ПОЕЗДКА
К ДРЕВНЕЙ ЧЕРЕМИССКОЙ СВЯТЫНЕ,
ИЗВЕСТНОЙ СО ВРЕМЕН ОЛЕАРИЯ
Минувшим летом (1904) я посетил между прочим древнейшую святыню луговых черемис — жилище керемета Чум- булата, которую впервые увидал в 1881 году, экскурсируя среди черемис Уржумского и Яранского уездов. Жилище Чумбулата, или — как его называют русские, — Чумбулатов камень, есть ничто иное, как высокий утес на берегу р. Немды в Яранском уезде Вятской губ., близ дер. Чумбулатовой, Колянурской волости, в полуверсте от названной деревни, вниз по течению реки…
… Я не буду останавливаться на подробностях Чумбулатова культа, так как имел случай говорить об этом в другом месте, но остановлюсь на изложении тех обстоятельств, кото
рые вызвали уничтожение этой черемисской святыни, именно на истории миссионерской деятельности среди черемис, по программе московского митрополита Филарета. Мне придётся широко пользоваться извлечениями из архивных материалов по этому вопросу (именно делом канцелярии вятского губернатора 1828 г. Том II. С. 535—580), тем более что в «Собрании мнений и отзывов митроп. Филарета» мы находим очень мало сведений об этой стороне его деятельности.
Ко времени, когда разыгралось знаменитое дело, повлекшее за собой уничтожение Чумбулатова камня, в Вятской губернии не было официального миссионерства среди черемис, добрая половина которых только числилась христианами, сохраняя во всей неприкосновенности свои языческие верования; духовенство, когда находило это нужным, действовало при обращении язычников по собственному почину и усердию, но наибольшее приращение крещённых совершалось обыкновенно тогда, когда объявлялся рекрутский набор, потому что крещение избавляло инородца от солдатчины. Только в Глазовском уезде действовал среди вотяков миссионер Кафтанников, брат которого хорошо знал вотский язык.
|
В населённой черемисами территории подобных миссионеров совсем не было, хотя в них была настоятельная нужда, если разуметь под миссионером лицо, хорошо знающее верования и языки инородцев.
Духовенство Уржумско-Яранской окраины обладало этими качествами в весьма слабой степени, и настоящих миссионеров среди него не было вплоть до 60-х годов XIX ст. Светские власти, конечно, были знакомы с истинным положением дела, чем и можно объяснить появление «Устава об управлении инородцев», утвержденного 22 июля 1822. Пункт 291 этого гуманного Устава, одинаково касающегося как сибирских, так и российских инородцев, гласит: «Не подвергать инородцев никаким взысканиям, если исповедуя христианскую веру, окажутся, по невежеству, в упрощении церковных порядков. Внушения и убеждения суть одни приличные в семь случае меры».
Этот гуманный пункт, однако, применялся очень недолго. Лишённые истинно миссионерского воздействия, предоставленные самим себе, черемисы сохраняли чисто языческое мировоззрение: стоило лишь появиться среди них ярому стороннику черемисской старой веры, и язычество начало возрождаться. Так случилось, к концу 20-х годов минувшего столетия, одновременно появились энергические вожаки язычества (так. наз. «сновидцы») в Царевококшай- ском уезде Казанской губернии и Уржумском уезде Вятской губернии. В ноябре 1827 г. такой сновидец организовал огромное моление близ дер. Варангуши (Моркинской волости, Царевококшайского уезда Казанской губ.), куда собралось отовсюду до 4000 черемис; Казанский архиепископ Иона назначил по этому поводу следствие, тянувшееся довольно долгое время и закончившееся удалением всего притча из моркинского прихода.
|
В следующем году (3 декабря 1828 г.) состоялось большое моление в Уржумском уезде, близ с. Сернура (в священной роще, меж деревень Купран-сола и Товарнур), куда стекалось до 3000 черемис. Моление это организовал черемисин Иван Токметев, 60 лет. Токметев видел знаменательный сон, будто он, идя с толпой черемис по ровному месту, вдруг вместе со спутниками обрушился в глубокую пропасть. Испугавшись, все обещали принести жертву Богу, и тотчас же явилась для них возможность подняться из пропасти на высокую гору, откуда они увидали озаренную необыкновенным светом плодородную равнину, покрытую разнообразными деревьями. Проснувшись, Токметев сообщил о своем сне од- нодеревенцам; оказалось, что двое из них видели во сне нечто подобное, почему и решено было устроить торжественное жертвоприношение. Для этого выбрана была вышеуказанная роща, где незадолго перед тем внезапно открылся источник ключевой воды, что было принято за особенное знамение.
Организовалось огромное моление, на которое прибыли представители черемис со всей Вятской губернии, а также из губерний Казанской и Уфимской. Сернурский священник
Даровский 4 декабря донёс об этом событии преосвященному Кириллу[1], а исправник — губернатору Рыхлевскому2 был на месте жертвоприношения, следует заключить, что он явился по вызову свящ. Даровского, но почему Даровский, очевидно, хорошо знавший о готовящемся молении, знакомый отчасти, как видно из дела, с обычаями черемис, ни до, ни после не выступал в роли миссионера и не действовал на черемисе путём убеждения и внушения, для меня представляется большой загадкой. Вообще же можно сказать, что священники этой местности в большинстве случаев не желали выносить ссору из своего прихода, оглашать двоеверие своих пасомых. Освидетельствовав на другой день рощу, исправник со священником нашли 134 огнища; по словам черемис, принесено было 99 жертв, при участии такого же количества картов (жрецов).
|
Под вымышленным предлогом составления приговора на счёт ходатайства о разрешении черемисам молиться по-своему, исправник Девлет-Кильдеев успел переписать 460 человек, но огромное большинство поспешно разъехались, чуя беду. Началось следствие, сразу духовное и гражданское. Губернатор, командировав на место происшествия колл. асе. (коллежский асессор. — Ред.) Кулакова, донес о жертвоприношении министру внутренних дел, а последний доложил немедленно государю. 4 января 1829 г. губернатор уже получил ответ министра, в коем сообщалось, что государь император повелеть соизволил, «чтоб людям сим, из снисхождения к их простоте, никаких притеснений чинимо не было и чтоб с ними поступлено было с крайнею осторожностью».
Казалось бы, теперь дело по поводу моления должно было быстро кончиться, но вышло так, что это было ещё начало.
____________
[1] Преосвящ. Кирилл Богословский-Платонов, впоследствии (1833 г.) еп. подольский, скончался 8 марта 1841 года. Его заместил потом еп. Иоанницкий (из архимандритов Нижнеломовского монастыря Пенз. губ.).
2 Дейст. ст. сов. Андрей Иванович Рыхлевский осенью 1830 г. назначен был директором департ. Мин-ва вин. дел, а его место занял д. ст. сов. Ефим Ефимович Ренкевич, умерший в Вятке в марте 1834 г. Преемником последнего был знаменитый Кирилл Яковлевич Тюфяев.
Местная администрация повернула дело по-своему, а митрополит Филарет направил его в сторону, совершенно противную высочайшему повелению.
Священник Даровский, донося преосвященному о результатах следствия, сделал такое добавление:
«Повсеместно вес почти из черемис новокрещане, кроме небольшой части называемых руссковеров, державших одну христианскую веру, прочие все, по тесной связи общежития и по слепой приверженности к прежним своим врожденным предрассудкам и грубому суеверию, оною, так сказать, рукою держась церкви Христовой, другою столько же, или ещё более держаться одних и тех же с некрещеными правил язычества и без всякого различия между собою не токмо делают общие богомолья, но и, что особенно непростительно, в случае болезней своих, предполагая, что оные причиняет им злой дух, требуя от них себе жертвы, закалывают разных животных, по своему состоянию и возможности, различными именами называемыми ими бесам, как то Керемету Чинбула- ту, Немдекуруку, Ямшенеру, Кюбару и другим, что, впрочем, они делают не собранием, а порознь, и весьма скрытно»[2].
Последняя фраза — относительно бесов, насылающих разные болезни на черемис, — решила вопрос об уничтожении Чумбулатова камня, когда дело попало на рассмотрение митрополита Филарета. Духовное ведомство повело следствие независимо от власти гражданской, согласно особому на этот предмет предписанию обер-прокурора Синода (от 31 дек. 1828 г.), пожелавшего узнать, «не от небрежения ли, или другой какой-либо вины местного духовенства происходит уклонение в идолопоклонничество таких людей, кои уже были просвещены ученьем христианским?» На месте — в Вятке — вопрос решался чрезвычайно легко, и не в пользу духовенства, ибо характер деятельности последнего был достаточно известен консистории с отрицательной стороны, но для лучшего уяснения дела преосвященный назначил двух духовных следователей — протоиереев: Яранского — Караваева и Уржумско-
[1] Столетие В.Г. Т. 2. С. 539.
го — Кувшинского. Плодом их труда было огромное дело, повторявшее те же данные, что и следствие властей гражданских, но отцы-следователи обвиняли во всем одних только инородцев, а среди духовенства виновных совсем не оказалось.
Между тем чиновник губернатора Кулаков отнесся к делу более беспристрастно; по данным произведённого им следствия, черемисы вели себя чинно, а «молитвы их, читанные жрецами, доказывают простоту нравов и сообразное с верноподданностью понятие о государе и заботливость о платеже податей»1. Следователь допросил 570 человек, в том числе одних жрецов было 38. Об окончании следствия губернатор донес министру, сообщив при этом, что он предписал земскому суду на будущее время соображаться в подобных делах с высочайшим повелением, т.е. «чтобы людям сим, из снисхождения к их простоте, никаких притеснений чинимо не было». Но вместе с тем губернатор обратил внимание на то, что «подобные сборища черемис, хотя и не могут иметь вредных последствий, но за всем тем нельзя. Однако же оставить без внимания и того обстоятельства, что настоящее собрание черемис из других даже губерний и в таком важном числе произошло единственно от видимого намерения трёх сновидцев; они, вероятно желая извлечь для себя пользу через сбор денег и прочего, возбудили ещё более суеверия народа сего виденным и якобы ими с нами, и если не могли достигнуть совершенно цели своей, то единственно оттого, что присутствие в то время земского исправника не дало им возможности обольстить собравшийся народ».
Дальнейшие рассуждения губернатора становятся ещё более любопытны. «А как легко может случиться, говорит он, что сновидцы собратий своих, могут и на будущее время дать повод к подобному сборищу, во вред самих поселян, при каковом случае случиться также может и нарушение спокойствия, то к отвращению сего я полагал бы со своей стороны откровенных по настоящему делу трёх сновидцев пре-
дать суждению, т.е. суду с той целью, чтобы они на будущее время не решались на обман и не привлекали бы через то людей из других мест, ибо подобного сборища до сего времени ещё не бывало; черемисы, приверженные к идолопоклонничеству, отправляют моления свои с жертвоприношениями всегда в своих только селениях или в скрытых местах, не обращая внимания на других жителей»[3].
Нет сомнения, что подобные сборища бывали и раньше, но меньше возбуждали внимания; утверждение же губернатора о том, что черемисы совершали моления только по селениям, а не собираясь с нескольких губерний в экстренных случаях, показывает, что ни он, ни те лица, на сведения которых он опирался, не имели ни малейшего понятия о языческой организации черемис.
Государь, выслушав это донесение губернатора, провёл через министра внутренних дел оставить этих трёх сновидцев в покое, если они старики, учреди только над ними надзор, если же они из молодых, то вытребовать их в Петербург для допроса. Хотя сновидцы были уже люди не молодые (одному из них — Токметеву было 60 лет), но губернатор предписал выслать их немедленно в Вятку «без малейшей в народе тревоги и даже огласки», а оттуда трое сновидцев (Иван Токме- тев — по-русски Федот Алексеев, Семён Васильев и Василий Евсевьев) отправлены в Петербург, куда прибыли 2 апреля 1829 г. Здесь допросил их д.ст. сов. (статный советник. — Ред.) Филатьев, записка которого по этому предмету была представлена государю 22 апреля, и тогда же Государь поручил митрополиту московскому «избрать хорошего священника, которому можно было бы поручить означенных трёх черемис для просвещения в веру, так чтобы, отпустив их домов вместе оным священником, могли они убеждением и примером действовать на других».
__________
[1] Столетие В.Г. Т. II. С. 541—542. Соображаясь сходом этого дела, нужно думать, что губерн. Рыхлевский хотел исправить то впечатление, которое производило благоприятное для черемис следствие Кулакова. Но он только повредил черемисам своим заключением.
Выбор митрополита остановился на священнике московской Богоявленской, что в Елохове церкви, Александре Ев- лампиеве Покровском[4]. Чем обусловлен был выбор митрополита, трудно сказать; из дела совсем не видно, чтобы Покровский был опытным миссионером и не подлежит сомнению, что он совершенно не знал черемисского языка, тогда как из троих сновидцев только Токметев владел отчасти русским языком. Е1окровский наставлял черемис до августа месяца, а 7 числа все они уже прибыли в Вятку. Поездка черемис с расходами на конвойного солдата и квартального надзирателя обошлась в 1321 р. 50 к. Когда обер-прокурор докладывал Еосударю о путевом пособии для свящ. Покровского, то, как бы предвидя, что результаты деятельности последнего далеко не будут соответствовать расходам, государь положил резолюцию: «Снестись с министром внутр. дел, чтобы избраны были из молодых черемис несколько человек для отдачи в семинарию и приготовления в священники».
Эта Высочайшая воля приведена была в исполнение довольно спешно и без надлежащей осмотрительности. Комиссия духовных училищ при св. Синоде постановила половину мальчиков набрать из язычников, половину из крещёных черемис. Но при первой же попытке выбора среди черемис произошло волнение. Только в 1830 г. Покровскому удалось выбрать из черемис несколько мальчиков, совершенно неграмотных, плохо понимающих русский язык, и отправить в Вятку. Покойный проф. Казанской духовной академии И.Я.Порфирьев, обучавшийся в Вятке, хорошо помнил семинаристов из черемис. Учились они все очень плохо и служили общим посмешищем. Вынося от товарищей всяческие заушения, тычки и вселенские смази, бедные черемисы забрались куда-нибудь в укромное место, напр., на подволоку,
__________
[1] А.Е. Покровский скончался в 1860 г., в сане протоиерея Верхоспасского придворного собора (так называемый «Спас за золотой решеткой» в Кремле). Свое служение в сане священника (как разъяснил мне присутствовавший на моём докладе в Имп. Р. Геогр. О. П.Н. Луппов, делопроизвод. стат. отд. в училсо- вете при св. Синоде) Покровский начал в единоверческой церкви в Казани, откуда и перешел в Москву, быть может, по вызову самого митрополита Филарета.
и там приносили жертву Керемету, прося его покарать своих обидчиков. Ни один из этих черемис не достиг священства. Подобная же неудача постигла позднее проект введения в семинарское преподавание местных инородческих языков, изучение которых было для семинаристов необязательно, а потому и не давало никаких результатов.
Священник Покровский приехал из Вятки в Уржум 14 августа 1829 г. В то время уржумским исправником был мусульманин Девлет-Килъдеев. Оба они в тот же день отправились по уезду. Получилась странная картина: православная миссия, споспешествуемая земскою полицией, в лице исправника мусульманина... С первых же шагов оба деятеля встали в наилучшие друг к другу отношения. В течение недели успели они объехать 6 волостей, везде собирая по человеку с двора, а где и более, а 22 числа исправник скромно доносил губернатору, что сначала черемисы на увещания Покровского и убеждения его оставались непреклонны: «Они говорили, что церкви не отрекаются, но и древних своих языческих обрядов оставить не могут, потому что исполняли оные отцы их и деды». Тогда Девлет-Кильдеев оказал своё содействие, а Покровский «вразумил черемисам всю святость греко-российской веры»... с помощью переводчиков. Результаты исправ- ничего содействия не замедлили обнаружиться, и черемисы, «по долгом совещании между собою, единодушно сознались в своих заблуждениях, извиняясь в том своим неведением и неразумением; они рады, что великий Государь повелел их учить истинной вере, единогласно поклялись не делать в лесах никаких языческих жертвоприношений и что они навсегда отныне будут ходить в церковь, следовать её правилам свято и ненарушимо, соблюдать веру и посты и исполнять все церковные требы...» Черемисы выдали в этом смысле письменные обязательства, к которым каждый черемисин приложил свою тамгу, даже наиболее упорные — сернурские черемисы. Обделав всё это, исправник добавляет в рапорте, «что за сими распоряжениями священнику Покровскому остаётся, разъезжая по местам жительства черемис, наставлять их в вере и в исполнении обязанностей».
Дело оказалось, однако, далеко не в столь блестящем положении, лишь только исправник Девлет-Кильдеев, представленный к награде за свои труды, отправился в конце августа в отпуск, а Покровский остался один до конца ноября.
Как ни слабо было уржумское духовенство в миссионерском отношении, но оно хорошо поняло, что свящ. Покровский совершает с татарином Девлет-Кильдеевым далеко не настоящее апостольское дело. Началась сначала глухая, а потом явная оппозиция местного духовенства. Присмиревшие черемисы прекрасно поняли настроение своих отцов духовных и круто изменили своё поведение... Положение миссии стало безнадежно: вслед за отъездом Девлет-Кильдеева и с прекращением полицейских мероприятий, среди черемис началось брожение; они перестали принимать Покровского и не хотели его слушать, как это было в дер. Олор иве. Елееве. Черемисы начали питать надежду, что их не только оставят в старой вере, но даже уберут от них духовенство, как это было в с. Морках Царевококшайского уезда. По жалобе Покровского, преосвященный Кирилл просил у губернатора содействие полиции, и это заставило губернатора командовать для выяснения причин брожения черемис Котельнического исправника Позднякова. Рапортом от 27 ноября исправник доносит губернатору, что среди уржумских черемис существует убеждение, будто сам Девлет-Кильдеев хлопочет в Петербурге о том, чтобы черемисы навсегда оставались в язычестве; в этой же мысли укреплял черемис сернурский дьякон, собиравший с черемис деньги, чтобы хлопотать за них пред архиереем, но вместо того быстро добившийся рукоположения во священники в соседний Малмыжский уезд; кроме того в рапорте встречается жалоба на свящ. Андрея в с. Сернуре, который, по-видимому, заступался за черемис. Все эти указания на различные миссионерские затруднения Поздняков получил от самого Покровского. Пробыв всего четыре дня в Уржуме Поздняков «убедился, что до 500 семейств утверждено в вере»; он вызывал к себе некоторых новокрещен и «в присутствии миссионеров поверял веру настоящего вероисповедания; оказываются все они в ней
верными совершенно». Стало быть, заключает исправник, «возможность предстоит в самой скорости достигнуть совершенной цели миссионерства, при содействии однако земской полиции; вся важность всего дела состоит в том, чтобы удалить от них зловредных совещателей и уверить, что на обращение их к церкви есть воля Государя Императора, чему они теперь не верят».
Но вернулся из отпуска Девлет-Кильдеев, начал совместные со свящ. Покровским разъезды по черемисам, и все пошло снова успешно. Сначала они посетили Чумбулатов камень на р. Немде, потом разрушили почитаемый черемисами на той же р. Немде мост (так наз. Немды кубар), под которым жил, по мнению черемис, страшный Керемет, старавшийся стащить в воду всякого, кто ехал по мосту. А далее, с 5 по 12 дек. 1829 г. миссионеры искренно сознавались в своих заблуждениях, дали добровольные подписки, с обязательством оставить языческие обряды, ходить в церковь, и приложили свои тамги. Утвердив этим способом христианство ещё в 7 волостях, Девлет-Кильдеев 27 декабря доносил об окончательном укреплении всех черемис в христианстве и особенно хвалил ревность свящ. Покровского, а Покровский со своей стороны рапортовал о деятельности исправника преосвященному вятскому и доносил митрополиту Филарету.
Действительно, исправник превзошёл сам себя в усердии: он обязал старост инородческих селений следить за тем, чтобы крещёные черемисы никоим образом не принимали участия в жертвоприношениях своих однодеревенцев-языч- ников, чтобы следили за исправным хождением их в церковь, а кроме того распорядился, чтобы перед каждою сходкой по общественным делам черемисы отправлялись сначала в церковь для выслушания божественной службы, а уже потом принимались бы за свои дела. Легко понять совершенную неисполнимость этого распоряжения, если я скажу, что ещё и теперь есть черемисские селения, отстоящие от церкви на 25 и 30 верст, а тогда, по малочисленности церквей, расстояния были значительно больше. В ту пору даже духовенство бывало в отдаленных селениях прихода не более 2—3 раза в
468 стр.
год, крестя в раз всех народившихся младенцев и отпевая в могилах часто за полгода ранее погребённых покойников. Можно ли было при таких условиях выполнить предписание исправника?
Дружные совместные действия исправника и миссионера оказались для обоих одинаково полезны: Девлет-Кшльдеев получил сначала «признательность вятского губернского правления за ревностное содействие миссионеру в преобразовании черемис», а потом высочайшую награду — бриллиантовый перстень в 750 р.; Покровский же получил сан протоиерея.
Вернувшись в Москву, Покровский не преминул очернить уржумское духовенство и указать на все тернии, которые встречались ему на пути. Эти жалобы вызвали большие неприятности для уржумского духовенства, так как в инородческих приходах духовные следователи начали собирать справки о лихоимстве сельских батюшек и спрашивать прихожан, одобряют ли они своё духовенство. Следователи были свой народ, с юридическими тонкостями незнакомые; поэтому они довольствовались тем, что спрашивали в приходе от 10 до 15 человек, а во всем уезде спросили только 617 черемис, и все священники заслужили одобрение своих прихожан. Это, как увидим ниже, крайне огорчило митрополита Филарета и он остался недоволен следствием.
Рассмотрев отчёт о. Покровского, св. Синод признал полезным вновь отправить его с дьяконом к черемисам на три месяца, причём, по указанию митрополита Филарета, испросил 15 февраля 1830 г. соизволение государя на приведение в исполнение следующих предположений:
1) «Для приобучения новокрещёных черемис к соблюдению благочестивых обрядов и обычаев христианских, посредством всегдашнего доброго примера, переместить в черемисские селения от одного до трёх русских благочестивых и благородных семейств.
2) «В отвращение вредного на обращенных черемис влияния со стороны остающихся в язычестве, особенно языческих картов (жрецов), ворожеев и коштанов... объявить черемисам, что если кто из них замечен будет в распространении
языческих лжепрорицаний... тот, кроме прочей ответственности по закону, немедленно будет выведен из селения, где живут черемисы-христиане».
Еще ранее этих мероприятий, с конца XVIII ст. русская колонизация добровольно направлялась в Уржумский и южную часть Яранского уездов из густо населенных уездов Но- линского и Котельнического, откуда ежегодно переселялись сотни семейств. Под напором этой волны, черемисы передвигались на Ю., в незанятые лесные пространства Уржумского и Малмыжского уездов. Но черемисы крепко сидели поблизости к своим святыням: около Оны мари (Онымор- ка), в Кузнецовской волости, и Купран солы, Сернурской волости; только из Колянурской волости, Яранского уезда (по р. Немде), где находится капище Чумбулата, черемисы успели выселиться совершенно к 1830 году, не переставая однако по временам посещать эту святыню. Митрополит Филарет решил уничтожить её.
Вторично отправляя Покровского в Уржумский уезд, мит- роп. Филарет просил чрез министра внутренних дел, чтобы исправник князь Девлет-Кильдеев «ни под каким предлогом не был устраняем в течение наступающего лета от настоящей должности»[5], а поручая «миссионера и вверенное ему дело благосклонному споспешествованию губернатор», просил между прочим последнего «распорядиться немедленным разрушением под именем Чумбулата, что могло бы, как писал митрополит, «вразумить их о ничтожности всего мнимого божества». Митрополит Филарет представлял себе, очевидно, черемис грубыми идолопоклонниками, что совершенно несправедливо. Филарет 25 июля 1830 г. рекомендует св. Синоду целый ряд суровых мер, опираясь на то, что неблагонамеренные люди всячески мешали миссионеру в 1829 г.: ото-
всюду видел последний только препятствия, а не помощь. Митрополит Филарет настойчиво просит св. Синод обратить внимание всякого епископа «на образ мыслей, поведение и особенно на корыстные виды служащего в черемисских селениях духовенства»; замеченных в вымогательстве или в происках против миссионера Покровского рекомендует он немедленно переводить в другие (русские) селения и настаивает на том, чтобы епископ Кирилл чаще объезжал черемисские приходы, поручая надежным лицам «наведываться от самих черемис, не терпят ли они притеснения от местного духовенства». Чтобы в корне подорвать значение для черемис их старой веры, митрополит Филарет настоятельно требует, чтобы боготворимый ими камень Чумбулат был взорван секретно. «А когда камень будет разрушен, — говорит он, — тогда и самые маломысленные поймут, что он не Бог, и указание на сие событие будет полезно и назидательно. Что приступить к сему можно безопасно, сие доказывается тем, что боготворимый Немдекюбар (немдинский мост) прошедшей осенью разрушен уже миссионером»1.
По-видимому, и сам Филарет понимал, что он требует многого, поэтому просит остановить переселение к черемисам русских семейств «до совершенного успокоения умов».
Исполняя определение св. Синода, министр внутренних дел, в предложении губернатору от 20 августа 1830 г., категорически предписывает, чтобы камень Чумбулат, находившийся на берегу р. Немды, был взорван секретно, без предварительного оглашения. Так как было очевидно, что уничтожение древней святыни вызовет новое возбуждение умов среди черемис, и без того взволнованных энергичною миссионерскою деятельностью Покровского и Девлет-Кильдее- ва, министр сообщил губернатору высочайшее повеление, согласное с желанием Филарета — приостановить переселение русских семейств в черемисской деревне впредь для «совершенного успокоения умов».
_________
[1] С.М. и О.Ф. Т. II, С. 280-281.
Яранский исправник, в районе которого находилась черемисская святыня, лишь только ему сообщено было губернатором желание митрополита Филарета, в июле месяце осмотрел Чумбулатов камень и нашёл, что он «свойства слоистого известкового, вышиной 11'/г аршин и толщиною 36 аршин». Произведя расспросы местных русских старожилов, исправник доносил, что «уже более 40 лет камень сей не посещается черемисами. Он в давних годах окружен был густым лесом, способным помещать и сокрывать жертвоприно- сителей язычества от зрителей сторонних; но как давно уже в ближайшей окружности того камня умножилось народонаселение обывателями русского племени, коими все леса тут бывшие истребились, оттого черемисы вообще удалились жительствами своими в леса, на расстоянии 50 и более вёрст»1.
Исправник значительно смягчал действительность, говоря, что камень более 40 лет не посещается черемисами и что последние живут не ближе 50 вёрст от камня: в действительности, ближайшие черемисские поселения лежат не далее 20—25 вёрст, а самый камень черемисы посещали часто ещё 20 лет тому назад, хотя массовых, многолюдных молений не бывало давно; память же о камне жива у черемис до сих пор и местонахождение его отлично известно им во всех смежных уездах.
Предписание начальства иранский исправник исполнил осенью, но окончании полевых работ, и в своем донесении от 3 октября говорит, что «разрушил этот камень до основания», но и в этом случае, как увидим ниже, погрешает против истины. Отзывом иранского исправника и его медленностью в уничтожении камня Филарет остался крайне недоволен, о чем и сообщил св. Синоду[6] [7].
Второй приезд миссионера, теперь уже — протоиерея Покровского в июле месяце не дал прежних блестящих результатов, несмотря на то, что его по-прежнему сопровождал исправник Девлет-Кильдеев и что преосвященный Кирилл в
июне сам объехал Уржумский уезд, где заметил «какое-то особенное волнение умов среди черемис». Черемисы перестали совсем слушать Покровского и других местных миссионеров, начали оказывать противодействие, почему уже в августе Девлет-Кильдеев просит губернатора о предании смутьянов суду и о выселении их из места жительства, а пока четверо таковых были посажены в тюрьму и не видно, чем кончилась их судьба, хотя губернатор спрашивал по этому поводу министра. Сам Покровский бросился в Вятку, к епископу Кириллу, прося его приехать в Уржумский уезд, для личного воздействия на духовенство и инородцев; но поездка преосвященного не состоялось. На беду к осени состоялся перевод либерального иранского исправника в Уржум, а Девлет-Кильдеев вышел в отставку1. Из дела видно, что Покровский уже в октябре собрался ехать в Москву, но представляется совершенно неясным, что удалось совершить за лето Покровскому и Девлст-Кильдееву. Оба они как-то странно исчезают с вятского горизонта. Губернатор Рыхлевский, желая успокоить Покровского, поручил ему познакомиться с деятельностью иранских миссионеров, но прот. Покровский уклонился от этого, чем заслужил одобрение Филарета.
Покровский только в 1835 г. напечатал свою «Выписку из дневника миссионера, свящ. Л. Покрове ко го, отправленного из Москвы по высочайшему повелению, для наставления в христианской вере черемис, зараженных языческими суевериями». («Христ. Чтение», 1835 г. Т. II, август). «Выписка» эта производит довольно странное впечатление обильными ссылками на милость божию, явленную в обращении черемис к христианству, и обличает в Покровском миссионера без надлежащей подготовки, взявшегося за дело ради одной карьеры.
Только у А.И. Герцена мы находим разгадку неспешности действий миссионера и исчезновения со сцены исправника Девлет-Кильдеева. В книге своей «Тюрьма и ссылка» Герцен, описывая обратный путь из Вятки в Москву, вспоминает всю эту печальную историю, когда ему пришлось ехать по уржум-
ско-казанскому коммерческому тракту. Характеризуя «дикую и печальную религию черемис», Герцен припоминает об изумительной миссионерской деятельности протоиерея Покровского, совместно с мусульманином исправником Девлет-Киль- деевым. Оказывается, что исправник в 1830 г. не мог содействовать по-прежнему энергично Покровскому по весьма простой причине: ему пришлось считаться с фанатизмом своих единоверцев-татар. Когда Девлет-Кильдеев, с орденом Владимира в петлице и брильянтовым перстнем на руке, вошел однажды в мечеть в дер. Четай (в Малмыжском у., на границе с Уржумск.), татары набросились на него, обругали «собакой» и выгнали вон. Вероятно, ему пригрозили ещё чем-нибудь худшим, если он поспешил подать в отставку и перешёл в другую губернию.
Итак, миссия прот. Покровского, столь блестящая — казалось — по началу, закончилась крайне плачевно: делу христианской пропаганды она ничуть не пособила, а внесла страшную неурядицу в жизнь всех классов населения Уржумского уезда. Развились кляузничество и донос, очень печально отразившиеся на сельском духовенстве.
Епархиальное начальство было вынуждено начать целый ряд следствий, благодаря которым нелегко жилось духовенству. Митрополит Филарет, сочувствуя неудачному миссионеру, настоятельно указывал св. Синоду, «на хитрости и происки уржумского духовенства, которых виновники скрывались и скрывали друг друга и которые открывались в волнении умов народа. Местное духовенство, говорит он, заботится только защитить свою честь, а не исправить зло в своей среде». Поэтому Филарет считает излишней дальнейшую отправку Покровского к черемисам, даже мирится с неполнотою следствия о проступках духовенства, но, предлагая рекомендовать епископу вятскому, чтобы он «усилил свою деятельность и ревность к украшению тех, иже господу нашему Иисусу Христу не работают, но своему чреву»..., настаивает на том, чтобы епископ вятский прислал в св. Синод «список священников, на коих черемисами принесены жалобы, с
отметкою, что им сделано относительно этих священников или предполагается сделать»1.