Урок 1. Как работать с учебником
Цели деятельности педагога
| Познакомить учащихся с новыми учебными пособиями, со структурой учебника, с содержанием понятий: технологический процесс, технология, приемы работы, с технологическими картами; систематизировать знания о материалах и их свойствах, инструментах; повторить правила поведения на уроках технологии и правила безопасной работы с инструментами; учить ориентироваться в учебнике и рабочей тетради, организовывать свое рабочее место, создавать условные обозначения производств; развивать умение выделять главное, анализировать; воспитывать интерес к предмету
| Тип урока
| Постановочный, вводный
| Методы и формы обучения
| Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная
| Основные понятия и термины
| Технология, материалы, инструменты, технологический процесс
| Образовательные ресурсы
| · Технология. 4 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, Н. В. Шипилова, С. В. Анащенкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2013.
· Роговцева, Н. И. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс [Текст]: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.
· Интернет-ресурсы:
https://www.prozagadki.ru/181-detskie-zagadki-pro-linejjku.html
https://www.vsezagadki.ru/2010/11/zagadki-o-trude
https://www.zagadki.org/riddles/instruments/1
https://www.razumniki.ru/zagadki_pro_shkolnye_prinadlegnosti.html
| Наглядно-демонстрационный материал
| образцы изделий
| Продолжение табл.
Оборудование
| Учебник, рабочая тетрадь; карандаши; материалы и инструменты
| Планируемые образовательные результаты
| Предметные умения: познакомятся со структурой учебника, с содержанием понятий: технологический процесс, технология, приемы работы, с технологическими картами; научатся создавать условные обозначения производств, наносить их на карту России.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные – научатся презентовать подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде; преобразовыватьобъект: импровизировать, изменять, творчески переделывать его; регулятивные – научатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради; коммуникативные – овладеют способностью инициативно сотрудничать с учителем, одноклассниками, отвечать на вопросы, делать выводы.
Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; сориентированы на позитивное отношение к себе и окружающему миру
| Организационная структура урока
| Этапы урока
| Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формы
организации совзаимодей-
ствия на уроке
| Универсальные учебные действия
| Промежуточный контроль
|
|
|
|
|
|
|
| I. Организационный момент
| Эмоциональная, психологическая и мотивацион-
| Проверяет готовность обучающихся к уроку.
– Вот и начинается новый учебный год. Что нового вы узнаете на уроках технологии? Чему научитесь? Хотите об этом узнать? Давайте сначала вспомним, что означает термин «технология». Технология (от греч. Techne – мастерство, умение и...логия) – совокупность способов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, фор-
| Слушают учителя, отвечают на вопросы, участвуют в беседе
| Фронтальная
| Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.
| Устные ответы
| | | | | | | | | Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| | ная подготовка учащихся к ус-
воению изучаемого материала.
Вступительная беседа.
Рассматривание изделий
| мы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции. Технологией называют также сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса. Какие технологии вы изучили в предыдущих классах? (Технологии обработки бумаги, ткани, вязание и другие.) Знания и умения, которые вы приобретаете в процессе выполнения различных работ и конкретных изделий, имеют огромное практическое значение не только в школьные годы, но и в последующем. Ведь начинают всегда с простого. А мы с вами в этом учебном году продолжим путешествовать по самым разным производствам и знакомиться с новыми технологическими процессами. Организует рассматривание изделий, которые будут сделаны в течение года.
– И очень бы хотелось, чтобы в конце учебного года вы сказали про уроки технологии: «Рукам – работа, сердцу – радость»
|
|
| Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
|
| II. Изучение нового
материала
| Рассказ с элементами беседы. Знакомство
с учеб-
| – Много нового вы должны изучить в этом году. Что будет служить источником информации? Конечно, книга, учебник и рабочая тетрадь, – это верные наши помощники. Авторы очень постарались сделать их красочными, интересными, понятными. Давайте прочитаем их обращение к вам.
Организует чтение учащимися текста в учебнике (с. 3).
| Рассматривают учебник и рабочую
тетрадь, слушают учителя, одноклассников,
| Фронтальная
| Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Познавательные: общеучебные – умеют осуществлять поиск и выделение
необходимой информа-
| Устные ответы
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| | ником и рабочей тетрадью. Рассматривание учебника и рабочей тетради
| – Куда нам предлагают отправиться авторы в этом году вместе с нашими постоянными гидами Аней и Ваней? Рассмотрите учебник и рабочую тетрадь.
– Как устроен учебник? Прочитайте об этом в учебнике
(с. 4). Назовите разделы учебника. Как выделены они в учебнике?
| делятся впечатлениями; анализируют информацию, отвечают на вопросы
|
| ции; осознанно читают тексты с целью освоения и использования информации.
Коммуникативные: умеют слушать друг друга, строить понятные речевые высказывания, формулировать ответы на вопросы.
Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради
|
| Работа с учебником, (с. 2). Условные обозначения
| – Рассматривая учебник, вы, наверное, обратили внимание на значки, условные обозначения. Все ли они знакомы вам? Вспомните, для чего они нужны и где будут встречаться
| Слушают учителя, рассматривают учебник; анализируют информацию, делают выводы
| Фронтальная
| Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.
Коммуникативные: умеют слушать учителя и одноклассников, отвечать на вопросы, делать выводы.
Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме, анализировать информацию.
| Устные ответы
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради
|
|
| Игры «Отгадай инструмент»
и «Отгадай материал»
| Проводит игры (см. ресурсный материал к уроку), затем предлагает учащимся рассмотреть иллюстрации в учебнике (с. 4, 5) и назвать те инструменты и материалы, которые ещё не были названы
| Участвуют в играх; работают с учебником, анализируют ин-
формацию, делают выводы
| Фронтальная
| Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют делать выводы на основе полученной информации
| Устные ответы
| Работа с учебником, (с. 5–6). Беседа. «Зачем нужна технологическая карта?»
| – В этом учебном году, планируя свою деятельность, вы будете учиться заполнять технологическую карту. Рассмотрите в учебнике (с. 6) образец карты. К ее заполнению приступают после анализа изделия и ответов на «воп-
росы юного технолога». Вспомним эти вопросы (с. 5). Подготовившись таким образом, вы сможете приступить к заполнению технологической карты. Давайте разберем, что же вы должны в ней записать? В первом столбце перечислены все технологические операции, которые необходимо выполнить для изготовления изделия. Перечислите: какие? Во втором столбце вы должны будете вписывать приемы работы. Например, сборка изделия может
| Слушают учителя; работают с учебником,
анализируют информацию, отвечают на вопросы
| Фронтальная
| Регулятивные: ориентируются в учебнике.
Коммуникативные: умеют инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, отвечать на вопросы, делать выводы.
Познавательные: общеучебные – умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме;
| Устные ответы
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
|
|
| быть выполнена путем склеивания деталей или же сшиванием. Третий столбец заполнить гораздо легче. Приведите пример заполнения для какой-либо операции. Оценивание проделанной работы мы должны выполнять, ориентируясь на критерии оценки. Прочтите в учебнике
(с. 5) о возможных критериях оценки. Давайте вспомним, как подсчитывается стоимость изделия. Как вы думаете, зачем нужна технологическая карта? (Заполнив все графы технологической карты, мы получим полное представление о процессе изготовления изделия, сможем подготовить необходимые инструменты и материалы, оценить качество его изготовления на всех этапах и стоимость изделия.)
|
|
| логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о понятиях: технологическая карта, технологический процесс
|
| Физкультминутка
| Проводит физкультминутку
| Выполняют упражнения
| Фронтальная
| Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью
| Выполнение упражнений
| III. Твор-
ческая практическая деятельность
| Беседа, «Организация рабочего места»
| предлагает вспомнить, как организуется рабочее место в зависимости от вида работы.
– Инструменты и приспособления необходимо хранить на рабочем месте в специальном футляре. Инструменты можно брать только после разрешения учителя. После окончания работы необходимо привести рабочее место в порядок
| Организуют свое рабочее место в зависимости от вида работы, отвечают
на вопросы
| Фронтальная
| Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда.
Личностные: сориентированы на ответственное
| Устные ответы
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
| отношение к своему здоровью
|
| Беседа «Что мы будем делать?».
Рабочая тетрадь (с. 4–6)
| – Мы с вами уже знаем, что в этом году мы будем совершать путешествие по промышленным предприятиям. Во время каждого путешествия мы будем узнавать, в каких городах страны эти предприятия находятся, и обозначать расположение этих производств на карте России (рабочая тетрадь, с. 4–5). Как это можно сделать? Предложите варианты. Самый лучший вариант: обозначение производств с помощью знаков, условных обозначений. Такие обозначения называются пиктограммами. С ними мы часто встречаемся, путешествуя по городу. Например,
с помощью пиктограмм обозначаются автобусные, трамвайные остановки, станции метро, больницы и т. д.
| Анализируют информацию; слушают учителя, отвечают на вопросы; участвуют в коллективном обсуждении
| Фронтальная
| Личностные: сориентированы на плодотворную работу на уроке, соблюдение норм и правил поведения.
Коммуникативные: понимают смысл заданий учителя и принимают учебную задачу.
Регулятивные: планируют свою деятельность.
Познавательные: общеучебные – умеют анализировать информацию, производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение)
| Устные ответы
| Практическая работа
(рабочая тетрадь,
с. 6)
| Наблюдает, советует, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.
– Прочитайте, какие промышленные предприятия находятся на территории России.
– Придумайте и зарисуйте условные обозначения для промышленных предприятий, с помощью которых вы будете отмечать на карте России города, где эти предприятия находятся
| Выполняют задание: рисуют условные
обозначения для промышленных предприятий
| Индивидуаль-
ная
| Регулятивные: умеют принимать учебную задачу, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство.
| Выполнение задания
| Окончание табл.
|
Поиск по сайту:
|