Глава 2. Женские характеры в башкирском историческом романе.




2.1. «КИНЗЯ» ГАЛИ ИБРАГИМОВА

Башкирский писатель Гали Ибрагимов, автор романов «Однополчане», «Подснежник», «Дождь на новолуние» и нескольких повестей, мечтал о создании исторического романа из народной жизни. В 1957—1959 г. он учился в Москве на Высших литературных курсах. Руководителем творческого семинара по прозе был С. П. Злобин, автор романа о Салавате Юлаеве. Гали Ибрагимов к тому времени познакомился с архивными документами и материалами периода Крестьянской войны 1773—1775 годов под руководством Е. И. Пугачева. Заинтересовала его личность Кинзи Арсланова, одного из предводителей и идеологов этой войны, сподвижника Пугачева. Но документальных материалов о нем было мало. На некоторые вопросы автора будущего романа о Кинзе не мог ответить и Степан Злобин.Но Гали Ибрагимов накапливал материал. В шестидесятые годы писатель и ученый А. Усманов опубликовал в московских «Исторических записках» очерк «Кинзя Арсланов — выдающийся сподвижник Пугачева». Потом в Уфе проходила научная конференция, посвященная 200-летию Крестьянской войны, с участием видных ученых страны. После выезда группы историков на лоно природы, на Чесноков-

скую гору, где находился когда-то повстанческий лагерь пугачевцев, Гали Ибрагимов сказал: «Спасибо вам, историки. Многое я взял в эти дни для своей будущей работы». А поскольку сказано это было не с высокой трибуны, а с пригорка, покрытого травкой-муравкой, слова прозвучали очень убедительно.[7. c.198]

...И вот появилась первая книга исторического романа «Кинзя» — «Растоптанное кочевье» (на русском языке в замечательном переводе Рима Ахмедова книга вышла в 1982 году, вторая — «Народный предводитель» — в 1988 году). За роман «Кинзя» Гали Ибрагимов был удостоен премии имени Салавата Юлаева.

Не буду пересказывать содержание романа (да это и невозможно). Напомню лишь биографию Кинзи Арсланова. В июле 2003 года исполнилось 280 лет со дня его рождения. На родине Кинзи, в деревне Кинзяабызово, состоялись торжества, посвященные юбилею. Приехали высокие гости. Были возложены цветы к памятнику. На нем написано: «Здесь жил Кинзя Арсланов, сподвижник Емельяна Пугачева, вождя Крестьянской войны 1773—1775 годов». Деревня Кинзяабызово находится в Куюргазинском районе. Название аула состоит из личного имени «Кинзя» и нарицательного — «ученый, грамотный человек».

Кинзя Арсланов был родом из Бушмас — Кипчакской волости Ногайской дороги Уфимской провинции, входившей в состав Оренбургской губернии. Он хорошо знал грамоту, слыл начитанным человеком, писал и говорил по-русски. Отец его — Арслан-батыр Аккулов был крупным общественно-политическим деятелем своего времени. Уважали земляки и Кинзю. К моменту начала Крестьянской войны он уже десять лет исполнял обязанности старшины волости.

Осенью 1773 года в аул по призыву старшины съехались сотни вооруженных воинов. Аул отправлял их в поход. Рядом с Кинзей ехал его сын Селявсин, будущий пугачевский полковник. Перед этим в пугачевском лагере побывала делегация Кинзи Арсланова. Пугачев передал им «государев» указ. Обещал башкирам землю, хлебное и денежное довольствие, свободу отправления национальных обычаев и обрядов. Заранее зная об

этих обещаниях «Петра III», Кинзя вместе с тремястами (а по другим данным пятистами) башкирами прибыл в пугачевский лагерь в Сакмарском городке под Оренбургом. Показав на воинов, он сказал Емельяну Пугачеву: «Это — первые. Завтра под твое знамя слетятся тысячи орлов со всей степи». Вскоре под командой Кинзи собралось не менее пяти тысяч башкир. По словам казака Ивана Зарубина — Чики, Пугачев с честью принял Кинзю

Арсланова, возвел в чин полковника, а на каждого башкира выдал по рублю.[7. c.199].

