Тема 4
Проблемы детского изобразительного творчества
1. Детский рисунок как продукт художественного творчества.
2. Стадии развития детского рисунка.
3. Этапы творческого акта в изобразительной деятельности дошкольника.
4. Факторы, определяющие своеобразие детского художественного творчества.
Стадии развития детского рисунка.
И хотя у восприятия и представления одна природа — зрительный образ предмета, однако в действительности ребенок рисует что-то другое. И это не то что рисует взрослый.
В развитии навыков рисования имеются возрастные стадии. Например, рисунок пятилетнего ребенка, интеллектуальное развитие которого соответствует его возрасту, коренным образом отличается от рисунка четырехлетнего. Ниже нами описаны основные стадии развития детского рисунка. Несомненно, что их необходимо учитывать при интерпретации не только рисунков, входящих в батарею тестов, для оценки уровня интеллектуального развития, но и при интерпретации всех рисунков детей. Однако соотнесение рисунков современных детей с приведенной ниже возрастной периодизацией может породить множество вопросов у экспериментаторов, в чью сферу деятельности входит наблюдение за развитием графических навыков у детей. Ниже мы вернемся к этому вопросу.
Ребенок, совершенствуя графические навыки, проходит следующие стадии развития своего рисунка: марание, примитивные изображения, схематические изображения, правдоподобные изображения, правильные изображения [55-56].
Стадия «марания» (2—3 года). Ребенок еще не пробует создать определенный образ, он подражает действиям взрослых. Рисование на этой стадии фактически заключается в играх с карандашом, причем далеко не всегда эти игры предполагают наличие бумаги. Ребенку нравится сам процесс появления линий или каракулей. Часто эту стадию сравнивают со стадией «гуления», когда задолго до появления речи ребенок на все лады пробует произносить различные звуки и их сочетания, осваивая таким образом звукопроизношение. Фаза марания является довольно продолжительной и неоднородной. Внутри нее можно выделить ряд этапов: подражание движениям взрослых, разглядывание каракулей, пред- фаза каракулей, по Кершенштейнеру, рисование линий, повторяющиеся каракули, орнамент, появление изображения.
|
В какой-то момент внимание ребенка фиксируется на собственном рисунке, который ему кажется знакомым, похожим на какой-то из окружающих предметов. С этого момента ребенок пытается повторить случайное изображение и старается изобразить на бумаге что-то определенное. Таким образом, наступает стадия примитивных изображений. Она соответствует возрасту приблизительно 3—4 года. К этому времени у ребенка появляется возможность, сочетая различные линии и каракули, получать сплошные пятна, рисовать всевозможные формы, наделять нарисованное определенным смыслом. Посторонний наблюдатель, как правило, еще не может без помощи автора понять смысл нарисованного. Рисунки очень несовершенны, в них часто нет ожидаемых деталей, поскольку ребенок еще технически не может воспроизвести то, что воспринимает. При этом важно отметить, что первые каракули не являются попыткой изображения конкретного объекта, скорее это попытка создать что-то видимое, чего не было раньше. Увидев сходство случайно получившейся фигуры с конкретным образом, занимающим его в данное время, ребенок называет получившуюся форму этим образом. Например, девочка 3 лет нарисовала круг, который получился на верхней половине листа. Рисунок был сделан в период рождественских праздников, вероятно, это и послужило темой названия рисунка. Девочка стала говорить, что на рисунке изображен Бог. Ребенок к этому возрасту осваивает процесс рисования неровных кругов, углов, линий, многоугольников. Стадия примитивных изображений соответствует приблизительно 3-4 годам ребенка. На рис. 3.1 изображена лошадка, нарисованная ребенком 4 лет, иллюстрирующая начало стадии схематического изображения.
|
3. Стадия схематического изображения начинается приблизительно в возрасте 4-5 лет и длится, по разным данным, до 8-9 лет. Первые схемы очень примитивны: например, человек может изображаться в виде круга (голова) и отходящих от него линий (ноги). По мере развития интеллекта и графических навыков схемы усложняются. В рисунке человека появляются туловище и руки, позднее — шея. Лицо человека приобретает кроме достаточно рано появившихся глаз и рта нос, позднее — уши. Возникают детали, которые не всегда видны в реальности, например зубы. Уже в схематических изображениях человека появляются некие аксессуары, дополняющие образ, — шляпа, бант, сигарета. Одежда очень долго бывает представлена в основном пуговицами. Первые изображения человека в профиль тоже относятся к данному периоду. Зачастую только часть изображения нарисована в профиль, а остальная часть — анфас. Для таких рисунков характерно изображение деталей, которые не могут быть видны в профиль, или удвоение некоторых частей рисунка (рта, носа).
|
В этот период в изображениях людей и животных пропорции не соблюдаются, все они производят впечатление «головастиков». Схемы, по которым рисуются животные и люди, являются неопределенными, и понять, кто конкретно изображен на рисунке, бывает трудно. Рисунки детей этого возраста чаще всего содержат изображения людей и животных, остальные предметы, как правило, возникают на рисунках только постольку, поскольку имеют отношение к главным объектам. Интерес детей этого возраста настолько привлечен к одушевленным предметам, что даже изображения статичных неодушевленных предметов часто приобретают признаки, характеризующие способность к движению. Стадия схематических изображений тоже довольно неоднородна. Рисунки, нарисованные в начале и в конце стадии, сильно отличаются друг от друга. Рисунок Леры С. 4 лет (рис. 3.2) относится к начальному этапу фазы схематических изображений и представляет собой целых три схематичных изображения. На нем нарисован папа с двумя дочерьми. На этих схематических рисунках из усложняющих элементов присутствуют только косички у девочек и пальцы на руках и ногах у папы. Этот рисунок значительным образом отличается от ее же рисунка, где она в возрасте 5 лет изображает своего папу, работающего в воображаемой лаборатории по производству кетчупа (см. рис. на обложке). Рисунок Милы С. 4 лет (на обложке) также иллюстрирует стадию схематических изображений. На нем изображены танцующая пара и единственный предмет окружающей действительности — лестница.
Таким образом, рисование на данном этапе обеспечивает упражнение в символическом представлении заместителей реальных предметов, стимулируя интеллектуальное развитие и обогащая речь.
4. Главная особенность стадии правдоподобных изображений — постепенный отказ от схемы и воспроизведение реалистичных предметов. Изображения становятся более детальными, приобретают конкретность: у дома появляются крыльцо, дверь, крыша, окна и цветы на подоконнике, человек может быть изображен занимающимся каким-то видом деятельности. В рисунке появляются попытки повествовательного изображения. В связи с этим значительно многообразнее становятся темы рисунков. Например, это может быть иллюстрация сюжета сказки. Рисунок включает в себя изображение внутреннего интерьера замка, в котором происходят события с изображением действующих лиц, занятых различными видами деятельности. Отличительной особенностью рисунков данного типа является то, что в них, как правило, нет исправлений. Работа над неудачным рисунком либо прекращается и рисуется новый, либо к несовершенному рисунку присоединяются новые и новые детали, иллюстрирующие возникающие ассоциации ребенка. На этой стадии сам процесс рисования гораздо более значим для ребенка, чем выполнение определенной задачи изображения. На рисунке Милы С. 6 лет (см. рис. на обложке) изображено целое сюжетное повествование. Собака, живущая в конуре, расположенной справа, позвала кошку в гости на пирожки. Кошка пообещала зайти после прогулки. Собака пригласила кошку приходить, когда запах пирожков проникнет к ней в комнату. На рисунке изображено множество значимых для повествования деталей, например флаги государств (кошка — француженка, а собака — россиянка и москвичка). Хозяйка собаки показана в профиль.
5. Завершает процесс развития графических навыков стадия правильного изображения. Несмотря на то что уровень воспроизведения образов на этой стадии различен у разных людей и зависит от множества факторов, рисунки на данной стадии в значительной мере теряют детскость.
3. Этапы творческого акта в изобразительной деятельности дошкольника.
Как же ребенок создает художественный образ?
Для ответа на поставленный вопрос обратимся сначала к зрелой деятельности.
Что побуждает художника к созданию произведений искусства? Безусловно, существует система мотивов. Могут присутствовать мотивы материального и социального порядка, например запросы потребителя, иногда не совпадающие с потребностями самого художника, и множество других. Однако главный, доминирующий мотив этой деятельности - стремление художника выразить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. При этом он может испытывать чувства самого разного качества и уровня: удивление, восхищение, восторг или боль, негодование и т.п.
Художник хочет не просто выразить свои чувства, но вызвать соответствующие чувства и мысли у зрителя: призвать его к сопереживанию, со-радости, со-гордости или вызвать огорчение, чувство возмущения, негодования. Для чего? Чтобы через людей, через их чувства, мысли, а затем и поступки изменять мир. Это -основной мотив художественно-творческой деятельности. Поэтому художник хочет быть понятым и принятым его сообществом.
Сколько трагических судеб, порожденных непониманием, неприятием, непризнанием, знают история и современность художественного мира!
Чем талантливее художник, чем масштабнее и глубже его личность, ярче индивидуальность, тем более насущные проблемы и темы он поднимает, тем более точные, выразительные и своеобразные средства, способы их воплощения находит.
Другим, не менее важным мотивом, нередко тесно связанным с вышеназванным, являются любовь к данному виду деятельности, потребность в творчестве, в творческой самореализации.
Побуждаемый какими-то мотивами, художник ставит перед собой конкретную цель: написать картину. Поставив соответствующую цель, художник организует свою деятельность, направленную на ее достижение. Часть действий, реализующих деятельность, носит ориентировочный характер. К ним относятся восприятие, замысливание образа, контрольно-оценочные действия. Ориентировочные действия направлены на анализ ситуации, на поиск пути решения задачи. Благодаря им создается образ в плане представления. Существенная часть деятельности реализуется непосредственно исполнительскими, изобразительными действиями. С их помощью воплощается замысел.
Все ориентировочные и исполнительные действия находятся во взаимосвязи, взаимодополнении. Как они представлены и реализуются в творческом процессе?
Применительно к зрелой художественной деятельности выявлена примерная модель творческого акта, в результате которого создается художественный образ.
Как правило, процессу творчества предшествует длительный период накопления впечатлений об окружающем мире. Это период восприятия, наблюдения, анализа явлений, событий, осознание собственного отношения к ним. Художник, как и любой человек, черпает информацию об окружающем из разных источников. Изучая жизнь, он не остается беспристрастным наблюдателем. Чем богаче, глубже личность художника, тем более неравнодушен он к тому, что видит и знает. Художник может испытывать разные по характеру (позитивные и негативные), силе, глубине, степени осознанности чувства. Такое интеллектуально-эмоциональное восприятие мира рождает потребность выразить свое отношение. В отличие от остальных людей художник выражает себя средствами того или иного искусства, в художественных образах. Личностное отношение художника к миру - непременное условие искусства. Художественный образ - это всегда сплав объективных сторон явлений действительности и индивидуальности художника, неповторимости его внутреннего мира. Итак, окружающий мир и деятельность человека рождают эмоционально-интеллектуальный опыт художника, который и служит источником идей и художественных замыслов.
Возникшее желание выразить мысль, идею и чувство требует конкретного воплощения в художественном образе. Сначала появляются замысел, представление результата работы, некоторых способов ее воплощения. А.П.Чехов сравнивал замысел с чуть забрезжившим ранним рассветом, когда писатель, художник еще сам не знает, что из этого выйдет. Толчком для появления конкретного замысла может быть случайный момент. Известно, что у В.И.Сурикова замысел картины «Боярыня Морозова» возник, когда тот увидел ворону на снегу. Черная ворона на белом снегу подсказала образ, композицию картины. И таких примеров множество. Объединяет их способность художника видеть в обычном необычное. Это особенность продуктивного воображения, отмеченная психологами: «...в воображении происходит слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого, воображение осуществляет своеобразный отлет от действительности, т.к. он позволяет соединять предметное содержание разлитых объектов»'. Эта особенность проявляется в метафорах, символах и т. п.
Следующий этап - «вынашивание замысла», в процессе которого идут дальнейшая разработка содержания, поиск художественной формы. Этот период может быть и длительным, и очень коротким. Художник стремится приобрести дополнительную информацию из разных источников (литература, архивные материалы, встречи и беседы с людьми, наблюдения). Нередко на этом этапе работы он использует собственные исполнительские действия:' зарисовки, эскизы. Все мысли и чувства художника подчинены определенной цели, и в итоге это вызывает у него яркое видение образа, идет интенсивная работа воображения.
В процессе художественного творчества активизируется личность художника в целом. Психологи отмечают включенность в воображение всего опыта субъекта: перцептивного, абстрактно-логического, эмоционально-чувственного. Благодаря восприятию возможно приобретение информации, благодаря памяти - ее сохранение, накопление. В нужный момент эта информация актуализируется. Без мышления невозможны анализ, отбор информации, целенаправленное оперирование представлениями, а без воображения вообще невозможно творчество.
Следующий этап творческой деятельности - «исполнение, реализация замысла». Суть его - в переводе представления в конкретный образ. Процесс этот нельзя назвать только репродуктивным. В это время продолжается активная работа воображения, представление уточняется, дополняется, обогащается, детализируется. Процесс воплощения, анализ и оценка получаемого образа влияют на содержание замысла. Он может сильно меняться, корректироваться. И.Е.Репин признавался, что когда писал портрет соседки, то думал о ней как о милом и приятном человеке, а на портрете вышла ханжа и лицемерка.
В литературе описывается способность у О.Бальзака до галлюцинаций видеть образ, который он создавал. Такая способность «вживаться» в художественный материал, в создаваемые образы накладывает отпечаток на поведение, настроение, чувства автора. Художник Ю.М. Непринцев специально прибегал к приему «психологического проигрывания» ролей тех персонажей, кого изображал. Это помогало ему вживаться, перевоплотиться в образ и тогда легче было найти средства для его выражения. Однако художественное перевоплощение, наглядное видение образа -реакция, всегда контролируемая сознанием. Об этом писали Ф.И.Шаляпин, К.С.Станиславский и др. «Живое» видение образа в творческом акте входит в структуру целенаправленной работы воображения.
Процесс творчества связан с чувствами. Отмечаемая психологами взаимосвязь, взаимовлияние воображения и чувств (Л. С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, П. М.Якобсон, В.К.Вилюнас и др.) особенно ярко проявляются в творческой деятельности.
Процесс творчества сопровождают разные по силе чувства. От легкого волнения до глубоких, сильных переживаний и даже аффектов. Именно на этом этапе творчества к художнику нередко приходит вдохновение. Состояние, при котором обостряются чувства, проясняются мысли, когда пишется легко, как бы само собой. В минуты особого накала чувств человек делает неожиданные моментальные открытия, интуитивно решает творческую задачу. Как правило, художник (ученый) не может объяснить, как произошло «прозрение», открытие, пришло именно это решение. Явление интуиции мало изучено. Определенно ясно, что интуитивное решение возможно только в структуре целенаправленного поиска путей решения задачи, нередко длительного и мучительного. Оно проявляется в системе логических рассуждений, но в условиях субъективно или объективно неполной информации. Эта познавательная способность, когда воображение мгновенно отбирает единственно верный вариант решения. Предполагается, что в условиях особой напряженности, сосредоточенности мыслей и особенно чувств на решении задачи неожиданно актуализируется материал из сферы неосознанного опыта. Знание нередко накладывает запрет на нестандартное решение, вернее, встает на пути к нестандартному решению. Поэтому интуитивное решение приходит иногда и в состоянии заторможенного сознания, например во сне.
Известный психотерапевт В.Райков, исследования и практическая деятельность которого посвящены мобилизации творческих потенций человека в состоянии гипноза, также отмечает большую роль в творчестве интуиции (невербального момента). Он считает, что интуиция является более древней в эволюции человека и потому дает более богатые ассоциации, чем сознание, что и проявляется в творчестве. Потому он широко использует в своем методе невербальные приемы активизации творческих потенций человека, в частности музыку. Для этого им разработана специальная программы творческого гипноза с применением музыки'. Однако интуиция, как правило, помогает только при условии предварительного упорного, страстного поиска человеком ответа на решаемый вопрос или при сильном накале чувств.
При всем разнообразии внешнего выражения связь воображения с эмоциями и чувствами несомненна.
Эмоции и чувства порождаются не только содержанием образа, но и удовлетворением или неудовлетворением художника формой его воплощения. Эмоции успеха рождают чувство любви к деятельности, к самому процессу творчества, радости от конкретной возможности реализовать себя, свои устремления.
Не случайно одной из функций воображения, выделенных в психологии, является защитная функция. Она обусловлена связью воображения с эмоциональной сферой личности. Процесс создания нового образа, предмета и т.п. снимает у человека вынужденное напряжение. Именно поэтому художественная деятельность входит в систему лечения, применяемую психотерапевтами.
Процесс реализации замысла может быть длительным. Классический пример этому - творчество художника А.А.Иванова, писавшего картину «Явление Христа народу» около тридцати лет. Но существует также масса примеров быстрого протекания этого периода. Иногда под воздействием внешней ситуации (особая общественная необходимость) и сильнейшей эмоциональной реакции художника или его особого интереса к теме резко сокращается процесс исполнительства. На длительность воплощения образа могут влиять и личностные особенности, темперамент художника.
Последний этап - окончательная оценка полученного результата и его доработка, если в этом есть необходимость. Художник, получив результат и не будучи удовлетворен, а может быть, под влиянием сильного увлечения пытается переработать образ. Известен факт, когда П.М.Третьяков, купив картины И.Е.Репина и экспонируя их в своей галерее, распорядился не пускать туда художника, так как тот не раз пытался переписывать свои полотна. Нередко пристрастие к теме, образу находит отражение в неоднократном вариативном копировании первоначального образа самим художником. Такова примерная структура зрелой творческой изобразительной деятельности.
Освоение изобразительной деятельности ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: мотивами, целеполаганием, действиями и операциями. Чтобы понять специфику творческого процесса у детей, педагоги-исследователи сравнили его с творчеством взрослых (Н. П. Сакулина, Н. Б. Хале-зова, Н.А.Ветпугина и др.). Безусловно, и у ребенка основой для возникновения творческих замыслов являются окружающий мир, впечатления дошкольника о природе, рукотворных предметах, людях и т.д. Почти все исследователи детского творчества подчеркивают его реалистическую основу (Л. С. Выготский, Е. И. Игнатьев, Е.А.Флерина, Г.В.Лабунская, Н. П. Сакулина и др.). На истоках детского творчества следует остановиться особо.
Эмоционально-интеллектуальный опыт детей, складывающийся в процессе общения с миром, отражается в специфических моделирующих видах деятельности, игре, изодеятельности, конструировании и др. К сожалению, в практике обучения детей этот фактор слабо учитывается.
Процесс творчества у дошкольника своеобразен. Формирующаяся в игре знаковая функция (в основе которой замещение одних предметов другими) помогает ребенку понять, а затем и использовать свои каракули как заместители предметов и явлений окружающего мира. Дело в том, что, рисуя, малыш реализует те же мотивы, что и в игре. Только в качестве игрушки при этом использует каракули, рисунки-«схемы». Потребность рассказать о переживаемом изобразительным языком, понятным для окружающих, привлекая их к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех «этапов творческого процесса. Так, этап появления, замысла характерен и для деятельности дошкольника. Однако развивается, развертывается он не предварительно, а в процессе исполнительской части деятельности.
Как это можно объяснить? Отсутствие предварительного замысла, конечно, - показатель непроизвольности всех психических процессов, несовершенства изобразительной деятельности в силу ее новизны и сложности. Но в большей степени - это проявление игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл рисования для ребенка - рисовать-играть, а не рисовать-изображать, ему важен процесс деятельности, а результат - только как необходимость, как условие, средство осуществления игры, как своеобразная полуготовая игрушка. Л.С.Выготский обращал внимание на сходство любого вида детского творчества с игрой. Эта тенденция сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста, транс формируясь, органично вплетаясь в собственно изобразительную деятельность, не мешая ее становлению. Это свидетельствует о действенности игровых мотивов в жизнедеятельности дошкольника.
Интересно отметить, что при появлении общественно направленных мотивов деятельности, предназначении художественного результата (рисунка) для других людей игра не исчезает. Оба вида (рисование-игра, рисование-изображение) могут сосуществовать в деятельности одного ребенка. Когда малыш рисует-играет для себя, его рисунок обычно схематичен, невыразителен. А рисуя для других, этот же ребенок выполняет выразительный и грамотный рисунок. В этом случае в процессе реализации замысла идет поиск адекватных способов изображения.
Умение предварительно замысливать образ формируется под влиянием взрослых в процессе обучения. В естественном развитии замысла такой этап может не появиться в деятельности дошкольника. Внешне наиболее ярко представлен этап одновременного развития и исполнения замысла. Ребенок, как правило, сопровождает рисунок речью, а иногда планирует его (поделку) с помощью речи. Чем более малыш заинтересован образом, тем ярче это проявляется в его речи и игровых средствах воплощения образа.
В деятельности ребенка есть и этап завершения работы, однако он, как правило, не связан с доработкой образа.
Таким образом, в деятельности дошкольника представлены все этапы, но они сокращены по времени, а замысливание и реализация замысла совмещены.
Известный ученый Н.А.Ветлугина рекомендует использовать для определения продукта детской деятельности термин «художественный образ». Исследователь детской изобразительной деятельности Н. П.Сакулина ввела другой термин: «художественно-выразительный образ».
Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что при всем сходстве продукты и процессы деятельности взрослых и детей отличаются существенно. Поэтому термин, предложенный Н. П.Сакулиной и обозначающий детскую продукцию, более точен.
Каков может быть педагогический вывод из вышеизложенного?
Развивая детскую изобразительную деятельность, необходимо учитывать ее объективные особенности, в частности последовательность и своеобразие этапов творческого процесса'.