Перечень вопросов к экипажу на станции




«Предприятия и организации судостроения в обороне блокированного Ленинграда»:

 

1. Музеи, каких предприятий, судостроительных заводов, организаций ты посетил?

Что больше всего запомнилось?

  • Судостроительная фирма«Алмаз»
  • ФГУП «Адмиралтейские верфи»
  • ОАО «Северная верфь»

2. Сколько предприятий судостроительной промышленности выполняло заказы для обороны нашего города? Назови эти предприятия. Какие ими выполнялись работы?

В блокированном Ленинграде судостроительные заводы: Адмиралтейский, Балтийский, им Жданова (ныне Северная Верфь), Петрозавод, Катерный, «Судомех», завод им. Кулакова выполняли работы по ремонту боевых кораблей Балтийского флота, которые своим артиллерийским огнём защищали подступы к городу. На заводах изготавливались снаряды, мины, стрелковое оружие, миномёты, лафеты для орудий и т.д.

На заводах строились малые корабли: тральщики, торпедные катера, морские охотники за подводными лодками, шхерные мониторы, а также баржи, плашкоуты, тендеры для использования на «Дороге жизни».

 

3. Какие предприятия судостроительной промышленности или другие организации оборонного профиля, работавшие для фронта в блокированном Ленинграде, расположены в районе, где ты сегодня живёшь или учишься?

Недалеко от Красного Села Расположены такие судостроительные предприятия как ОАО «Северная верфь» и ФГУП «Адмиралтейские верфи». А так же предприятие «Кировский завод» (бывший «Путиловский», «Красный Путиловец»), выпускавший и ремонтировавший в годы войны танки, артиллерийские орудия и другую военную технику.

 

4. Какие специальные средства кроме кораблей, судов и барж были изготовлены на предприятиях судостроительной промышленности для использования на сухопутных оборонительных рубежах Ленинградского фронта?

Зимой 1941 года судостроители изготовили 4 бронепоезда, 13 комплектов оборудования для железнодорожных артиллерийских платформ, более 1000 дотов и амбразур из листов корабельной брони, более 1000 батальонных миномётов, десятки тысяч мин и снарядов.

 

5. Ремонт, каких крупных кораблей, получивших серьёзные боевые повреждения, в годы блокады выполняли Адмиралтейский Балтийский завод? Приведи примеры.

На этих заводах осуществлялся ремонт получивших пробоины от фашистских снарядов и авиабомб крейсеров «Киров», «Петропавловск», «Максим Горький», линкора «Октябрьская революция», подводных лодок, эсминцев и бронекатеров.

 

6. Какие боеприпасы и вооружение изготавливались на предприятиях судостроительной промышленности для войск Ленинградского фронта?

На заводах судостроительной промышленности изготавливались мины и снаряды, миномёты, корпуса для гранат, броневые листы для дотов. Рабочие заводы им Кулакова изготовили более 30 тысяч автоматов ППС. Завод «Судомех» за период блокады изготовил и передал на вооружение ВМФ около 1200 катерных контактны и неконтактных тралов для уничтожения минных заграждений устанавливаемых в финском заливе фашистами.

7. Какие малотоннажные боевые корабли, и на каких заводах строились в годы блокады для защиты Ленинграда на морских рубежах?

Катерный завод («Пелла» в г Отрадном на берегах Невы) изготавливал торпедные катера, в том числе в деревянных корпусах.

Петрозавод (на Малой Охте) изготавливал малые охотники за подводными лодками (МО), катерные тральщики и тральщики-стотонники.

Адмиралтейский завод изготавливал морские бронированные катера (МБК) (шхерные мониторы) и бронированные малые охотники за подводными лодками (БМО) и торпедные катера типа «Комсомолец».

Балтийский завод и завод им. Жданова (ныне «Северная верфь») изготавливали тральщики типа МТ-2.

 

8. Какие плавучие средства, и на каких заводах строились для использования на «Дороге жизни»? Что на них перевозилось?

Адмиралтейский и Балтийские заводы, завод «Судомех» осенью 1941 года изготовили 150 сухогрузных и бензоналивных не самоходных плашкоутов для использования на Ладожском озере.

Рабочие «Судомеха», Петрозавода, Адмиралтейского и Балтийских заводов к 1 августа 1942 года построили 115 самоходных тендеров и плашкоутов грузоподъёмностью 15 и 25 тонн. Водным путём за время блокады было эвакуировано 738 тыс. человек нетрудоспособного населения и ввезено 1040 тыс. тонн грузов (боеприпасов, топлива, продовольствия).

 

9. Что такое народное ополчение? Как и из кого формировались эти войсковые соединения? Приведи примеры.

Народное ополчение в Великой Отечественной войне 1941—45, добровольческие военные и военизированные формирования из лиц, не подлежавших первоочередному призыву по мобилизации, создававшиеся в помощь Красной Армии; одна из форм участия советского народа в вооружённой борьбе против немецко-фашистских захватчиков.

  • 3 июля 1941 года студенты и преподаватели Ленинградского авиационного института ушли в Народное ополчение на защиту г. Ленинграда от немецко-фашистских захватчиков.
  • В грозные дни Великой Отечественной войны трудящиеся Ижорского завода по зову Коммунистической партии сформировали добровольческие рабочие отряды и отдельный Ижорский батальон. В конце августа 1941 года воины-ижорцы помогли частям Ленинградского фронта остановить в четырех километрах от Колпино немецко-фашистских захватчиков, рвавшихся к Ленинграду.
  • в июне 1941 года формировался полк добровольцев завода имени А. А. Жданова Кировской дивизии Народного ополчения.

На защиту города Ленина по зову сердца встали 2.995 жда-новцев, в числе которых 743 коммуниста и 600 комсомольцев.

  • в июле 1941 года уходили отряды кронштадтских народных ополченцев на защиту города Ленина от немецко-фашистских захватчиков.
  • в зданиях студенческого городка в суровые дни июля—сентября 1941 года находился штаб формирования Народного ополчения Выборгского района.
  • Проспект Народного Ополчения назван в честь добровольной 160-тысячной армии ленинградцев, преградившей совместно с регулярными частями Советской Армии путь фашистским полчищам к городу Ленина в 1941 году.
  • в первые дни Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. формировалась Кировская дивизия, принявшая участие в отражении фашистских войск на дальних подступах к Ленинграду.
  • Народное ополчение создавалось на всех заводах и фабриках, районах и пр. В народное ополчение уходили и с судостроительных предприятий «Северная верфь», «Адмиралтейский завод» и др.

 

10. С какого возраста мальчишек и девчонок принимали заводы на работу в цеха и в бригады по ремонту кораблей? Какие работы поручались этим молодым людям? Какая норма хлеба в день им полагалась по продовольственным карточкам?

С 14-15 лет. Им поручалось работать на металлообрабатывающих станках, разметочные работы на листовой корабельной стали по чертежам заводских конструкторов работы в бригадах судосборщиков под руководством старых мастеров.

Как известно основной едой в блокаду был хлеб. Работающим молодым людям, как и всем кадровым рабочим, полагалось по продовольственным карточкам в день:

- с ноября 1941 г. - по 250 граммов.

- с февраля 1942 г. – по 400 граммов.

- с ноября 1942 г. – по 500 граммов и была начата выдача по карточкам других продуктов питания.

После прорыва блокады 18 января 1943 года выдача крупы, макарон, растительного масла, сахара и т.п. по карточкам стала более регулярной и снабжение города продовольствием, стало заметно улучшаться.

 

11. Почему наш город называют Морской столицей России?

Санкт-Петербург и российский флот неразделимы. Почти ровесник отечественного флота, город на Неве уже в течение трех веков сохраняет за собой статус морской столицы России. Именно здесь сосредоточены мощная судостроительная промышленность, морские научные и учебные заведения, конструкторские бюро и, конечно, порт, считавшийся со времен Петра I "окном в Европу".

Известно, что сначала Петербург предполагалось строить как крепость, затем как морской и речной порт, а после победы в Полтавской битве 1709 г. Петр I решил создать на берегах Невы новую столицу России. Вот почему на гербе Петербурга рядом с символом государственности - скипетром изображены перекрещивающиеся якоря - морской и речной. Петербург начал застраиваться с Петропавловской и Адмиралтейской крепостей, а первыми жителями его стали моряки, фортификаторы и кораблестроители. Впоследствии от Новгородского тракта до Главного адмиралтейства моряки прорубили просеку и насыпали дорогу, по которой к верфям доставляли лес, пеньку, смолу, железо, парусину, канаты и другие материалы. Эта просека и стала главной магистралью Петербурга - Невским проспектом.

В Петербурге строились новые корабли, воспитывался корпус флотских офицеров. От невских берегов уходили в первое кругосветное плавание русские моряки под командованием И.Крузенштерна и Ю.Лисянского. В 1819 г. из Кронштадта на шлюпах "Восток" и "Мирный" отправились в первую русскую Антарктическую экспедицию Ф.Беллинсгаузен и М.Лазарев. Так Россия познавала мир, а мир знакомился с Россией. В городе на Неве были напечатаны первые в России морские карты и атласы, в 1720 г. издан первый Морской устав, а в 1848 г. вышел в свет первый номер журнала "Морской сборник". В конце XIX в. в Петербурге вице-адмирал С.Макаров написал знаменитые "Рассуждения по вопросам морской тактики", обогнавшие время как минимум на четверть века.

В 1815 г. петербуржцы первыми из россиян увидели судно "Елизавета", которое передвигалось по Неве против течения без помощи весел и паруса. На Охтинской верфи построили первый в России винтовой пароход-фрегат "Архимед"; на заводе "Русский дизель" сделали главную энергетическую установку для первого в мире теплохода "Вандал"; на верфи Галерного острова создали первый в мире брустверно-башенный броненосец "Петр Великий", а на Балтийском заводе - первую русскую боевую подводную лодку "Дельфин". В Петербурге были также построены первый в мире атомный ледокол "Ленин" и первый отечественный атомный ракетный крейсер "Киров" (с 1992 г. - "Адмирал Ушаков").

В Петербурге зародились многие флотские традиции, большая часть которых дошла до наших дней (церемонии, связанные с закладкой и спуском на воду кораблей, торжества по случаю одержанных побед или юбилеев и т.д.). В ноябре 1998 г. в музее крейсера "Аврора" впервые после 1917 г. установили иконостас корабельной церкви; в июле 1992 г. на борту этого крейсера был освящен возвращенный Андреевский флаг.

По числу памятников морской славы Петербург не уступает ни одному городу мира. Их здесь более трех сотен. Хранят историю флота и культовые сооружения: Морской Николаевский Богоявленский собор, церковь Святого великомученика Пантелеймона, портовая церковь Богоявления Господня (Гутуевский остров), церковь Инвалидного дома Рождества Иоанна Предтечи, церковь Чесменской военной богадельни (Чесменская церковь), Кронштадтский Николаевский морской собор и др. Всего в Петербурге и Кронштадте до 1917 г. было 23 православных морских храма. Существовал в Петербурге уникальный храм-памятник морякам, погибшим в Русско-японскую войну 1904-1905 гг. Закладка его состоялась 15 мая 1910 г., в июле 1911 г. храм был освящен в присутствии Николая II и высших чиновников Морского ведомства. Церемония завершилась императорским салютом - стрельбой из пушек Петропавловской крепости и орудий вошедших в Неву кораблей Балтийского флота. После 1917 г. церковь закрыли, а в 1932 г. здание уникального храма, получившего название Спаса на водах, взорвали.

История Российского флота отражена в топонимике Петербурга. Многие улицы, набережные, мосты имеют морские названия: Синопская, Корабельная, Адмиралтейская, Галерная, Лоцманская, Чесменская, Штурманская и т.д.

В результате успешной трехлетней обороны города и полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады была сохранена судостроительная промышленность и наш город восстановил своё значение как Морская столица России.

 

12. Какое судостроительное предприятие, заложенное Петром I, превратилось в крупнейший завод нашего города? Расскажите о вкладе этого завода в оборону Ленинграда в период блокады.

Судостроительная верфь – ​«Адмиралтейские верфи» - была заложена Петром I в Санкт-Петербурге 5 ​ноября 1704г.

 

13. Назови выдающихся инженеров-кораблестроителей, по проектным решениям которых выполнялись работы по изготовлению оборонной техники для защиты Ленинграда.

В создание кораблей и повышение их боевых качеств, находившихся в строю на Балтике в период войны внесли руководители проектирования и главные конструкторы В.В.Ашик, С.А.Базилевский, Ю.Г.Деревянко, М.В.Егоров, Л.Л.Ермаш, Н.Г.Лощинский, Б.М.Малинин, А.М.Ногид, М.А.Рудницкий, Н.Н.Исанин, А.Г.Соколов, С.Ф.Фармаковский, Б.Г.Чиликин, Е.Х.Юхнин. Более подробно можно узнать из экспозиций Центрального Военном Морского Музея и книги «На стапелях под огнём» автор составитель С.А.Боголюбов (в 1941-1942 г.г. главный инженер, директор завода им. Жданова, ныне «Северная верфь»).

 

 

14. Какие учебные заведения ты знаешь, и какую бы специальность для себя выбрал бы ты, чтобы заняться морской деятельностью, когда станешь взрослым?

В настоящее время в Санкт-Петербурге располагаются следующие учебные заведения морского профиля подготовки:

Государственная Морская Академия им. адм. С.О. Макарова.

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.

Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций.

Военно-Морская Академия им. адм. флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова.

Санкт-Петербургский военно-морской институт – Морской корпус Петра Великого.

Санкт-Петербургский военно-морской инженерный институт.

Санкт-Петербургский военно-морской институт радиоэлектроники им. Попова.

Курсы повышения квалификации офицерского состава ВМФ.

 

Проводится военно-морская подготовка на базе военных кафедр в следующих высших учебных заведениях:

Санкт-Петербургском государственном электротехническом университете “ЛЭТИ”,

Санкт-Петербургском государственном университете информационных технологий, механики и оптики,

Санкт-Петербургском государственном университете телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича.

 

Кроме того, в Санкт-Петербурге располагаются средние морские учебные заведения, лицеи и колледжи:

Нахимовское военно-морское училище.

Кронштадтский морской кадетский корпус.

Морской профессиональный технический колледж.

Колледж морского приборостроения.

Морской колледж Министерства транспорта Российской Федерации.

Санкт-Петербургский морской рыбопромышленный колледж.

Судостроительный колледж

 

15. Что ты знаешь о посещении председателем Правительства В.В.Путиным Центра кораблестроения в нашем городе в марте этого года?

Какие задачи поставлены перед судостроительной отраслью Санкт-Петербурга и других регионов?

Посещение В.В.Путиным центра кораблестроения 6 марта 2009г: Путин обсуждал развитие гражданского судостроения. Так же проходило обсуждение нужд гражданского и военного кораблестроения, сохранение позиции на мировом рынке военного кораблестроения, а также экспорт. Путин ознакомился в ЦНИИ им.Крылова с научными разработками в кораблестроении.

 

16. Хотел бы ты научиться проектировать и строить специальные морские средства для освоения глубин и полезных ископаемых на склонах шельфа Мирового Океана?

17. Какие художественные произведения ты прочёл, какие кинофильмы и театральные постановки ты посмотрел, посвященные героической защите Ленинграда и Великой Победе в войне 1941-45 г.г. в период подготовки к настоящему конкурсу?

 

  • «Блокада» - А.Чаковский – книга и фильм.
  • Балтийское небо» - А.Чаковский – книга и фильм.
  • «Матросы в битве за Ленинград» - Солдатов В.А., 1966 г – книга
  • Часовые Ленинградского неба» - Смоляков Н.В., Иванов В.П., 1968 г. – книга
  • «Пароль – «Победа»» - воспоминания участников битвы за Ленинград.
  • «Краснознаменный Балтийский флот в Великой Отечественной войне» - Ачкасов В., Вайнер Б., 1957 г.
  • «Краснознаменный Балтийский флот в битве за Ленинград 1941-44 гг.» - Ачкасов В., 1973 г.
  • 7-я симфония Шостаковича.
  • Фильм «Конвой РQ-17» по книге Валентина Пикуля «Конвой РQ-17», основанный на реальных событиях (1942 г. караван судов из Рекьярвика в Архангельск с грузом для России, через Северную Атлантику. Атаки Гитлеровских субмарин).
  • Ольга Бергольц – стихи о блокаде, о войне.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: