Методы и методики работы с детьми – инвалидами




Реабилитация носит социальный характер, так как её реализация происходит в конкретных социальных условиях и направлена на достижение социального уровня активности личности. Применительно к ребёнку-инвалиду его социальная активность может достаточно полно выражаться в творческой деятельности. Творчество есть благодатная почва для самореализации, самостоятельности, активности, уверенности в собственных силах, адекватной самооценки больного ребёнка.

Следует отметить, что использование искусства как реабилитационного метода наиболее доступно для социального педагога, поскольку специальных медицинских знаний при этом не требуется. Следовательно, и социальный педагог коррекционного класса также может использовать арттерапию в реабилитационной деятельности.

Термин “арттерапия” по определению Е. И. Холостовой – это способы и технологии реабилитации лиц с ограниченными возможностями средствами искусства и художественной деятельности.

Основными видами арттерапии являются:

Музыкотерапия.

Куклотерапия.

Сказкотерапия

Фольклор. психологический сопровождение инвалидность дети

Для работы с родителями предлагаются следующие рекомендации:

Наряду с уже используемой анкетой, можно применять социальный паспорт, который, поможет специалисту более полно узнать о семье ребенка-инвалида, о взаимоотношениях в семье, о социальном статусе родителей и много другой информации.

“Дни открытых дверей” – присутствие на занятиях, совместная работа по освоению каких-либо необходимых навыков на уроках с логопедами.

Родительские сообщения и доклады – они способствуют повышению грамотности в области и коррекционной педагогики, и психологии; пробуждают интерес и желание заниматься со своими детьми дома.

Также можно предложить использовать в работе так называемые тематические опросники и проективные рисунки. Так как социальный педагог работает совместно с психологом, то обработать и предоставить результаты должен именно он. А уже по результатам исследования социальный педагога строит свою работу с родителями, в частности с матерью.

Для более тесного взаимодействия между родителями, детьми, педагогами, социальным педагогом и другими специалистами, необходимо организовать концерты: “Алло, мы ищем таланты!”, где могли бы участвовать все.

Проведение работы с родителями необходимо рассматривать как важнейший элемент в комплексной реабилитации детей с отклонениями в развитии, т.к. только при взаимодействии с семьей, социальный педагог может помочь ребенку-инвалиду.

Цель психолого-педагогического сопровождения семьи - помочь детям с ограниченными возможностями найти свое место в жизни, стать не только объектом внимания, но и занять активную жизненную позицию, сформировав и укрепив определенные навыки здоровой жизнедеятельности.

Основные методы достижения цели процесса психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями:

• психологическая поддержка родителей в приобретении им знаний, умений и навыков, необходимых для организации здоровой жизнедеятельности их ребенка;

• консультирование родителей и других членов семьи о процессе психофизического развития ребенка и убеждение их в правильности действий специалистов сопровождения, которые помогают в формировании у детей толерантности, ответственности, уверенности, способности к интеграции и социализации

 

 

3. Примерный план работы с обучающимися ограниченными возможностями здоровья

Диагностическая работа
Цель: выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Задачи (направления деятельности) Планируемые результаты Виды и формы деятельности, мероприятия Сроки Ответстве нные
Медицинская диагностика
  Определить состояние физического и психического здоровья детей.   Выявление состояния физического и психического здоровья детей. Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями, наблюдение классного руководителя, анализ работ обучающихся   сентябрь Классный руководитель Медицинский работник Педагог - психолог
Психолого-педагогическая диагностика
Первичная диагностика для выявления группы «риска» Создание банка данных обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ Наблюдение, психологическое обследование; анкетирование родителей, беседы с педагогами   сентябрь   Классный руководитель Педагог- психолог
Углубленная диагностика детей с ЗПР, РАС и УО, детей-инвалидов Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей Диагностирование. Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования) сентябрь Классный руководитель Педагог- психолог
Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении. Выявить резервные возможности Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося Разработка коррекционной психологической программы До 10.10 Классный руководитель Педагог - психолог
Социально – педагогическая диагностика
  Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой и личностной сферы; уровень знаний по предметам       Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам. Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)   Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.     Сентябрь - октябрь   Классный руководитель Учитель-предметник Педагог - психолог

Коррекционно-развивающая работа
Цель:
обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Задачи (направления) деятельности Планируемые результаты. Виды и формы деятельности, мероприятия. Сроки Ответственные
Психолого-педагогическая работа
Обеспечить педагогическое сопровождение детей с ЗПР, РАС,УО, детей-инвалидов Планы, программы Разработать индивидуальную программу по предмету. Разработать воспитательную программу работы с классом для детей с ЗПР, РАС, УО, детей-инвалидов. Разработать план работы с родителями по формированию толерантных отношений между участниками инклюзивного образовательного процесса. Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника. сентябрь Заместитель директора по УР, ВР классный руководитель Педагог - психолог
Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с ЗПР,РАС, УО, детей-инвалидов Позитивная динамика развиваемых параметров 1.Формирование групп для коррекционной работы. 2.Составление расписания занятий. 3. Проведение коррекционных занятий. 4. Отслеживание динамики развития ребенка В течение учебного года Классный руководитель Педагог - психолог
Лечебно – профилактическая работа
Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР, РАС, УО, детей-инвалидов     Разработка рекомендаций для учителя, и родителей по работе с детьми - инвалидами. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Организация и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование навыков здорового и безопасного образа жизни. Реализация профилактических образовательных программ   В течение года Заместитель директора по УР, ВР Классный руководитель Педагог - психолог

Консультативная работа

Цель: обеспечение непрерывности специального индивидуального сопровождения детей ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

Задачи (направления) деятельности Планируемые результаты. Виды и формы деятельности, мероприятия. Сроки Ответственные
Консультирование педагогических работников по вопросам инклюзивного образования 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы Индивидуальные, групповые, тематические консультации По отдельному плану-графику Заместитель директора по УР, классный руководитель Педагог - психолог
Консультирование родителей по вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей 1. Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы. 2. Разработка плана консультативной работы с родителями Индивидуальные, групповые, тематические консультации По отдельному плану-графику Заместитель директора по УР, классный руководитель Педагог - психолог

Информационно – просветительская работа
Цель:
организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса

Задачи (направления) деятельности Планируемые результаты. Виды и формы деятельности, мероприятия. Сроки Ответственные
Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам Организация работы семинаров, тренингов… по вопросам инклюзивного образования Информационные мероприятия По отдельному плану-графику Заместитель директора по УР, классный руководитель Педагог - психолог
Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования Информационные мероприятия По отдельному плану-графику     Заместитель директора по УР классный руководитель Педагог - психолог


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: