Тема: «Везде ли есть воздух?» (старшая группа)




Опыт как наблюдение, проводимое в специально созданных условиях

3.3.1. Определение. Виды

3.3.2. Значение опытов

3.3.3. Методика управления детским экспериментированием

3.3.4. Структура эксперимента

3.3.5. Примерная тематика опытов

3.3.6. Образец написания (планирование)

 

Литература:

Николаева С.Н.

План-программа «Детство»

«Планета – наш дом» Найденская, Белавина (2 книги: книга + методическое пособие)

«Наш дом - природа» Рыжова

«Книга для малышей» Сикорук

«Домашняя лаборатория» Хелен Идом, Мойра Баттерфилд

 

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам»

Ральф У. Эмерсон

Определение. Виды

Поддьяков Н.Н.:

«Эксперимент – это способ материального и мыслительного воздействия человека на реальный и мыслительный объект с целью исследовать его и познать».

 

Саморукова П.Г.: «Опыт (эксперимент) – это наблюдение, которое проводится в специально созданных условиях, включающее преобразование предмета»

 

Особенности детского экспериментирования:

а) для ребенка характерна бескорыстность детского экспериментирования (не смотря на то, что стоит познавательная задача, ребенка привлекает действие)

б) основной мотив детского экспериментирования – это получение нового неожиданного результата.

в) все результаты одинаково важны для ребенка

 

Виды экспериментов

Стихийное экспериметирование Организованное экспериментирование
Любопытство, переходящее в познавательный интерес Под контролем взрослого

 

Значение опытов

Главное – показать ребенку, что мир познаваем.

  1. Способствует развитию познавательного интереса в природе
  2. Происходит развитие наблюдательности
  3. Развивается мыслительная деятельность (ребенок учится анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы)
  4. Ребенок учится устанавливать причинно-следственные связи
  5. Урановских Г.В.: «Основой творчества является экспериментирование»

 

Методика управления детским экспериментированием

  • В основном организуется в старшем дошкольном возрасте.

В младшей и средней группе воспитатель использует лишь поисковые действия (частичное экспериментирование)

Например: «Посидите тихо, дети, я поскребу по стулу и мы посмотрим, что сделает наш зверек… что он сделал? (повернул голову, навострил уши)»

 

Гипотезу выдвигает взрослый, а ребенок ее подтверждает или отвергает.

 

  • Опыт может проводиться, если у детей есть достаточно знаний о каком-либо объекте
  • Детям должна быть понятна цель и задача
  • Проводя опыт нельзя наносить ущерб всему живому –
  • ВСЕ ЖИВОЕ ДОЛЖНО ОСТАТЬСЯ ЖИВЫМ!
  • дети должны самостоятельно производить действия в опыте (подбирать оборудование, поливать водой и др.)
  • в опыте уравниваются все условия КРОМЕ ОДНОГО ЗНАЧЕНИЯ, КОТОРОЕ И БУДЕМ ПРОВЕРЯТЬ
  • все гипотезы достойны внимания (записать все гипотезы)
  • организовать длительное наблюдение
  • организовать фиксирование результатов (первичных, промежуточных, итоговых)

 

Структура эксперимента

1. Цель

2. Постановка познавательной задачи перед детьми

а) прямая постановка задачи (нам нужно узнать… нам нужно выяснить…)

б) игровая или с помощью действия

в) косвенная постановка задачи (мне дали задание выяснить…)

г) заведомо неправильная гипотеза (выдвижение идеи от обратного)

3. выдвижение гипотез и предположений детьми (если не выдвигается правильная гипотеза, ее выдвигает воспитатель)

4. создание условий для преобразующих действий (а что нам нужно, для того, чтобы это проверить?)

5. организация самих действий (участие в опыте всех детей)

6. наблюдение (кратковременное/длительное)

7. вывод, умозаключение (может совпадать с фиксированием результатов)

 

Примерная тематика опытов

1. Опыты с предметами неживой природы

Выявление свойств и качеств снега, льда, песка, глины, воды

 

2. Опыты с растениями

Знакомство детей с условиями, необходимыми для жизни растений (без воды семена погибли, а с водой - выросли)

 

3. Опыты с животными

Выявление действия органов чувств животных

 

3.3.6. Образец написания (планирование)

 

Тема: «Опыт с животными для выявления действия органов чувств животных»

1. цель - определить хорошее ли обоняние у хомяка - сформировать у детей понятие, какой корм любит хомячок.  
2. постановка задачи перед детьми Разговор с Чиполлино о его друге хомячке  
3. выдвижение предположений   - семена - морковь - мясо
4. Создание условий Хомяк
5. Организация самих действий Все дети смотрят на хомяка, которого воспитательница внесла в группу в клетке
6. Наблюдение Дети смотрят, что ест хомяк (семена, морковь, мясо – завернуты в тонкую салфетку, чтобы хомяк не видел еду)
7. Вывод Обсуждение, что ест хомяк и хорошее ли у него обоняние

 

Тема: «Везде ли есть воздух?» (старшая группа)

1. Цель Подвести детей к выводу о том, что воздух есть везде:…
2. Постановка задачи перед детьми Незнайка: «Все говорят воздух, воздух, а я его никогда не видел, где он?»
3. Выдвижение гипотез - в почве - в воде - в группе - на улице - в резиновой игрушке - в шкафу - в шапке - во мне, человеке
4. Создание условий Что нам понадобится, чтобы это проверить? а) кусочек земли б) банка с водой (можно подуть из трубочки) в) дети помашут на себя рукой г) -//- д) тазик с водой – нажать на игрушку е) надуваем воздушный шарик
5. Организация детей Каждый ребенок организует какое-либо действие
6. Наблюдение Смотрим, что получилось
7. Вывод Обсуждение, где есть воздух

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: