Характерные черты философии возрождения(гуманизм, скептицизм, рождение науки Нового времени)




 

Под эпохой Возрождения принято принимать период перехода от средневековья к новому времени. Этот период связан с кризисом феодализма и утверждением новых буржуазных отношений. Он продолжался с 14 по 18 век. Термин «возрождение» означает переход к новым ценностным ориентациям. С одной стороны, это противопоставление мрачному средневековью. А с другой, возвращение ценностей античной культуры с ее культом разума и гармонии. Представителями эпохи являются: Лоренцо Вала, Николай Кузанский, Николо Макиавелли, Николай Коперник, Джордано Бруно, Леонардо да Винчи, Микеланджело. Характерной чертой философии этой эпохи является антропоцентризм. В центре нового мировоззрения не космос античности(космоцентризм), не Бог средневековья (теоцентризм), а человек. Для передового человека того времени характерны следующие чернты: 1)жизнеутверждаемость. 2)свободомыслие. 3)сознание собственной силы и таланта. 4)целеустремленность. 5)огромная энергия. С антропоцентризмом возрождения связан культ красоты. Живопись изображает прекрасное человеческое лицо и тело. Философия этой эпохи носит ярко выраженный гуманистический характер. Гуманизм в общем смысле этого слова означает стремление к человечности, к созданию условий, достойных человеческой жизни. Гуманизм выразился в представлениях о человеке, как о наделенном активностью, творческой самостоятельностью, единством духовного и телесного. Гуманистическую этику отличают: защита достоинства человека, освобождение его разума от сковывающих пут религиозного средневековья. Для этого человека характерен индивидуализм, призыв к наибольшей полноте жизненных ощущений. Эти ощущения, согласно Вала, ограничиваются лишь соображениями пользы и чувством самосохранения. У Макиавелли моральные принципы подчинены поставленной цели.

Новой философии присущи: 1)оптимизм. 2)вера в безграничные возможности человека. Главный способ раскрытия творческих способностей человека гуманисты видят в творческой деятельности. По их представлениям жизнь – соперничество творческих индивидуальностей, каждая из них стремится к максимальному самоутверждению.

В эпоху возрождения философия обращается к природе. На место теизма приходит пантеизм. В пантеизме Бог утрачивает надприродный характер, он какбы сливается с природой, а природа в результате обожествляется. Природа начинает рассматриваться как божественное, одушевленное, наделенное всеми необходимыми силами первоначала вещей.

В эту эпоху формируется современный образ науки, противоположность схоластическому учению о природе, учения эпохи возрождения выдвигают на первый план опыт, исследования природы. Новые тенденции в науке получили отражения в творчестве да Винчи, Коперника, Кеплера, Галилея. Опираясь на астрономические исследования, Коперник выдвинул принципиально новую картину бытия. Земля не является центром Вселенной. По отношению к земле, таким центром является солнце. Геоцентризм заменяется гелиоцентризмом. Космос бесконечен, процессы, происходящие в космосе, лишены священного смысла. Джордано Бруно развил и углубил учение Коперника. По нему, солнце – центр только по отношению к земле, но не центр Вселенной. Она не имеет центра, она бесконечна. Вселенная состоит из скопления звезд. Звезды – это небесные тела, подобные солнцу, они имеют свои планетные системы, число миров во Вселенной бесконечно. Галилей на практике подтвердил правильность идей Коперника и Бруно. С помощью телескопа он исследовал небесные тела. Он доказал, что они движутся не только по определенным траекториям, но и одновременно вокруг своей собственной оси. Он обнаружил пятна на солнце и разнообразный ландшафт на луне. Он открыл спутники планет, доказал множественность миров во Вселенной.

В эволюции философской мысли эпохи можно выделить 3 периода: 1)Гуманистический(середина 14 - середина 15). Он противопоставляет средневековому теоцетризму интерес к земному предназначению человека. Социально-этническая проблематика выступила здесь на 1 план. Представители: Вала, Эразм Роттердамский. 2)Неоплатонисеский(сер 15 – нач 16). На этом этапе преобладает антологическая проблематика. Разыскиваются новые пути синтеза платонизма и аристотелизма. Представители: Николай Кузанский, Пико дела Мираидола. 3)Натурфилософский(сер16 – нач 17). В области онтологии этот период характеризуется полным отождествлением Бога и природы; в области антропологии – взглядом на человека, как на исключительно природное существо. Представители: Макиавелли, Бруно, Мишель Монтеня.

 

 

Вопрос 16



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-07-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: