Стадии развития детского рисунка.




Тема 4

Проблемы детского изобразительного творчества

1. Детский рисунок как продукт художественного творчества.

2. Стадии развития детского рисунка.

3. Этапы творческого акта в изобразительной деятельности дошкольника.

4. Факторы, определяющие своеобразие детского художественного творчества.

 

Стадии развития детского рисунка.

И хотя у восприятия и представления одна природа — зрительный образ предмета, однако в действительности ребенок рисует что-то другое. И это не то что рисует взрослый.

В развитии навыков рисования имеются возрастные стадии. Напри­мер, рисунок пятилетнего ребенка, интеллектуальное развитие которого соответствует его возрасту, коренным образом отличается от рисунка че­тырехлетнего. Ниже нами описаны основные стадии развития детского рисунка. Несомненно, что их необходимо учитывать при интерпретации не только рисунков, входящих в батарею тестов, для оценки уровня ин­теллектуального развития, но и при интерпретации всех рисунков детей. Однако соотнесение рисунков современных детей с приведенной ниже возрастной периодизацией может породить множество вопросов у экспе­риментаторов, в чью сферу деятельности входит наблюдение за развити­ем графических навыков у детей. Ниже мы вернемся к этому вопросу.

Ребенок, совершенствуя графические навыки, проходит следующие стадии развития своего рисунка: марание, примитивные изображения, схематические изображения, правдоподобные изображения, правиль­ные изображения [55-56].

Стадия «марания» (2—3 года). Ребенок еще не пробует создать определенный образ, он подражает действиям взрослых. Рисование на этой стадии фактически заключается в играх с карандашом, причем далеко не всегда эти игры предполагают наличие бумаги. Ребенку нравится сам процесс появления линий или каракулей. Часто эту стадию сравнивают со стадией «гуления», когда задолго до появления речи ребенок на все лады пробует произносить различные звуки и их сочетания, осваивая таким образом звукопроизношение. Фаза марания является довольно продолжительной и неоднородной. Внутри нее можно выделить ряд эта­пов: подражание движениям взрослых, разглядывание каракулей, пред- фаза каракулей, по Кершенштейнеру, рисование линий, повторяющиеся каракули, орнамент, появление изображения.

В какой-то момент внимание ребенка фиксируется на собственном рисунке, который ему кажется знакомым, похожим на какой-то из окружающих предметов. С этого момента ребенок пытается повторить случайное изображение и старается изобразить на бумаге что-то определенное. Таким образом, наступает стадия примитивных изображений. Она соответствует возрасту приблизительно 3—4 года. К этому времени у ребенка появляется возможность, сочетая различные линии и каракули, получать сплошные пятна, рисовать всевозможные формы, наделять нарисованное определенным смыслом. Посторонний наблюдатель, как правило, еще не может без помощи автора понять смысл нарисованного. Рисунки очень несовершенны, в них часто нет ожидаемых деталей, поскольку ребенок еще технически не может воспроизвести то, что воспринимает. При этом важно отметить, что первые каракули не являются попыткой изображения конкретного объекта, скорее это попытка создать что-то видимое, чего не было раньше. Увидев сходство случайно получившейся фигуры с конкретным образом, занимающим его в данное время, ребенок называет получившуюся форму этим образом. Например, девочка 3 лет нарисовала круг, который получился на верхней половине листа. Рисунок был сделан в период рождественских праздников, вероятно, это и послужило темой названия рисунка. Девочка стала говорить, что на рисунке изображен Бог. Ребенок к этому возрасту осваивает процесс рисования не­ровных кругов, углов, линий, многоугольников. Стадия примитивных изображений соответствует приблизительно 3-4 годам ребенка. На рис. 3.1 изображена лошадка, нарисованная ребенком 4 лет, иллюстри­рующая начало стадии схематического изображения.

3. Стадия схематического изображения начинается приблизительно в возрасте 4-5 лет и длится, по разным данным, до 8-9 лет. Первые схемы очень примитивны: например, человек может изображаться в виде круга (голова) и отходящих от него линий (ноги). По мере развития интеллекта и графических навыков схемы усложняются. В рисунке человека появляются туловище и руки, позднее — шея. Лицо человека приобретает кроме достаточно рано появившихся глаз и рта нос, позднее — уши. Возникают детали, которые не всегда видны в реальности, например зубы. Уже в схематических изображениях человека появляются некие аксессуары, дополняющие образ, — шляпа, бант, сигарета. Одежда очень долго бывает представлена в основном пуговицами. Первые изображения человека в профиль тоже относятся к данному периоду. Зачастую только часть изображения нарисована в профиль, а остальная часть — анфас. Для таких рисунков характерно изображение деталей, которые не могут быть видны в профиль, или удвоение некоторых частей рисунка (рта, носа).

В этот период в изображениях людей и животных пропорции не соблюдаются, все они производят впечатление «головастиков». Схемы, по которым рисуются животные и люди, являются неопределенными, и понять, кто конкретно изображен на рисунке, бывает трудно. Рисунки детей этого возраста чаще всего содержат изображения людей и животных, ос­тальные предметы, как правило, воз­никают на рисунках только постоль­ку, поскольку имеют отношение к главным объектам. Интерес детей этого возраста настолько привлечен к одушевленным предметам, что даже изображения статичных неодушевленных предметов часто приобретают признаки, характеризующие способность к движению. Стадия схемати­ческих изображений тоже довольно неоднородна. Рисунки, нарисованные в начале и в конце стадии, силь­но отличаются друг от друга. Рисунок Леры С. 4 лет (рис. 3.2) относится к начальному этапу фазы схематических изображений и представляет собой целых три схематичных изображения. На нем нарисован папа с двумя дочерьми. На этих схематических рисунках из усложняющих эле­ментов присутствуют только косички у девочек и пальцы на руках и но­гах у папы. Этот рисунок значительным образом отличается от ее же рисунка, где она в возрасте 5 лет изображает своего папу, работающего в воображаемой лаборатории по производству кетчупа (см. рис. на облож­ке). Рисунок Милы С. 4 лет (на обложке) также иллюстрирует стадию схематических изображений. На нем изображены танцующая пара и единственный предмет окружающей действительности — лестница.

Таким образом, рисование на данном этапе обеспечивает упражне­ние в символическом представлении заместителей реальных предметов, стимулируя интеллектуальное развитие и обогащая речь.

4. Главная особенность стадии правдоподобных изображений — постепенный отказ от схемы и воспроизведение реалистичных предметов. Изображения становятся более детальными, приобретают конкретность: у дома появляются крыльцо, дверь, крыша, окна и цветы на подокон­нике, человек может быть изображен занимающимся каким-то видом деятельности. В рисунке появляются попытки повествовательного изображения. В связи с этим значительно многообразнее становятся темы рисунков. Например, это может быть иллюстрация сюжета сказки. Ри­сунок включает в себя изображение внутреннего интерьера замка, в ко­тором происходят события с изображением действующих лиц, занятых различными видами деятельности. Отличительной особенностью рисунков данного типа является то, что в них, как правило, нет исправлений. Работа над неудачным рисунком либо прекращается и рисуется новый, либо к несовершенному рисунку присоединяются новые и новые дета­ли, иллюстрирующие возникающие ассоциации ребенка. На этой ста­дии сам процесс рисования гораздо более значим для ребенка, чем вы­полнение определенной задачи изображения. На рисунке Милы С. 6 лет (см. рис. на обложке) изображено целое сюжетное повествование. Со­бака, живущая в конуре, расположенной справа, позвала кошку в гости на пирожки. Кошка пообещала зайти после прогулки. Собака пригла­сила кошку приходить, когда запах пирожков проникнет к ней в комнату. На рисунке изображено множество значимых для повествования де­талей, например флаги государств (кошка — француженка, а собака — россиянка и москвичка). Хозяйка собаки показана в профиль.

5. Завершает процесс развития графических навыков стадия правиль­ного изображения. Несмотря на то что уровень воспроизведения обра­зов на этой стадии различен у разных людей и зависит от множества факторов, рисунки на данной стадии в значительной мере теряют детскость.

 

3. Этапы творческого акта в изобразительной деятельности дошкольника.

Как же ребенок создает художественный образ?

Для ответа на поставленный вопрос обратимся сначала к зрелой деятельности.

Что побуждает художника к созданию произведений искусства? Безусловно, существует система мотивов. Могут присутствовать мотивы материального и социального порядка, например запросы потребителя, иногда не совпадающие с потребностями самого художника, и множество других. Однако главный, доми­нирующий мотив этой деятельности - стремление художника вы­разить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразив­шему его явлению, событию. При этом он может испытывать чув­ства самого разного качества и уровня: удивление, восхищение, восторг или боль, негодование и т.п.

Художник хочет не просто выразить свои чувства, но вызвать соответствующие чувства и мысли у зрителя: призвать его к сопе­реживанию, со-радости, со-гордости или вызвать огорчение, чувство возмущения, негодования. Для чего? Чтобы через людей, через их чувства, мысли, а затем и поступки изменять мир. Это -основной мотив художественно-творческой деятельности. Поэтому художник хочет быть понятым и принятым его сообществом.

Сколько трагических судеб, порожденных непониманием, неприятием, непризнанием, знают история и современность художе­ственного мира!

Чем талантливее художник, чем масштабнее и глубже его личность, ярче индивидуальность, тем более насущные проблемы и темы он поднимает, тем более точные, выразительные и своеоб­разные средства, способы их воплощения находит.

Другим, не менее важным мотивом, нередко тесно связанным с вышеназванным, являются любовь к данному виду деятельности, потребность в творчестве, в творческой самореализации.

Побуждаемый какими-то мотивами, художник ставит перед собой конкретную цель: написать картину. Поставив соответствующую цель, художник организует свою деятельность, направ­ленную на ее достижение. Часть действий, реализующих деятельность, носит ориентировочный характер. К ним относятся восприятие, замысливание образа, контрольно-оценочные действия. Ориентировочные действия направлены на анализ ситуации, на поиск пути решения задачи. Благодаря им создается образ в плане представления. Существенная часть деятельности реализуется непосредственно исполнительскими, изобразительными действиями. С их помощью воплощается замысел.

Все ориентировочные и исполнительные действия находятся во взаимосвязи, взаимодополнении. Как они представлены и реализуются в творческом процессе?

Применительно к зрелой художественной деятельности выяв­лена примерная модель творческого акта, в результате которого создается художественный образ.

Как правило, процессу творчества предшествует длительный пе­риод накопления впечатлений об окружающем мире. Это период восприятия, наблюдения, анализа явлений, событий, осознание собственного отношения к ним. Художник, как и любой человек, черпает информацию об окружающем из разных источников. Изу­чая жизнь, он не остается беспристрастным наблюдателем. Чем богаче, глубже личность художника, тем более неравнодушен он к тому, что видит и знает. Художник может испытывать разные по характеру (позитивные и негативные), силе, глубине, степени осоз­нанности чувства. Такое интеллектуально-эмоциональное воспри­ятие мира рождает потребность выразить свое отношение. В отли­чие от остальных людей художник выражает себя средствами того или иного искусства, в художественных образах. Личностное отно­шение художника к миру - непременное условие искусства. Худо­жественный образ - это всегда сплав объективных сторон явлений действительности и индивидуальности художника, неповторимости его внутреннего мира. Итак, окружающий мир и деятельность чело­века рождают эмоционально-интеллектуальный опыт художника, который и служит источником идей и художественных замыслов.

Возникшее желание выразить мысль, идею и чувство требует конкретного воплощения в художественном образе. Сначала по­являются замысел, представление результата работы, некоторых способов ее воплощения. А.П.Чехов сравнивал замысел с чуть забрезжившим ранним рассветом, когда писатель, художник еще сам не знает, что из этого выйдет. Толчком для появления кон­кретного замысла может быть случайный момент. Известно, что у В.И.Сурикова замысел картины «Боярыня Морозова» возник, когда тот увидел ворону на снегу. Черная ворона на белом снегу подсказала образ, композицию картины. И таких примеров мно­жество. Объединяет их способность художника видеть в обычном необычное. Это особенность продуктивного воображения, отме­ченная психологами: «...в воображении происходит слияние предметного содержания образа одного объекта с предметным содержанием образа другого, воображение осуществляет своеоб­разный отлет от действительности, т.к. он позволяет соединять предметное содержание разлитых объектов»'. Эта особенность проявляется в метафорах, символах и т. п.

Следующий этап - «вынашивание замысла», в процессе кото­рого идут дальнейшая разработка содержания, поиск художест­венной формы. Этот период может быть и длительным, и очень коротким. Художник стремится приобрести дополнительную ин­формацию из разных источников (литература, архивные материа­лы, встречи и беседы с людьми, наблюдения). Нередко на этом этапе работы он использует собственные исполнительские дейст­вия:' зарисовки, эскизы. Все мысли и чувства художника подчине­ны определенной цели, и в итоге это вызывает у него яркое виде­ние образа, идет интенсивная работа воображения.

В процессе художественного творчества активизируется лич­ность художника в целом. Психологи отмечают включенность в воображение всего опыта субъекта: перцептивного, абстрактно-логического, эмоционально-чувственного. Благодаря восприятию возможно приобретение информации, благодаря памяти - ее со­хранение, накопление. В нужный момент эта информация актуа­лизируется. Без мышления невозможны анализ, отбор информа­ции, целенаправленное оперирование представлениями, а без во­ображения вообще невозможно творчество.

Следующий этап творческой деятельности - «исполнение, реа­лизация замысла». Суть его - в переводе представления в кон­кретный образ. Процесс этот нельзя назвать только репродуктив­ным. В это время продолжается активная работа воображения, представление уточняется, дополняется, обогащается, детализи­руется. Процесс воплощения, анализ и оценка получаемого об­раза влияют на содержание замысла. Он может сильно меняться, корректироваться. И.Е.Репин признавался, что когда писал портрет соседки, то думал о ней как о милом и приятном челове­ке, а на портрете вышла ханжа и лицемерка.

В литературе описывается способность у О.Бальзака до гал­люцинаций видеть образ, который он создавал. Такая способ­ность «вживаться» в художественный материал, в создаваемые образы накладывает отпечаток на поведение, настроение, чувства автора. Художник Ю.М. Непринцев специально прибегал к прие­му «психологического проигрывания» ролей тех персонажей, кого изображал. Это помогало ему вживаться, перевоплотиться в об­раз и тогда легче было найти средства для его выражения. Однако художественное перевоплощение, наглядное видение образа -реакция, всегда контролируемая сознанием. Об этом писали Ф.И.Шаляпин, К.С.Станиславский и др. «Живое» видение об­раза в творческом акте входит в структуру целенаправленной ра­боты воображения.

Процесс творчества связан с чувствами. Отмечаемая психоло­гами взаимосвязь, взаимовлияние воображения и чувств (Л. С. Вы­готский, С.Л. Рубинштейн, П. М.Якобсон, В.К.Вилюнас и др.) осо­бенно ярко проявляются в творческой деятельности.

