Цель: Интеллект, важность интеллекта в жизни человека. Виды интеллекта.
План:
1.Что такое интеллект?
2.Виды интеллекта?
3.Что такое нарушение интеллекта?
4.Причины нарушения интеллекта?
5.Виды слабоумия?
6.Степени тяжести олигофрении?
7.Что такое речь?
8.Причины нарушения речи?
9.Функции речи?
1. Интеллект – определенный уровень развития мыслительной деятельности личности, обеспечивающий возможность приобретать все новые знания и эффективно использовать их в ходе жизнедеятельности.
2. Интеллектуальные способности. Способность исследовать, классифицировать предметы, выявлять отношения между символами и предметами Способность видеть, воспринимать и манипулировать объектами в уме, воспринимать и создавать зрительно-пространственные композиции Способность использовать двигательные навыки в спорте, исполнительском искусстве, ручном труде Способность понимать других людей и налаживать с ними отношения Способность понимать себя, свои чувства и стремления. Биологический интеллект – особенности функционирования структур головного мозга, которые отвечают за познавательную активность. Полностью определяется наследственностью. Психометрический интеллект – то, что измеряется тестами интеллекта. На 70 % определяется наследственностью, на 30 % – средовыми факторами (культура, воспитание в семье, социально-экономический статус). Социальный интеллект – способность индивида использовать психометрический интеллект в целях адаптации к требованиям общества. Вербальный интеллект – запас слов, эрудиция, умение понимать прочитанное. Практический интеллект – умение добиваться поставленных целей.
Критерии социального интеллекта. Социальные знания Социальная память Социальная интуиция Социальное прогнозирование Сопереживание Способность к саморегуляции Социальная выразительность Социальное восприятие Социальное взаимодействие Социальная адаптация Когнитивные критерии Поведенческие критерии Эмоциональные критерии
|
Структура эмоционального интеллекта. Способность воспринимать или чувствовать эмоции Способность понимать, что выражает та или иная эмоция Способность направлять свои эмоции в помощь разуму Способность управлять эмоциями
3.Слабоумие - выраженное стойкое снижение интеллекта. При слабоумии у человека снижается способность отделять главное от второстепенного, отсутствует критическое отношение к своим высказываниям, поведению, ослабевает память, уменьшается запас знаний, представлений. Больные не воспринимают отвлеченные понятия, не способны к обобщениям.
Таким образом, слабоумие представляет собой совокупность взаимосвязанных симптомов утраты познавательной деятельности. Различают два вида слабоумия:
1.врожденное (олигофрения);
2. приобретенное (деменция).
В основе олигофрении (в перевод с греч. «малоумие») лежит недоразвитие головного мозга в результате генетических нарушений, внутриутробных повреждений (сифилис, тиф, алкогольная интоксикация) или заболеваний раннего детского возраста (менингит,энцефалит).
Различают три степени тяжести олигофрении:
1. Дебильность – легкая степень тяжести олигофрении. При дебильности наблюдается снижение умственных способностей, находчивости, сообразительности. В то же время больные способны приобрести определенные знания, которые дают им возможность работать. Обычно больные не понимают тех тонких взаимоотношений, которые складываются между людьми. Им трудно уловить в окружающей действительности существенное, главное. Больные с трудом пользуются абстракцией обобщением, их мышление не выходит за рамки конкретных представлений. Безынициативны, отношение к себе не достаточно критично. Многие из них переоценивают свои возможности и очень обижаются, если им делают замечания. Некоторые больные отличаются повышенной внушаемостью, могут легко стать участниками преступлений.
|
2. Имбецильность – средняя степень недоразвития интеллекта. Больныет усваивают только названия окружающих предметов и наиболее употребительные слова, часто отмечаются большие дефекты в произношении слов. Речь бедна и косноязычна.
Практически необучаемы. Иногда их удается обучить чтению, элементарному счету, но многие не могут сосчитать даже пальцы на руках. Больных можно научить выполнять какую-либо несложную работу, но они всегда нуждаются в контроле и руководстве.
3. Идиотия - тяжелая степень олигофрении. Членораздельная речь и психика практически отсутствуют. Обучить каким-либо навыкам их не удается. При идиотии часто встречаются разнообразные физические уродства: аномалия строения черепа, лишние пальцы на руках, на ногах, аномалия внутренних органов. Больные обычно умирают от присоединившихся соматических заболеваний (инфекций).
Приоберетенное слабоумие (деменция) – является следствием органического поражения головного мозга в более позднем возрасте, чаще всего при прогрессивном параличе, старческом слабоумии, атеросклерозе сосудов головного мозга, травмах головного мозга.
|
Больные утрачивают способность логически мыслить, анализировать, обобщать, терять критику к своему поведению, высказываниям, не могут оценить окружающую обстановку.
В основе слабоумия лежат грубые органические изменения клеток головного мозга, что приводит к тяжелым расстройствам высшей нервной деятельности.
4.Речь.
Речь – специфическая человеческая норма психической деятельности, использующая средства языка. Речь - наиболее распространенный и совершенный способ общения людей друг с другом, способ выражения мысли. Речь является основой мышления. В речевой деятельности участвует весь головной мозг человека. Медработники всегда должны помнить о разящей и исцеляющей силе слова. «Слово лечит, слово – ранит».
Речь и язык не тождественны. Язык является более общим понятием. Это система кодов, обозначающих объекты и их отношения. Речь представляет собой индивидуальное пользование языком. Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя речь подразделяется на устную и письменную. Речь произносимая вслух, называется устной и служит целями общения. В устной речи, в ее содержании, темпе, ритме, плавности отражается личность человека. Устная речь бывает в виде монолога и диалога (монологическая и диалогическая). Она так же делится на пассивную (слушание) и активную или экспрессивную (говорение).
Развитие письменной речи связано с развитием самого речевого процесса. В процессе жизни появляются индивидуальные особенности письма – почерк. Он зависит от типа личности, пола, эмоционального состояния, от заболевания.
Письменная речь подразделяется на чтение и письмо. При патологии могут страдать как все виды речи, так и какой-нибудь один из них.
Внутренней речью называется речь «про себя», которая происходит в процессе мышления, при чтении, в период подготовки к экспрессивной речи и письму, при общении с самим собой.
В основе речи лежит координирующая работа нервных клеток коры больших полушарий мозга, где находятся три центра речи: слуховой, двигательный и зрительный. Они локализуются в доминантном полушарии (у правшей – слева).
Письменная речь может функционировать при участии теменно-височно-затылочных отделов коры левого полушария. При их повреждении нарушается возможность узнать буквы, читать тексты, осуществлять графическое обозначение звуков (алексия, аграфия).
Для правильного развития и функционирования речи имеют значение, кроме сохранности центров речи, множество других факторов. В частности, необходимыми являются определенный уровень мышления и интеллекта, правильное развитие зубочелюстного и артикуляционного аппарата, отсутствие поражения бульбарной группы черепно-мозговых нервов.
5.Речь имеет свойства:
Содержательность речи определяется количеством выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительностью и соответствием действительности.
Понятность речи достигается синтаксическим правильным построением предложений, а также применением в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
Выразительность речи связана с ее эмоциональной насыщенностью. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной или, наоборот, вялой, бледной.
Воздейственность речи заключается в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.
6.Речь выполняет определенные функции:
1. Функция выражения заключается в том, что, с одной стороны, благодаря речи человек может полнее передавать свои чувства, переживания, отношения, а, с другой стороны, выразительность речи, ее эмоциональность значительно расширяют возможности общения.
2. Функция воздействия заключается в способности человека посредством речи побуждать людей к действию.
3. Функция обозначения состоит в способности человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия.
4. Функция сообщения состоит в обмене мыслями между людьми посредством слов, фраз.
Для медицинского работника речь больного является главным источником огромного объема информации. Прежде всего, это данные о развитии заболевания и о том, что больного беспокоит в данный момент.
Вместе с тем предъявляются и определенные требования к речи медицинского работника. Прежде всего он должен обладать умением слушать, направлять беседу с целью получения наибольшей информации и коррекции эмоционального состояния больного или неправильного отношения к своему самочувствию. Основные требования это: сохранять доброжелательное, уважительное отношение к собеседнику, проявлять уместную в данной ситуации вежливость, тема разговора и форма выражений мыслей должны быть понятны для собеседника и уместны в данной ситуации.