В целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система. Единая информационная система в сфере закупок - это совокупность информации, содержащейся в базах данных, информационных технологий и технических средств, обеспечивающих формирование, обработку, хранение такой информации, а также ее предоставление с использованием официального сайта единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются. Информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
Официальным сайтом о контрактной системе в сфере закупок Российской Федерации в сети "Интернет" является www.zakupki.gov.ru.
В целях проведения открытых аукционов в электронной форме Минэкономразвития России совместно с ФАС России по результатам конкурсного отбора определили следующих операторов электронных площадок:
- ОАО «Единая электронная торговая площадка» - www.roseltorg.ru;
- ЗАО «ММВБ-Информационные технологии» - www.ets-micex.ru;
- ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» - www.zakazrf.ru;
- ЗАО «Сбербанк - Автоматизированная система торгов» - www.sberbank-ast.ru;
- ООО «Индексное агентство РТС» - www.rts-tender.ru.
Субъекты Российской Федерации и муниципальные образования вправе создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой.
Единая информационная система обеспечивает:
1) формирование, обработку, хранение и предоставление данных участникам контрактной системы в сфере закупок;
2) контроль за соответствием:
а) информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
б) информации, включенной в планы-графики закупок, информации, содержащейся в планах закупок;
в) информации, содержащейся в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
г) информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
д) условий проекта контракта, направляемого в форме электронного документа участнику закупки, с которым заключается контракт, информации, содержащейся в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
е) информации о контракте, включенной в реестр контрактов, заключенных заказчиками, условиям контракта;
3) использование усиленной неквалифицированной электронной подписи для подписания электронных документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
4) подачу заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного документа, а также открытие доступа к таким заявкам в день и во время, которые указаны в извещении об осуществлении закупки. При этом участникам закупок должна быть обеспечена возможность в режиме реального времени получать информацию об открытии указанного доступа.
Единая информационная система содержит:
1) планы закупок;
2) планы-графики;
3) информацию о реализации планов закупок и планов-графиков;
4) информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, перечень иностранных государств, групп иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры о взаимном применении национального режима при осуществлении закупок, а также условия применения такого национального режима;
5) информацию о закупках, предусмотренную 44-ФЗ, об исполнении контрактов;
6) реестр контрактов, заключенных заказчиками;
7) реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
8) библиотеку типовых контрактов, типовых условий контрактов;
9) реестр банковских гарантий;
10) реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, их результатов и выданных предписаний;
11) перечень международных финансовых организаций, созданных в соответствии с международными договорами, участником которых является Российская Федерация, а также международных финансовых организаций, с которыми Российская Федерация заключила международные договоры;
12) результаты мониторинга закупок, аудита в сфере закупок, а также контроля в сфере закупок;
13) отчеты заказчиков, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
14) каталоги товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
15) нормативные правовые акты, регулирующие отношения о контрактной системе в сфере закупок;
16) информацию о складывающихся на товарных рынках ценах товаров, работ, услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также о размещаемых заказчиками в запросах цен товаров, работ, услуг;
17) иные информацию и документы, размещение которых в единой информационной системе предусмотрено 44-ФЗ, Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.
Планирование закупок.
Закупочная логистика, являясь первой логистической подсистемой, представляет собой процесс движения сырья, материалов, комплектующих и запасных частей с рынка закупок до складов предприятия. Для ее эффективного функционирования, необходимо знать, какие именно материалы необходимы для производства продуктов, составить план закупок, обеспечивающий согласованность действий всех отделов и должностных лиц предприятия по решению следующих задач снабжения:
анализ и определение потребностей, расчет количества заказываемых материалов;
определение метода закупок;
согласованность цены и заключение договора;
установление наблюдения за количеством, качеством и сроками поставок;
организация размещения товаров на складе.
Качественное планирование и информационное обслуживание логистики снабжения решает также задачу уравновешивания противоречия между необходимостью бесперебойного снабжения производства и минимизации складских запасов.
В процессе планирования закупок необходимо определить:
1) какие материалы требуется;
2) количество материалов, которые понадобятся для производства;
3) время, когда они понадобятся;
4) возможности поставщиков, у которых могут быть куплены товары;
5) требуемые площади складских помещений;
6) издержки на закупки;
7) возможности организации производства некоторых деталей на своем предприятии.
Существует несколько методик определения того, сколько необходимо закупать материалов для производства продукции и с какой периодичностью они должны поступать от поставщиков, но все они требуют информации о том, как использовались аналогичные материалы в прошлом. При прогнозировании потребности в продукции производственно технического назначения используются нормы расхода материальных ресурсов.
Нормы расхода материальных ресурсов – это максимально допустимое количество сырья, материалов, топлива, расходуемое на изготовление единицы продукции или единицы работы установленного качества с учетом действующих организационно технических условий производства.
При прогнозировании потребности в предметах потребления используются нормы потребления населения. Нормы потребления продуктов питания разрабатываются с учетом оптимального рациона питания, необходимого количества белков, жиров, углеводов, солей, витаминов при необходимом сочетании отдельных продуктов питания.
Научно-исследовательскими учреждениями рассчитаны примерные нормы потребления также по важнейшим непродовольственным товарам.
Таким образом, для того чтобы определить потребность в любом продукте материально-технического назначения необходимо:
Нi··Р = Пi,
где Нi – нормы расходаi-го продукта, в натуральном выражении,
Р – объемы производства, в натуральном или стоимостном выражении,
Пi– потребность вi-ом продукте, в натуральном выражении.
Потребности в предметах потребления определяются следующим образом:
,
где - норма потребленияi-го товара, натуральных единиц,
Ч– численность населения, человек;
- потребность вi–ом товаре, в натуральном выражении.
Чтобы реализовать любую потребность она должна быть представлена деньгами на рынке, т.е. покупательским спросом. Объем и состав товаров, которое население желает и имеет возможность купить, формируется под влиянием экономических и социальных факторов. Например:
1) объем и структура производства;
уровень денежных доходов и их дифференциация по группам населения;
уровень розничных цен;
жилищные и бытовые условия;
национальные особенности и уровни образования;
реклама, психологическое воздействие на покупателя и т.д.
В свою очередь спрос на средства производства формируется под воздействием спроса на предметы потребления. Следовательно, потребность в материалах можно рассчитывать и как определенную программу производства конечного продукта. В этом случае речь идет о зависимом спросе, который рассчитывается при помощи методики "Планирование потребности в материалах". Принцип: исходная точка – это предсказуемый или известный спрос на конечную продукцию. Сборка конечной продукции из закупаемых и производимых самостоятельно материалов закрепляется в списках. При этом должно быть известно время поставок материалов и время производства их на собственном предприятии. Далее, исходя из времени поставок конечного продукта потребителю, определяют брутто – потребность в поставляемых и производимых самостоятельно материалов.
Брутто-потребность переводится затем в нетто-потребность, при этом учитывают:
а) наличный запас,
б) плюс уже заказанные материалы и уже запланированные собственное производство,
в) минус уже предназначенные для предыдущей серии продукции заказ.
На основании данных расчета определяют время выполнения заказа. Это время с момента подачи заказа до момента поставки продукта. Преимущества применения методики "Планирование потребности в материалов" заключаются в том, что закупки и производство планируются, исходя из потребности в конечном продукте. В логистике могут использоваться и другие методы определения потребности в материалах.
Например:
детерминированный – используется, когда известны определенный период выполнения заказа и потребность в материалах по количеству и срокам;
стахостический – когда основой для расчета является математико-статистические методы, дающие ожидаемую потребность;
эвристический – с его помощью потребность определяется на основе опыта работников.
Все рассмотренные методы определения количества, времени и периодичности закупок имеют достоинства и недостатки с точки зрения точности, затрат времени, стоимости услуг, или определения потребности в материалах.
Выбор зависит от профиля фирмы, возможностей заказчика, типа изделий, наличия и вида складов, системы контроля за состоянием запасов.
Выбор метода закупок зависит от сложности конечного продукта, от состава комплектующих изделий и материалов.