элементы (любой площади) и кон­
структивные особенности которых не исключают причинения ре­
бенку термических или химических ожогов;

• электрические, электротехнические или электронные игруш­
ки, конструктивные элементы которых не исключают поражения
ребенка электрическим током.

2.1.3.1.3. Игрушки, обуславливающие иные угрозы жизни и здо­
ровью детей, когда эти игрушки используются в соответствии с их


назначением или когда они предвидимо употребляются, учитывая обычное поведение детей.

2.1.3.2. Игрушки, вредные для психологического здоровья де­тей:

2.1.3.2.1. Игрушки, доминантой игрового замысла которых яв­
ляется манипулирование ребенком48.

2.1.3.2.2. Игрушки, целенаправленно негативно воздействующие
на подсознание ребенка.

2.1.3.2.3. Игрушки, использующие синестезию, основанные на
сочетании психологически несочетаемого49.

2.1.3.2.4. Игрушки устрашающего характера — способные силь­
но испугать ребенка, вызвать появление у детей устойчивых стра­
хов или паники, либо внушающие сильный ужас:

ф изображающие или моделирующие оккультно-мистические практики или магические ритуалы, вовлекающие ребенка в осуще­ствление оккультно-религиозных магических ритуалов, чрезмерно мистифицирующие его сознание;

• детально и натуралистически изображающие или моделиру­
ющие физиологический процесс или последствия ненасильствен­
ной смерти, тяжелых соматических, психических или иных заболе­
ваний в унижающей человеческое достоинство форме, либо травм,
увечий, следов обильного кровотечения вследствие несчастных слу­
чаев, аварий, катастроф, либо детально и натуралистически изоб­
ражающие или моделирующие акты вскрытия, самоубийства, чле­
новредительства50;

• детально и натуралистически изображающие или моделиру­
ющие трупы убитых людей или животных, искалеченные тела, ам­
путированные части тел, а также следы кровопролития;

48 Пример антиигрушки: кукла с электронной начинкой, постоянно отвле­
кающая, дергающая ребенка («Поиграй со мной!», «Покорми меня» и т.п.)
во время, когда он занят другими играми или занятиями, инвертирующая
игровую ситуацию, навязывающая ребенку зависимость его игрового по­
ведения от электронной программы, заложенной в игрушку.

49 Например, сочетание сладкого и того, что несет смерть или связано со
смертью (леденцы в упаковке, оформленной в виде скелета, черепа, и
т.п..

50 Пример антиигрушки: «Криогенная лаборатория Ледяного Человека», в
которую входят стол для оттаивания замороженного «человека», шпри­
цы, инструменты для аутопсии. На коробочке надпись: «Руби, разделы­
вай, оттаивай, потроши, добирайся до самой сути!» (Кучерова М. Купила
мама коника и... мачо-Дикаря // Советская Белоруссия. — 26.08.2003. —
№157).


• изображающие или моделирующие сильный ужас, неперено­
симую боль, отчаяние или предсмертную агонию живых существ,
включая звуковую имитацию криков боли, ужаса, отчаяния и аго­
нии.

2.1.3.2.5. Игрушки, оправдывающие или провоцирующие же­
стокость и агрессию, стимулирующие садистские наклонности
детей:

• связанные соображением или моделированием чрезмерной
жестокости, предполагающие моделирование ребенком или учас­
тие ребенка в моделировании актов или проявлений чрезмерной
жестокости в игре;

• побуждающие к жестокому обращению в отношении людей
или животных; провоцирующие у ребенка психологическую аг­
рессию, вызывающие у него проявления особой жестокости по
отношению к персонажам игры, в роли которых выступают иг­
рающие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная
игрушка;

• изображающие или моделирующие бесчеловечное обращение,
включая пытки, истязания, мучения, глумление, применение изощ­
ренных способовнанесения увечий и лишения жизни, а также иных
деяний, причиняющих особые физические или психические стра­
дания человеку (а равно существу, имеющему явное сходство с че­
ловеком) или животному51.

 

2.1.3.2.6. Игрушки, изображающие или моделирующие генита­
лии человека или животных.

2.1.3.2.7.Игрушки, натуралистически изображающие или мо­
делирующие выделительные процессы человеческого организма или
организма животного, или результаты таких процессов.

2.1.3.2.8. Игрушки, оказывающие психотравмирующее воздей-

51 Примеры антиигрушек (Кучерова М. Купила мама коника и... мачо-Ди-каря//Советская Белоруссия.-26.08.2003.- № 157):

• «игрушка» супергерой Райан Хатчет (Райан Топор), производства компа­
нии «McFarlane Toys», представляющая собой окровавленный распотро­
шенный труп старшеклассника; продается вместе с топориком, копьем,
лопатой, пригоршней окровавленных сердец, кишок и маленьким чело­
веческим лицом, которое можно повесить ему на ремень;

• кукла «Мучитель», на упаковке которой сопроводительная надпись: «Же­
стокий бездушный дикарь, который живет, чтобы истязать, причинять
боль и ужас другим^

• рестлинг-борец «Мачо-мужик Рэнди Дикарь», который, если его стук­
нуть или начать выкручивать ему руки-ноги, начинает кричать: «Это все,
на что ты способен?»
или «Эй, ну ты меня достал!».


ствие на ребенка в силу иных особенностей их конструктивного исполнения или концептуально-содержательного замысла.

2.1.3.3. Игрушки, вредные для духовно-нравственного здоровья и развития детей:

2.1.3.3.1.Игрушки, посягающие на детско-родительские отно­
шения, представляющие их в негативном виде, дискредитирующие
семью и родителей, побуждающие к непослушанию и конфликтам
с родителями.

2.1.3.3.2. Игрушки, сексуализирующие сознание ребенка, экс­
плуатирующие тему сексуальных отношений или каким-либо об­
разом связанные с ней:

 

• провоцирующие игровые сюжеты, связанные с сексом, изоб­
ражающие, моделирующие или имитирующие сексуальные отно­
шения, действия сексуального характера, физиологию и/или тех­
нику сексуальных отношений, либо сексуальные облик, мимику
или пантомимику (включая позы, походку, жестикуляцию и те­
лодвижения, втом числе поцелуи и объятия сексуального харак­
тера), в том числе с использованием реальных или виртуальных
образов человека, животных, либо существ, имеющих явное сход­
ство с человеком, либо несущие в себе иную информацию, спо­
собную вызвать не соответствующий возрастной норме интерес к
сексуальным проблемам, выходящим за рамки возрастных потреб­
ностей ребенка;

• побуждающие малолетних детей к ранним сексуальным кон­
тактам, формирующие представления о допустимости и нормаль­
ности ранних подростковых сексуальных контактов, внебрачных
половых связей, супружеских измен, иных форм половой распу­
щенности;

• формирующие представления о гомосексуализме (мужском
или женском), педофилии, детской проституции, в целом прости­
туции как о социальных или нравственных нормах сексуального
поведения и сексуальных отношений, либо как о продвинутом, мод­
ном образе жизни; формирующие представления о гомосексуаль­
ных союзах как о нормальной, социально приемлемой или допус­
тимой форме семьи;

• изображающие или моделирующие изнасилования или иные
насильственные действия сексуального характера, любые действия
сексуального характера в отношении ребенка;

• изображающие или моделирующие гермафродитов — людей
или мифических существ, имеющих явное сходство с человеком.

2.1.3.3.3. Игрушки, связанные с изображением или моделирова-


нием искусственного прерывания беременности, предполагающие такое моделирование ребенком или участие ребенка в таком моде­лировании.

2.1.3.3.4. Игрушки, посягающие на человеческое достоинство
ребенка или третьих лиц:

• являющиеся непристойными, посягающие на общественную
нравственность и оскорбляющие нравственные чувства и челове­
ческое достоинство ребенка и его родителей;

• связанные с изображением или моделированием актов ванда­
лизма, кощунства или надругательства над традиционными нацио­
нальными и/или религиозными ценностями, предполагающие такое
моделирование ребенком или участие ребенка втаком моделировании;

• способствующие формированию у ребенка пренебрежитель­
ного или негативного отношения к физическим недостаткам дру­
гих людей, к людям по признаку их расовой, национальной, рели­
гиозной или социальной принадлежности.

 

2.1.3.3.5.Игрушки, явно оправдывающие, романтизирующие
или героизирующие экстремизм, терроризм, преступность и пре­
ступный образ жизни, либо иным образом криминализирующие
сознание ребенка.

2.1.3.3.6.Игрушки, направленные на нравственное развраще­
ние несовершеннолетних52 в силу иных особенностей их конст­
руктивного исполнения или концептуально-содержательного за­
мысла.

 

2.1.4. Законодательное закрепление научно-обоснованной воз­
растной классификации детских игрушек и игр, рекомендованных
для детей различных возрастных групп, в виде Государственного
перечня-классификатора.

2.1.5. Законодательное закрепление оснований назначения, по­
рядка проведения и видов социально-психолого-педагогической
экспертизы детских игрушек, вредных для психологического и ду­
ховно-нравственного здоровья и развития детей.

2.1.5.1. Законодательное закрепление оснований назначения та­кой экспертизы, втом числе — обращений:

• общества защиты прав потребителей;

• зарегистрированные в установленном законом порядке обще­
ственные объединения родителей несовершеннолетних обучающих­
ся дошкольных и/или общеобразовательных учреждений;

52 Связанные с преследованием цели достижения, либо фактически направ­ленные на достижение такого результата или способствующие ему.


• детских общественных объединений;

• родителей малолетних детей, которые приобрели для своих де­
тей игрушки, вредные для их жизни, физического, психологичес­
кого и духовно-нравственного здоровья и развития;

— при наличии оснований предполагать причинение указанной продукцией реального или потенциального вреда для психо­логического и духовно-нравственного здоровья и развития детей.

2.1.5.2. Возложение на уполномоченные органы исполнительной
власти субъектов Российской Федерации организацию социаль-
но-психолого-педагогической экспертизы детских игрушек, обес­
печение ее проведения необходимым ресурсным, финансовым и орга­
низационным сопровождением.

2.1.5.3. Создание системы экспертных советов по детским иг­
рушкам.

2.1.5.4. Основания назначения и порядок проведения дополни­
тельной (психолингвистической, психиатрической, культурологи­
ческой или криминологической) экспертизы детских игрушек.

2.1.6. Законодательное установление системы обязательной мар­
кировки детских игрушек.

2.1.7. Организация системы информирования граждан через
средства массовой информации об итогах работы экспертных орга­
низаций, осуществляющих социально-психолого-педагогическую
экспертизу детских игрушек.53

2.2. Установление мер административной ответственности за на­рушение требований по безопасности детских игрушек, в том числе установление мер административной ответственности родителей и работников дошкольных образовательных учреждений за передачу ребенку запрещенных «игрушек».54

2.2.1. Законодательное установление мер административной от­ветственности (наложение штрафов на юридических лиц, лишение лицензий, привлечение должностных лиц к административной от­ветственности и др.) за производство, импорт и реализацию на тер­ритории Российской Федерации детских игрушек, вредных для фи­зического, психологического и духовно-нравственного здоровья и развития детей, а также за несоблюдение требований по маркиров­ке игрушек.

53 Внесение изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав
ребенка в Российской Федерации».

54 Внесение изменений в Кодекс РФ об административных правонаруше­
ниях и в Уголовный кодекс Российской Федерации.


2.2.2. Законодательное установление мер уголовной ответствен­ности за производство и реализацию игрушек, причинивших су­щественный вред здоровью ребенка в силу их неотъемлемых конст­руктивных особенностей, когда эти игрушки использовались в со­ответствии с их назначением или когда они предвидимо употребля­лись, учитывая обычное поведение детей.

2.3. Разработка и внедрение мер по кардинальному изменению
игровой образовательной среды современного ребенка.

2.3.1. Реализация мер финансового и налогового стимулирова­
ния воссоздания детской игровой традиции и разработка современ­
ных методов, способствующих созданию одухотворенного детско­
го игрового пространства для нравственного становления личности
ребенка, формирования чувства общности, способности к сопере­
живанию.

2.3.2. Реализация мер финансового и налогового стимулирова­
ния отечественного производства детских игрушек, отвечающих
требованиям:

 

• культуросообразности и нравственной сообразности;

• полифункциональности, способствующей развитию творче­
ства детей;

• возможности применения игрушки в совместной деятель­
ности;

• наличия дидактических свойств игрушки, необходимых для
нравственного и интеллектуального развития детей, обогащения их
знаниями, формирования у них способности к сопереживанию;

• воспитания патриотизма;

• принадлежности игрушки к изделиям художественных про­
мыслов, помогающим детям раскрыть мир искусства, овладеть ху­
дожественным восприятием, развить творческие способности.

Меры по развитию производства российской военно-патриоти­ческой игрушки высокого качества, недоступной по цене.

2.4. Жесткая регламентация требований к игровым центрам
для детей в возрасте до 12 лет (возрастные требования, ограниче­
ния и т.д.).

2.5. Законодательное установление мер финансового и налого­
вого стимулирования, а также мер антимонопольного законодатель­
ства, направленных на обеспечение доступности цен на детские
игрушки и развитие отечественного производства военно-патрио­
тической игрушки.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: