Опыт как наблюдение, проводимое в специально созданных условиях
3.3.1. Определение. Виды
3.3.2. Значение опытов
3.3.3. Методика управления детским экспериментированием
3.3.4. Структура эксперимента
3.3.5. Примерная тематика опытов
3.3.6. Образец написания (планирование)
Литература:
Николаева С.Н.
План-программа «Детство»
«Планета – наш дом» Найденская, Белавина (2 книги: книга + методическое пособие)
«Наш дом - природа» Рыжова
«Книга для малышей» Сикорук
«Домашняя лаборатория» Хелен Идом, Мойра Баттерфилд
«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон
Определение. Виды
Поддьяков Н.Н.:
«Эксперимент – это способ материального и мыслительного воздействия человека на реальный и мыслительный объект с целью исследовать его и познать».
Саморукова П.Г.: «Опыт (эксперимент) – это наблюдение, которое проводится в специально созданных условиях, включающее преобразование предмета»
Особенности детского экспериментирования:
а) для ребенка характерна бескорыстность детского экспериментирования (не смотря на то, что стоит познавательная задача, ребенка привлекает действие)
б) основной мотив детского экспериментирования – это получение нового неожиданного результата.
в) все результаты одинаково важны для ребенка
Виды экспериментов
Стихийное экспериметирование | Организованное экспериментирование |
Любопытство, переходящее в познавательный интерес | Под контролем взрослого |
Значение опытов
Главное – показать ребенку, что мир познаваем.
- Способствует развитию познавательного интереса в природе
- Происходит развитие наблюдательности
- Развивается мыслительная деятельность (ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы)
- Ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи
- Урановских Г.В.: «Основой творчества является экспериментирование»
Методика управления детским экспериментированием
- В основном организуется в старшем дошкольном возрасте.
В младшей и средней группе воспитатель использует лишь поисковые действия (частичное экспериментирование)
Например: «Посидите тихо, дети, я поскребу по стулу и мы посмотрим, что сделает наш зверек… что он сделал? (повернул голову, навострил уши)»
Гипотезу выдвигает взрослый, а ребенок ее подтверждает или отвергает.
- Опыт может проводиться, если у детей есть достаточно знаний о каком-либо объекте
- Детям должна быть понятна цель и задача
- Проводя опыт нельзя наносить ущерб всему живому –
- ВСЕ ЖИВОЕ ДОЛЖНО ОСТАТЬСЯ ЖИВЫМ!
- дети должны самостоятельно производить действия в опыте (подбирать оборудование, поливать водой и др.)
- в опыте уравниваются все условия КРОМЕ ОДНОГО ЗНАЧЕНИЯ, КОТОРОЕ И БУДЕМ ПРОВЕРЯТЬ
- все гипотезы достойны внимания (записать все гипотезы)
- организовать длительное наблюдение
- организовать фиксирование результатов (первичных, промежуточных, итоговых)
Структура эксперимента
1. Цель
2. Постановка познавательной задачи перед детьми
а) прямая постановка задачи (нам нужно узнать… нам нужно выяснить…)
б) игровая или с помощью действия
в) косвенная постановка задачи (мне дали задание выяснить…)
г) заведомо неправильная гипотеза (выдвижение идеи от обратного)
3. выдвижение гипотез и предположений детьми (если не выдвигается правильная гипотеза, ее выдвигает воспитатель)
4. создание условий для преобразующих действий (а что нам нужно, для того, чтобы это проверить?)
5. организация самих действий (участие в опыте всех детей)
6. наблюдение (кратковременное/длительное)
7. вывод, умозаключение (может совпадать с фиксированием результатов)
Примерная тематика опытов
1. Опыты с предметами неживой природы
Выявление свойств и качеств снега, льда, песка, глины, воды
2. Опыты с растениями
Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений (без воды семена погибли, а с водой - выросли)
3. Опыты с животными
Выявление действия органов чувств животных
3.3.6. Образец написания (планирование)
Тема: «Опыт с животными для выявления действия органов чувств животных»
1. | цель | - определить хорошее ли обоняние у хомяка - сформировать у детей понятие, какой корм любит хомячок. |
2. | постановка задачи перед детьми | Разговор с Чиполлино о его друге хомячке |
3. | выдвижение предположений | - семена - морковь - мясо |
4. | Создание условий | Хомяк |
5. | Организация самих действий | Все дети смотрят на хомяка, которого воспитательница внесла в группу в клетке |
6. | Наблюдение | Дети смотрят, что ест хомяк (семена, морковь, мясо – завернуты в тонкую салфетку, чтобы хомяк не видел еду) |
7. | Вывод | Обсуждение, что ест хомяк и хорошее ли у него обоняние |
Тема: «Везде ли есть воздух?» (старшая группа)
1. | Цель | Подвести детей к выводу о том, что воздух есть везде:… |
2. | Постановка задачи перед детьми | Незнайка: «Все говорят воздух, воздух, а я его никогда не видел, где он?» |
3. | Выдвижение гипотез | - в почве - в воде - в группе - на улице - в резиновой игрушке - в шкафу - в шапке - во мне, человеке |
4. | Создание условий | Что нам понадобится, чтобы это проверить? а) кусочек земли б) банка с водой (можно подуть из трубочки) в) дети помашут на себя рукой г) -//- д) тазик с водой – нажать на игрушку е) надуваем воздушный шарик |
5. | Организация детей | Каждый ребенок организует какое-либо действие |
6. | Наблюдение | Смотрим, что получилось |
7. | Вывод | Обсуждение, где есть воздух |