Л.Д. АЛФЁРОВА
РЕЧЕВОЙ ТРЕНИНГ:
ДИКЦИЯ И ПРОИЗНОШЕНИЕ
Пособие для самостоятельной работы
ОТ АВТОРА
Десятки юношей и девушек ежегодно приходят в «Абитуриент-класс» Санкт-Петербургской академии театрального искусства. На занятиях по сценической речи они с удивлением узнают, что их голоса, дикция, произношение далеки от совершенства. Первый шок сменяется тревожными вопросами: а возьмут ли на актерский курс с дикционными дефектами? А как исправить речевые недостатки? А где взять литературу по исправлению говоров? Можно ли улучшить речь, занимаясь самостоятельно?
Данное пособие является в какой-то мере ответом на некоторые из этих вопросов. Пособие состоит из двух частей.
Часть I – Дикционный тренинг.
Часть II – Исправление говоров.
Предложенные комплексы упражнений по дикции помогут исправить наиболее часто встречающиеся в речи дефекты звукопроизношения и улучшить внятность и разборчивость речи.
Методические рекомендации по исправлению говоров помогут разобраться в этом сложном явлении русского национального языка и подскажут направление в работе по устранению говорных отклонений в произношении.
При написании данного пособия автор опирался на многолетний теоретический и практический опыт педагогов кафедры сценической речи Санкт-Петербургской академии театрального искусства, и особенно на богатейший педагогический опыт своего Учителя – профессора, Заслуженного деятеля искусств России Александра Николаевича Куницына.
Глубокую признательность автор выражает профессору кафедры сценической речи Н.А. Латышевой за ценные предложения и замечания, сделанные ею в процессе подготовки пособия.
|
ДИКЦИОННЫЙ ТРЕНИНГ
«Дикция – вежливость актера», – произнес когда-то знаменитый французский актер Коклен-старший. Это выражение можно отнести к любому человеку, для которого важен процесс общения без переспросов и недопониманий. Внятная, разборчивая речь – это вежливость любого говорящего по отношению к слушающему.
Навыки правильной речи формируются в раннем детстве и во многом зависят от влияния окружающих – ребенок учится говорить на примере речи своих родителей и других взрослых. Если речевая среда, в которой рос ребенок, была неблагоприятной, то, входя во взрослую жизнь, человек довольно часто испытывает дискомфорт в процессе говорения и различные психологические зажимы в общении, особенно если в речи имеются серьезные дикционные недостатки.
Каждый звук, входящий в состав слова, принимает участие в передаче содержания слова, его значения и смысла, поэтому так важно научиться говорить без искажений звуков русской речи.
Хорошая дикция во многом зависит от правильной артикуляции, т.е. от движения произносительных органов, к которым относятся язык, губы и челюсти (зубы). Эти органы являются активными артикуляторами в отличие от альвеол (бугорки за зубами), твердого и мягкого нёба, которые тоже участвуют в звукопроизношении, но пассивно.
Дефекты дикции могут быть связаны с недостатками строения произносительных органов речевого аппарата. Это так называемые органические нарушения. К ним относятся:
1.Недостатки языка:
а) слишком большой, неповоротливый язык, или слишком узкий, маленький, что затрудняет правильную артикуляцию;
|
б) укороченная уздечка языка (подъязычная связка), мешающая языку высоко подниматься для произнесения звуков верхнего ряда, например: ш, ж, д.
2. Недостатки, связанные со строением челюстей и зубов:
а) неправильный прикус (промежуток между зубами при смыкании челюстей);
б) большие расщелины между зубами.
3. Недостатки, связанные с неправильным строением нёба («готическое» нёбо).
4. Недостатки губ: например, толстые губы, часто с отвислой нижней губой, укороченная или удлиненная верхняя губа, – эти недостатки затрудняют четкое произношение.
Для развития правильной речи необходим полноценный слух. Благодаря слуховому контролю человек замечает ошибку и может исправить ее. Недостатки слуха – тугоухость, неразвитость речевого (фонематического) слуха – также приводят к косноязычию.
Все перечисленные органические нарушения необходимо исправлять у врачей-специалистов и не надеяться на стопроцентное улучшение дикции с помощью тренинга.
Дикционный тренинг поможет решить другие задачи – исправить недостатки звукопроизношения и улучшить разборчивость речи у людей, имеющих функциональные нарушения произношения.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫДИКЦИОННЫХ НЕДОСТАТКОВ
(Функциональные нарушения произношения)
Существует большое количество дикционных недостатков, не связанных с органической основой. Это так называемые функциональные нарушения.
С чем же связаны дикционные недостатки, если нет никаких дефектов артикуляционного аппарата? Что является причиной плохой дикции?
|
Во-первых, это вялая артикуляция, т.е. недостаточная подвижность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти;
во-вторых, это искажение звуков, т.е. неточное выговаривание звуков русской речи, например: картавость или шепелявость;
в-третьих, это отсутствие звуков, т.е. выпадение звуков в начале, середине или конце слов. Например: вместо ткёт ткач ткани – кёт кач кани, вместо слушай – сушай, вместо шар – ша и т.п.;
в-четвертых, это замена звука, когда один звук заменяется другим, имеющимся в системе языка. Например: вместо молоко – мовоко;
в-пятых, это слабое дыхание, т.к. при недостаточной энергии выдоха концы слов во фразе не слышатся из-за неозвученности последних звуков. Активность артикуляторов, в особенности губ и языка, также невозможна при слабом дыхании.
Ясность и разборчивость речевого потока обеспечивают согласные звуки, они образуют как бы каркас нашей речи. Если без гласных звуков речь немелодична или неблагозвучна, то без точных согласных звуков речь непонятна, бесформенна.
«Гласные – река, согласные – берега», – писал К.С. Станиславский. Точность произношения согласных – основная задача в работе над дикцией.
СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ
Все согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие согласные произносятся при участии голоса, глухие – без голоса.
Звонкие: б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р
Глухие: п, ф, к, т, ш, с, х, ч, ц, щ
Согласные звуки могут быть соотнесены по твердости – мягкости: б–б', в–в', г–г', д–д', ж–ж', з–з', к–к', л–л', м–м', н–н', п–п', р–р', с–с', т–т', ф–ф', х–х', ш–ш'. (В логопедической литературе мягкость согласного звука обозначается апострофом (') – надстрочным знаком в виде запятой.)
Звуки ц, ч, щ – парного варианта не имеют.
Звук Ц всегда произносится твердо:
Цирк – ц(ы)рк, Цезарь – Ц(э)зарь
Звуки Ч и Щ всегда звучат мягко: чай – ч(я)й, пощада – пощ(я)да.
По тому, как согласные звуки воспринимаются на слух, их делят на следующие группы:
Звуки Ж, Ш, Ч, Щ – шипящие
Звуки С, З, Ц – свистящие
Звуки Л, М, Н, Р – сонорные (звучные)
По месту образования остальные согласные можно определить так:
Звуки П – Б – губные
Звуки В – Ф – губно-зубные
Звуки К, Г, X – заднеязычные
Звуки Т, Д – переднеязычные
В соответствии с характером дефекта произношения согласных звуков в логопедии выделяются следующие виды функциональных нарушений:
1. Сигматизм (от названия греческой буквы сигма, обозначающий звук С) – недостатки произношения свистящих с – с', з – з', ц и шипящих (шипящий сигматизм) ш, ж, ч, щ звуков. Это один из самых распространенных видов нарушения произношения.
2. Ротацизм (картавость) – недостатки произношения звуков р и р'.
3. Ламбдацизм – недостатки произношения звуков л и л'
4. Дефекты смягчения согласных Т' и Д':
тсякание – звука Т'
дзяканье – звука Д'.
Эти функциональные нарушения можно устранить с помощью специальных упражнений дикционного тренинга.