В Западной Европе 17 века интенсивно развивается капитализм; человеческий разум, наука начинают рассматриваться как элементы созидания и преобразования мира. Родоначальником нового подхода к науке становится Френсис Бэкон. Главный труд – «Новый Органон». Он подверг критике прежний схоластический метод исследования за его догматизм, умозрительность, некритическое следование авторитету, отсутствие систематического эмпирического наблюдения, эксперимента, преобладание дедукции. Бэкон в качестве высшей задачи познания провозглашает завоевание природы, усовершенствование человеческой жизни. Согласно ему, «знание - сила», при этом побеждать природу способны лишь те науки, которые сами повинуются природе, руководствуются познанием ее законов. Хотя Бэкон считается основоположником эмпирического метода познания, тем не менее он не был сторонником крайнего эмпиризма. Это находит подтверждение в приведенном им ограничении опыта на «плодоносные и светоносные». Цель плодоносных опытов – принесение непосредственной пользы человеку; светоносные же направлены на познание явлений и свойств веществ. Бэкон не абсолютизировал роль практической пользы. Он подчеркивает роль светоносных опытов для более глубокого познания предмета. Бэкон подверг критике дедуктивный метод исследования, при котором имеет место движение мысли от общего к частному. Согласно Бэкону, этот метод нельзя считать единственно достоверным, в противовес – метод индукции, при котором происходит переход от частных фактов к более общим положениям. Внедрение индуктивного метода предполагает преодоление заблуждений, которые он называет идолами. Он различает 4 вида идолов: 1)Идолы рода. 2)Идолы пещеры. 3)Идолы рынка(площади). 4)Идолы театра. 1) - заблуждения, которые присущи всему человеческому роду. Причина их – несовершенство органов чувств человека, ограниченность его разума. 2) – искаженные представления о действительности, которые присущи только некоторым группам людей из-за субъективных предпочтений, симпатий и антипатий. 3) – ложные представления людей, которые связаны с неправильным употреблением слов. 4) – искаженное представление людей, обусловленное заимствованиями из разных философских систем.
|
Изучая теорию науки, Бэкон отмечает, что в ней имеется 2 пути, метода исследования: догматический, эмпирический. Ученые, следующие догматическому методу, начинают свою работу с общих умозрительных положений и стремятся вывести из них все частные случаи. Догматик похож на паука, который сам из себя ткет свою паутину. Ученый, который следует эмпирическому методу, стремится к максимальному накоплению фактов. Он похож на муравья, который тащит все, что попадается у него на пути. Истинный метод состоит в умственной переработке материалов, которая доставляет опыт. Человек, следующий такому методу похож на пчелу, которая собирает соки из цветов и перерабатывает их.
Состояние и усовершенствование науки рассматривается Бэконом в его главном труде «Великое восстановление наук». Первую его часть составляет трактат «О достоинстве и преумножении наук». Он содержит энциклопедический обзор и классификацию всего человеческого знания. Все знание он делит на 3 области, соответствующим 3 духовным способностям человека: памяти, фантазии и рассудку. Памяти соответствует история, фантазии – поэзия, рассудку – философия, которая отождествлялась им с наукой вообще. Вторую часть составляет трактат «Новый органон». О благах научно-технического развития Бэкон говорит в повести «Новая Атлантида». Тут описывается утопическое государство. Главный институт этого государства – ученый орден «Дом Соломона» - это научно-технический центр страны. Он, вместе с тем, руководит всей хозяйственной жизнью. В работе имеется замечательное предвидение: 1)идея дифференцированной организации научной работы. Бэкон выделяет различные категории научных работников, каждый из которых решает определенный круг задач. 2)Указание на возможность таких технических достижений, как передача света на дальние расстояния, мощные искусственные магниты, летательные аппараты, подводные лодки, создание искусственного климата и моделей, имитирующих поведение людей и животных. Таким образом Бэкон выразил устремление к новой науке. От него берет начало материалистическая традиция философии нового времени и то направление исследований, которое в наши дни получило название философия науки. Утопический «Дом Соломона» стал своеобразным прообразом европейских научных обществ и академий.
|
Рене Декарт философ и ученый математик, основоположник рационализма. Заслуга как философа: 1)обосновал ведущую роль разума в познании. 2)выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах. 3)разработал теорию дуализма. 4)выдвинул теорию научного метода познания и врожденных идеях. Согласно ему, в основах бытия и познания лежит разум, то есть в познании главную роль играет не ощущение, а разум. Таким образом Декарт был сторонником рационализма как учения утверждающего первенство разума в познании. Независимость разума от чувственных восприятий. Он сформулировал афоризм «Я мыслю, следовательно я существую». Основополагающее понятие, которое он использует для характеристики сущности бытия – это субстанция. Это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя. Таким качеством обладает только Бог. Бог создал мир, который также состоит из субстанции. Все сотворенные субстанции он делит на 2 рода: материальные(вещи), духовные(идеи). Коренные свойства(атрибуты) материальных субстанций – протяжение, а духовных – мышление; остальные свойства производны от этих атрибутов. Их он называет модусами. Исходя из того, что человек совмещает в себе 2 субстанции, следует идея дуализма(двойственности человека). В качестве научного метода Декарт предлагает дедукцию. В работе «Рассуждение о методе» он выдвигает следующие требования, которые предъявляются методу: 1)Допускать в качестве истинных только такие положение, которые представляются ему ясно и отчетлива, и не могут вызывать никаких сомнений. 2)Расчленять самую сложную проблему или задачу на составляющие ее частное проблемы или задачи. 3)Методически переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному. 4)Не делать никаких пропусков в логических звеньях исследования.
|
Вопрос 17