Содержание ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Введение в историю материальной культуры.
Понятие "культура", его многогранность.
Функции культуры. Материальная культура в структуре культуры.
Общие понятия и теоретические основы истории материальной культуры. Круг объектов, изучаемых в рамках дисциплины: орудия труда, предметы быта, оружие, одежда, строительная техника и архитектура и т. д.
Специфика памятников материальной культуры: соединение в них прикладной функции и духовного начала.
Тема 2. Материальная культура первобытного общества.
Периодизация. Становление человека как физического существа и первые формы организации человеческого общества.
Возникновение первых орудий труда, их развитие и совершенствование.
Появление форм производящего хозяйства: скотоводства и земледелия. Влияние различных типов хозяйственной деятельности на характер культуры в целом и на развитие материальной культуры в частности.
Первичные религиозные верования (тотемизм, анимизм, фетишизм, магия), и возникновение памятников, связанных с культом. Зарождение строительной деятельности.
Тема 3. Материальная культура древних цивилизаций.
Понятие "цивилизация". Хронология.
Древний Восток как колыбель человеческой цивилизации.
Роль природно – географического фактора в развитии древневосточных цивилизаций (Древний Египет, Месопотамия, Ассирия, Вавилон, Древний Китай, Древняя Индия и т. д.).
Хозяйственная деятельность и формирование орудий труда определенного типа.
Социальная дифференциация общества и формирование различных типов костюма. Развитие домашней утвари.
Оружие и военная техника. Строительное дело и архитектура. Возникновение и развитие письменности.
Тема 4. Материальная культура Античности.
Понятие "античный мир". Периодизация.
Формы хозяйственной деятельности и формирование орудий труда.
Развитие ремесла и торговли. Интенсификация торговых и культурных контактов с другими государствами и возникновение в связи с этим судоходства и судостроения.
Разнообразие предметов быта. Развитие костюма.
Строительное дело и архитектура в Древней Греции и вДревнем Риме.
Развитие оружия и военной техники.
Тема 5. Материальная культура стран Западной Европы в эпоху Средневековья и Возрождения.
Периодизация. Мировоззренческие установки эпохи Средневековья. Роль христианской церкви в духовной жизни общества. Формирование комплекса памятников материальной культуры, связанных с религиозным культом.
Монастыри как крупнейшие центры создания памятников материальной культуры, связанных с культом и как центры развития письменности.
Средневековый замок. Средневековый город. Интенсивное развитие ремесла. Быт. Костюм представителей различных сословий. Оружие.
Мировоззренческие установки эпохи Возрождения. Секуляризация культуры и влияние этого процесса на характер памятников материальной культуры.
Новации в костюме. Утверждение гражданской архитектуры.
Тема 6. Материальная культура стран Западной Европы Нового времени.
Просвещение, его роль в развитии европейской культуры Нового времени и влияние на сферу материального производства.
Переход к светскому мировоззрению. Утверждение научного познания и развитие комплекса памятников материальной культуры, связанных с образованием и научной деятельностью.
Европейский костюм периода Нового времени.
Новации в строительной технике и в архитектуре. Развитие оружия и военной техники.
Тема 7. Материальная культура Древней Руси.
Периодизация. География расселения древних славян и роль природно – географического фактора в утверждении системы хозяйствования.
Формирование орудий труда и домашней утвари древних славян.
Особенности создания одежды и украшений древних славян.
Тема 8. Материальная культура русского Средневековья.
Принятие христианства как государственной религии и влияние византийских традиций на уклад жизни и быт.
Заимствование византийского костюма в одежде русской аристократии. Появление азбуки и развитие письменности.
Предметная среда русского Средневековья.
Тема 9. Отечественная материальная культура Нового времени.
Ориентация на западноевропейский культурный опыт в сфере материального производства.
Коренное изменение уклада жизни по европейскому образцу в придворно–аристократической среде.
Введение европейского костюма. Предметная среда.
Развитие научного познания и появление комплекса памятников материальной культуры, связанных с образовательной и научной деятельностью.
Совершенствование оружия и военной техники. Интенсификация контактов с другими странами и развитие торгового и военного флота.