Диагностические методики для определения уровня готовности детей с ЗПР к обучению в школе.
1. Методика «Запоминание 10 слов» /по А.Р.Лурия/
Цель: исследование объема слухоречевого запоминания, определенного количества слов.
Инструкция: «Сейчас я прочту тебе 10 слов (Книга, сад, конь, звон, рак, дом, мир, куст, вода, мед) сразу, как я закончу, ты повторишь те слова, которые запомнишь в любом порядке». При повторении заучивания инструкция заменяется: «Послушай и повтори еще раз».
· В норме: дети запомнившие сразу больше 5 слов, а через 3 повтора все 10 слов - получают 3 балла - высокий уровень;
· Если дети запоминают с первого раза 4-5 слов, а все 10 слов в среднем через 3-5 повторений -2 балла - средний уровень;
· Дети, запомнившие сразу менее 5 слов, а через 5 повторений, количество слов увеличилось на 1 -2 единицы - 1 балл - низкий уровень.
2. Методика «Составь квадрат» / Т. В. Чередникова /
Цель: исследование наглядно-образной формы мышления.
Инструкция:Ребенку предлагается, 4 квадрата по-разному разрезанных на несколько частей из однотонной бумаги по очереди (1, 2,3,4 - в порядке возрастающей трудности). Время фиксируется на каждый квадрат - 3 минуты. Для 4 квадрата время неограниченно.
· 3 балла - ребенок складывает все 4 квадрата без дополнительной помощи в указанное время - высокий уровень;
· 2 балла - ребенок складывает 2-3 квадрата (в указанное время), с стимулирующей помощью - средний уровень;
· 1 балл - ребенок складывает 1 квадрат (из 2 первых) - низкий уровень.
Методика «последовательные картинки» Аналог тестам Бине-Симона и Векслера.
Цель: выявление уровня сформированности у ребенка причинно-следственных, пространственно-временных, логических связей, а также уровня развития монологической речи.
|
Инструкция: Детям предлагается набор из 6 картинок, со скрытым смыслом. Перемешав их, положить перед ребенком: «У меня есть картинки. Они все перепутаны. Попробуй разложить их по порядку перед собой на столе, а потом расскажи по ним какую-нибудь историю, рассказ».
· 2 балла - если ребенок самостоятельно правильно и логично определяет последовательность картинок и составляет связный рассказ - высокий уровень;
· 1 балл - если ребенок ошибается в последовательности, но исправляет ее (сам или с стимулирующей помощью взрослого, наводящих вопросов), или если его рассказ отрывочен и вызывает у ребенка трудности - средний уровень;
· 0 баллов - если ребенок нарушает последовательность, не может понять ошибок или его рассказ сводится к описанию отдельных деталей картинок - низкий уровень.
4. Методика «ДА И НЕТ» /Н.И.Гуткина /
Цель: исследование умения действовать по правилу, сформированность произвольной регуляции ребенка.
Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слово «да» и слово «нет». Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить? Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слово «да» и «нет». Понятно?»
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты любишь слушать сказки?
3. Ты любишь смотреть мультфильмы?
4. Тебе нравится гулять в лесу?
5. Ты любишь играть в игрушки?
6. Ты хочешь учиться?
7. Ты хочешь играть во дворе с ребятами?
8. Тебе нравится болеть?
9. Ты любишь смотреть телевизор?
|
Ошибками считаются только слова «да» и «нет». Слова «ага», «неа» и тому подобные не рассматриваются в качестве ошибок. Также не считается ошибкой бессмысленный ответ, если он удовлетворяет формальному правилу игры. Вполне допустимо, если ребенок вообще молчит и лишь ограничивается утвердительным или отрицательным движением головы.
Ключ:
· 3 балла, если задание выполнено на хорошем уровне, если не допущено ни одной ошибки - высокий уровень;
· 2 балла, если допущена одна ошибка - средний уровень;
· 1 балл, если допущена одна ошибка - низкий уровень.
5. Методика по определению доминирования познавательного
Или игрового мотивов
/Н.И.Гуткина/
Инструкция:
Ребенка приглашают в комнату, где на столике выставлены игрушки, не слишком привлекательные игрушки, и предлагают ему в течение минуты рассмотреть их. Затем подзываем ребенку к себе и предлагаем ему послушать сказку. На самом интересном месте чтение прерывается, и спрашивают, что ему в данный момент больше хочется, поиграть с выставленными на столиках игрушками или дослушать сказку до конца.
Сказка
Почему зайцы зимой белые шубки носят
Повстречались как-то в лесу Мороз и заяц.
Мороз расхвастался:
- я самый сильный в лесу. Любого одолею, заморожу, в сосульку превращу.
- не хвастай, Мороз Васильевич, не одолеешь! - говорит заяц.
- нет, одолею!
- нет, не одолеешь! - стоит на своем заяц.
Спорили они, спорили, и надумал Мороз заморозить зайца. И говорит:
-давай, заяц, об заклад биться, что я тебя одолею.
-давай, согласился заяц. **
Принялся тут Мороз зайца морозить. Стужу-холод напустил, ледяным ветром закружил. А заяц во всю прыть бегать да скакать взялся. На бегу-то не холодно. А то катается по снегу да поет:
|
Князю тепло,
Князю жарко!
Греет, торит –
Солнышко ярко!
Уставать стал Мороз, думает: «до чего ж крепкий заяц!» а сам еще сильнее лютует, такого холода напустил, что кора на деревьях лопается, пни трещат. А зайцу все нипочем - то на гору бегом, то с горы кувырком, то чертоногом по лугу носится.
Совсем из сил Мороз выбился, а заяц и не думает замерзать. Отступился Мороз от зайца:
- разве тебя, косой, заморозишь - ловок да прыток ты больно!
Подарил Мороз зайцу белую шубку. С той поры все зайцы зимой ходят в белых шубках.
Ключ:
· У детей предпочитающих дослушать сказку преобладает познавательная мотивация;
· Дети, предпочитающие игру - игровая мотивация.