Но у нас есть звонок. Давайте мы его примем, а мой вопрос будем держать в уме и позднее на него ответим. Здравствуйте, как Вас зовут, откуда Вы нам звоните?




Батюшка, чуть ранее Вы уже говорили о том, что в связи с тем, что программа «Церковный календарь» была еженедельной, то у Вас уже есть некий профессиональный навык, когда Вы в течение недели вокруг себя начинаете замечать, может быть, чуть больше, чем если бы этого навыка не было, начинаете анализировать, размышлять о том, почему та или иная ситуация в нашей жизни происходит или почему, наоборот, не происходит, что важнее и так далее. Насколько я знаю, не так давно совершилась паломническая поездка в Грузию по святым местам этой восточной страны. Расскажите, пожалуйста, чем бы Вы хотели поделиться из этой поездки, что, может быть, Вас там больше всего удивило и к каким размышлениям Вас подтолкнуло посещение этой страны.

– Больше всего удивило почитание блаженнейшего Патриарха Илии. Нас сопровождал молодой человек Георгий, который несколько лет жил в России. Он искренне полюбил нашу страну и у него, получается, как будто две родины – Грузия и Россия. Он с одинаковой любовью говорил об одной стране, и о другой, и благодаря этому мог очень грамотно сопровождать экскурсии русских паломников. И в его речи я заметил несколько раз, причем совершенно естественно, ссылки на Святейшего Патриарха Илию. Например, он говорил: «Патриарх научил меня любить мою маму». Я спросил его: «Как так?» Он ответил: «Патриарх однажды сказал…» – ну и дальше про материнское благословение, про почитание и про то, как, уходя из дома, нужно обязательно брать у мамы благословение, как у священника, и целовать маме руку. Он начал так делать и почувствовал, что с каждым разом в сердце любовь к маме становилась крепче. Меня настолько это поразило, что он так просто это говорил. Патриарх сказал – и это слово стало делом.

Или в другой раз он рассказал о том, что в какой-то момент у них в стране был демографический кризис, и Патриарх сказал, что каждый третий ребенок, рожденный в семье, будет его крестником. И люди ему поверили и стали рожать детей. И реально так всё и организовалось, что Патриарх в какой-то день принимал родителей, благословлял детишек, молился за этих детей. И вот это почитание Патриарха, его вес, его слово, благоговение перед ним поражают. Поражает вера простых горожан. Например, садимся в такси, говорим, куда ехать; водитель видит, что мы священники, начинает рассказывать про равноапостольную Нину, проезжает мимо храма и крестится. И так удивительно, что это обычный таксист.

Мы пришли в первый храм, который был недалеко от гостиницы. Это был храм VI века. Я наш собор Успения считаю древним храмом: ему 180 лет. Но когда я вошел в храм VI века, то сразу немножко так плечики опустил, потому что, конечно, это несравнимая древность: стены помнят столько всего, столько святых, которые приходили и молились в этом храме. Нас доброжелательно встретил пожилой священник, провел экскурсию. Видно, что храм бедный. Он так немножко стесняется, говорит: «А сейчас вы можете написать записочки. Оставьте какие-нибудь пожертвования». Мы написали, денежку положили. Он записочку берет – и я смотрю, такое удивление и шок на его лице. Говорит: «Удивительно, я так редко вижу такие записки, потому что обычно русские паломники и даже священники не молятся за своего Патриарха». Ну мы же как записочку пишем? Сначала упоминаем Патриарха, потом Митрополита, Президента, духовника – и дальше пошли близкие, родные… А тут, говорит, пишут записки, и в них нет ни одного священника и нет Патриарха.

Меня это настолько поразило, и, действительно, я приехал, посмотрел на записочки прихожан – так и есть: пишут своих родственников – детей, родителей, но как будто они сами по себе живут, вот у них какая-то своя общинка в отрыве от Светлейшего, от Митрополита, от настоятеля. И мне было настолько неудобно перед грузинским священником за своих русских паломников, что потеряна эта традиция. Чти отца и мать – это же выражение заповеди почитания. И, конечно, это связано и с любовью, и с послушанием, потому что человек, который пишет записочку, за каждое имя три копеечки складывает. Так интересно получилось: я прямо дал задачу в киоске, что нужно написать, как составлять записочку: сначала пишем Святейшего Патриарха, потом Митрополита, потом Президента и настоятеля. Надо приучать народ к традиции молитвенного поминовения. Приходит женщина и говорит: «Вот за этих я заплачу, а за этих я платить не буду». Я в изумлении. Действительно, где сокровище ваше, там и сердце ваше, и самое дорогое для человека то, что в кармане лежит. Не по всякому поводу легко с этим сокровищем расстаться. Патриарху, конечно, нужны наши молитвы, особенно сейчас, вот в это время, когда Святейший Патриарх выражает каноническое предание Церкви в определенных отношениях (мы сейчас, наверное, не будем на этом фиксироваться). Я призываю всех телезрителей телеканала «Союз»: не теряйте связи со священноначалием Церкви, молитесь за своего настоятеля, за своего духовника, за своего епископа и за Святейшего Патриарха. Потому что и в этом тоже выражается связь, единство нашей Церкви.

– Это происходит не потому ли, что за каждой Божественной литургией поминается и Святейший Патриарх, и Митрополит, и епископ, и в представлении прихожанина он и так за них всех молится вместе со священнослужителями?

– Я сужу по себе: когда я где-то оказываюсь, в каком-то монастыре или в паломнической поездке, там приходится писать записочки, я почему-то все равно, когда это делаю, начинаю со Святейшего, и здесь нет какой-то экономии, три или четыре имени я поминаю. Мне кажется, все-таки, когда человек пишет поминание, он же мысленно проговаривает те имена, которые он отдает на поминовение. То есть он уже посылает сердечный импульс в копилочку небесную. Мне кажется, важно писать.

– У нас есть звонок. Дозвонился до нас Евгений Александрович из Белгорода. Евгений Александрович, добрый вечер, мы Вас слушаем.

Телезритель: «Добрый вечер! У меня вопрос: могут ли представители Церкви участвовать в государственных политических мероприятиях, тем более, принимать чью-то сторону? Все-таки Богу Богово, а кесарю кесарево. Тем более, у нас уже есть опыт: когда Церковь занималась всеми этими делами, кончилось семнадцатым годом».

– Мне кажется, Евгений Александрович сам ответил на свой вопрос. Вопрос задал, на вопрос ответил: Богу Богово, а кесарю кесарево. Конечно, Церковь должна участвовать в жизни страны, обязательно, без вопросов, должна молиться и за Президента, и за депутатов, и за всех представителей власти, она должна влиять на умы и сердца тех, от кого зависит внешняя, материальная жизнь нашего Отечества, обязательно призывать к святости. Вот это на самом деле самое сильное влияние – влияние духовническое, не политическое, не экономическое, не социальное. И, конечно, Церковь все время этим и занимается. Ну а выдвигаться в депутаты, идти во власть, создавать партию – конечно, это ерунда. То есть Церковь в своих священнослужителях этим заниматься не должна. Дело священников – совершать службы Божии и молиться за народ. Но Церковь – это не только епископат, Церковь – это каждый крещеный человек, и в этом смысле Владимир Владимирович тоже является Церковью, частью Церкви, и он непосредственно влияет на судьбу России. И любой человек, который осознает себя православным, должен стремиться к святости, и во всех сферах своей жизни, начиная от кухонных разговоров и кончая выступлением в Государственной Думе, должен этот идеал воплощать – в своих отношениях с коллегами, в расчетах со своими сотрудниками. Тогда всё будет на своих местах. Церковь – это живой организм, каждый православный – клеточка этого организма, и мы все должны трудиться ради Царствия Небеснаго на тех местах, на которых нас Господь поставил, добросовестно и во Славу Божию.

– А если говорить об участии в выборах, то Церковь может ли и должна ли в принципе указывать на тех, за кого желательно проголосовать, и вообще выражать какую-то свою позицию по поводу происходящего? Или все-таки она должна быть вне политики, вне власти, разделять эти понятия?

– Церковь, конечно, не должна вносить своим служением разделение в умы, участвовать в предвыборной гонке, политической борьбе, потому что, поддерживая одного из кандидатов, она должна быть против кого-то. Церковь должна призывать людей стремиться к Христу и жить по-христиански и своим примером стараться это являть.

– Отец Евгений, чуть ранее Вы рассказывали про Грузию и про почитание Патриарха в этой стране. Да, действительно, это очень интересный и, наверное, уникальный опыт, когда, для того чтобы выправить демографическую обстановку в своей стране, Святейший Патриарх лично вмешивается в этот вопрос и дает некий стимул, быть может, символический…

– Да, вот конкретный пример участия Церкви в политической жизни.

– Наверное, больше даже не в политической жизни, а просто в жизни своей страны – в том, чтобы она дальше продолжала существовать, чтобы продолжался род этой страны, своими коренными жителями, а не притоком людей из других государств. И Вы говорили по поводу храма VI века. Но ведь на самом деле в Грузии очень хорошо следят за историческими памятниками и исторической застройкой. Какие еще святыни удалось посетить, что было из этой поездки самое интересное?

– Меня всегда немножко умиляло упоминание тринадцати сирийских отцов – Давида Гареджийского, Шио Мгвимского, Иоанна Зедазнийского и остальных, у каждого небольшой титул. И когда их во время службы читаешь, языку непривычно. И меня всегда поражало умение грузин говорить по-грузински, потому что такой красивый язык, с каким-то воркованием. Удалось побывать в монастыре Шио Мгвимского и Давида Гареджийского, помолились у преподобного Гавриила Ургебадзе. И соприкосновения с теми святынями, где молились эти подвижники, с их кельями и храмами, с источником, где святой жил, дают какую-то родственную связь, потому что ты молишься, входишь в какое-то взаимоотношение, и теперь, когда на службе будут вспоминать этих святых, это будет не пустое воспоминание и не просто какие-то нерусские слова, а это всегда будет мысленный взор в эту удивительную страну, гостеприимную, добрую, приветливую, и воспоминания о конкретных храмах, святынях, местах, которые удалось посетить.

– У нас есть еще один звонок. Дозвонилась до нас Ирина из Липецкой области. Здравствуйте, мы Вас слушаем.

Телезрительница: «Здравствуйте, батюшка, здравствуйте, ведущий! Скажите, пожалуйста, по преданию Архангел Михаил в двенадцать часов ночи 21 ноября, 19 сентября, его даты, находится на берегу долины огненной и опускает в нее свое правое крыло, и она гаснет. Называем усопших по имени, и Архангел Михаил выводит их души из ада. А еще обязательно читать эту молитву в Страстную неделю Великого поста: «Cвятый Архангеле Божий Михаиле, выведи из вечного огня своим благословенным крылом и приведи их ко Престолу Божию, и умоли Господа нашего Иисуса Христа, чтобы простил им их грехи» (называя имена усопших). Как Вы относитесь к этому преданию? Действительно ли нужно читать эту молитву именно в двенадцать часов ночи? Спасибо большое».

– Я не очень хорошо отношусь к таким преданиям и вообще к каким-то условиям, которые нужно соблюсти, чтобы заставить, убедить, вынудить Бога совершить какие-то действия, – это называется магия, то есть совершение определенных действий, которые приведут к определенным результатам. Это магия, пусть и облеченная в такой православный антураж. Все-таки наши отношения с Богом выражаются в нашей любви к Нему, в нашей свободе и в сердечном к нему устремлении, и в деятельной жизни по Его святым заповедям. И поэтому вопросы, какую молитву читать, каким Святым молиться, можно ли молиться по соглашению – мне кажется, вот эти все условия создают для нашего сознания определенные трудности, то есть нам кажется, что если мы эти условия соблюдем, то будет счастье. И за соблюдением условий мы забываем о том, что не выполнить что-то в какое-то время или в каком-то количестве не столь важно, нежели качество – как нужно встать перед Богом. Перед Богом нужно вставать, как пророк Божий Давид. Для этого нужно, конечно, почитать его историю и историю рождения 50-го Псалма. Мне кажется, это классический вариант, что Бог слышит. Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.

Давида настолько пронзила эта мысль пророка Нафана, что он согрешил пред Богом, что он виновен в грехе убийства и прелюбодеяния, которое родило убийство, и это настолько пронзило его сердце, что он просто упал пред Богом, упал на землю, в песок, три дня лежал, сненая и взывая к Богу, и затем из сердца родилась вот эта молитва: Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей. Он Бога убеждает: И во гресех роди мя мати моя. Он Богу обещает: Господи, если простишь, то научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. И если эту молитву внимательно читать, с сочувствием, чтобы как от себя к Богу, то, конечно, произойдет чудо – то же чудо, что произошло с Давидом, что Бог простил его, помиловал. И нас Господь помилует, и наших родных, близких по великой милости Своей. Что там будет с адом – наверное, все-таки нужно подождать до Страшного Суда, потому что там, по учению Церкви, будет Богом определено, кто пойдет в жизнь вечную, кто пойдет в муку вечную. Не нужно предвосхищать Суд Божий. Молиться все-таки нужно, отвечая на вопрос не что, а как. С сердцем сокрушенным.

– Напомню нашим зрителям: телефон студии прямого эфира 379-65-70, код Екатеринбурга 343. Также пишите свои вопросы в социальной сети «ВКонтакте» в официальной группе телеканала «Союз» под анонсом сегодняшней программы.

Отец Евгений, мы с нашими зрителями видели новостной сюжет с Всероссийского съезда по социальному служению Общецерковного съезда по социальному служению. Почему-то, когда этот съезд проходит, помимо того, какие вопросы там обсуждались, какие были спикеры и доклады, какой основной теме был посвящен съезд, всегда есть интервью отца Евгения нашей съемочной группе из Москвы.

– Родным душам.

– Да, и это радостно, что и там, и здесь можно Вас видеть. Но мне бы хотелось какую-то часть нашей программы посвятить не тому, какие темы там обсуждались. Я уверен, что очень много различных вопросов было связано с тем, что нового можно ввести, что необходимо, какой запрос общества сейчас есть. Насколько я знаю, Вы приняли участие в таком необычном богослужении, которое называется «Крещальная литургия». Мне бы хотелось спросить Вас об этом, поскольку, как я понимаю, этот опыт перенимается в Соборе Успения Пресвятой Богородицы.

Но у нас есть звонок. Давайте мы его примем, а мой вопрос будем держать в уме и позднее на него ответим. Здравствуйте, как Вас зовут, откуда Вы нам звоните?

Телезритель: «Добрый день! Меня зовут Андрей, я звоню из Нижнего Новгорода. У меня такой вопрос. Батюшка, объясните, пожалуйста, что происходит, когда бывает пик веры, постоянно ходишь в церковь, постоянно причащаешься, исповедуешься, но потом куда-то это всё уходит, наступают забытие и тишина. Через какое-то время опять идет возвращение: снова частые посещения храма, исповеди, причастия – после чего снова период какой-то слабой веры. Поясните, пожалуйста, с чем это может быть связано. Спасибо за ответ».

– Да, дорогой Андрей. Когда меня спрашивают, как у меня дела, я иногда отвечаю: «То взлет, то посадка, то снег, то дожди». Вот такая у нас жизнь непостоянная. То солнышко выглянет, то тучка. То солнышко, то ураганный ветер. И так вся жизнь до конца. Претерпевший до конца спасется. Наше дело зажечь светильник от Христа в таинстве Крещения, и сквозь ветры, сквозь бури пронести этот огонечек, не забывая доливать масло в елей. А масло нужно запасать в сосудах, чтобы светильники не выгорели. Разные периоды бывают. Первый – самый яркий, конечно. Это период влюбленности, когда человек влюбился в Церковь, влюбился в Христа – и Господь к нему идет навстречу, раскрывает свои объятия, как блудному сыну, и награждает его, устраивает пир – и этот начальный период продолжается какое-то время, может быть, года три – а потом младенчество заканчивается, отец ставит нас на ножки, говорит: сыночек, а теперь давай учиться ходить. И начинается период взросления, период искушений, испытаний, период пустыни. Помните, как Христос после Крещения был введен Духом в пустыню, постился сорок дней и преодолевал искушение от дьявола. И этот участок самый большой, то есть это фактически вся наша жизнь, когда человек идет и трудится – это называется деятельный период. И вот преодолеваются страсти, вместо страстей насаждаются противоположные им добродетели.

Недостаточно же просто не делать греха. Пророк говорит: уклонись от зла и сотвори благо (Пс. 33:15). Не только не кради, но еще и раздай бедным то, что имеешь. Не только не злословь, но научись оправдывать. Не только не завидуй, но приучи себя к бескорыстию, благородству. И этот трудовой период занимает бóльшую часть жизни. Потом, где-то ближе к концу, если не ослабеем, Господь дает утешение (у кого-то, может быть, и на смертном одре). Потому что ему важно видеть воинов, мужественных, выносливых, закаленных. Периодически Господь дает утешение, чтобы мы, преодолевая искушение, на впали в отчаяние. Он дает испытания, не превышающие нашей силы, а потом даст вдохновение, утешение, глоток воздуха. Только так становятся воинами. Не в кабинетах, а получая раны на поле битвы и одерживая победы. И как сказал один мудрый человек, обычно у христианина периоды его жизни, подвига – не от победы к победе, а от поражения к поражению. Упал – вставай, ползи, снова вставай. Опять тебе враг подножку поставил – снова вставай. И так до конца. Но претерпевший до конца спасется.

Возвращаясь к Грузии, точнее, к съезду, после которого удалось побыть в Москве несколько дней… Так получилось, что возникла заминка с паспортами – и мы не смогли вовремя отбыть в Грузию. И три дня в Москве. «Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось!» Как говорят, этот город – средоточие соблазнов, греха, но это еще и огромное сочетание всевозможных святынь, древних храмов, духовных священников. И нам удалось посетить несколько служб, молиться на них, и первая служба, о которой хочется вспомнить, это, действительно, Крещальная литургия с владыкой Пантелеймоном.

Я впервые оказался на таком богослужении – и было ощущение предпасхалия, потому что раньше крестили в Великую Субботу накануне Пасхи. И сама служба напоминает пасхальный чин. Там звучат пасхальные песнопения, Евангелие, читается о Воскресении Христа. А так получилось, что в богослужении принял участие еще ряд священников, которые приехали на социальную практику. Священников было человек пятнадцать, епископ во главе, и трое крещающихся – два младенца и мужчина по имени Давид из Дагестана. И сам ход очень удивительный – красота, торжественность, крестный ход вокруг купели, Елицы во Христа крестистеся. И такое вплетение Крещения в литургию, воцерковление, вхождение в алтарь, первое причастие – настолько это потрясающе красиво! И самое важное: для крещающихся, для крестных это потрясающее торжество. То есть не просто где-то там за час быстренько в уголочке покрестили, а в центре храма, это весь храм…

– Такое общее торжество?

– Да, всей церкви, и они в центре этого события – и это удивительно, конечно. А потом была общая трапеза, когда уже помолились, причастились, служба закончилась, и все сели за общий стол. И вот сидит Давид, красивый мужчина, тридцатилетний дагестанец, и напротив священники. И владыка говорит: «Отцы, давайте теперь каждый говорите благословение новокрещенным и их близким!» И каждый священник встает и говорит какие-то важные слова – от души, от сердца, серьезно. И я вижу, что Давида переполняет: он никогда себе даже не представлял, что окажется за таким столом. И вообще видно, что он только начинает воцерковляться: его невеста привела к церкви, она рядышком сидит, на него так поглядывая с благоговением. А на Кавказе же важно, чтобы не женщины руководили, а слово мужчины. И владыка в конце говорит: «Представляешь, Давид, сколько тебе таких вот сильных мужчин, священников дали благословение!» Я представляю, что его христианская жизнь должна начаться с таким авансом благословений, благодати.

Очень хочется, чтобы этот опыт как-то доходил до людей. Поэтому по приезду в Екатеринбург я сразу подумал, что при удобном моменте надо так крестить. То есть для крещающихся это должно быть событие, они должны понимать прямую связь своего духовного рождения с литургией и Причастием, с Чашей Христовой. И у нас так получилось, что в нескольких приходских семьях родились детишки, и вот 24 ноября мы будем крестить, кажется, пятерых младенцев. И это прекрасно, когда и крестные, и родители – все находятся в едином молитвенном общении. Все приступают к Чаше, и потом мы тоже будем за столом их наставлять, благословлять.

– Это прямо как наставление архиерея при рукоположении. А вот правильно я понимаю, что, получается, таинство Крещения непосредственно входит в ход богослужения, Божественной литургии – не как-то отдельно совершается, а прямо внутри самой службы?

– Совершенно верно: в теле литургии. Но это по замыслу Церкви – и крещение, и венчание – всё должно быть внутри…

– А почему тогда складывается так, что таинства венчания и Крещения – это все-таки личные таинства? Если Крещение – то это отдельное помещение, где есть купель, либо это время, когда в храме практически никого нет, то есть по сути приходят только сами крещаемые, их родители, может быть, родные и близкие?

– Это говорит о нашей разобщенности и нашем расцерковлении. Мы не воспринимаем себя как часть Церкви. То есть для нас церковь – это такой институт религиозных услуг: мы пришли, получили какое-то религиозное действие, потребили услугу и пошли по своим делам, то есть для нас посетить церковь – как в магазин сходить. Конечно, надо менять сознание, отношение, надо глубоко воцерковляться. Надо полюбить Церковь и понять, что самое важное в нашей жизни происходит вот там, внутри церкви.

Сегодня так интересно, пришли два мужчины и один говорит: «Батюшка, вот часто человек говорит так: Бог у меня в душе, зачем мне церковь? Главное, чтобы у меня в душе всё правильно было». А если Бог в душе, то место встречи неизбежно: оно будет около Чаши. Потому что тот Бог, который в Чаше, и тот, который должен быть в душе, это один и тот же Бог. И как магнитик к магнитику, душа с Христом тянется к Чаше с Христом. А если человек с Богом в душе к Чаше не тянется, то, значит, у него там какой-то другой Бог. В лучшем случае там Бога вообще нет, ну а в худшем, поскольку свято место пусто не бывает, то человек уже насобирал в свою душу каких-то божков, которые его оттягивают от Чаши и создают этот миф, что можно без Церкви спастись и можно быть с Богом без Церкви. Это миф, это ложь.

– У нас остается буквально пять минут до окончания программы, и возможности задать свой вопрос ожидает уже достаточно долго Андрей из Свердловской области. Здравствуйте, задавайте Ваш вопрос, мы Вас слушаем.

Телезритель: «Добрый вечер, батюшка! Вопрос такой: молитва матери за детей со дна моря поднимает. А молитва отца? Вот мой вопрос».

– Молитва отца до небес возносит. Вообще, Бог говорит с отцом. Если уж так разобраться, то Бог говорил с Адамом, Адам говорил с Евой, а Ева уже дальше в своих детей это транслировала. И, конечно, мужчина предстоит перед Богом – и это великое сокровище, когда отец, муж осознает эту честь, эту ответственность – предстоять перед Богом, молиться за Него. И молитва отца защищает благодатным куполом всю семью, поддерживает и мать, и детей. Поэтому молитесь и не лишайте детей возможности общения с собой. Это хочется сказать всем отцам: полюбите, заинтересуйтесь общением со своими детьми, делайте с ними уроки, читайте с ними книжки, дарите им свое время. Не ленитесь, не жалейте себя. Ну и что с того, что вы работаете? Женщина, которая сидит дома, в три раза больше физически работает и устает, чем мужчина, который стоит у станка. Это бесценное время, когда дети рядом и в нас нуждаются, очень краткое. Думайте, творите, созидайте. Составляйте план воспитания детей.

Я не помню, рассказывал или нет, про отца, у которого было два сына и который затеял с ними бизнес? Недавно услышал такую историю: гуляли отец с сыном вечером по Плотинке у нас в Екатеринбурге и купили ребеночку воздушный шарик, а тот с ним побежал, и какой-то человек спросил, сколько стоит шарик. Ребенок говорит: «Я не знаю». Тот такой: «Ну на двести рублей». Ребенок приходит и говорит: «Папа, я вот двести рублей заработал» – ну, они за сто купили, за двести футов отдал. – «А давай попробуем». Вот так у них этот бизнес родился. Отец собрал детей, говорит: «Давайте, вот такой порядок, вместе вступаем, договор заключаем» – и так два месяца они работали. Под конец они на День Города уже Газель этих шариков продали, заработали сто тысяч рублей на троих. Правда, все вечера они ходили с этими шариками. И отец говорит: «Ну всё, вот, смотрите, это наш с вами капитал». А младший говорит: «Отец, дай мне положенную часть моего имения, я не готов дальше участвовать в бизнесе». Они посоветовались, поделили, сорок тысяч ему отдали, пошли компьютер купили – по запчастям, и вместе потом его собирали. А со старшим они купили старенькую машину, и стали ее ремонтировать, готовить к ралли.

– Для понимания, старший – это какой возраст?

– Младший десять, старший пятнадцать. И меня настолько потрясает, что отец включен в этот процесс, то есть это происходит не самотеком: он заинтересован, он думает о своих детях, они вместе созидают. Я уверен, что у него всё получится в передаче детям веры. Потому что вера – не от книжек, не от Закона Божьего, а от живого общения и совместного проживания отношений родителя с Богом, которое передается детям. От совместного чтения книг и их проговаривания. От чувств, которые рождаются в сердце взрослого и которые он передает детям. Дети не мозгом понимают, дети понимают сердцем. И, конечно, очень здорово, Андрей, что у Вас такой вопрос про молитву, и я Вам желаю, чтобы всё получилось и в Вашей семье, и в семьях всех наших телезрителей.

– Спасибо Вам, батюшка, что сегодня пришли в нашу студию. Время нашей программы, к сожалению, уже подошло к концу, но, тем не менее, сколько разных тем и сколько разных вопросов мы успели поднять! Спасибо за то, что поделились своими личными впечатлениями от поездок, каких-то рабочих вещей и общими размышлениями о нашей жизни, нашем участии в церковной жизни и важности быть этими участниками, а не просто наблюдателями, которые ходят в церковь, как в супермаркет, за некими услугами.

– Я еще не рассказал про встречу с отцом Артемием Владимировым – но это мы оставим на другой раз. Будет анонс на следующую передачу – может быть, это будет где-то через месяц. Просто у меня была встреча с этим удивительным священником, и я бы вам подарил несколько положительных эмоций. Но сделаем это затравочкой на следующий раз. А вы не забудьте.

– Надо запомнить. Напомню, что программа «Благая часть» выходит систематически на канале прихода собора Успения Пресвятой Богородицы города Екатеринбурга на медиахостинге «YouTube», она же публикуется и в группе собора в социальной сети «ВКонтакте», поэтому те, кто хочет, заходите в группу – может быть, батюшка в какой-то из передач уже рассказал об общении с отцом Артемием Владимировым. Спасибо еще раз, что сегодня пришли. Напомню, протоиерей Евгений Попиченко, настоятель собора Успения Пресвятой Богородицы в микрорайоне ВИЗ города Екатеринбурге, был сегодня в гостях в нашей студии. Благодарю всех за внимание! До встречи в эфире телеканала «Союз»!

Записал Александр Воронцов



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: