Работа с критическим материалом.




Литература 11 класс 05.05.20

Тема: «Альбер Камю. Жизненный путь. Творчество. «Посторонний». Экзистенциальное восприятие мира главным героем»

Цель: познакомить учащихся с личностью А.Камю; рассмотреть понятия «экзистенциализм», определить вклад писателя в достижения мировой литературы; начать изучение повести «Посторонний».

Развивать навыки работы с критическим материалом, умение работать в команде; навыки устной и письменной речи.

Воспитывать толерантность.

\.

Ход урока

«Я обучился свободе не по Марксу. Меня научила ей нищета».

А. Камю

I.Познакомиться с биографией писателя(видеоролик).

 

Задание 3. Теория литературы. Повторить особенности экзистенциализма как литературного направления и записать в тетради

 

Составление паспорта литературного произведения.

 

1. Название: «Посторонний».

2. Варианты перевода: «Чужой», «Незнакомец»

3. Автор: Альбер Камю.

4. Дата написания: 1940г.

5. Жанр: повесть.

6. Литературное направление: экзистенциализм.

7. Главный герой: Мерсо (имя неизвестно, только фамилия).

8. Примечание: песня группы «Ария» «Ночь короче дня» написана по мотивам последней главы повести «Посторонний».

9. Композиция: двухчастная (похороны матери, убийство араба и тюрьма).

10. Сюжет и композиция: линейная.

11. Ключевые моменты повести: похороны матери; отношения с Мари; тюрьма.

 

Работа с критическим материалом.

 

Повесть Альбера Камю «Посторонний» была написана в 1940 году и опубликована в 1942 году. Анализ данного произведения, как наиболее яркого и известного, помогает проследить все основные идеи творчества автора.

Сюжетная линия "Постороннего" (как, кстати, и композиция) линейна. Повесть состоит из двух частей. В первой части француз Мерсо, который живет в Алжире, получает известие о смерти матери и прибывает на похороны. Следующий день в Алжире герой проводит с дамой по имени Мари, которая становится его девушкой. Сосед-сутенер Раймон приглашает Мари и Мерсо провести выходные на берегу моря, но по дороге они замечают, что за ними следят арабы, один из которых – брат бывшей любовницы Раймона. На отдыхе между арабами и друзьями Мерсо происходит стачка, которая заканчивается ничем. Через некоторое время герой, увидев на пляже одного из арабов, убивает его. Вторая часть – затянувшееся на 11 месяцев дело Мерсо, в результате которого его приговаривают к смертной казни.

Несмотря на простой сюжет, идея автора очень глубока. Нам важны не сюжетные линии, а реакция главного героя на происходящее вокруг, точнее, отсутствие какой-либо реакции. Камю рисует человека, который не испытывает традиционные, принятые в обществе эмоции. Он не плачет на похоронах матери, ему безразлично предложение Мари пожениться, он не ощущает ничего во время убийства. Судебный процесс кажется главному герою муторным и затянутым, он не обращает внимания на происходящее.

Повесть имеет два смысловых уровня – социальный и метафизический. Первый уровень – реальность и реакция окружающих. Второй уровень оторван от реальной составляющей, в нем раскрывается внутренний мир Мерсо.

В действиях главного героя проявляется экзистенциальный романтизм его образа. Мерсо - изгой в обществе, его поступки вызывают непонимание и порицаются. Его не понимают ни присяжные, ни судьи, ни Мари. Видимость понимания и дружбы создает Раймон, однако, в конечном счете, ему нет дела до Мерсо (как и тому нет дела до Раймона). Еще одна составляющая романтического образа – действиями героя движет природа. Он единственный, кто любит смотреть в небо. Даже убийство, казалось бы, направляет палящее солнце, которое светит в тот момент на пляже.

В повести виден яркий авторский стиль. Текст представляет собой смесь описания и повествования в прошедшем времени от первого лица. Герой лаконично перечисляет все, что он сделал, не делая разницы между распитием чашки кофе, походом в кино и убийством. Все действия Мерсо пропитаны атмосферой абсурда – абсурдны его поступки, его внутренний мир. Абсурдны и доводы присяжных: в конечном счете, основным аргументом в пользу смертной казни служит то, что Мерсо не плакал на похоронах своей матери.

Кульминационный момент повести – последняя ночь в камере, когда безразличие оставляет главного героя. Мерсо мечется и засыпает в кошмарах. Он чувствует желание пережить все заново, открывает душу миру и вдруг понимает, что мир такой же, как и ОН. Герой безразличен миру, как и мир был безразличен герою. Мерсо ощущает одиночество и видит своим успокоением только одно: чтобы во время казни все пришедшие не смотрели на него со стеклянными лицами, а испытывали искреннюю ненависть.

Таким образом, в повести «Посторонний» в полной мере проявляются экзистенциалистские взгляды и идеи абсурдизма Камю. Что интересно, автор не порицает поступки главного героя. Порицание – удел традиционного общества, абсурд которого показывается в повести.

VI.Домашнее задание: подготовить сообщение по биографии Э. Хемингуэя, подготовиться к контрольной работе

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: