Урок 1. Знакомство с учебником по литературному чтению
Тип урока: вводный | ||
Педагогические задачи: познакомить учащихся с содержанием учебника; создать условия для развития умения пользоваться условными обозначениями в книге; продолжить формирование уважительного отношения к книге | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: познакомятся: с историей создания книг, с размышлениями одноклассников, почему книгу называют великим чудом; научатся: пользоваться выходными данными, тематическим каталогом, оглавлением, аннотацией, словарем в конце учебника, различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация), знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для самостоятельного чтения книг | Метапредметные: Познавательные: прогнозировать содержание раздела; знакомиться со структурой учебной книги по литературному чтению и ориентироваться в ней, находить необходимую информацию (нужную главу и нужное произведение в содержании учебника); предполагать на основе названия содержание главы; планировать работу по теме, используя условные обозначения; самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги; придумывать рассказы, используя различные источники информации. Регулятивные: выполнять учебные задания, используя алгоритм или план; оценивать выполненное задание в рамках учебного диалога; действовать согласно условным обозначениям, предложенным авторами учебника. Коммуникативные: составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника; участвовать в работе пары – с другом (соседом по парте) рассматривать учебник, отвечать на вопросы; договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проявлять уважение к чужому мнению | Личностные: проявлять уважительное отношение к книге как культурной ценности, интерес и желание рассказывать о прочитанной книге |
Образовательные ресурсы: Литературное чтение. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций в комплекте с аудиоприл. на электрон. носителе: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова [и др.]. М.: Просвещение, 2014; Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: ИТИ Технологии, 2008; мультимедиапрезентация со слайд-шоу |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося |
I. Организация начала урока | Проверка готовности к уроку, наличие общей установки на урок. Приветствие обучающихся. Фиксирование отсутствующих. – Проверим готовность к уроку. У тебя друзей немало, И живут они вокруг. Но из всех друзей хороших Книга – самый лучший друг! А. Алексин – Почему автор считает книгу лучшим другом? | Сообщают о готовности к уроку. Определение самоготовности (настроен ли я слушать учителя, воспринимать материал урока) | Уметь слушать в соответствии с целевой установкой, принимать и сохранять организационные задачи |
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте стихотворение С. Жигулёвой. Снова осень пришла, а за нею надежда, Лишь удача и счастье всех в будущем ждет. В сентябре в нашей школе опять, как и прежде, Начинается новый учебный год. Собирается вместе каждый класс, Повзрослели друзья, изменились мы сами. Все, что летом случилось с тобой, у нас, Пересказывать будем друг другу часами. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова*: Мы познакомимся с … Мы узнаем… Мы вспомним… Мы будем уметь… Мы сможем поразмышлять… | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. По названию произведения определяют тематическую и эмоциональную направленность текста, выделяют главных героев. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
III. Знакомство с учебником | Проводит беседу по содержанию, оформлению учебника «Литературное чтение». – Отгадайте загадки: Чтобы знаний набираться, Чаще обращайся к ней. Никогда не расставайся, Станешь с ней в сто раз умней. (Книга.) Поможет новое узнать, Перенесет нас в джунгли мигом. С ней можно кем угодно стать. Конечно, это друг наш –... (книга). – У вас на столах красочные учебники. Что нужно для того, чтобы они надолго остались в таком состоянии? – Назовите авторов учебников. – Рассмотрите условные обозначения. Объясните каждое из них. – Прочитайте содержание учебника. Какие разделы будем изучать в первой части книги? Какие во второй части? – На какой странице учебника находится стихотворение А. С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…»? – В какой раздел учебника помещено стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…»? – На какой странице находится произведение М. Пришвина «Ребята и утята»? – В какой раздел учебника помещено произведение Е. Чарушина «Страшный рассказ»? – На какой странице учебника находится стихотворение Д. Хармса «Что это было»? | Отвечают на вопросы учителя. Отгадывают загадки. Рассказывают о правилах обращения с книгой: • Не рисовать, не писать ничего в книгах. • Не вырывать листы, не вырезать картинки. • Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы. • Не читать книги во время еды. • Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок. • Пользоваться закладкой. – Если у книги разорван лист, его надо подклеить скотчем, чтобы был виден текст. – Мятую страницу можно разгладить теплым утюгом. – Следы от пальцев и карандашей стереть ластиком. Находят информацию в учебнике об авторах. Рассматривают и объясняют условные обозначения в учебнике. Читают содержание учебника. Отвечают на вопросы учителя по содержанию учебника | Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания |
IV. Обобщение и систематизация знаний. Работа в тетради (с. 3–8) | Проводит работу в рабочей тетради. – Прочитайте рассказ И. Тургенева «Воробей». Ответьте на вопросы в рабочей тетради. – Назовите героев произведения. – Какое реальное событие легло в основу произведения? – Почему автора восхитил поступок птицы? – Почему собака начала «красться»? – Какие слова говорят, что это был маленький птенец? – Почему птенец оказался на дороге и сидел неподвижно? – Как взрослый воробей кинулся на защиту птенца? Как можно было сказать по-другому? – Как вы думаете, испытал ли воробей страх, увидев приближающуюся собаку? Какие слова это доказывает? – Почему же воробей победил свой страх и был готов пожертвовать собой? – Какая сила, сильнее его воли, сбросила воробья с дерева? Скажите, а какая главная мысль рассказа? – Перечитайте описание маленького воробьишки. Выпишите эпитеты, которые помогают его представить. – Какие чувства вызывает у вас маленький воробьишка? | Выполняют задание в рабочей тетради. – Молодой воробей, собака Трезор, автор. – Любовь, которая сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью, держится и движется жизнь | Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме |
V. Домашнее задание | Объясняетдомашнее задание. Принести книгу, прочитанную летом, которая больше всего понравилась | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Сохранять учебные задачи |
VI. Итог урока. Рефлексия | Учитель предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – Как называется учебник? – Каковы ваши впечатления от работы на уроке? – Выберите и продолжите любое предложение, записанное на доске | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Сегодня на уроке я узнал… На этом уроке я похвалил бы себя за… После урока мне захотелось узнать… Сегодня я сумел… | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |
* Учитель организует работу по опорным словам на каждом уроке.