Процесс творчества сопровождают разные по силе чувства. От легкого волнения до глубоких, сильных переживаний и даже аф­фектов. Именно на этом этапе творчества к художнику нередко приходит вдохновение. Состояние, при котором обостряются чув­ства, проясняются мысли, когда пишется легко, как бы само собой. В минуты особого накала чувств человек делает неожиданные мо­ментальные открытия, интуитивно решает творческую задачу. Как правило, художник (ученый) не может объяснить, как произошло «прозрение», открытие, пришло именно это решение. Явление ин­туиции мало изучено. Определенно ясно, что интуитивное решение возможно только в структуре целенаправленного поиска путей ре­шения задачи, нередко длительного и мучительного. Оно проявля­ется в системе логических рассуждений, но в условиях субъективно или объективно неполной информации. Эта познавательная спо­собность, когда воображение мгновенно отбирает единственно верный вариант решения. Предполагается, что в условиях особой напряженности, сосредоточенности мыслей и особенно чувств на решении задачи неожиданно актуализируется материал из сферы неосознанного опыта. Знание нередко накладывает запрет на не­стандартное решение, вернее, встает на пути к нестандартному ре­шению. Поэтому интуитивное решение приходит иногда и в со­стоянии заторможенного сознания, например во сне.

Известный психотерапевт В.Райков, исследования и практиче­ская деятельность которого посвящены мобилизации творческих потенций человека в состоянии гипноза, также отмечает большую роль в творчестве интуиции (невербального момента). Он считает, что интуиция является более древней в эволюции человека и по­тому дает более богатые ассоциации, чем сознание, что и прояв­ляется в творчестве. Потому он широко использует в своем мето­де невербальные приемы активизации творческих потенций чело­века, в частности музыку. Для этого им разработана специальная программы творческого гипноза с применением музыки'. Однако интуиция, как правило, помогает только при условии предвари­тельного упорного, страстного поиска человеком ответа на ре­шаемый вопрос или при сильном накале чувств.

При всем разнообразии внешнего выражения связь воображе­ния с эмоциями и чувствами несомненна.

Эмоции и чувства порождаются не только содержанием об­раза, но и удовлетворением или неудовлетворением художника формой его воплощения. Эмоции успеха рождают чувство любви к деятельности, к самому процессу творчества, радости от кон­кретной возможности реализовать себя, свои устремления.

Не случайно одной из функций воображения, выделенных в психологии, является защитная функция. Она обусловлена связью воображения с эмоциональной сферой личности. Процесс созда­ния нового образа, предмета и т.п. снимает у человека вынужден­ное напряжение. Именно поэтому художественная деятельность входит в систему лечения, применяемую психотерапевтами.

Процесс реализации замысла может быть длительным. Клас­сический пример этому - творчество художника А.А.Иванова, писавшего картину «Явление Христа народу» около тридцати лет. Но существует также масса примеров быстрого протекания этого периода. Иногда под воздействием внешней ситуации (особая об­щественная необходимость) и сильнейшей эмоциональной реакции художника или его особого интереса к теме резко сокращается про­цесс исполнительства. На длительность воплощения образа могут влиять и личностные особенности, темперамент художника.

Последний этап - окончательная оценка полученного резуль­тата и его доработка, если в этом есть необходимость. Художник, получив результат и не будучи удовлетворен, а может быть, под влиянием сильного увлечения пытается переработать образ. Из­вестен факт, когда П.М.Третьяков, купив картины И.Е.Репина и экспонируя их в своей галерее, распорядился не пускать туда ху­дожника, так как тот не раз пытался переписывать свои полотна. Нередко пристрастие к теме, образу находит отражение в неодно­кратном вариативном копировании первоначального образа са­мим художником. Такова примерная структура зрелой творческой изобразитель­ной деятельности.

Освоение изобразительной деятельности ребенком означает овладение им основными ее структурными компонентами: моти­вами, целеполаганием, действиями и операциями. Чтобы понять специфику творческого процесса у детей, педагоги-исследователи сравнили его с творчеством взрослых (Н. П. Сакулина, Н. Б. Хале-зова, Н.А.Ветпугина и др.). Безусловно, и у ребенка основой для возникновения творческих замыслов являются окружающий мир, впечатления дошкольника о природе, рукотворных предметах, людях и т.д. Почти все исследователи детского творчества под­черкивают его реалистическую основу (Л. С. Выготский, Е. И. Иг­натьев, Е.А.Флерина, Г.В.Лабунская, Н. П. Сакулина и др.). На истоках детского творчества следует остановиться особо.

Эмоционально-интеллектуальный опыт детей, складывающий­ся в процессе общения с миром, отражается в специфических мо­делирующих видах деятельности, игре, изодеятельности, конст­руировании и др. К сожалению, в практике обучения детей этот фактор слабо учитывается.

Процесс творчества у дошкольника своеобразен. Формирую­щаяся в игре знаковая функция (в основе которой замещение од­них предметов другими) помогает ребенку понять, а затем и ис­пользовать свои каракули как заместители предметов и явлений окружающего мира. Дело в том, что, рисуя, малыш реализует те же мотивы, что и в игре. Только в качестве игрушки при этом использует каракули, рисунки-«схемы». Потребность рассказать о переживаемом изобразительным языком, понятным для окру­жающих, привлекая их к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех «этапов творческого процесса. Так, этап появления, замысла характерен и для деятельности дошкольника. Однако развивается, развертывается он не предварительно, а в процессе исполнитель­ской части деятельности.

Как это можно объяснить? Отсутствие предварительного за­мысла, конечно, - показатель непроизвольности всех психических процессов, несовершенства изобразительной деятельности в силу ее новизны и сложности. Но в большей степени - это проявление игровой тенденции в развитии деятельности. Смысл рисования для ребенка - рисовать-играть, а не рисовать-изображать, ему важен процесс деятельности, а результат - только как необходи­мость, как условие, средство осуществления игры, как своеобраз­ная полуготовая игрушка. Л.С.Выготский обращал внимание на сходство любого вида детского творчества с игрой. Эта тенденция сохраняется на протяжении всего дошкольного возраста, транс формируясь, органично вплетаясь в собственно изобразительную деятельность, не мешая ее становлению. Это свидетельствует о дей­ственности игровых мотивов в жизнедеятельности дошкольника.

Интересно отметить, что при появлении общественно направ­ленных мотивов деятельности, предназначении художественного результата (рисунка) для других людей игра не исчезает. Оба вида (рисование-игра, рисование-изображение) могут сосуществовать в деятельности одного ребенка. Когда малыш рисует-играет для себя, его рисунок обычно схематичен, невыразителен. А рисуя для других, этот же ребенок выполняет выразительный и грамотный рисунок. В этом случае в процессе реализации замысла идет поиск адекватных способов изображения.

Умение предварительно замысливать образ формируется под влиянием взрослых в процессе обучения. В естественном развитии замысла такой этап может не появиться в деятельности дошколь­ника. Внешне наиболее ярко представлен этап одновременного развития и исполнения замысла. Ребенок, как правило, сопровож­дает рисунок речью, а иногда планирует его (поделку) с помощью речи. Чем более малыш заинтересован образом, тем ярче это про­является в его речи и игровых средствах воплощения образа.

В деятельности ребенка есть и этап завершения работы, однако он, как правило, не связан с доработкой образа.

Таким образом, в деятельности дошкольника представлены все этапы, но они сокращены по времени, а замысливание и реализация замысла совмещены.

Известный ученый Н.А.Ветлугина рекомендует использовать для определения продукта детской деятельности термин «худо­жественный образ». Исследователь детской изобразительной дея­тельности Н. П.Сакулина ввела другой термин: «художественно-выразительный образ».

Подводя итог всему вышесказанному, можно заключить, что при всем сходстве продукты и процессы деятельности взрослых и детей отличаются существенно. Поэтому термин, предложенный Н. П.Сакулиной и обозначающий детскую продукцию, более точен.

Каков может быть педагогический вывод из вышеизложенного?

Развивая детскую изобразительную деятельность, необходимо учитывать ее объективные особенности, в частности последовательность и своеобразие этапов творческого процесса'.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: