РУССКАЯ ПРОЗА В 50—90-е ГОДЫ




 



ЛИТЕРАТУРА ОТТЕПЕЛИ
– название литературы Советского Союза периода 50-х– начала 60-х ХХ века. Тенденции, темы и жанры, сложившиеся в отечественной литературе под влиянием исторических и политических перемен в общественной жизни СССР. Смерть Сталина в 1953, ХХ (1956) и XXII (1961) съезды КПСС, осудившие «культ личности», реабилитация тысяч репрессированных, смягчение цензурных и идеологических ограничений – на фоне этих событий происходили перемены в умонастроениях людей, чутко подмеченные писателями и поэтами, и отраженные в их творчестве.

«То было странное и обманчивое советское время, когда после нескольких десятилетий сплошного обморожения вдруг что-то начало таять, капать и осыпаться с монументов государственной доблести». (А.Гольдштейн Прощание с Нарциссом).

В начале 50-х на страницах литературных журналов стали появляться статьи и произведения, сыгравшие роль возбудителя общественного мнения. В статье Об искренности в литературе (1953) литературный критик Владимир Померанцев на страницах «Нового мира» писал о засилье в литературе безжизненных казенных штампов, как бы выпущенных с одного конвейера.

Острую полемику среди читателей и критиков вызвала повесть Ильи Эренбурга Оттепель. Несмотря на общее соответствие канонам социалистического реализма, образы героев были даны в неожиданном для того времени ключе. Главная героиня, расставаясь с близким человеком, директором завода, приверженцем сталинской идеологии, в его лице порывает с тягостным прошлым страны. Помимо основной сюжетной линии, описывая судьбу двух живописцев, писатель ставит вопрос о праве художника быть независимым от партийных установок.

Антисталинские настроения пронизывали вышедшие в 1956 роман Владимира Дудинцева Не хлебом единым и повести Павла Нилина Жестокость, Сергея Антонова Дело было в Пенькове. В романе Дудинцева прослеживается трагический путь изобретателя в условиях интриг и безразличия бюрократической системы. Главные герои повестей Нилина и Антонова привлекали живыми ищущими характерами, искренним отношением к событиям вокруг себя, поисками своей собственной правды.

Наиболее яркие произведения этого периода были ориентированы на участие в решении злободневных для страны общественно-политических вопросов – об отношении к сталинскому прошлому, о пересмотре роли личности в государстве. Дискуссии велись на предприятиях, в кругу друзей, на страницах печати. В обществе активно шел процесс освоения пространства открывшейся свободы, прощупывания и уточнения ее границ. Большинство участников споров пока не отказывалось от социалистических идей, стремилось к тому, что позже назовут социализмом «с человеческим лицом».

Предпосылки оттепели закладывались в 1945. Многие писатели были фронтовиками. Проза о войне реальных участников военных действий или, как ее называли, «офицерская проза», несла важное понимание правды о прошедшей войне – мысль о том, что выиграли ее не маршалы и генералы, а простой солдат с его ежедневным негромким героизмом.

Первым поднял эту тему, ставшую центральной в военной прозе 50–60, Владимир Некрасов в повести В окопах Сталинграда, вышедшей в 1946. Константин Симонов, служивший фронтовым журналистом, описал свои впечатления в трилогии Живые и мертвые (1959–1979). В повестях писателей-фронтовиков Григория Бакланова Пядь земли (1959) и Мертвые сраму не имут (1961), Юрия Бондарева Батальоны просят огня (1957) и Последние залпы (1959), Константина Воробьева Убиты под Москвой (1963) на фоне подробного, без прикрас описания военной жизни впервые прозвучала тема осознанного личного выбора в ситуации между жизнью и смертью. В одних случаях это был выбор между предательством, возможностью остаться в живых и выполнением долга, равносильным неизбежной смерти. В других – выбор касался ответственности за жизнь вверенных тебе людей, которых зачастую приходилось посылать на верную гибель. Тяжелые военные испытания, знакомство с укладом и жизнью народов Европы учили советских солдат и офицеров на собственном опыте отделять реальное положение вещей от идеологических клише. Знание фронтовой жизни и опыт выживания в сталинских лагерях легли в основу творчества Александра Солженицына, подвергшего наиболее последовательной критике сталинско-коммунистический режим.

Вырабатывалась самоцензура, которая сосуществовала наряду с внешним идеологическим контролем. Внутренний цензор подсказывал автору, где можно позволить себе смелость, а где лучше промолчать, какие темы можно поднимать, а какие не стоит. Отдельные элементы идеологии воспринимались как формальность, условность, которую необходимо учитывать. Свое самоощущение в 60-е по сравнению с 40-ми очевидец описывал так: «Отсутствие страха. Я понял, что больше не боюсь. Я осторожен, это так. Я не ищу неприятностей… Я всегда был осторожен и раньше, но тогда это не было гарантией безопасности, вообще не было никаких гарантий. Теперь они есть. Страх исчез…».

Этот переход произошел в 50-е. Атмосферу тех лет называли оттепелью. Общество начало освобождаться от покорности и страха перед властью…

 

 

I Написать конспект: «Особенности развития литературы периода «оттепели»

II Составить кластер: «Литература 50-60-х г.г.

III Составить таблицу по теме.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: