Общие закономерности психического развития




ЗНАЧЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ Л.С. ВЫГОТСКОГО ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

Л.С. Выготский заложил теоретико-методологическую базу дефектологии, что обеспечило ее переход с описательных позиций на подлинно научные основы. Его научные концепции, созданные в 1920-1930-е гг., не потеряли актуальности и до настоящего времени. Наиболее важными для специальной педагогики являются следующие концепции Л.С. Выготского:

• Концепция о культурно-историческом происхождении психики и формировании высших психических функций (ВПФ)

• Концепция о закономерностях психического развития в норме и патологии.

• Концепция о ведущей роли обучения в развитии.

 

Огромное значение для теории и практики специального образования имеют его идеи о системном строении любого дефекта и о наличии компенсаторных возможностей при различных отклонениях в развитии, о значении коллективных форм деятельности (учебной, игровой, трудовой) для становления личности аномального ребенка, о соотношении интеллекта и аффекта, о развитии мышления и речи и многие другие.

 

Согласно КОНЦЕПЦИИ О КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ПРОИСХОЖДЕНИИ ПСИХИКИ

Психическое развитие ребенка происходит за счет усвоения и присвоения общественно-исторического опыта, выработанного человечеством.

Психика не дается изначально, а формируется при жизни в ходе взаимодействия с другими людьми и предметами окружающего мира. Ребенок овладевает опытом предыдущих поколений, присваивая предметную культуру.

Общественно-исторический опыт основан на употреблении знаков и закреплен в языке. По мнению Л.С. Выготского, знак из внешней практической деятельности постепенно «вращивается» в психическую функцию, за счет чего она приобретает осознанный и произвольный характер. В число знаков, обеспечивающих ВПФ человека, можно включить средства, которые ребенок использует в игре и продуктивной деятельности (предметы-заместители, образные знаки), а также буквы, цифры, символы из области различных наук. Язык также представляет систему знаков. Знаки и символы в человеческой деятельности объединяются в модели (схемы, формулы, чертежи и т. д.), отражающие реальные отношения предметов и явлений.

 

ВПФ качественно отличаются тем, что:

– формируются при жизни в условиях общения с другими людьми и овладения различными видами деятельности;

– опосредованы речью и употреблением знаков;

– носят осознанный и произвольный характер (происходят с участием воли).

- системны (взаимосвязаны друг с другом).

- опосредованы речью (формируются и осуществляются через речь).

- ВПФ пластичны (способны к взаимозамене и развитию).

 

ВПФ - это произвольное внимание, произвольную память, логическую память, словесно-логическое мышление, анализирующее восприятие, осмысленную речь, творческое воображение, письменную речь.

 

Исходя из теории культурно-исторического происхождения психики, можно сделать вывод о том, что ее развитие определяется взаимодействием двух факторов: биологического и социального, причем социальный фактор является определяющим. Для того чтобы ребенок развивался нормально, его организм должен быть биологически полноценным, должны быть сохранными все органы и системы, в первую очередь – центральная нервная система (ЦНС). Если натуральный уровень нарушен, то ВПФ не формируются, необходимы специальные условия в отличие от традиционных педагогических методик.

Однако здоровый ребенок, оказавшийся в условиях социальной депривации (лишения полноценных контактов с матерью, дефицита информации и деятельности), начинает резко отставать в развитии. Пример: «дети-Маугли». Для полноценного психического развития необходимо общение с другими людьми и включение в различные виды деятельности, при этом важнейшее значение имеют социально-педагогические условия. Понимание важности социального фактора является чрезвычайно важным для специальной педагогики.

 

Опираясь на КОНЦЕПЦИЮ О ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, можно выделить как общие, так и специфические закономерности развития психики в норме и патологии.

В качестве общих закономерностей развития психики можно рассматривать следующие.

Общие закономерности психического развития

1. Интеграция (объединение) разрозненных вначале психических процессов в устойчивые и гибкие функциональные системы. ВПФ человека имеют интегративный характер.

Например, Л.С. Выготский считал, что до определенного момента мышление и речь развиваются параллельно и имеют разные генетические корни. Мышление уходит корнями в предметно-практическую деятельность, а речь «вырастает» из общения. Примерно к двум годам линии развития мышления и речи переплетаются и начинает развиваться речемыслительная деятельность: речь становится осмысленной, а мышление осуществляется посредством речи, т. е. происходит интеграция мышления и речи.

Все ВПФ опосредованы речью и формируются на основе интеграции (например, логическая память развивается на основе интеграции мышления, речи и памяти).

2. Неравномерность психического развития выступает также в качестве общей закономерности развития психики. Существует определенная последовательность в формировании ВПФ, и для каждой психической функции есть свой сензитивный период, когда она развивается наиболее интенсивно. Психическая функция, находящаяся в сензитивном периоде «подтягивает» за собой остальные.

Так, возраст от 0 до 3 лет – период развития восприятия, которое выступает как один из базовых психических процессов. От 1 года до 3 лет интенсивно развивается непроизвольная память. Период от 2 до 5 лет является сензитивным для развития речи. В возрасте от 3 до 7 лет развивается наглядно-образное мышление и воображение. После 10 лет происходит интенсивное развитие словесно-логического мышления.

Неравномерность психического развития проявляется также в его скачкообразном характере, наличии кризисных периодов (кризисы 1 года, 3 лет, 7 лет, подростковый).

В норме развитие психических функций подчинено закону гетерохронии (определенные сроки, последовательность в формировании функций в онтогенезе). Например, сначала формируется непроизвольное внимание, затем произвольное. Другой пример: на ранних этапах психического развития наблюдается опережающее развитие восприятия и речи при относительно замедленных темпах развития праксиса (способность к формированию целенаправленных движений). При аномальном развитии наблюдается асинхрония, т.е. нарушаются сроки и нормальная последовательность формирования психических функций.

3. Пластичность ( податливость) психики – еще одна закономерность ее развития, что предполагает возможность взаимозаменяемости психических функций. Даже при утрате какой-либо психической функции за счет пластичности психики в целом, возможно психическое развитие, достаточное для социальной адаптации человека. Пластичность, податливость к воздействиям особенно важна в коррекционной работе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: