ВОПРОС 19Соотношение понятий методология, методологические принципы, методы, методики.




Принцип историзма

Принцип предполагает понимание того, что филогенетическое и онтогенетическое развитие человека не тождественны. Генетическое изучение структурных компонентов психического процесса, разворачиваемого с течением времени, является главной задачей исследователя. Исследованием охватывается весь процесс развития определенного психического явления, учитываются все фазы его изменения от возникновения до гибели. Обязательно объясняется его природа, познается его сущность. Если психику понимать как исторический продукт, то это определяет необходимость создания исторического метода её изучения, который возникает как следствие взаимной ассимиляции двух идей – принципа развития и принципа объективно-экспериментального изучения психики. Для объяснения процесса в целом определяющим становится принцип развития. Эксперимент, являющийся ключом объективности понимания процесса развития, дает возможность в абстрактной форме выявить закономерности, суть генетического процесса.
В своей работе «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейн называет принцип историзма ключевым принципом анализа условий, закономерностей и механизмов развития психики человека. Автор считает, что на всех своих уровнях, включая естественно-природные предпосылки, психика представляет собой продукт истории. В «Основах» С.Л. Рубинштейна, таким образом, видна попытка сопряжения двух фундаментальных идей психологии XX века – идеи развития и идеи историзма. Принцип историзма в психологии возник как оппозиция идее эволюционизма. Особо резкую форму приобрело противопоставление исторического и натуралистического подходов к пониманию развития в советской психологии. Это противопоставление скорее носило идеологический характер, нежели содержательно-научный. Советские психологи обосновали также и необходимость теоретического сведения принципов историзма и развития, но неоднозначность самого понятия «историческое» в его психологической конкретизации, не всегда принималась во внимание. Это не критика научных позиций, а сложная проблема, требующая особого анализа. Как самоочевидная истина воспринимается сегодня положение о том, что психическое развитие человека имеет конкретно историческую природу. И в советской и в российской психологии принцип историзма конкретизируется в представлениях о социально-исторической детерминации филогенетического и онтогенетического развития психики человека. При этом акцент хоть и неявно падает на «социальность», а не на «историчность» детерминант психического развития. Редукция исторического к социальному, во многом свойственная советской психологии, подпитывалась уверенностью в том, что социальное это и есть «ставшее» историческое, а значит, первое служит воплощением второго. Таким образом, принцип историзма в психологии – это способ изучения явлений в их возникновении и развитии, в их связи с конкретными условиями. Использование данного принципа помогает установить причины их зарождения, выявить качественные изменения на различных этапах, наконец, понять, во что превратилось данное явление в ходе диалектического развития. Принцип историзма дает возможность изучить любое явление с момента его возникновения и в исторической ретроспективе проследить весь процесс его развития, с учетом конкретно-исторической обстановки соответствующей эпохи:

Изучить прошлое во взаимосвязи и взаимообусловленности событий; Выяснить, где, когда и по каким причинам возникло данное явление; Определить, какой путь оно прошло, какие давались ему оценки на том или ином его этапе.

Вопрос 18 ПРИНЦИП ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО ЕДИНСТВА

Принцип психофизического единства — первый основной принцип советской психологии. Внутри этого единства определяющими являются материальные основы психики; но психическое сохраняет свое качественное своеобразие; оно не сводится к физическим свойствам материи и не превращается в бездейственный феномен

Таким образом, Рубинштейн пытается обосновать позицию, согласно которой психическое и физическое образуют некое единство, сохраняя при этом присущие им свойства и характеристики. Сознание рассматривается им как не сводимое ни к психическому, ни к физическому, но как единство того и другого. Это единство носит противоречивый характер и является результатом того, что психические и физические свойства сознания как бы дополняют друг друга.

ВОПРОС 19Соотношение понятий методология, методологические принципы, методы, методики.

 
Методология (от греч. methodos — путь исследования или познания, logos — понятие, учение) — система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе. Методология воплощается в организации и регуляции всех видов человеческой деятельности, не только научной, но и технической, педагогической, политической, управленческой, эстетической и др. Прогресс методологии был обусловлен успехами материального и духовного производства. Методология существенно обогатилась в связи с общим развитием социальной практики и науки. Методология носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. Одной из таких сфер является психика, исследование которой предполагает разработку соответствующих методов. Поэтому методология, функционируя в качестве общей системы объяснительных принципов и регулятивов, применяется в психологии соответственно своеобразию ее предмета, что требует разработки и применения специальной конкретно-научной методологии. В современных условиях, для которых характерно непосредственное взаимодействие множества научных направлений и специальностей, большую остроту приобретает вопрос о так называемых общенаучных методах, обеспечивающих приращение знаний во многих дисциплинах. Таковы, например, методы кибернетики, использование которых в психологии обогатило ее новыми подходами и решениями. Многообразие методов неизбежно порождает проблему выбора наиболее адекватных и перспективных из них для решения специальных исследовательских задач. Это побуждает рассматривать методологию с точки зрения ее эвристичности, то есть способности обеспечить появление новых идей в конкретных проблемных ситуациях. Область методологии включает обширный комплекс конкретно-научных приемов исследования: наблюдение, эксперимент, моделирование и др., которые в свою очередь преломляются во множестве специальных процедур — методиках получения научных данных.

В целом методология (от греч. methods — путь исследования, по­знания, logos — учение) определяет те принципы, приемы, которыми руководствуется человек в своей деятельности.

Отечественная психология в качестве методологических выделяет следующие принципы материалистической психологии:

1.Принцип детерминизма, который применяется для анализа при­роды и сущности психических явлений при рассмотрении послед­них во взаимосвязи с явлениями внешнего мира. Согласно этому принципу психика определяется образом жизни и изменяется с из­менением внешних условий, являясь при этом детерминантой пове­дения и деятельности человека.

2. Принцип единства сознания и деятельности, утверждающий, что сознание и деятельность находятся в неразрывном единстве, кото­рое выражается в том, что сознание и вообще все психические свой­ства человека не только проявляются, но и формируются в деятель­ности. Этот принцип позволяет при изучении деятельности выя­вить те психологические закономерности, которые обеспечивают успешность достижения ее цели.

3. Принцип развития означает, что проявления психики могут быть правильно поняты, если они рассматриваются в непрерывном раз­витии как процесс и результат деятельности.

Методологические принципы воплощаются в специальных эмпири­ческих (от греч. етрета — опыт) методах психологии, с помощью кото­рых выявляются существенно важные факты, закономерности и меха­низмы психики.

К основным методам психологического исследования относят на­блюдение и эксперимент.

Наблюдение как метод психологии заключается в фиксации прояв­лений психических явлений в поведении на основе их непосредствен­ного восприятия.

Научное наблюдение предпринимается со строго определенной це­лью, заранее определенными ситуациями и особенностями поведения, которые должны стать объектом изучения, а также разработанной систе­мой фиксации и записи результатов. При этом важно, чтобы в наблюде­нии участвовало несколько человек, а окончательная оценка должна пред­ставлять собой среднее из наблюдений. Эти меры предпринимаются для уменьшения влияния характеристик наблюдателя на процесс восприятия.

Различают следующие виды наблюдения:

- нестандартизированное, когда исследователь пользуется общим планом наблюдения;

- стандартизированное, при котором регистрация фактов идет на основе детальных схем наблюдения, заранее определенных образ­цов поведения.

В зависимости от положения наблюдателя выделяют наблюдение:

- включенное, когда исследователь является участником той груп­пы, за которой он наблюдает;

- простое, когда особенности поведения фиксируются со стороны.

Это пассивный метод получения психологических фактов, поскольку

исследователь не может повлиять на ход событий или повторить их.

С помощью этого метода сложно установить точную причину поступка, действия, так как фиксируются только внешние их проявления. В то же время пассивность наблюдателя позволяет изучать поведение в есте­ственных условиях, не искажая естественного хода событий в резуль­тате вмешательства, как это может произойти в эксперименте.

Эксперимент отличается от наблюдения в первую очередь тем, что предполагает целенаправленную организацию психологом ситуации ис­следования; это позволяет относительно строго контролировать условия его проведения, не только описать психологические факты, но и объяс­нить причины их появления.

Это достоинство эксперимента зачастую оборачивается недостатком: сложно организовать экспериментальное исследование так, чтобы испы­туемый о нем не догадывался. Знание человека о том, что он — предмет изучения, как правило, вызывает скованность испытуемого, тревогу и пр., особенно если исследование проводится в специальных условиях, напри­мер в оборудованной лаборатории (лабораторный эксперимент).

Поэтому часто используется естественный эксперимент, при котором исследователь активно влияет на ситуацию, но в формах, не нарушающих ее естественности, например в процессе трудовой деятельности человека.

В констатирующем эксперименте проверяют наличие связи между определенными фактами или явлениями. Формирующий эксперимент предполагает активное, целенаправленное воздействие экспериментатора на испытуемого с целью формирования его психики.

Кроме основных в психологии выделяют вспомогательные методы:

- опрос — сбор первичной вербальной информации с помощью за­ранее составленной совокупности вопросов в процессе непосред­ственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) кон­такта между исследователем и исследуемым;

- тесты — система стандартизированных заданий, позволяющих измерить уровень развития определенной характеристики чело­века — интеллекта, творческих способностей и пр.;

- изучение продуктов деятельности — количественно-качествен­ный анализ различных документальных источников (дневников, ви­деозаписей, газет, журналов и пр.).

В зависимости от задач конкретного исследования методы психологии воплощаются в частные методики (например, метод наблюдения реали­зуется различным образом в ходе исследования трудового коллектива и учебной группы).

Степень надежности результатов применения методики во многом зависит от условий, в которых организуется исследование (времени су­ток, наличия или отсутствия посторонних шумов, манеры поведения ис­следователя, самочувствия испытуемого и пр.).

Метод психологии - это способ познания внутренних психических явлений через анализ внешних психологических факторов.

Методы психологического исследования обнаруживают зависимость от основных теоретических принципов, реализуемых психологией, и конкретных задач, которые она решает. Общая цель всех методов психологического исследования состоит в точной регистрации, выявлении, фиксации психологических фактов, в накоплении эмпирических, опытных данных для последующего теоретического анализа.

Сегодня в ходе психологического исследования применяют такие методы, как наблюдение, эксперимент в различных ᴇᴦο формах, беседа, анализ продуктов деятельности детей, тесты и социально-психологические методы. Как правило, в конкретных исследованиях используется несколько методов, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. Конкретные методы исследования базируются на методологических принципах, исходящих из теоретических положений науки. Любой метод исследования несет на себе печать какой-либо теории, которая определяет и выбор объекта исследования, и способы расшифровки полученных результатов. Исходя из особенностей объекта, предмета и задач исследования, разрабатываются определенные варианты основных методов - методика исследования тех или иных сторон развития психики человека. Успех исследования во многом зависит от методической изобретательности исследователя, от ᴇᴦο умения подобрать такое сочетание методик, которое точно соответствует поставленным задачам.

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов.

Существует несколько подходов к классификации методов психологического исследования. Б. Г. Ананьев выделяет следующие 4 группы методов:

1. Организационные методы включают: сравнительный метод (сопоставление различных групп испытуемых по возрастам, видам деятельности и др.), лонгитюдный метод (обследование одних и тех же лиц на протяжении длительного времени) и комплексный (в исследовании участвуют представители разных наук, один объект изучают разными средствами), объединяющий в себе достоинства обоих вышеназванных методов.

2. Эмпирические методы – это методы сбора первичной информации. Включают:

Ø обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение);

Ø различные виды эксперимента (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий);

Ø психодиагностические методы (тесты стандартизованные, тесты проективные, беседа, интервью, анкеты, опросники, социометрия);

Ø праксиметрические методы – этоприемы анализа процессов и продуктов деятельности): хронометрия, циклография, профессиограмма, оценка продуктов деятельности;

Ø моделирование;

Ø биографический метод.

3. Методы обработки данных включают: методы количественного (статистический) и качественного (дифференциация материала по группам, их анализ) анализа, позволяющие установить скрытые от прямого восприятия закономерности.

4. Интерпретационные методы, предполагающие различные приемы объяснения закономерностей, выявленных в результате статистической обработки данных, и их сопоставление с ранее установленными фактами. Они включают:

Ø генетический метод – предполагает исследование генетических свя­зей (филогенетический, онтогенетический, генетический и социогенетиче-ский), так называемое исследование «вглубь»;

Ø структурный (классификация, типологизация) метод: психография, типологическая классификация, психологический профиль – исследование «вширь».

МЕТОДИКА – это совокупность способов и приемов, предназначенных для конкретного исследования.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: