Елена Юрьевна Антоненко
Язык тела
Просто о сложном –
Елена Юрьевна Антоненко
Язык тела
История телесности
Связь души и тела, их разделенность и единство волновали человека с давних времен. Эти вопросы обсуждались Сократом, Платоном, Аристотелем, эта тема волнует человека и сегодня. И несмотря на то что люди ищут ответы на вопросы о природе души тела и их взаимосвязи уже несколько тысяч лет, они их не находят.
Все это порождает множество вариантов объяснений и фантазий. Так и появляются самые абсурдные крайности в образах невидимок или зомби.
Как бы там ни было, тело есть у каждого, а значит, объект исследования уже у нас под рукой. Пора начинать открывать его заново.
Тело – основной инструмент человека. С его помощью мы можем пребывать в движении и статике. Благодаря ему мы созидаем и разрушаем. Наш инструмент сенсорный – мы можем чувствовать, и звуковой – мы может говорить и петь. Как и любому другому инструменту, нашему телу свойственно ломаться: может отказать какая‑либо функция или выйти из строя одна из деталей. При этом инструмент, созданный рукой Бога, – тело – человек заменить не может. Вот и приходится следить за своим телом, беречь его и любить.
Мы точно не знаем, как зародилась жизнь на Земле, как появился человек и каким образом он стал разумным. Научная теория может оказаться всего лишь игрой фантазии ученого человека. Мы не знаем, как думал первобытный человек, умел ли он говорить, что чувствовал и чем жил. Но мы знаем точно – у него было тело. Его наличие уже означало возможность превращения мысли в действия. Человек – стадное существо. Объединение в группу дало возможность человеческой расе выжить и пройти путь от первобытного дикаря из племени до современного жителя мегаполиса. В мире животных внутри стада существует иерархия: доминирование и подчинение, определенная форма коммуникации. Человеческое племя тоже имело свою лестницу власти и форму общения. Утверждать, что первобытный человек общался с помощью звуков, слов и сентенций – сложно, а представить себе этого дикаря, активно размахивающего руками и гримасничающего, легко.
|
Голос был неотъемлемой функцией тела – инструмента доисторических людей, но нужно было еще научиться им пользоваться. В то время когда отсутствовала словесно‑звуковая система общения, понимать друг друга помогали движения тела и мимические выражения. Именно поэтому невербальная – бессловесная – форма общения в человеческом обществе развилась ранее вербальной.
Река времени текла дальше и дальше, а человек, плывший по ней, что‑то сохранял, что‑то менял, выбрасывал и приобретал. На этом пути он изменил многое в себе и вокруг себя. Сначала человек плыл по этой реке, не умея говорить слова, петь и рисовать, плыл сам, используя свое тело лишь в качестве плавсредства. Но затем он научился общаться с помощью слов, узнал, что дерево не тонет, и построил первую лодку. Плыл дальше, развивался, копил, думал, говорил и жестикулировал. И вот сегодня человек современный плывет по реке времени на комфортабельном многоэтажном судне, с которого можно связаться с любым соплеменником на Земле с помощью сотового телефона, а благодаря Интернету и спутникам посетить любой уголок планеты и даже увидеть космос. Сегодня мы можем то, что раньше казалось фантастикой. Мы усовершенствовали себя и вещи, которые нас окружают. Одно осталось неизменным – мы все так же активно пользуемся языком жестов, как и наши далекие предки. Багаж, который мы собрали, в большей мере достался нам по наследству. Все имеет свою историю, в том числе и язык нашего тела.
|
XXI век – это эпоха реализованных возможностей, ее девиз: «Все невозможное – возможно». Вполне вероятно, что именно нашему поколению доведется стать свидетелями изобретения машины времени. Вернуться в эпоху античности, средневековья или Просвещения и не быть там белой вороной нам помогут знания. И начать стоит с изучения языка тела каждой исторической эпохи.
Жесты истории
Большинство из вас никогда бы и не подумали, что из общей истории человечества можно выделить историю языка тела. Именно этот невербальный язык нам и посчастливится открыть для себя. Изучая историю какого‑либо явления, обычно используют классическую историографическую схему: Древний Восток → Древняя Греция и Древний Рим → средневековье → Ренессанс → барокко → Просвещение → современность. Этой схемы будем придерживаться и мы.
Древний Восток
«Восточной» принято называть культуру народов, имеющих неантичные культурные корни, в частности египетскую цивилизацию. Исследование Древнего Египта началось сравнительно недавно, в конце XVIII века. До этого знания о египетской культуре были хаотичны и не позволяли составить целостную картину жизни.
|
Источников информации и объектов исследования Египта сохранилось немало, их вполне достаточно для того, чтобы ответить на большинство вопросов. Тем не менее, Египет скорее породил вселенские тайны, нежели позволил приоткрыть занавес. По сохранившимся свидетельствам можно сказать, что древние люди многое знали о мире, природе, о себе. Мы привыкли к стереотипному образу восприятия истории: движение от худшего к лучшему, от неумеющего и примитивного до развитого и совершенного. Однако существует множество свидетельств того, что отсчет времени с начала нашей эры – это определенный шаг на несколько ступеней вниз по лестнице развития, это этап, когда исторический человек начал писать свою историю заново.
Египетская цивилизация имела четкую социальную иерархию, общество было разделено на бедных и богатых, на рабов и рабовладельцев. Доминирование и подчинение воплощались, среди прочего, и в соответствующем языке тела. Раб не смел говорить со своим господином, но общение все же было. Такая коммуникация реализовывалась без слов.
Современные ученые усердно стараются описать жизнь древних египтян. Это возможно благодаря изучению иероглифического письма, его расшифровке, раскопкам построек, находкам предметов быта, одежды, украшений, инструментов, а также настенным росписям. В сохранившихся изображениях зафиксированы картины жизни древнего народа: рабов и хозяев, жрецов, фараонов и простого люда. Красота этих рисунков пленяет, и воображение рисует перипетии какой‑то удивительной жизни. Поклонение богам, вера в магическую силу амулетов, в вечную жизнь и возможность воскрешения удивляют современного человека и завораживают своей мистичностью.
Ритуалы погребения, божественного суда и борьбы бытия с небытием описаны в Книге мертвых. Само название этой книги парадоксально, ее называют «самой живой книгой». Именно в ней содержится то, что мы сегодня назвали бы религиозными заповедями, которые объясняют взаимосвязь между деяниями и последствиями и наделяют жизнь определенным смыслом. Книга мертвых – это не просто собрание гимнов и магических формул, это религиозный сборник, который открывает перед исследователем основные принципы морали древних египтян.
Особый интерес и, как следствие, особую популярность получила 125‑я глава Книги мертвых, в которой описан божественный суд над душой человека с вынесением приговора «грешный» или «благочестивый» – суд Осириса.
Осирис – одно из главных божеств египетского пантеона, владыка и судья загробного мира. Приведенная выше иллюстрация суда Осириса дает нам сведения о символе человеческого сердца. Сердце бьется в груди человека на протяжении всей жизни и прекращает свой стук с приходом смерти. Это биение ощутимо у каждого, достаточно приложить ладонь к груди. Сердце так же красноречиво, как слово. Однако язык сердца не подвластен контролю, хотя он никогда не умолкает, пока тело наполнено энергией жизни. Язык сердца – это частое биение, когда душу наполняет любовь или когда тело охватывает страх, вытесняющий беспечность. Сердце болит, когда пришло горе и душа преисполнена страданием. Сердце ноет, когда оно налито тоской, тихо стучит, когда мы сладко засыпаем и набираемся сил в минуты покоя. Сердце замирает, когда последняя капля жизни покидает тело.
Конечность жизни как обязательная закономерность бытия, а не как факт наказания за греховность была осознана древним человеком, и поэтому он пытался найти ответ на вопрос: «А что же дальше?» Самые ранние эпизоды из жизни древних египтян свидетельствуют: они считали, что после смерти у человека сохраняются те же потребности, что и при жизни: в еде, тепле, одежде. Близкие люди пытались обеспечить умершего в загробной жизни всем необходимым. В период Древнего Царства (IV–III тысячелетия до н. э.) отводились специальные земельные участки, собранный урожай с которых предназначался для кормления умершего. Однако такая практика была убыточной, и обеспечение материальными благами умершего перешло в форму молитвы, а точнее – заклинания. Такое «пропитание» заслуживали только честные люди, а мера греховности определялась на божественном суде. Иллюстрация суда Осириса показывает верховного судью загробного мира сидящим на троне. В центре зала стоят Гор, Анубис, Тот, которые на одну чашу весов кладут сердце умершего, на вторую – перо богини Маат, которая символизирует справедливость и космический порядок. Если человек при жизни не совершал серьезных проступков, то весы сохраняли равновесие, если же сердце было отягощено злодеяниями и стрелка отклонялась в сторону – тогда душу этого человека ожидало небытие. Сердце у древних египтян отождествлялось с душой. Карой для грешника было поедание сердца осужденного чудовищем Амат, которого изображали с головой крокодила, телом бегемота и лапами льва.
Следует обратить внимание еще на один аспект языка тела древних египтян – соотношение позиций «сидя» и «стоя». Сидеть в окружении стоящих может человек, наделенный властью. Когда человек садится, он выглядит ниже по отношению с рядом стоящим. Если высший по рангу, сидя, будет находиться ниже тех, кто стоит по иерархии после него, то образ верховности уже не будет восприниматься должным образом. Древние египтяне демонстрируют свое понимание позиций «выше» и «ниже» в контексте доминирования и подчинения. Решением этой «проблемы» стало создание трона. На изображении суда Осириса мы сразу видим – кто здесь главный, а кто подчинен его воле. Осирис сидит на троне, при этом он все равно возвышается над божествами‑исполнителями.
Еще одной уловкой «возвышенности» в Древнем Египте были парики и головные уборы. Осирис изображался с короной, сделанной из стеблей папируса, такая трапециевидная форма зрительно удлиняла голову. Дело в том, что сам парик и был головным убором. Древние египтяне избавлялись от собственных волос на теле путем их сбривания и выдергивания. Эта традиция имела в своей основе гигиенический смысл. Жаркий климат привел к повышенной необходимости следить за своим телом. Парики изготавливали из разных материалов и придавали им различные формы, демонстрировавшие принадлежность человека к определенному сословию. Прически знати отличались пышностью и объемными формами, в то время как простые египтяне носили скромные парики, сделанные из веревок, волокон растений или шерсти животных. Всем хорошо известно изображение царицы Нефертити. Многие считают, что на голове у нее красуется черная корона с атрибутами власти, но на самом деле – это искусно выполненная прическа, которая увековечила ее образ и сделала его неповторимым.
В Древнем Египте не использовали каблуки, чтобы выглядеть выше, зато носили высокие парики. Это доказывает тот факт, что человек с давних времен открыл и пользовался секретами доминирования. Тело человека говорит даже тогда, когда уста безмолвны. Возвышение над другими свидетельствует о властности – этот образ через века и исторические эпохи дошел до современности. Сегодня нет моды на пышные прически, но появилась альтернативная возможность – обувь.
Изображения богов Древнего Египта свидетельствуют еще об одном символе власти. Он, к сожалению, затерялся пару веков назад и не актуален сегодня. Но кто знает, может, моду на него возобновят завтра. Каждое древнеегипетское божество изображено с посохом в руках. Психологически такой предмет воспринимается как продолжение руки, которая может достать что‑либо издалека, либо как третья сильная рука, либо как пятая конечность. Он защищает своего владыку и ударяет неверного. Посох всегда считался символом защиты и власти: пастух погоняет скот палкой; в буддизме кхат‑ванга – ритуальный жезл – символ ярости и самобичевания; епископский посох – знак епископского достоинства, вошедший в обиход, вероятно, в V веке, – олицетворяет власть церкви над народом, подобно той, которую имеет пастух над своей паствой. Посох – это символ пятой конечности, опора, его брали в дальние странствия, на него можно было опереться и облегчить подъем в гору. Такая «пятая конечность» стала и демонстрацией старости. Хорошо известна загадка Сфинкса Эдипу из греческой мифологии: «Кто имеет четыре ноги утром, две днем и три вечером и бывает самым слабым, когда имеет больше всего ног?» Ответ у этой головоломки прост – это человек. В младенчестве он ползает на четырех конечностях, в период зрелости стоит на двух, а в старости опирается на трость.
Посох, пятую конечность, держит рука, которая имеет свое предназначение. Рука – символ управления, зона, способная соединять духовную и физическую энергии между собой. Рука осуществляет акт дарения – отдачи и принятия.
У многих народов мира руки служат средством приветствия. Сложно сказать, как было принято здороваться в Древнем Египте, но есть ряд изображений, наталкивающих на идею об особенном бессловесном ритуале.
На иллюстрациях видно, как два человека соединяют одну пару рук внизу в подобие замка, а другую возносят на уровень лица. Любое приветствие символизирует соединение двух людей. Если люди не знакомы друг с другом, то ритуальное приветствие между ними не принято. Единение знакомых и близких людей через рукопожатие, очевидно, берет свое начало еще со времен Древнего Египта. Соединение рук, их сплетение – это символ принятия. Предположительно, египтяне веровали в наличие в руках некой энергетической зоны, и таким образом через соединенные руки они забирали энергию, а через другую пару рук – вознесенных кверху – отдавали поток благой энергии друг другу.
Можно утверждать, функциональность руки «дать– взять» отобразилась и в сфере мифологических верований, и в сфере бытового повседневного взаимодействия и даже сохранилась в современном мире в ритуальном жесте приветствия – рукопожатии.
Существует множество рисунков, на которых изображен силуэт тела с поднятыми вверх руками. Чтобы понять глубину смысла этой позы, будем действовать от обратного. Давайте вспомним расхожую фразу «У меня опустились руки», смысл которой понятен каждому. Вдумайтесь, наши руки всегда опущены, и самое удобное для них положение – внизу. Стоит поднять их вверх, и мы вскоре ощутим их тяжесть и даже боль. Фраза же «У меня опустились руки» означает апатию, бессилие, нежелание что‑либо делать, отсутствие жизненной энергии. Так почему же мы воспринимаем смысл этих слов именно так, если они противоречат здравому смыслу? Ответ кроется далеко в истории, у самых истоков первых цивилизаций.
То, что находится вверху, – это небеса и солнце. Древние египтяне поклонялись своему верховному божеству – Ра – богу солнца. Рука, поднятая вверх к солнцу, черпает его созидательную силу, поэтому поднятые руки символизируют наполнение жизненной энергией и силой сотворения.
Мировоззрение древних египтян заключалось в особенном взгляде на человека. Каждый человек, по их мнению, состоял из шести компонентов: физического тела, имени, духа, субстанции (которую в соответствии с современными понятиями можно назвать «личностью» или «индивидуальностью»), бессмертия и тени. С момента рождения человек наделен телом, душой, именем, индивидуальностью и тенью. Бессмертие же было дано с начала жизни, но в течение жизненного пути его можно лишиться. Эти составляющие человека описаны и в других религиозных учениях и не вызывают удивления. Кроме одного – тени. С давних времен тень завораживала своей загадочностью. То, что человек не мог объяснить рациональным умом, объяснялось иррационально. Тень была тождественна духу. Если представить себе, что ваша тень не повторяет движения вашего тела, становится немного не по себе. Подобную мистичность приобрел бы вид человека без тени – он не может существовать без нее, равно как и тень не может существовать отдельно от человека. У древних египтян тень изображалась в виде силуэта маленького человека, окрашенного в черный цвет. Тень создает ощущение присутствия. Даже если человек идет по темной улице, освещенной лишь лунным светом и звездным сиянием, он все равно не один – у него есть его тень. Из‑за того, что тень – это тьма, темнота, черный цвет, она невольно ассоциируется с мистичной, темной сферой. Именно в противовес этому лики святых в последующие исторические эпохи стали изображать с сиянием света. Однако в обыденной жизни человек и его отражение не излучают свет, а тень есть у каждого.
Древние египтяне обращали внимание на мелочи, зная, что в них скрыт главный смысл. Позиционирование, деление на высшее/низшее, создание божественных образов и законов поведения, изображение телесных поз и символических атрибутов – это мелочи, позволившие открыть Египет для исследователя, которые приведут еще ко многим новым открытиям в будущем.
Древние египтяне не были уверены, что их письмена будут поняты другими народами и будущими поколениями, и они создали первые свидетельства о развитом языке тела, существовавшем в культуре Древнего Востока.
Возможно, были другие, более развитые цивилизации. Но свидетельства о них не сохранились. Древние египтяне могли быть и цивилизацией, которая не генерировала новое, а развивала старое. Мы не знаем этого достоверно, а можем только предполагать. Единственное, что ясно точно – все живое, воплощенное в физическом телесном облике, имеет свою особенную форму коммуникации – язык тела, и «грамматическая» структура этого языка общая у всех народов и цивилизаций.
Язык тела античности
Термин «античность» восходит к латинскому слову antiquitas, что в переводе значит «древность».
Античность – колыбель европейской культуры. Современная Европа – это земли, которые населяет высококультурное общество, направляющее силы на исследование своего прошлого и создание благоприятного будущего. Развитие греко‑римской культурной среды отразилось на формировании ментальности европейского человека: его способе мышления, познания и преображения действительности.
Античность дала нам то, что мы сегодня называем наукой. В те древние времена человечество стремилось познать мир, объяснить его. Исследование окружающей действительности прежде всего проводилось в сферах, касавшихся выживания, изучения природы, внешних угроз, создания правил, которые смогут подчинить народные массы, торговых и обменных взаимоотношений. Производились математические и географические вычисления соотношений объема Земли и ее формы. В эту эпоху человек наивно стремился найти конец мира, дойти до края, обрыва Земли. Однако древние умы постепенно пришли к видению мира, близкому к реальному. Древнему человеку удавалось открывать, обновлять, изобретать. Креативное созидание заложило фундамент, стены выстроили следующие поколения, и это творение дошло до сегодняшнего дня. Особенно интересно создание нового проявилось в сфере искусства. Предметы реализованного воображения отражают мировоззрение античного человека: его веру в богов Олимпа и легенды о сотворении мира. Персоналии политеистической античной веры изображались в скульптурах древних мастеров, в рисунках, воплощались в традиции вазописи – искусстве ручной росписи ваз.
Об эпохе античности известно многое, на первый взгляд, гораздо больше, чем о египетской цивилизации. Мы знаем о вкладе умов Древней Греции и Древнего Рима в становление государства как формы объединения людей на определенной территории, подчиненных единому закону, в развитие географии, истории, искусства, медицины, математики, литературного творчества и даже парфюмерии. Но что знаем мы о поведении людей того времени, о том, как они приветствовали друг друга и прощались, о том, какой танец страсти исполняли влюбленные? Возможно, язык их тела не отличался от языка современных европейцев. Возможно, у них все же были свои уникальные особенности. Сравнив, можно увидеть общее, или, по крайней мере, узнать, как все начиналось.
Древняя Греция подарила множество образов, главными из которых стали образы тела и лица, их запечатлевали в рисунках, а позже стали делать объемными – скульптурными. Достаточно вспомнить один из самых знаменитых шедевров античности – скульптуру Венеры Милосской, датированную II веком до н. э. У этой фигуры классические пропорции и формы женского тела, а также легендарный греческий профиль. Сложно сказать, был ли он присущ большинству и отражал национальные особенности внешности или же, наоборот, являлся эталоном красоты, к которому стремилось большинство, и лишь немногие счастливые обладательницы такого профиля считались «поцелованными Венерой».
Главной особенностью греческого профиля является прямая линия носа, без изгиба переносицы. При этом скульпторы выделяли тяжелый округлый подбородок.
Понять мотивы действий и поступков древних греков помогут их философские воззрения. Главным принципом древнегреческой философии была калокагатия (от греч. kalós – прекрасный и agathós – добрый), согласно которой гармоничное сочетание внешних – физических и внутренних – духовных достоинств было идеалом воспитания человека. Идея о том, что красота и добродетель равны друг другу, видимо, стара как мир. Древним грекам было необходимо в выразительных образах своего творчества разделить прекрасное и порочное, создавая таким образом стойкий стереотип.
Таким сформированным образом внешности человека, отвечающим принципу калокагатии, и стал греческий профиль. Так изображали богов, положительных персонажей, красивых девушек и воинственных юношей. В противовес нужно было создать образ негативного героя. Для этого пригодился арсенал «картофельных», «орлиных», «поросячьих» и «обезьяньих» носов. Обладатели таких носов сравнивались с каким‑либо животным, в то время как люди с греческим профилем – нет, ведь лица последних выражали твердость, прямолинейность и выдержку.
В современном мире греческий профиль не является эталоном красоты. Тем не менее, обладатели такой особенной линии носа стереотипно будут восприняты как благочестивые и добродетельные и станут непременно привлекать внимание окружающих, концентрируя его на себе.
Древние греки демонстрировали особенное пристрастие к обнаженному телу, изображая его в действии, когда подчеркивалась каждая линия и изгиб, каждая напряженная мышца. Посредством такой динамической статики скульпторы эпохи античности пронизывали свое творение глубоким смыслом. Они стремились к совершенству, искали его во всем – ив форме, и в содержании. Идеи совершенства рождались в умах и воплощались в действии.
Мода греков, их общественные нормы и требования к самим себе заставили этот народ обратить пристальное внимание на человеческую сущность, ценить гармоничное сочетание красоты и доброты. Принцип калокагатии привел к потребности найти параметры идеального тела. Эту задачу решил Поликлет Старший – древнегреческий скульптор, создатель теории об идеальных пропорциях человека, названной «канон Поликлета». Одной из самых знаменитых его работ, выполненной согласно этому канону, является скульптура Дорифора. Сам смысл понятия «канон» говорит о создании неприкосновенной и универсальной формулы.
Скульптура копьеносца Дорифора относится к периоду около 450 г. до н. э. Революционным прорывом в сфере скульптурного творчества, изображения тела в бронзе и камне явился показ фигуры в движении. Дорифор в свое время считался эталоном идеального юноши. Копиями статуи украшали гимнасии – теоретические школы и палестры – школы физической культуры. Она стала образцом подражания для других скульптуров.
Поликлет, безусловно, говорил языком тела. Он обратил внимание на такую специфику физического тела, как устойчивость. Если раньше эта черта изображалась без выдумки и глубины – фигуры стояли прямо, со ступнями, прижатыми к земле, то Поликлет прибег к так называемому хиазму. В переводе с древнегреческого этот термин означает крестообразное расположение в виде буквы X. Оси бедер и плеч наклонены под углом друг к другу, верхние и нижние конечности находятся в противоположном соотношении. Так, на примере фигуры Дорифора видно, что выдвинутая вперед правая нога требует соответственно протянутой вперед левой руки, и наоборот. Такая позиция демонстрирует устойчивость благодаря перекрестному положению рук и ног. Поза говорит об уверенности, а застывший миг движения пронизан грацией. Поликлет не был первым в использовании приема хиазма, ценность его работ заключается в поиске идеальных пропорций с помощью математических расчетов. Он искал божественную формулу тела. Его идея была родственна принципу золотого сечения: Поликлет утверждал, что каждая часть тела должна быть пропорциональна любой другой части, будь то палец руки или ухо. Идеальное тело Дорифора не было удлиненным или коренастым, скорее, его можно охарактеризовать как исполненное силой и мощью. Движение у копьеносца предполагает не действие как факт, а действие как процесс, в котором говорит каждая мышца тела. Ни одна часть его не молчит, оно разговаривает с созерцателем на своем языке – языке тела.
Еще одной особенностью творчества Поликлета является отсутствие выраженной женственности в изображении представительниц слабого пола, примером чему может служить скульптура «Раненая амазонка».
Та же особенность в дальнейшем, в эпоху Ренессанса – возрождения античности, будет присутствовать в творчестве Микеланджело. Его роспись Сикстинской капеллы, изобразившая библейскую историю от сотворения мира до Потопа и состоящая более чем из 300 нарисованных фигур, была построена исключительно по принципу маскулинности. Микеланджело считал мужское тело, его форму и пропорции гармоничными и совершенными, в то время как женское – недостойным и порочным. Например, в эпизоде «Сотворение Адама и Евы. Изгнание из рая» тело Евы изображено в типично мужественной манере.
Натурщиками Микеланджело были исключительно представители сильного пола. Ева, первая женщина, – это воплощение тела Адама, женскими признаками которой являются только груди, гениталии и длинные волосы. Ренессанс черпал свое вдохновение из колыбели античности, и явные параллели между творчеством древних гениев искусства и титанов эпохи Возрождения скорее закономерны, нежели случайны.
Еще одним образцом мужественной силы в Древней Греции являлся титан Атлант. Согласно мифологии, титаны – боги второго поколения – были воплощением стихий и катастроф. Главная их черта – сила и отсутствие разумности. Знаменитый эпизод древнегреческих мифов – титаномахия, сражение богов‑олимпийцев во главе с Зевсом против титанов. Эта война длилась 10 лет, увенчавшись победой олимпийцев. Атлант за воинственность и непокорность был приговорен держать небосвод на голове и руках. Тяжесть, взваленная на плечи могучего титана, даже склонила вниз его голову.
Атлант и его поза – это символ выносливости и терпения. Такая поза присуща каждому человеку, на которого свалился груз проблем. Тело человека говорит за него самого. Радость, счастье и веселье никогда не сопровождают напряженную фигуру Атланта.
Если отвлечься от миссии Атланта – держать тяжелую Землю – он просто останется могучим мужчиной, символом силы. Однако рядом с мужским началом всегда присутствует и женское. У древних греков было свое видение мужского и женского, в первую очередь как особенностей тела. Сложно доказать, что вы женщина, даже если думаете, чувствуете и ведете себя как фемина, но у вас тело, похожее на мужское. Можно прибегнуть к иллюзии, имитации, подражанию, но, обнажив свое тело, вы оголите правду. О мужской и женской природе размышлял Платон. Этот гений философской мысли возродил в своих письменах миф, в котором мужское и женское – целостно. В своем диалоге «Пир» Платон рассказывает о некогда существовавшей самодостаточной идеальной особи:
«Прежде люди были трех полов, а не двух, как ныне – мужского и женского, ибо существовал еще третий пол, который соединял в себе признаки этих обоих; сам он исчез, и от него сохранилось только имя, ставшее бранным, – андрогины, и из него видно, что они сочетали в себе вид и наименование обоих полов – мужского и женского. <…>
И вот Зевс и прочие боги стали совещаться, как поступить с ними, и не знали, как быть: убить их, поразив род людской громом, как когда‑то гигантов, – тогда боги лишатся почестей и приношений от людей; но и мириться с таким бесчинством тоже нельзя было. Наконец Зевс, насилу кое‑что придумав, говорит:
– Кажется, я нашел способ сохранить людей и положить конец их буйству, уменьшив их силу. Я разрежу каждого из них пополам, и тогда они, во‑первых, станут слабее, а во‑вторых, полезней для нас, потому что число их увеличится. <…>
И вот когда тела были <…> рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремлялась к другой своей половине, они обнимались, сплетались и, страстно желая срастись, умирали от голода и вообще от бездействия, потому что ничего не хотели делать порознь. <…> Тут Зевс, пожалев их, придумывает другое устройство: он переставляет вперед срамные их части, которые до того были у них обращены в ту же сторону, что прежде лицо, так что семя они изливали не друг в друга, а в землю, как цикады. Переместил же он их срамные части, установив тем самым оплодотворение женщин мужчинами, для того чтобы при совокуплении мужчины с женщиной рождались дети и продолжался род, а когда мужчина сойдется с мужчиной – достигалось все же удовлетворение от соития, после чего они могли бы передохнуть, взяться за дела и позаботиться о других своих нуждах. Вот с каких давних пор свойственно людям любовное влечение друг к другу, которое, соединяя прежние половины, пытается сделать из двух одно и тем самым исцелить человеческую природу.
Итак, каждый из нас половинка человека, рассеченного на две камбалоподобные части, и поэтому каждый ищет всегда соответствующую ему половину. Мужчины, представляющие собой одну из частей того двуполого прежде существа, которое называлось андрогином, охочи до женщин, и блудодеи в большинстве своем принадлежат именно к этой породе, а женщины такого происхождения падки до мужчин и распутны. Женщины же, представляющие собой половинку прежней женщины, к мужчинам не очень расположены, их больше привлекают женщины, и лесбиянки принадлежат именно к этой породе. Зато мужчин, представляющих собой половинку прежнего мужчины, влечет ко всему мужскому: уже в детстве, будучи дольками существа мужского пола, они любят мужчин, и им нравится лежать и обниматься с мужчинами».
Таково мифологическое объяснение мужского и женского начал. Создается впечатление, что это и есть истина. Сочетание логично связанных объяснений и иррациональной фантазии включает феномен абсурдной веры, присущий человеку. Дойдя до XXI века, мы так и не перестали искать свою вторую половинку, мечтать о существовании чистой платонической любви, уже успев забыть источник, породивший эти идеи. Тем не менее, образ тела андрогина и его сущность не перестают удивлять и пробуждать фантазию.
Человеческая натура дуалистична. Понять сущность черного без белого так же невозможно, как понять мужское без женского. Архетип мужского начала – это сила и агрессия, направленная на завоевание и оборону. Архетип женского – это материнство, забота и плодородие.
Разные векторы женского начала были отображены в образах богинь Олимпа, у каждой из которых своя история и предназначение. Главной отличительной чертой в их скульптурах выступает тело и позы, на лица акцент не делается.
В древнегреческой мифологии образ матери воплотился в богине Деметре. Само ее имя в буквальном смысле значит «Земля‑Мать». Широко известен миф о похищении Персефоны, дочери Деметры, Аидом. Скорбь, переживаемая матерью Деметрой из‑за отсутствия дочери, повлекла за собой неурожаи. Люди начали умирать от голода. Тогда Зевс приказал Аиду вернуть Персефону. Увидев дочь, Деметра расцвела – Земля стала родить снова. Этот миф символизирует смену времен года, когда глубокой осенью и зимой земля не плодоносит. Деметра изображалась древними греками как статная женщина. Это не хрупкая фигура девицы, ее тело показано без игривой легкости, зато оно демонстрирует силу, заботливость, излучает энергию материнства.
Образ женщины – символа красоты и любви – воплотился в Афродите. Форма ее тела, округлая и правильная, отличается от фигуры Деметры. Эта женщина символизирует любовь, она нежна и страстна. Афродита, согласно мифологии, должна была заниматься только одним ремеслом – творить любовь и больше не прикасаться ни к какой работе. Один из самых известных образов Афродиты – статуя Венеры Милосской. Формы ее тела внушают созерцателю желание приблизиться, познать, рассмотреть, раскрыть секрет и походить на нее. Женщина‑любовь покоряла всех, кроме трех других женщин‑богинь: Афины, Артемиды и Гестии.
Афина – женщина‑воительница. Ее фигура и символичные атрибуты не давали усомниться в предназначении этой богини. Афина ловка, ее тело не тучно, подвижно. Секрет ее успеха – в изобретательности и непокорности. Потупленный взгляд и слегка склоненная голова могут натолкнуть на мысль о ее женской подчиненности, но, присмотревшись внимательнее, каждый заметит «взгляд свысока». Такое превосходство в позе тела выражает непоколебимую уверенность и победу даже в той борьбе, которая еще не началась.
Еще одной непокорной дивой древнегреческого Олимпа является Артемида – девственница, богиня охоты, обладающая юным, выразительным, легким телом. Она заметно стройнее Деметры, Афины и даже Афродиты. Артемида – это девочка, чье ремесло – игра.
Третьей богиней, неподвластной любовным чарам Афродиты, стала Гестия – богиня семейного очага. Ее образ – невинность.
Гестии традиционно приносили дары перед началом священнодействия. Девочки‑служительницы ее храма должны были оставаться непорочными, иначе их ожидала кара и изгнание. Хранительница своей девственности воспринималась как приносящая удачу. Но при этом ее образ увековечили скорее с чертами строгости, чем девичьей легкости и веселья.