МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА
«КОЛОКОЛЬЧИК»№5
ЧАМЗИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
Принято Утверждаю:
На педагогическом совете заведующая МБДОУ
От____________________ комбинированного вида
детский сад «Колокольчик»
__________А.Б.Аброськина
Образовательная программа
Дополнительного образования детей
«Шахматная азбука»
Срок реализации:2года
Составители:воспитатели
Васина Л.И.
Курнаева А.С.
п.Комсомольский
Пояснительная записка
Программа для старших дошкольников «Шахматная азбука» реализует общеинтеллектуальное направление игровой деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на основе Программы «Шахматы, первый год», автор И.Г. Сухин.
Актуальность программы обусловлена тем, что в дошкольном детстве происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается формирующая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению психики старших дошкольников и наиболее полному раскрытиюспособностей детей. Введение кружка позволяет реализовать многие позитивные идеи— сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.Шахматы в ДОУ положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как память, восприятие, внимание, воображение, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Игра в шахматы помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д. Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование мнемотехнических приёмов для развития памяти, приёмы обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цели и задачи программы:
1. Развитие и тренировка психических процессов:
- Обучение навыкам запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть
результаты своей деятельности; развитие логического мышления,
ориентировки на плоскости, внимания, памяти;
- Развитие аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений,
умозаключений.
2. Развитие познавательных интересов
- изучение основ шахматной игры,
- расширение кругозора;
3. Развитие творческих способностей:
- развитие творческого воображения, фантазии, изобретательности.
4. Развитие нравственно- коммуникативных качеств личности:
- активизирует объективность, самостоятельность, настойчивость,
спокойствие, выдержку, усидчивость, собранность, волю;
- уверенность в своих силах, стойкий характер, умение предвидеть исход
событий.
- воспитание умения вести себя в группе во время движения,
формирование чувства такта, культурных привычек в процессе
группового общения с детьми и взрослыми.
5. Подготовка ребёнка к школе. Дети, вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают в школе точные науки и быстрее делают домашнее задание.
Объем программы: программа рассчитана на два года обучения.
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной, ориентированной на обучение детей старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 25-30 минут Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок, игровых ситуаций, мнемотехнических приёмов.
Для закрепления знаний используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Подходы и методы их реализации:
-Систематические занятия;
-Игры,игровые приемы;
-викторины и конкурсы на шахматную тематику.
Особенность возрастной группы 5-6лет:
В старшем возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но совершить преобразования объекта. Развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления и цикличности изменений). Кроме того, после пяти с половиной лет на смену правополушарному (творческому) мышлению приходит левополушарное (логическое) мышление (кроме левшей), совершенствуются обобщения.
Ребенок в этом возрасте уже имеет собственное мнение. Он наблюдателен. Собственное «я» его уже интересует меньше, чем мир вокруг, в котором он стремится отыскать причинно-следственные связи, чтобы отличить существенное от второстепенного. Развитие воображения позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории.
К пяти годам ребенок уже способен правильно произнести почти все звуки речи. Ребенок бегло излагает свои мысли. Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т.е. ребёнок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом.
Особенность возрастной группы 6-7лет:
К этому возрасту у ребенка сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отношений. Он способен принимать собственные решения на основе имеющихся знаний, умений и навыков. У ребёнка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и самостоятельность в решении социальных и бытовых задач.
У старшего дошкольника воображение нуждается в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, стихи), в создании рисунков, лепке и т.д. Воображение формируется в игровой, гражданской и конструктивной видах деятельности и, будучи особой деятельностью, переходит в фантазирование. Ребенок осваивает приемы и средства создания образов, при этом отпадает необходимость в наглядной опоре для их создания. К концу дошкольного возраста воображение ребенка становится управляемым. Формируются действия воображения: замысел в форме наглядной модели; образ воображаемого объекта; образ действия с объектом. Ребенок организует свое внимание на предстоящей деятельности, формулируя словесно.
Содержание программы «Шахматная Азбука»
Программой предусматривается 30 шахматных занятия (одно занятие в неделю) для старшей группы и 30 занятий для подготовительной группы. Учебный курс включает в себя 6 тем.Haкаждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. Программа разработана для детей старших и подготовительных групп.
Ожидаемые результаты в конце курса: шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые,черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода каждой фигуры.
Ожидаемые результаты освоения программы: ориентироваться на шахматной доске;играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;правильно помещать шахматную доску между партнерами;правильно расставлять фигуры перед игрой;различать горизонталь, вертикаль, диагональ;рокировать;объявлять шах;ставить мат;решать элементарные задачи на мат в один ход.
Учебно-тематический план занятий по обучению детей игре в шахматы в старшей группе
Месяц Неделя | Тема | Цель | Кол-во занятий | |
Октябрь 1-2 | «В гостях у Горизонталика и Вертикалика» | Познакомить детей с линиями на шахматной доске, поупражнять их в быстром, правильном нахождении вертикалей и горизонталей. | ||
Октябрь 3-4 | «Диагональ» | Учить детей видеть диагональ на шахматной доске, не путать её с другими линиями. | ||
Ноябрь 1-2 | «Знакомство с шахматными фигурами. Пешка» | Познакомить детей с шахматными фигурами Сформировать у детей понятие о пешке, способах её передвижения. | ||
Ноябрь 3-4 | «Бесхитростная фигура – ЛАДЬЯ» | Дать представление о новой фигуре, способах действий и её ценности. | ||
Декабрь 1-2 | «Могучая фигура ФЕРЗЬ» | Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. | ||
Декабрь 3-4 | «Прыг, скок и вбок» | Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. | ||
Январь 3-4 | «Король жаждет боя» | Дать представление о новой фигуре, способах действий, её ценности и взаимодействии с другими фигурами. | ||
Февраль 1-2 | «Ворота Каиссии» | Закрепить представления детей о расположении чёрных и белых фигур на доске. | ||
Февраль 3-4 | «Шах – что это?» | Сформировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха». | ||
Март 1-2 | «Шах – что это?» | Продолжать формировать понятие о шахе, как о ситуации нежелательной для короля, научить детей выводить «короля из-под шаха» разными способами. | ||
Март 3-4 | «Мат и пат» | Дать детям определение «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. | ||
Апрель 1-2 | «Мат и пат» | Продолжать формировать у детей понятие «мат» и «пат». Научить детей ставить мат на малоклеточной доске. | ||
Апрель 3-4 | «Шахматная страна» | Подвести итог определения, что такое шахматная игра, закрепить полученные знания и умения играть в шахматы. | ||
Май 1-2 | «Шахматный КВН» | Закрепить полученные знания о шахматах, вызвать интерес и желание играть в шахматы. | ||
Учебно-тематический план занятий по обучению детей игре в шахматы в подготовительной группе
Месяц Неделя | Тема | Цели | Кол-во занятий |
Сентябрь 1-2 | «В стране шахматных чудес» | Закрепить у детей интерес к игре в шахматы, понятийные знания; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; вырабатывать у ребят настойчивость | |
Сентябрь 3-4 | «Игра на уничтожение» | Сформировать у детей внутренний план действий, аналитико-синтетическую функцию действий. Учить детей играть ограниченным числом фигур (одна или две). | |
Октябрь 1-2 | «Один в поле воин» | Закрепить представление о ладье, способах её передвижения, «веса». Учить детей, на примере ладьи, «побивать» все фигуры противника. | |
Октябрь 3-4 | «Защита контрольного поля» | Закрепить представление о ладье, способах её передвижения, «веса». Учить детей с помощью одной, двух фигур защищать выделенный участок шахматной доски. | |
Ноябрь 1-2 | «Как Ладья похудела» | Познакомить с понятием «рокировка», её разновидностями; развивать наблюдательность и внимание; расширять кругозор дошкольников; показать изящество и красоту отдельных ходов; вырабатывать у ребёнка выдержку. | |
Ноябрь 3-4 | «Захват контрольного поля» | Закрепить представление о слоне, туре, способах его передвижения, «веса». Учить детей, на примере слона - фигуры, за минимальное число ходов, проходить до определённой клетки шахматной доски; вырабатывать у ребёнка спокойствие. | |
Декабрь 1-2 | «Вежливые слоны» | Учить детей, играя лишь одними фигурами – на примере слонов (слон против слона, два слона против одного, два слона против двух) проходить «лабиринт» до определённого поля на доске. | |
Декабрь 3-4 | «Шахматная нотация» | Закрепить понятие «шахматная нотация»; учить записывать шахматные партии; учить ориентироваться на плоскости; вырабатывать у детей волю; показать изящество и красоту шахматных комбинаций; тренировать память и внимание. | |
Январь 3-4 | «Волшебный квадрат» | Познакомить детей с понятием «квадрат пешки» и правилом квадрата; продолжать развивать интерес к миру шахмат; тренировать логическое мышление; вырабатывать у ребёнка спокойствие; обогащать детскую фантазию. | |
Февраль 1-2 | «Спасительница – оппозиция» | Познакомить детей с понятием «оппозиция» к королю с пешкой; пополнять знания учащихся; заставлять восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах. | |
Февраль 3-4 | «Непобедимый» | Продолжать развивать интерес к миру шахмат; разъяснить как правильно начинать игру и играть дебют; рассмотреть «хорошие и плохие» ходы в шахматной игре; вырабатывать у детей стойкий характер; активизировать мыслительную деятельность дошкольников; приносить эстетическое наслаждение от игры. | |
Март 1-2 | «Волшебный мир комбинаций» | Продолжить знакомить дошкольников с миром комбинаций («мельница», «вилка», двойной шах, матовый финал); показать волшебство, изящество и красоту шахматных комбинаций; продолжать учить ориентироваться на плоскости; тренировать наблюдательность и внимание. | |
Март 3-4 | «Волшебный мир комбинаций» | Сформировать у детей понятия: «мельница», «вилка», двойной шах, матовый финал; учить понимать о чём идёт речь; показать волшебство, изящество и красоту шахматных комбинаций; продолжать учить ориентироваться на плоскости; тренировать наблюдательность и внимание. | |
Апрель 1-2 | «Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу» | Учить дошкольников решать различные шахматные этюды и задачи; учить более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находить выход из безнадёжных положений с честью; продолжать развивать интерес к миру шахмат; вырабатывать у ребёнка настойчивость и выдержку; расширять кругозор. | |
Апрель 3-4 | «Реши этюд, отгадай задачу – сыщешь удачу» | Продолжать учить дошкольников решать различные шахматные этюды и задачи; учить более разумно и рационально распоряжаться небольшими шахматными силами, достигать выигрыша или добиваться ничьей, находить выход из безнадёжных положений с честью; продолжать развивать интерес к миру шахмат; вырабатывать у ребёнка настойчивость и выдержку; расширять кругозор. | |
Май 1-2 | «Здоровые телом – сильные духом!» | Закреплять, используя физические упражнения, передвижения всех шахматных фигур; учить восхищаться удивительной игрой; вырабатывать у детей уверенность в своих силах и стойкий характер; развивать фантазию, воображение, творческий потенциал детей. |
Материально-техническое обеспечение
Для кружковой работы имеются:
-Демонстрационная магнитная шахматная доска;
-шахматы;
-часы