Пугачев приобрел умного и верного сподвижника. Кинзя Арсланов стал как бы начальником штаба ставки восстания. Был он «главным полковником» и «атаманом» башкирских войск. Все время находился рядом с Пугачевым, руководил через своих посланцев ходом восстания на территории Башкирии, вел агитацию на Южном Урале, составлял повстанческие документы. Среди видных командиров отрядов в Башкирии были Салават Юлаев, Канзафар Усаев, Качкын Сакмаров.

В начале 1774 года войска Пугачева потерпели поражение, Кинзя предложил уйти в Башкирию. Он был уверен, что дней через десять войска пополнятся десятью тысячами башкир. Пугачев согласился. Повстанцами становились также русские, мишари, татары, чуваши, мари. Сюда перемещается центр восстания. Путь пугачевцев лежал на Воскресенский завод, потом на Авзяно-Петровский, а оттуда на Белорецкий завод. Силы росли. Пугачев прошел с боями до Волги. Участие в сражениях принимал и Кинзя.

Летом 1774 года Пугачев снова потерпел поражение. У него осталось около ста человек, самым надежным среди которых он считал Кинзю Арсланова. Назревал заговор. «Кинзя Арсланов, несмотря на предательство лиц, окружавших вождя Крестьянской войны, остался единственным сподвижником, сохранившим ему верность. Очевидно, и сам Пугачев в этот момент доверял только Кинзе Арсланову», — говорится в капитальном издании «Крестьянская война в России в 1773—1775 гг. Восстание Пугачева». Преданность Арсланова задержала осуществление намерений заговорщиков: Но в ночь на 15 сентября 1774 года Пугачев был схвачен и увезен для выдачи правительственным органам.

До сих пор неизвестной остается судьба Кинзи Арсланова. В момент ареста Пугачева он пропал без вести.

В руки правительства он не попал. Предположение, что был убит заговорщиками, сомнительно. Об этом было бы сообщено царским властям. Кинзе Арсланову, возможно, удалось скрыться в казахских степях. Имя талантливого предводителя еще долго тревожило царскую администрацию, население Башкирии не верило, что Кинзя Арсланов погиб, надеялось на его возвращение. Поиски продолжались долго. Наконец, 29 апреля 1775 года было доложено в Петербург, что Кинзя Арсланов пропал без вести.

Автор романа «Кинзя» Гали Ибрагимов умер в Уфе 26 ноября 1989 года. В марте 1998 года по улице Пушкина, на дом 56 была установлена мемориальная доска с надписью «В этом доме в 1976—1989 годах жил видный башкирский писатель Гали Ибрагимов (1919—1989)».[7.c.200]

В выступлениях Назара Наджми, Рашита Султангареева, Яныбая Хамматова были названы вехи жизненного пути писателя. Родился 16 января 1919 года в Стерлитамаке. Учился в школе, в Башкирском педагогическом институте. Получил четыре тяжелых ранения в боях Великой Отечественной. Выжил. Стал журналистом, писателем. Роман-эпопея «Кинзя» является главным детищем Гали Гизетдиновича. Телефильм по роману, который создал Амир Абдразаков, увидели тысячи зрителей.

Примечательны женские характеры в романе «Кинзя». С первых страниц перед нами предстает образ жены Арслана -батыра, матери Кинзи Арсланова Асылбики. «Она занимается хозяйством, всюду поспевая и проявляя такую расторопность, на какую была бы способна не всякая женщина ее возраста. Даже сильная полнота, появившаяся к старости, не мешала ей оставаться, как в лучшие годы, быстрой и проворной. Работы по дому много, но она не приедается, не тяготит Асылбику. Большое хозяйство не позволяет лениться, а благополучие радует. Она, как и другие женщины того времени, подчинялась мужу, воспитывала детей» (15.с.26).

Другой женский образ - Тузунбика. По старинному обычаю башкиры обручали детей с малого возраста. Делалось это по обоюдному сговору родителей. Кинзе было пять лет, когда у него появилась невеста. Звали ее - Тузунбика, а была она родом из телем - юрматинцев. Девочка еще лежала в зыбке, и ей, в знак сговора, проткнули мочки ушей. «С тех пор родители жениха и невесты постоянно наезжали друг к другу. Аккуратно вносили калым» (15.с.87).

Но, когда подрос Кинзя, ему приглянулась девушка Аим, дочь старшины Аптырака, кровного врага их семьи... Герой встретился с ней на сходе. Она, «стройная, луноликая, в малиново-красном платье и зеленом камзоле, с длинными густыми ресницами» (15.с.215) сразу понравилась ему. Родители Кинзи были сначала против их отношений, так как нарушать священный обычай было нельзя. Но отец согласился, сказав, что эти обычаи придумали такие же аксакалы, как и он. «Лишь бы намерения были добрыми, а дело можно свершить на любой лад» (15.с.225). Сыграли пышную свадьбу.

Вместе с Аим приехали также семь ее наперсниц. Из них самой проворной и трудолюбивой оказалась Магитап. «все - то она умеет, любая работа спорится в ее руках. В летнем домике - кухарка, в загоне - доярка. Куда бы не пошла, всегда приоденется. Все в ней приятно для глаза - и бархатный камзол, и елян, перетянутый в талии поясом, и хакал, украшенный монетами и кораллами, и сережки в ушах, и ожерелье из сердолика (15.с. 257) В окружении наперсниц Аим легче переживала разлуку с родным домом.

Таким образом, женские образы в романе «Кинзя» Гали Ибрагимова играют огромную роль. Они, любящие мужей и детей женщины-матери, добрые, заботливые, красивые, милые девушки. Через искусное описание их внешности автор показывает нам национальную башкирскую одежду женщин того времени. Это говорит о том, что Г.Ибрагимов обращался не только к истории, но и к фольклору.

2.2. Нугуман Мусин «Там лежат останки батыра».

В этом романе изображен один из этапов многовековой борьбы башкирского народа за национальную независимость -восстание 1704-1711 годов во главе с тарханом Алдаром Исянгильдиным.

Роман изобилует показом размеренного, спокойно-рассудительного уклада жизни башкир с вековыми традициями, соблюдением обычаев, почитанием старших, слитностью с природой. Автор склонен изображать жизнь людей в разных ее проявлениях - и в радости, и в горе, в острые драматические периоды, и проводит мысль о том, что они причастны к большому историческому времени, осознанно или неосознанно приобщены к бытийному единству. Художественное воплощение эта мысль находит в ряде сцен, эпизодов. Например, проводы джигитов на войну. Свадьбы Аллагула и Сырбики, Шонкара и Габделбаната, описанные во всех подробностях, призваны реализовать идею верности людей неписаным законам бытия, вошедшим в их сознание как нечто незыблемое, не поддающееся забвению. Автор пишет, что соединение двух сердец, это - продолжение жизни, несмотря на лишения, страдания, раздоры и войны. А в это время в другом месте, другие люди решали судьбу целого народа, придумывали много хитростей, чтобы покорить его, подчинить своей воле, шли на угрозы, подкуп, шантаж; к сожалению, это тоже жизнь, где идет вечная борьба добра и зла, любви и ненависти, светлого и темного.

Можно сказать, что в романе бытие «вырастает» из быта, сопряжено с ним, так как это - быт не обывательский, а цельный, направленный на продолжение рода, семьи, заполненный борьбой за личное и общее счастье, свободу. Так за обыденной жизнью, за тысячами мелочей угадывается мощное течение времени, встает картина жизни народа.

Сопряженность быта и бытия в романе передана через определенные мотивы и через образ главного героя. Его жизнь состоит из больших и малых событий, поступков и деяний в сумме образующих судьбу, вплетенную во временной поток истории. Он формируется в процессе познания, освоения им первооснов бытия и его противоречий. В начале романа дается детальное описание охоты подростка Алдара на могучего барса. Юный герой подспудно осознает свое кровное родство с далекими предками, в жизни которых охота занимала центральное место, ценились мужество, находчивость и смекалка. На фоне исторического времени этот частный эпизод из жизни героя осмысливается как его столкновение с чем-то устрашающим, зловещим, как его способность к подвигу.

Писатели всегда стремились изобразить нерасторжимую связь человека с природой как источником его духовного обогащения, как ценности человеческого мира. У Нугумана Мусина природа часто дается через восприятие Алдара. В одном месте мы видим его наблюдающим за окружающим миром во время отдыха в походе. Перед ним поляна, кругом тишина, нарушаемая лишь трелью птиц, журчанием ручья, легким шелестом листьев. Он думает о том, что именно в такие минуты к человеку приходит душевное равновесие, острое ощущение своего высшего предназначения.(23.с.145).

Как и другие башкирские исторические романисты, Н. Мусин пишет о том, что башкиры не по своей воле много времени проводили вдали от родины, тосковали по родному дому, по своим семьям. В романе есть эпизоды, полные психологической правды и глубины, рисующие воина-башкира с его думами о родных и близких, мечтой о скорой встрече на малой родине. Для него, часто находившегося в походах, семья, дом обретали особый смысл; сюда он стремился душой и телом, здесь обретал покой, равновесие после побед и поражений. Так, тема дома в романе становится неустранимым бытийным началом и непререкаемой ценностью. Строительство же нового дома для Алдара - это и семейный праздник и олицетворение прочности быта, полноты бытия.

Мотив дома тесно связан с женскими образами. Автор здесь продолжает сложившуюся литературную традицию, согласно которой женщина - символ любви, семейного уюта, мира. В то же время она - великая страдалица, на которую обрушиваются тяжкие испытания, связанные с гибелью мужа или любимого на войне, потерей близких.

Семейно-бытовые картины наполняются символическим значением, передают мысль о вечной устремленности человека к счастью, желании любить и быть любимым. Особенно трогательно и в то же время с драматизмом эта сторона бытия воплощена в судьбе Гилмиязы, любимой девушки главного героя Алдара. Ее образ пронизан трагическим пафосом, выступает как символ неосуществленной мечты.

Когда Алдар узнает, что казак по имени Торсонбай, влюбленный в молодую девушку, купил ее и увез с собой, он отправляется по казахским степям, находит Гильмиязу и привозит домой в качестве второй жены. Но счастье их не было долгим. Торсонбай повторно крадет ее в то время, когда Алдар сражался с русскими войсками. Отправившись на переговоры с Абулхаиром, Алдару представляется случай на минуту увидеть возлюбленную Гильмиязу и дочь Гюльемеш. Но вернуть их он не смог. Так как он, во-первых, представитель российского миссионерства, во-вторых, Торсонбай главный визирь Абулхаира. Невозможность возвращения жены дорого обходится Алдару: ревнивый и грубый Торсонбай оставил свою жену на съедение степным волкам… (23.с.286)

На бытийную природу человека проливают свет и архетипические мотивы в сюжете романа. Жених отправляется в поиски своей пропавшей невесты. Автор описывает его приключения и злоключения на этом пути, и поединок двух воинов, Алдара и черкеса, перед русско-турецким сражением. Убив противника в честном бою, Алдар, тем не менее, не испытывает радости, удовлетворения, так как считает это покушением на святая святых - жизнь человека. У героя берут верх не сиюминутные настроения и чувства воина-победителя, а подлинно человеческие качества, идущие вразрез антигуманным проявлениям войны. С этим связаны и антивоенные мотивы романа. Война - это убийство, боль и страдание людей, разрушение основ их бытия, - эта мысль рефреном звучит во многих местах книги.

Таким образом, в романе Н.Мусина «Там лежат останки батыра», женщина, как и в романе Г.Ибрагимова, символ любви, семейного уюта, мира. В то же время она - великая страдалица, на которую обрушиваются тяжкие испытания, связанные с гибелью мужа или любимого на войне, потерей близких. Образ Гильмиязы пронизан трагическим пафосом, она выступает как символ неосуществленной мечты

2.3.Булат Рафиков «Карасакал».

Событийное время романа «Карасакал» Булата Рафикова охватывает период башкирских восстаний 30-х годов XVIII века. Художественная и философская мысль Б. Рафикова направлена на осмысление эпохи длительных восстаний, кровавых событии, когда башкирский народ вел борьбу за национальную независимость, выступал против колонизаторской политики самодержавия. «Со страниц романа встает трагический образ родного народа, вынужденного жить в кабале, терпеть непомерные поборы, штрафы, терять своих лучших представителей, народа, подвергающегося духовному, физическому гнету, уничтожению»(23. с.159). Подтверждением этого служат страницы, написанные на фактической, документальной основе, с указанием точных названий местностей, аулов, селений. Автор развернуто пишет о многочисленных карательных экспедициях во главе с Кириловым, Тевкелевым, Саймоновым, Татищевым, направленных на искоренение «неистребимого духа свободы» башкирского народа. Трагическая судьба Сеянтуша стала символом всего того, что несут народу предатели, отступники, потерявшие все человеческое, ставшие воплощением зла, предельной жестокости, коварства. Вот как описывает автор эту «кровавую вакханалию»: «Вскоре запылал весь аул Сеянтуш. А на улицах началась жуткая кровавая вакханалия, какая редко встречалась даже в это безжалостное время. Пущенное верной рукой копье пригвождало к мерзлой земле мать вместе с грудным ребенком, катились по земле срубленные головы старушки и ее малолетних внуков, винтовочные пули состязались в скорости со старцами, на бегу вызывающими к Аллаху. От одного взгляда на пропитанный кровью снег у иного могла бы заледенеть душа.

А Тевкелев все никак не мог насытиться местью. Он велел согнать в уцелевший от пожара дом девушек, раздеть их донага, затем приказал солдатам колоть их штыком и саблей, а сам с наслаждением наблюдал, как бедняжки дергаются и отскакивают, увертываясь от уколов» (26. с.233).

Авторскую концепцию государственного устройства Башкортостана можно характеризовать так: он должен оставаться в составе России, отношения с которой должны регулироваться на основе договора, предоставляющего народу право владения землей, пользования ее богатствами, экономическую, духовную свободу. Недаром писатель показывает тщетность попыток создания башкирского ханства во главе с Карасакалом, считая эту форму правления неприемлемой для башкир.

Не менее примечательны также женские образы в этом произведении.

В первую очередь надо сказать об образе Кышбики - жены Карасакала. Когда Карасакал лежал раненный в пещере, Бепеней-абыз и Шагали отправили Кышбику присматривать за ним. Кышбику отличала бесхитростная прямота с одной стороны и скромность с другой. Ничего особенного не было и во внешности Кышбики. Усталое от повседневной работы лицо со следами былой красоты. Но казалось, какой-то внутренний огонек придает блеск ее глазам, отчего во взгляде решительность и воля. Ее даже не испугало изуродованное лицо батыра, а наоборот она говорит спокойным голосом: «Сам поправишься, бог даст. Голова на месте. Батыру больше ничего не надо. Издали и ничего не заметно. А если другие не станут заглядываться на тебя, то и мне ревновать не придется». Другое достоинство Кышбики в том, что она переводит любой разговор в мирное русло. «Пускай, не усыпан цветами твой путь, но когда она рядом, начинаешь думать, что жизнь вполне сносна», - рассуждал про себя Карасакал.(26.с. 124).

Как и все женщины в мире, башкирские женщины не любят вестников войны. Но, в отличие от других женщин, они не проливают слез, не причитают вслух, не цепляются за повод коня, не хватаются за одежду – уж так повелось, того же требует обычай проводов. Потому они, осушив кончиком платка проступившие слезы, начинают проворно собирать на войну сына или мужа. Сами найдут и приведут пасущихся боевых коней, сами оседлают их, придержат повод, пока садится воин, затем, держась за повод, пройдут немного рядом и дальше проводят воина лишь взглядом. Такая же участь и ожидает Кышбику с маленькой дочерью на руках Рахимбикой.

Своеобразным отступлением от традиций историко-биографического романа можно считать и то, что в воссоздании исторического портрета героя семейно-бытовые эпизоды и детали играют незначительную роль. Мало места в сюжете занимает также тема любви. Взаимоотношения Карасакала и Бану, ставших мужем и женой, больше изображены в плане общественном, нежели в интимном, частном. Не случайно героиня также становится во главе женского войска и погибает в бою.

Бану - нареченная Карасакала. Когда старшие объявили о помолвке, Минлегол, он же Карасакал, Султангарей в будущем, в соответствии с обычаем надкусил ушко нареченной. Назначили свадьбу, был выплачен калым. Но, по распоряжению судьбы, Карасакал попадает в плен, где ему вырывают ноздри. Не желая возвращаться обратно домой в изуродованном виде, он говорит своим друзья, чтоб они объявили на родине о его смерти. Так, ударом судьбы, Бану становится вдовой, не успев выйти замуж. Намного позже Бану предстает перед нами уже в другом качестве. Она уже ханша, имеющая свое войско, состоявшее только из женщин, она воин, сражавшаяся за свободу на башкирской земле.

В бою Бану погибает. И уже потом Карасакал, стоя над ее могилой, скажет: «Ты, Бану, счастливее.… У Кышбики ужасная доля! Она в остроге. Ты мудрее – сумела заранее отомстить за свою смерть. Видел я, как сражалось твое длинноволосое войско, видел, как в твоей руке изгибался лук, только не мог пробиться к тебе, не смог помочь…».(26.с.471).

Таким образом, представив перед собой образ Бану, мы видим башкирских женщин не только как хранителей семейного очага, воспитывающих детей, страдалиц, ждущих возвращения с войны мужа, но и как воинов, сражавшихся за свободу и честь страны. Ведь все они умели смириться с жизнью и в то же время оставаться борцами - борцами за жизнь, за доброту и духовность, не забывая о человечности и нравственности.

Приложение.

План- конспект урока на тему: «Презентация романа Н.Мусина «Там лежат останки батыра».

Цель: Раскрыть идею и тематику романа. Развивать у учащихся устную речь. Воспитывать чувство гордости за историческое прошлое родного народа.

Оборудование: портрет писателя, рисунки учащихся относительно сюжета произведения, видеомагнитофон.

Ход урока.

Звучит башкирская народная песня «Урал».

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами продолжим изучение романа «Там лежат останки батыра» Нугумана Мусина. В прослушанной нами песне говорится о батырах, которые боролись и погибли за свободу земли своих предков. Да, в трудные времена башкирский народ всегда защищал и отстаивал родной край, Урал, поля и реки. За свободу, национальную дружбу «поднимался» народ под предводительством батыров, не боящихся ничего, готовых умереть за свой народ. Они все остались в памяти, о них помнят и гордятся ими. В честь их подвигов посвящено много песен, а известные писатели про них пишут исторические романы. Ребята, скажите, какие башкирские исторические романы вы знаете?

Ученик: Об исторических личностях написано много романов. Хочу назвать следующие: Г.Ибрагимов «Кинзя», Б.Рафиков «Карасакал», Г.Хусаинов «Кровавый 55», Я.Хамматов «Салават» и другие.

Учитель: Правильно. А обогатил список этих произведений народный писатель Башкортостана Нугуман Мусин своим историческим романом «Там лежат останки батыра». Этот роман вышел в свет в 2001 году. В этом романе изображен один из этапов многовековой борьбы башкирского народа за национальную независимость - восстание 1704-1711 годов во главе с тарханом Алдаром Исянгильдиным.

(Один ученик кратко рассказывает биографию писателя).

Учитель: На сегодняшнем нашем уроке мы будет вести беседу про исторический роман Нугумана Мусина «Там лежат останки батыра». Как вы думаете, слово презентация что обозначает?

Ученик: Презентация- это открытие, ознакомление.

Учитель: Правильно. Из каких источников мы знаем про главного героя романа Алдара Исянгильдина?

Ученик: Про историческую личность как Алдар батыр мы слышали в народной песне «Песня про Алдара», а также знаем из книги «Башкирские восстания, произведения Г.Хусаинова «Повесть про Алдара батыра».

Учитель: Молодец! Ребята, скажите, был ли Алдар батыром, героем? Докажите.

(Ученики рассказывают отрывок, где Алдар сражается с черкесом.)

Учитель: Докажите, что эти события произошли на самом деле.

(Ученики читают про Алдара из «Энциклопедии Башкорто-

стана» и из указа царя в книге «Батыры страны»).

Учитель: Правильно. Этот момент ваши сверстники запечатлели на рисунках. Этот рисунок (показывается) к какому отрывку романа соответствует?

(Ученик читает отрывок, где Алдар борется за Гильмиязу)

Учитель: Рассказываемая в башкирских легендах Гильмияза в произведение вошла как художественный образ. Что вы можете рассказать о ней?

Ученик: Когда Алдар узнает, что казак по имени Торсонбай, влюбленный в молодую девушку, купил ее и увез с собой, он отправляется по казахским степям, находит Гильмиязу и привозит домой в качестве второй жены. Но счастье их не было долгим. Торсонбай повторно крадет ее в то время, когда Алдар сражался с русскими войсками. Отправившись на переговоры с Абулхаиром, Алдару представляется случай на минуту увидеть возлюбленную Гильмиязу и дочь Гюльемеш. Но вернуть их он не смог. Так как он, во-первых, представитель российского миссионерства, во-вторых, Торсонбай главный визирь Абулхаира. Невозможность возвращения жены дорого обходится Алдару: ревнивый и грубый Торсонбай оставил свою жену на съедение степным волкам.

Учитель: Молодец!

(слушается песня «Гильмияза» в исполнении Флюры Киль-

дияровой).

Учитель: А теперь, ребята, мы проверим, как вы освоили сюжет романа. Для этого вам нужно на листочках написать ответы на вопросы.

Назовите коня главного героя. (Ерянкашка).

Имя отца Алдара. (Тарпан).

Бабушка Алдара (Киньясолтан).

Животное, которое растерзало коня Алдара (Рысь)

Имя царя в произведении. (Петр).

Возлюбленная Алдара. (Гильмияза).

При взятии какой крепости Алдар показывает свой героизм? (Азов).

Учитель: Мы сегодня с вами поговорили о романе Нугумана Мусина «Там лежат останки батыра». Только любящие свою родину и свой народ, интересующиеся прошлым народа, волнующиеся за его будущее писатели берутся за написание исторического романа. За такую смелость мы благодарны писателю. Знать свою историю, изучать ее крайне важно, ведь не зная прошлое, нельзя в полной мере представлять свое будущее.

(оценивание)

На этом урок окончен. До свидания!

 

Заключение.

Таким образом, в башкирских исторических романах, написанных о судьбах исторических личностей, женщины играют роль верных и преданных женщин с глубокой душой, красивых и внешне и внутренне.

В романе «Кинзя» Гали Ибрагимова много женских образов, у каждой из которых своя судьба. Это и Асылбика, верная, подчиняющаяся мужу, воспитывающая детей, это Аим, сдержанная, любящая мужа, это Магитап, работящая, не знающая отдыха, и многие, многие другие.

Символом неосуществленной мечты и наполненной трагическим пафосом выступает образ Гильмиязы, любимой девушки Алдара в романе «Там лежат останки батыра» Нугумана Мусина.

Несколько иначе представляется нам образ женщины в романе «Карасакал» Б.Рафикова. Бану, нареченная главного героя, предстает перед нами как воин, которая сражается за свободу башкирской земли. Она - ханша, имеющая свое войско, состоявшее только из женщин.

Таким образом, мы видим башкирских женщин не только как хранителей семейного очага, воспитывающих детей, страдалиц, ждущих возвращения с войны мужа, но и как воинов, сражавшихся за свободу и честь страны.

Подытоживая сказанное, можно сказать, что башкирские исторические романы, где главное внимание уделяется историческим личностям, продолжают сложившуюся литературную традицию, согласно которой женщина- символ красоты, любви, заботы, материнства.

Список литературы

1. Абдуллина. Художественный мир прозы Н.Мусина.- Бирск, 2006.

2. Аминев. А. Роман о батырах.//Агидель.-2000. №7

3. Амиров Р.К. Историко-революционный роман в башкирской советской литературе (Методические рекомендации).- Уфа, 1989.

4. Баимов Р. Поискам нет конца. - М.: Современник, 1980.

5. Баимов Р. Судьба жанра.- Уфа, 1984.

6. Баимов Р. Истоки и устья. Заметки о башкирской литературе.- Уфа, 1993.

7. Башкирская литература ХХ века. Учебник для высших учебных заведений /сост. Баимов Р.Н.и др.- Уфа, 2003.

8. Белинский В.Г. Собр. соч. в 3 томах.-М.,1948.

9. Варфоломеев И.П. Советская историческая романистика: проблемы типологии и поэтики.- Ташкент, 1984.

10. Вахитов А. Жанр и стиль в башкирской прозе.- Уфа, 1982.

11. Вахитов А.Х. Башкирский советский роман.- М.: Наука, 1978.

12. Вахитов А. На эпических просторах.- Уфа, 1968.

13. Гареева. Исторический жанр и психологизм.// Ядкар.1999 № 1

14. Гумеров С.Я. Формирование историко-революционной прозы в башкирской литературе.- Уфа, 1989..

15. Ибрагимов Г. Кинзя. Роман (Кн.1).- Уфа, 1982.

16. Ибрагимов Г. Кинзя. Роман (книга 2-я). Уфа, 1988.

17. Ибрагимов Г. Кинзя.- Кн. 3-я //Агидель.-2003. № 4.

18. Ибрагимова. Һөйөклө үлемдән ҡотҡарған ҡайсы: ул булмаһа, “Кинйә” романы булмаҫ ине.// Йәшлек.-2002. №7

19. История башкирской литературы в 6 т.- Уфа, 1990-1996

20. История башкирской советской литературы. М., 1997.

21. Малабаева. Романда иҙгелек һәм яуыҙлыҡ.//Учитель Башкортостана.- 1997. №11.

22. Муртазин.К. Образы сэсэнов в исторической прозе.// Ватандаш.-1999. №1.

23. Мусин Н. Там лежат останки батыра. Роман.- Уфа, Китап, 2001.

24. Оскоцкий В. Богатство романа. М., Сов. Писатель. 1976

25. Проблемы башкирского романа.-Уфа, 1985.

26. Рафиков. Б.З. Карасакал: исторический роман.- Уфа, Китап, 2001.

27. Система жанров в башкирской литературе.-Уфа, 1980.

28. Умеров Ш. Перед бурей. О книге Г. Ибрагимова «Кинзя».// Литературная Россия.- 1983, №5

29. Хакимов А. События и развитие характера в романе.- Уфа, 1961.

30. Хасанов Р.Ф. Башкирский исторический роман 80-90-х годов ХХ века (вопросы типологии, жанра и стиля). Уфа: Гилем, 2004.

31. Хасанов Р.Ф. Современный башкирский роман (учебное пособие).- Бирск, 2000.

32. Хасанов Р.Ф. Башкирский исторический роман конца ХХ века (учебное пособие).- Москва – Бирск, 2005.

33. Шагиева Г. Презентация романа Н.Мусина.//Учитель Башкортостана.-2002. №5.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: