Экскурс в историю психологии




Само название предмета психологии появилось в европейских тек­стах в XVI в. и в переводе с древнегреческого означает, что психоло­гия — наука о душе (рsусhе — «душа», 1оgiа — «знание, наука»). Согласно очень распространенному представлению, первые психологи­ческие воззрения связаны с религиозными взглядами. В действитель­ности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древних греческих философов возникают в процессе практического познания человека в тесной связи с накоплением пер­вых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вооб­ще, о душе — в частности. Для мифологического подхода характерен социоантропоморфизм, т.е. перенесение человеческих свойств, осо­бенностей жизни рода или племени на все мироздание. Мир уподобля­ется самому человеку и той его части, в которой живет этот человек. Для мифологического мировоззрения, по мысли А.Н.Чанышева, ха­рактерны эмоциональность, одушевление мира в целом и его частей. Одним из важнейших вопросов этого мировоззрения является вопрос о творении («с чего все начиналось?»). Французский ученый А. Леви-Брюль называл одной из характерных черт мифологического, перво­бытного сознания жесткую детерминированность, не признающую слу­чайностей. Все это мировоззрение покоится на традиции, на авторите­те носителей этих знаний — жрецов, шаманов и т.д. Философское или научное знание, отвечающее критерию истинности, не может опирать­ся на авторитет традиций, а должно опираться на авторитет разума, т.е. то или иное положение, выдвигаемое в философии и психологии как ее части, не воспринимается на веру, должно быть как-то обосновано, чем-то подкреплено. Поиски всеобщего начала приобретают иной характер, они дополняются вопросом о субстанции («что является первоосновой всего сущего?»), окружающий мир уже не уподобляется человеку. Человек рассматривается как часть мира.

Душа, соотношение души и тела по-разному понимались в древней философии. У Платона тело являлось темницей для души, которая понималась как источник всего доброго и светлого в человеке, в отли­чие от тела. У Аристотеля душа понималась двояко: и как форма тела, причина и цель всех его действий, уничтожающаяся при разрушении тела, и как проявление бессмертной сущности-. В целом первоначально душа в античной философии понималась, прежде всего, как энергети­ческое, активное начало, приводящее в движение тело. С развитием философии к функциям души прибавилось и познание. Именно изуче­ние этого познавательного начала в душе в дальнейшем стало одной из центральных проблем психологии и подготовило следующий этап раз­вития психологии — психологии как науки о сознании.

В эпоху средневековья предмет психологии оставался прежним — душа. Но в силу общей атмосферы этой эпохи признавалось только два источника знания: священные тексты и труды Платона и Аристотеля с религиозными комментариями. Из этих двух уровней знания с помо­щью различных формально-логических операций выводились «вечные истины». В таких обстоятельствах изучение процесса познания стано­вится основной проблематикой психологической науки. В средневеко­вой психологии, как и во всей средневековой науке, господствовала доктрина двойственной истины, которая, с одной стороны* признавала неопровержимость догматов церкви, а с другой стороны, признавала разумную познаваемость истины. Интересно отметить, что сам Термин «психология» появился в 1590 г. в работах немецких схоластов Р. Коклениуса и О. Кассана. В то же время на арабском Востоке накапливает­ся обширный медицинский и естественнонаучный материал об анатомо-физиологических особенностях человека как носителя души. В работах Авиценны, Альгазена и др. красной нитью проходит мысль об обуслов­ленности душевных качеств человека телесными причинами, зависимо­сти тех или иных психических особенностей от условий жизни челове­ка, его воспитания и т.д. Развитие науки привело к тому, что изучение души как предмета психологии и объяснительного принципа становит­ся не нужным. Ученым, завершившим этап развития психологии как науки о душе, был Ф. Бэкон (1561—1626 гг.). Бэкон предложил ис­ключить из структуры души органические составляющие и отказаться от изучения души как особой субстанции. По его мнению, необходимо эмпирически описывать процессы, происходящие в душе. Именно опыту отводилась Ф. Бэконом главная роль в его учении о методе как величайшей преобразующей силе. Второй же частью метода должна стать логика, в частности индуктивный метод (как переход от частного к общему). Так родилась формула научного метода «эксперимент + ло­гика». А Ф. Бэкона можно считать родоначальником эмпирической науки. Именно эту эмпирическую направленность в изучении психики продолжил Рене Декарт. Декарт считал неуместными рассуждения о душе до тех пор, пока не будут существовать наиболее достоверные основания ее познания, которые он нашел в непосредственном пережи­вании психических процессов. Следовательно, необходимо прекратить все рассуждения о сущности души и исследовать именно это непосред­ственное переживание. Таким образом, предметом психологии стано­вится сознание как нечто, что человек находит в себе, непосредственно переживает. Декарт не просто различал психические и физиологичес­кие процессы (это деление идет еще от древних), но и четко назвал критерий этого различия. Психические процессы являются осознавае­мыми, а физиологическиенеосознаваемыми. Впервые в науке, чет­ко разделив психическое и непсихическое, Декарт отождествил психи­ку и сознание. Определение осознаваемого как психического фактичес­ки вывело за рамки психологии неосознаваемые психические процессы. Хотя сам термин «бессознательное» употреблялся в рамках психологии как науки о сознании, например, Готфридом В. Лейбницем. Но бессоз­нательное понималось им только как очень слабые ощущения, впечат­ления, которые пока не могут быть восприняты сознанием. Но по мере нарастания их интенсивности они могут стать осознанными. И наобо­рот, сознательные впечатления могут ослабевать и переходить в об­ласть бессознательного. Таким образом, в мире всегда происходит про­цесс перехода из сознательного в бессознательное и обратно, сознатель­ное и бессознательное качественно не отличаются друг от друга. Новый предмет психологии предопределил ее метод. На долгое время основ­ным, если не сказать единственным, методом психологии, стало само­наблюдение (интроспекция). Если психика отождествлялась с созна­нием и понималась как замкнутая в себе субъективность, то единствен­ным способом ее изучения мог быть только рассказ самого субъекта о своих мыслях, чувствах и т.д.

Декарту также принадлежит формулировка «вечной проблемы» пси­хологии — психофизиологической: «Как соотносится между собой теле­сная и мыслящая субстанции?» Если попытаться сформулировать ее житейским языком, то она может звучать следующим образом: как из работы клеток мозга появляется мысль «я люблю тебя»? На разных этапах развития психологии эта проблема по-разному решалась различными учеными, вплоть до полного отрицания реальности психичес­ких процессов, сведения их к чисто физиологическим.

Появление нового предмета психологии — сознания — во многом определило пути ее развития вплоть до начала XX века. В рамках изучения сознания новый характер приобрел спор рационалистов и сенсуалистов. Первые утверждали, что у человека есть определенные врожденные знания (так, например, Декарт к таким знаниям относил категории бытия, числа, аксиомы типа «у всякой вещи есть причина» и т.д.). Вторые утверждали, что все знания приобретаются человеком из опыта, нет в сознании ничего, чего до этого не было в ощущениях. Эта дискуссия послужила одной из причин того, что в рамках изучения сознания как предмета психологии основной акцент был сделан на изу­чении познавательных процессов, ощущения как первоосновы всего со­держания сознания, изучении производных элементов психики, их свя­зей и законов их комбинирования. Задача психологии понималась как изучение элементов психической жизни человека и законов их соедине­ния с помощью ассоциаций, которые понимались как такая связь пси­хических явлений, когда появление одного элемента или явления вы­зывает появление другого, с ним связанного. Таким образом, психоло­гия как наука о сознании носила ассоцианистский характер. В рамках психологии как науки о сознании различными исследователями акцент делался на самых разных аспектах сознания — связь сознания и про­шлого опыта (Д. Гартли), связь сознания и поведения (А. Бэн) и т.д.

К середине XIX века в развитии науки произошли события, которые коренным образом отразились на становлении и развитии психологии. Среди этих событий, прежде всего, следует отметить:

1. Достижения в области естественных наук, прежде всего психофи­зиологии, и появление новых направлений: психофизики как раздела психологии, выводящего многообразие различных психических состоя­ний из многообразия физических стимулов, вызывающих их; психомет­рии как измерения скорости протекания различных психических про­цессов. Исследования Г. Прохазки, Ч. Белла, Э. Вебера, Г. Фехнера и др. создали обширную эмпирическую базу, которая нуждалась в под­робном анализе и систематизации.

2. Появления эволюционной теории Ч. Дарвина и развитие его идей в других исследованиях. Так, например, в исследованиях Л. Моргана, Ж. Фабра и др. в той или иной мере обосновывался тезис об отсутствии у животных высших психических способностей.

Возникновение позитивизма (О. Конт). Конт считал, что ученый должен полагаться только на чувства человека. Так как только они дают научные знания. Все остальные заключения являются иллюзорными и должны быть отвергнуты. К подобным заключениям Конт отно­сил и те, которые получены на основе самонаблюдения как основного метода психологии. По мысли О. Конта, для того, чтобы считать инт­роспекцию научным методом, у сознания должно быть две части: на­блюдающая и наблюдаемая, что невозможно. Отсюда делался вывод, что психика (сознание) не может быть предметом научного познания. Эти и другие факторы обусловливали необходимость построения психо­логии как самостоятельной науки, а не раздела философии, как это было в Германии, где психология до середины XX века не выделялась в самостоятельную науку, а была частью философии, или физиологии, как это видели многие английские ассоцианисты.

Таким образом, приблизительно с первой трети XIX века в развитии психологии наблюдаются две основные тенденции, определившие ее даль­нейшее развитие: с одной стороны, возникли предпосылки выделения ее в самостоятельную науку, с другой — возможность ассоцианистской психологии как науки о сознании практически исчерпались, она всту­пала в период кризиса. Все это привело к созданию различных про­грамм построения психологии как самостоятельной науки. В отечествен­ной истории психологии принято выделять три основные программы психологии.

Психология как наука о непосредственном опыте рассматрива­лась В. Вундтом. Вундт критиковал как психологию, изучающую душу, так и психологию как науку о сугубо внутреннем опыте. Он предлагал рассматривать психологию как науку о непосредственном опыте, под которым понимались отношения между субъектом и объектом, те свой­ства, которые субъект приписывал объекту. Таким образом, В. Вундт отделил психологию от естествознания, которое изучает, по его мне­нию, опосредованный опыт, направленный на выяснение объективных связей между явлениями окружающего мира. Психология должна изу­чать мир таким, каким он дан познающему субъекту. Поэтому сознание оставалось предметом психологии, но стало рассматриваться как про­цесс. По мнению В. Вундта, все науки (и естествознание, и психология) изучают один и тот же мир, но с разных точек зрения. Следовательно, не может быть различия между естественнонаучными методами и мето­дами психологии. Так Вундт обосновал применение экспериментального метода в психологии, заложив тем самым основы экспериментальной психологии. В1879 году он основал в Лейпциге психологическую лабо­раторию, которая через два года превратилась в первый институт экспериментальной психологии. Эту дату и принято считать годом выделе­ния психологии в самостоятельную науку. Обосновав применение экспе­римента в психологии, Вундт не признавал за ним самостоятельного значения. Эксперимент был призван лишь уточнять данные самонаб­людения. В то же время Вундт не считал, что вся психика поддается экспериментальному изучению. По его мнению, для исследования выс­ших проявлений духа необходим анализ продуктов деятельности чело­веческого духа — языка, мифов и т.д. Эту область знания он назвал психологией народов. В целом, несмотря на изменения понимания со­знания и введения эксперимента в психологию, она оставалась наукой о сознании по предмету и интроспекционистской по методу.

Программа построения психологии как науки о непосредственном опыте являлась основой для создания структурализма (Э.Титченер и др.). По мнению ученых, принадлежащих к данному направлению, психология должна дать ответ на три вопроса: что? Как? Почему? Для ответа на первый вопрос необходимо разложить каждое состояние сознания на исход­ные элементы (ощущения), далее не поддающиеся анализу. Для ответа на второй вопрос найти законы (прежде всего в ассоциациях), соединяю­щие эти элементы в единое целое. И, наконец, связав эти законы с физи­ологической организацией, ответить на третий вопрос. Структурализм можно рассматривать как, законченное построение здания психологии как науки о сознании, являющейся замкнутой в себе субъективностью. При этом необходимо отметить, что другие последователи В. Вундта, например, Вюрцбургская школа, в своих экспериментах доказали при­сутствие в сознании несенсорных элементов, а также несводимости содер­жания сознания только к элементам, полученным из ощущений.

Другой попыткой обоснования нового предмета психологии была про­грамма, предложенная Ф. Брентано (1838—1917 гг.). Эта программа противопоставляла себя как традиционной ассоцианистской психоло­гии, так и новой психологии В. Вундта. На нее большое влияние оказа­ла мысль Аристотеля о душе как активном начале, непассивной вос­принимающей субстанции. Брентано предлагал отличать физические и психические явления, например звук и звук, который я слышу. Таким образом, предметом психологии становятся психические акты — виде­ния, слышания и т.д. Психический акт всегда направлен на что-то, т.е. его основной спецификой является предметность. Нет сознания во­обще, есть сознание о чем-то. Эти идеи Ф.Брентано получили свое распространение в феноменологии Э. Гуссерля. Экспериментальное раз­витие идеи психологии как науки о психических актах получили у К. Штрумпфа, основавшего психологические лаборатории в Мюнхене (1889 г.) и Берлине (1893 г.). Из этих лабораторий вышли такие изве­стные психологии, основатели гештальтпсихологии, как М. Вертхай-мер, В. Келлер и др. Можно сказать, что некоторые идеи Ф. Брентано развивались позднее гештальтпсихологами.

В США программа Ф. Брентано положила начало такому влиятель­ному в то время направлению в психологии, как функционализм. Ос­новоположник функционализма У.Джеймс отвергал атомизм структу­ралистов. Он писал: «Я отрицаю, сознание как сущность, … но буду рез­ко настаивать на его значении как функции». По мысли У. Джеймса, сознание вообще не существовало, если бы не выполняло функции при­способления. Все психические явления являются функцией мозга и имеют одну цель — адаптацию к изменяющимся условиям. Из «потока созна­ния», т.е. из всего того, что происходит в окружающем мире, человек извлекает то, что нужно именно ему, что помогает ему лучше приспосо­биться к постоянно изменяющимся условиям жизни.

В России с собственной программой построения психологии выступил замечательный отечественный ученый И.М. Сеченов (1829—1905 гг.).'В статье «Кому и как разрабатывать психологию» (1873 г.), в полемике с русским идеалистом К.Д. Кавелиным, Сеченов изложил основные тези­сы своей программы построения психологии. В ней предлагалось рас­сматривать психологию как науку о совершении психической деятель­ности. Последнюю Сеченов предлагал рассматривать по аналогии с реф­лекторной деятельностью, что отнюдь не означало отождествления пси­хического и физиологического. Схема психического процесса аналогич­на схеме рефлекса. Его источник — в действии внешних причин, и через централизованную деятельность он имеет ответ — внешнее дви­жение, речь и т.д. Нельзя свести психическое только к замкнутой внут­ренней сущности сознания. Смена предмета психологии должна привес­ти и к смене метода. Субъективный интроспективный метод должен быть заменен на объективный генетический подход, обеспечивающий возможность изучения развития психики человека с момента рождения как постоянную смену качественности, где каждая новая фаза развития вытекает из предыдущей.

Данные программы предлагали строить психологию, прежде всего как экспериментальную науку, неразрывно связанную с естественными науками. Приблизительно в это же время немецким ученым В. Дильтеем был предложен иной, достаточно своеобразный подход к проблеме построения научной психологии. Он предлагал различать естественные науки и «науки о духе» (история и т.д.), в основе которых должна лежать психология не по предмету, а по методу. Естественные науки, которым он относил современную ему интроспективную психологию в качестве метода используют объяснение. «Науки о духе», и прежде всего психология, в качестве метода должны использовать понимание. Понять — это значит принять, снова пережить и воспроизвести как живые субъективные переживания другого человека или людей. Эти субъективные переживания должны быть включены в более широкие смысло­вые связи (мораль, религия, право и т.д.), которые определяют их. Например, для того, чтобы нам понять поведение людей, живших в другую эпоху, мы должны учитывать всю обстановку того времени, образ жизни и мыслей этих людей и т.д. Только тогда мы сможем их понять. Можно сказать, что «понимающая психология» Дильтея от­крывала возможность построения психологии как гуманитарной науки. Но в то время взгляды Дильтея не получили широкого распростране­ния.

Функционализм и структурализм, дискуссии между представителя­ми двух этих течений обозначили глубокий методологический кризис в психологии конца XIX — начала XX века. Все попытки конкретизиро­вать предмет психологии, находясь в рамках психологии как науки о сознании и считая интроспекцию основным методом психологии, оказа­лись безрезультатными. Методологический кризис положил начало тем направлениям в психологии, которые, с теми или иными модификация­ми, существуют и по сей день. Прежде всего, это глубинная психология (психоанализ), бихевиоризм (необихевиоризм), с определенными ого­ворками гештальтпсихология в западной психологии и деятельностный подход в отечественной психологии.

Глубинная психология (психоанализ). Самое первое психологичес­кое направление, возникшее в результате методологического кризиса. Его возникновение неразрывно связано с именем 3. Фрейда. В истории психологической науки, наверное, нет более известного ученого, чем 3. Фрейд, причем не только в психологическом научном сообществе, но и за его пределами. Можно сказать что без Фрейда психоанализ не был бы таким, какой он есть. Глубинная психология в отличие от бихевиоризма не является более или менее целостной научной шко­лой, а скорее представляет собой набор отдельных теорий и концепций. Не последнюю роль в этом сыграли личные качества 3. Фрейда — авторитарность, ортодоксальность, ревность к ученикам (К.Г. Юнг, А. Адлер) и т.д.

3. Фрейд внес два принципиально новых положения в психологию: 1. Предмет психологии — бессознательное как основная движущая сила развития человека. 2. Приоритет в изучении психики отдается мотива­ции, а не познавательным процессам. Несмотря на различия классичес­кого психоанализа (3. Фрейд), постфрейдистской традиции (А. Адлер, К.Г. Юнг) и неофрейдизма (К. Хорни, Г. Салливен, Э. Фромм), всех их объединяют определенные методологические принципы:

1. Психическое развитие — это личностное развитие, развитие мотивационной сферы человека.

1. Это развитие есть постоянный конфликт человека и среды, хотя степень этого противостояния различными учеными оценивалась по-разному.

2. Движущие силы и механизмы развития являются врожденными и бессознательными.

Значение психоанализа длясовременной психологии трудно переоце­нить. Именно в рамках данного направления была впервые описана структура личности, этапы ее становления. Психоанализ одним из пер­вых обратил внимание (с научной точки зрения) на раннее детство. Именно психоанализ заложил основы научного изучения личности.

Бихевиоризм (от англ. behaviour — поведение) — направление в психологии, возникшее в начале XX века в США. Основоположниками направления являются Дж. Уотсон, Э. Торндайк и др. В программной статье «Психология, как ее видит бихевиорист» (1913 г,) Дж. Уотсон призывал превратить психологию в объективную науку. Для этого, по его мнению, необходимо отказаться от сознания как предмета психоло­гии и исследовать только то, что подлежит изучению, а именно поведе­ние. Сознание - это «черный ящик», строение которого мы не знаем и не можем узнать, а поведение можно наблюдать. Так у психологии по­является новый предмет — поведение, под которым понималась всякая реакция R в ответ на стимул S. Поведение носит адаптивный характер. Радикальный бихевиоризм не изучает ничего, кроме поведения, все ос­тальное объявляется средневековыми предрассудками. В дальнейшем бихевиоризм претерпевает ряд изменений и трансформируется в необи­хевиоризм (Э. Толмен, К. Халл), теорию оперантного научения Б. Скин-нера, теорию социального научения А. Бандуры и т.д. Основным отли­чием всех этих концепций от радикального бихевиоризма является при­знание наличия неких внутренних опосредующих единиц поведения («организм», «драйв» и т.д.). Но неизменным остается ряд принципи­альных положений: предмет психологии — поведение; формирование психики имеет преимущественно прижизненный характер. Основным методом исследования является эксперимент и т.д.

Гештальтпсихология. Эта школа возникла в начале XX века а точнее в 1912 г. в Германии. На представителей данного направления (М. Вертхаймер, В. Келлер, К. Коффка), как уже указывалось выше оказали влияние идеи «психологии акта» Ф. Брентано и В. Штрумп-фа. Также на становление гештальтпсихологии оказали влияние идеи рационалистов XIV—-XVIII вв. о врожденных идеях (Р. Декарт) и ап­риорных (доопытных) схемах (И. Кант). В исследованиях гештальти-стов предметом психологии оставались сознание и познавательные про­цессы. Однако сознание рассматривалось не как сумма сенсорных элементов, а как психическое поле, где располагаются целостные психи­ческие структуры — гештальты, не сводимые к сумме элементов. Из­менения в психическом поле происходят за счет переструктурирова­ния и изменения этих гештальтов. Первично не ощущение отдельных свойств, а целостное восприятие. Другим основополагающим принци­пом гештальтпсихологии был принцип изоморфизма (подобия). Меж­ду психическими, физиологическими и физическими структурами су­ществует соответствие. Поэтому познающий субъект преобразовывает новую информацию через преобразование имеющихся у него схем. Во­обще процесс развития личности гештальтисты связывали с усложне­нием и дифференциацией гештальтов. Гештальтпсихология является единственной школой из возникших в результате кризиса в психоло­гии, распавшейся в 30-е годы XX века. Но ее идеи исследования ока­зали огромное влияние на последующее развитие психологии. Когни­тивная психология во многом опирается на исследования гештальтп­сихологии. К. Левин развил идеи гештальтпсихологии в своей «тео­рии поля» при изучении групповых процессов, таких как групповая дифференциация, феномен лидерства ц т.д.

Деятельностный подход. Еще один вариант нового понимания пред­мета психологии был предложен и долгое время существовал как един­ственно верный в СССР. Необходимо отметить, что в нашей стране методологический кризис совпал с октябрьской революцией 1917 г., что не могло не отразиться на своеобразии исторического пути отече­ственной психологии. В первые годы советской власти в нашей стране существовало множество психологических школ и направлений: пове­денческое (М.Я. Басов, П.П. Блонский, К.Н. Корнилов), рефлексоло­гия (В.М. Бехтерев), педология (А.Б. Залкинд) и т.д. Появление нового предмета психологии, такого как единство сознания и деятельности, в СССР было обусловлено следующими факторами:

1. Общий для всей психологии методологический кризис, необходимость поиска нового предмета психологии.

1. Широкое распространение экспериментальных исследований в прикладных отраслях психологии, прежде всего в изучении психологи­ческих основ трудовой деятельности.

2. Превращение марксизма, где категория деятельности играет важ­ную роль, в официальную идеологию советского государства.

Причем это обращение в марксистскую веру носило всеобщий харак­тер — все, от сельского хозяйства до науки, должно быть построено на марксистской основе. Именно этот последний фактор во многом опреде­лил специфику советской психологии: а) единственной господствующей парадигмой отечественной психологии являлся деятельностный подход как единственно научный; б) советская психология рассматривалась самими учеными как нечто совершенно противоположное «буржуаз­ной» психологии. По этим причинам отечественная психология долгое время имела «анклавный» характер в общемировом психологическом процессе.

Деятельностный подход был сформулирован С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым. С.Л. Рубинштейн следующим образом сформулиро­вал принцип единства сознания и деятельности: «Формируясь в дея­тельности, психика, сознание в деятельности, в поведении проявляет­ся. Деятельность и сознание не два в разные стороны обращенные ас­пекта. Они образуют органическое целое — не тождество, но единство... Сознание не является внешней силой, которая извне управляет дея­тельностью человека. Будучи предпосылкой деятельности, сознание вместе с тем и ее результат». Намеченный С.Л.Рубинштейном деятельностный подход и анализ структуры деятельности в дальнейшем разрабатывал­ся А.Н. Леонтьевым. Опираясь на культурно-историческую концепцию Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьев считал, что именно деятельность яв­ляется тем процессом, в котором субъект (человек) формирует свои реальные связи с предметным миром. В то же время деятельность вклю­чена в систему общественных условий жизни субъекта и опосредует связи между объектом и субъектом. Психика рассматривается как субъек­тивное отражение объективного мира, порожденная реальной практи­ческой деятельности) человека/Дальнейшее развитие деятельностного подхода можно найти в трудах А.Р. Лурии, Ю.П. Гиппенрейтер и др. Особый интерес представляет исследование П.Я. Гальперина, который считал, что предмет психологии не должен быть таким широким. По его мнению, предметом психологии должна быть не вся психическая деятельность, а только ориентировочная функция психического, где последнее является частью реальной практической деятельностью ин­дивида. В настоящее время деятельностная парадигма остается основ­ной, но не единственной для многих отечественных ученых. Само вклю­чение деятельностного подхода в общемировой психологический контекст обогатило и мировую психологию и дает новые стимулы для дальнейшего развития данной парадигмы и в целом отечественной психологии.

Приблизительно с середины XX века в мировой психологии возни­кает ряд новых направлений. Так, например, в русле функционализ­ма формируется такое влиятельное течение, как интеракционизм (Дж. Г. Мид). Основная идея этого направления заключается в том, что личность формируется под влиянием тех взаимодействий (интеракций), в которые вступает индивид. Когнитивная психология (У. Найссер), восприняв идеи гештальтпсихологии и Ж. Пиаже, трактует психику как систему для восприятия и переработки информации. Идеи когнитивизма, кроме исследований познавательных процессов, нашли широкое применение и в социальной психологии (Г. Келли, Л. Фестингер и др.).

Однако наиболее широкое распространение получило такое направ­ление психологической наук, как гуманистическая психология. По­явившийся в 1962 году манифест гуманистической психологии, подпи­санный К. Роджерсом, А. Маслоу, Р. Мэйем и др., назвал гуманисти­ческую психологию, наряду с психоанализом и бихевиоризмом, «тре­тьей ветвью» психологии, которая направлена на изучение таких поня­тий как любовь, творчество, спонтанность и т.д., не изучавшихся или недостаточно изучавшихся до этого. Методологической основой гумани­стической психологии стала философия экзистенционализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс и др.). По мнению гуманистических психологов, лич­ные качества человека, его мотивационно-потребностная сфера не мо­гут быть объяснены только из стремления к адаптации. Человек стре­мится сохранить и преумножить свою уникальность. Гуманистическая психология считает невозможным объясцить это в терминах позитивис­тской психологии. Они обращаются к внутреннему миру человека, к его возможностям творческой реализации, к личностному росту. Гума­нистические психологи, в отличие от психоаналитиков, не рассматри­вают окружающий мир как нечто враждебное человеку. В то же время мир, по их мнению, не является исключительно позитивным началом и источником развития личности. Они подчеркивают сложность и нео­днозначность взаимодействия личности и общества. В целом гуманис­тическая психология пронизана верой в человека и его возможности.

В настоящее время, по мнению многих исследователей, психология находится на предпарадигмальной стадии, т.е. нет одной общеприня­той парадигмы, а существует несколько. Под парадигмой понимается определенный набор убеждений, ценностей, способов осмысливания, который определенное время разделяется большинством или всеми ис­следователями в данной области. Исходя из этого определения можно сказать, что в настоящее время не существует единого понимания, пред­мета психологии, а существует несколько парадигм, принимаемых пред­ставителями того или иного направления в психологии. Но существую­щая тенденция сближения позиций большинства современных психоло­гических школ, возвращения отечественной психологии в общемировое психологическое русло дает основание предполагать, что нас ожидает качественно новое преобразование психологической науки на основе более или менее единого понимания предмета психологии.

Что же составляет предмет научного знания в современной психоло­гии? Это, прежде всего, конкретные факты, окружающие нас феномены психической жизни. Иногда мы даже не замечаем, что, говоря: «Он увидел», «Я подумал», «Они приняли решение», «Она очень талантли­ва» и проч., мы говорим о психических явлениях. Рассмотрим простой пример. Возьмем в качестве факта психической жизни человеческую память, т.е. способность человека запечатлевать события окружающие его, накапливать индивидуальный опыт и т.д. Но любая наука, в том числе и психология, не может ограничиться описанием отдельных фак­тов — их необходимо объяснить, т. е. указать, при каких условиях, в какой последовательности, по каким причинам они проявляются. Опи­сание явлений, даже очень реалистичное, более характерно для искус­ства. Основная цель любой науки состоит в том, чтобы вскрыть объек­тивные законы, которым подчиняются изучаемые ею факты, явления, процессы. Именно этой цели подчинены теоретические и эксперимен­тальные исследования. Научное познание состоит в раскрытии суще­ственных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей (отноше­ний) между явлениями. Задача выявления законов психики, раскрытие тех связей и отношений, которые можно было бы квалифицировать как закономерные, принадлежит в науке к числу сложнейших. Строго на­учный подход требует не только выявить объективный закон, но и очертить сферу его действия, а также условия, в которых он лишь и может действовать. Научные законы, обобщая отдельные факты, позво­ляют предсказывать будущие явления и, соответственно, управлять ими. Поэтому предметом изучения в психологии вместе с психологическими фактами ставятся психологические законы. Вернемся к нашему приме­ру. Так, известно, что имеются различные виды памяти, каждый из которых имеет как общие, так и специфические законы функцио­нирования. Установлено, что, например повторение материала способ­ствует более прочному запоминанию, а хорошо структурированный или знакомый материал запоминается легче, быстрее, чем бессвязный или незнакомый. Как и положено, каждый закон имеет свое математическое выражение. Например, зависимость интенсивности ощущения (8) от силы раздражителя (Л), находит отражение в формуле основного психо­физического закона:

S = К 1оg J + С, где К и С — константы.

Как отметил У. Джеймс, небольшое количество формул в новейшей психологии оказало большую услугу развитию психологии как науки. В то же время таких формул не может быть много в силу сложности и специфичности познания явлений психологии по сравнению с любыми другими науками. На это указывал еще знаменитый Эйнштейн, который после знакомства с опытами французского психолога Жана Пиаже заметил, что изучение физических проблем — это детская игра сравни­тельно с загадками детской игры.

Кроме того, знание закономерных связей само по себе не раскрывает конкретных механизмов, лежащих в их основе и благодаря которым закономерность может проявиться. В задачу психологической науки, наряду с описанием психологических явлений и анализом закономерно­стей, входит установление механизмов психической деятельности. Но здесь надо учесть, что функционирование этих механизмов обеспечива­ется работой конкретных анатомо-физиологических аппаратов. Напри­мер, зрительное восприятие невозможно без нормального функциониро­вания зрительного анализатора. Поэтому природу и действие механиз­мов психики психология изучает совместно с такими науками, как фи­зиология высшей нервной деятельности, нейропсихология, биохимией и др. А предметом психологии становится развитие и функционирова­ние психики в зависимости от природных законов деятельности орга­низма. Но психология рассматривает явления психической жизни бо­лее широко. Так, кроме человека объектом изучения психологии явля­ются высокоорганизованные животные, а также явления групповой жизни людей. Этим соответственно занимаются такие отрасли психоло­гии, как зоопсихология и социальная психология



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: