Конституция СССР 1924 г.: основные положения и структурные особенности.




Основные положения. К. СССР 1924 г. завершила оформление принципиально нового государства—Союза Советских Социалистических Республик. Она по существу заменила собой союзный договор, принятый I Всесоюзным съездом Советов. Основной Закон СССР явился новым этапом в истории советского конституционного строительства, отражающим в то же время определенную преемственность принципов и идей, связывающую его с конституциями республик, в первую очередь—с Российской, а также с Закавказской. К. относит к компетенции союза организацию и руководство вооруженными силами, а также объявление войны и заключение мира. Широко и подробно определяет основной закон права Союза СССР в сфере международных отношений—пол-х и эк-х. К. отдает в ведение союза представительство в международных сношениях с другими государствами, изменение внешних границ Союза, заключение внешних займов, ратификацию международных договоров, руководство внешней торговлей, заключение концессионных договоров. К ведению Союза К. отнесла и общее управление народным хозяйством, его отраслями.

Основной закон относил к ведению союза также установление основ судоустройства, основ гражданского и уголовного законодательства СССР, установление основных законов о труде, общих начал в области народного просвещения, общих мер в области охраны народного здоровья, организацию общесоюзной статистики, право амнистии, разрешение споров между союзными республиками. Большое внимание О.з. уделяет и гарантиям прав членов Союза—союзных республик. О.з. содержит специальную главу, трактующую суверенные права этих республик. Сама конструкция разграничения прав Союза и его членов построена так, чтобы оградить независимость последних. Что же касается прав членов Союзов, то они ничем неограниченны, за исключением тех сфер, которые переданы союзному гос-ву. Законодатель специально подчеркнул и некоторые важнейшие права членов Союза ССР. Статья 4 Конституции закрепляет за союзными республиками право свободного выхода из Союза. Специально подчеркнуто и право союзных республик на неизменяемость их территории. Такое изменение допустимо лишь с согласия каждой заинтересованной республики. Суверенным правом союзных республик было также право на собственное гражданство. Оно сочеталось с правом граждан каждой республики считаться гражданами Советского Союза. Т.о., К. исходила из идеи ограниченности суверенитета как союзного гос-ва в целом, так и его членов, из идеи разграничения суверенных прав Союза и республик, их гармонического сочетания. Структура Конституции 1924 года: 2раздела: 1)Декларация об образовании СССР 2) Договор об образовании СССР. 1)В декларации были сформулированы принципы объединения (добровольность и равноправие), особый характер национальной политики Советского государства. 2)Договор включал 11 глав: О предметах ведения верховных органов власти СССР, О суверенных правах союзных республик и о союзном гражданстве, О Съезде советов, О ЦИК, О Президиуме ЦИК, О Совете народных комиссаров, О Верховном суде, О народных комиссариатах, Об Объединенном Гос-ном пол-м управлении, О союзных республиках; О гербе, флаге и столице.

 

 

40. Система высших органов власти по Конституции СССР 1924 г. Высшим органом власти был Съезд Советов СССР, избиравшийся от городских Советов и от губернских съездов Советов. В период между съездами высшим органом власти был ЦИК СССР. ЦИК состоял из Союзного Совета, который избирался съездом из представителей республик пропорционально их населению, и Совета Национальностей, состоявшего из представителей союзных и автономных республик и автономных областей. ЦИК работал в сессионном порядке. В промежутках между сессиями ЦИК СССР высшим законодательным и исполнительным органом был Президиум ЦИК СССР, избиравшийся на совместном заседании палат. Президиум ЦИК мог приостанавливать действие постановлений съездов Советов союзных республик и отменять постановления СНК СССР, Наркоматов СССР.
ЦИК СССР формировал высший исполнительный и распорядительный орган – Совет Народных Комиссаров, в который входили председатель СНК, его заместители и 10 наркомов. Общесоюзные наркоматы действовали на территории союзных республик через уполномоченных, объединенные – через одноименные наркоматы союзных республик. Ряд наркоматов были республиканские: юстиции, внутренних дел, просвещения, социального обеспечения. Каждая республика, входящая в состав СССР имела свой СНК. Конституция предусматривала создание Верховного суда при ЦИК СССР, на который возлагались и функции Конституционного суда. Право вносить изменения в Конституцию было предоставлено Всесоюзному съезду Советов, право менять «неосновные начала» Конституции имели ВЦИК и его Президиум. Изменение статуса союзных республик в процессе образования СССР выразилось в том, что они становились частью федеративного союза и попадали в подчинение его органов власти и управления. Положения Кон-ии давали центру значительные полномочия для контролирования периферии и были направлены на создание новой полит. Культуры.

41. Изменения в общественном строе и политическая система СССР в 1930-е гг.

В 1930-х гг. в СССР произошли существенные изменения в экономике, что повлекло изменения в общественной жизни. Важнейшим элементом явилось преобразование промышленности, которая создавалась за счет строительства многочисленных новых заводов и фабрик. Индустриализация страны проходила в тяжелых условиях, поскольку внутренние ресурсы гос-ва после Гражданской войны были невелики. Советскому гос-ву пришлось мобилизовать все внутренние ресурсы, чтобы заработать валюту, необходимую для покупки зарубежной техники и оборудования, были максимально использованы и традиционные источники валютных поступлений – экспорт леса, зерна и пр. В результате индустриализации была создана промышленность, которая в основном являлась гос-ной. В с/х тоже существовали гос-е предприятия – совхозы, однако в начале 1930-х гг. их было сравнительно немного, основную массу сельских хозяйств составляли крестьяне-единоличники. Уровень производства с/х-ных продуктов уже не мог удовлетворить потребности страны. Требовалось интенсифицировать с/х-е производство, сделать его более товарным. При этом руководством партии была сделана ставка на форсирование темпов коллективизации с/х принудительными мерами. Искусственное ускорение процесса повлекло за собой сопротивление крестьянства, в том числе в вооруженных формах: в начале 1930 г. произошло более 2000 антиколхозных выступлений крестьян. Принудительное образование колхозов привело к тому, что они с самого начала оказались экономически ослабленными, что особенно отразилось на животноводстве. В годы первой пятилетки уровень с/х-ного производства снизился, в то же время объемы гос-ных заготовок увеличились вдвое, что явилось одной из причин голода в 1932—1933 г г. В то же время в с/х делались все новые капиталовложения, деревня стала лучше снабжаться сельхозтехникой. По мере ликвидации наиболее грубых административных нарушений колхозы начинали постепенно становиться на ноги. Общественно-пол-ми последствиями коллективизации стало обобществление средств производства, что означало построение социализма в с/х. Предполагалось централизованное плановое управление хозяйством, что не исключало товарно-денежных отношений, однако главной целью производства стало не обеспечение экономической эффективности работы, а производство той или иной продукции любой ценой. Убытки предприятий покрывались за счет гос-ного бюджета, т. е. за счет прибыльных предприятий. Изменения в экономике повлияли и на структуру общества. Из промышленности вытеснялись частный сектор и те, кто был с ним связан. В деревне насильственными методами ликвидировался слой кулачества: происходит отобрание имущества, выселение и даже лишение свободы кулаков и их семей.

 

 

42. Развитие советского права в 1930-е гг. Закон в формальном смысле - акт, принятый представительным органом, в материальном смысле - это акт, который не обязательно исходит от законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения. По смыслу К. 1936 г. формальный и материальный аспекты советского закона всегда совпадают. С 30-х гг. все больше постановлений правительства стало приниматься совместно с ЦК ВКП(б). Партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов. Доктрина "социалистической законности" исходила из нормативистского представления о праве. Победа нормативизма, однако, не означала установления верховенства закона: сохранялись принципы целесообразности, аналогии объективного вменения. Советское право носило императивный характер.

Сужение гражданских прав в сферах трудового, колхозного и уголовного права было особенно очевидно. Сельские жители часто не получали паспортов, были фактически привязаны к месту проживания. В 1939 г. была изменена система сельхозналога, включавшая прогрессивно-подоходное обложение приусадебных участков и освобождение от налога получаемых колхозниками трудодней. Государство стремилось закрепить рабочую силу на колхозных землях. В июле 1940 г. вместо существовавшего 7- и 6часового рабочего дня устанавливался 8часовой рабочий день; вместо 5дневной рабочей недели - 6дневная. Через месяц новым указом запрещал самовольный уход работников с предприятий. В апреле 1936 г. вводиться институт патроната: дети-сироты и дети, отобранные у родителей по постановлению суда могли передаваться на воспитание в другие семьи. В июне 1936 г. принимает постановление ЦК и СНК СССР "О воспрещении абортов, увеличен материальной помощи роженицам, установление гос-ной помощи многосемейным. В апреле 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР устанавливается уголовная ответ-ть за тяжкие преступления (убийства, изнасилование, нанесение увечья, кража) для несовершеннолетних 12-летнего возраста. За все остальные преступления (по майскому 1941г.Указу) ответственность устанавливалась с 14-летнего возраста.

 

43. Разработка и принятие К. СССР 1936 г. Осенью 1935 года ЦИК СССР создал Конституционную комиссию под председательством Сталина и 12 подкомиссий. 12 июня 1936 года проект Конституции был опубликован и обсуждался в течение последующих 6 месяцев на всех уровнях. Действовала до 1977г. В работе над текстом конституции непосредственно принимал участие И.В. Сталин. Автором основной части текста был впоследствии репрессированный Н. И. Бухарин. Конституция 1936 года, по замыслу авторов должна была отразить важный этап в истории Советского государства — построение социализма. В ее обсуждении впервые участвовало 75 млн. чел., было внесено 1,5 млн. предложений, дополнений, поправок, публикуемых в периодической печати. Предложения, противоречащие политическому курсу партии (например, разрешить частную собственность или ликвидировать колхозы), не публиковались, и сохранились в архивах под названием "Враждебные отклики".
Пленумом ЦК ВКП(б) было принято решение внести от имени ЦК ВКП(б) предложение об изменение К. СССР. Изменения касались двух направлений: 1) осуществление демократизации избирательной системы в плане замены не полностью равных выборов равными, многостепенных – прямыми, открытого голосования – закрытым; 2) конкретизации социально-экономической основы конституции, то есть приведения Основного закона в соответствие с образовавшимся соотношением классовых сил в гос-ве (создание современной, социалистической промышленности, разгром кулачества, восторжествование колхозного строя, признание социалистической собственности основой советского общества). Предложение ЦК ВКП (б) было полностью одобрено VII съездом Советов Союза ССР, проходившем с 29 января по 6 февраля 1935 г. В разработке проекта принимали участие множество видных партийных, общественных, военных деятелей, научных работников, представителей республик: Калинин (заместитель председателя Конституционной комиссии), Бухарин, Орджоникидзе, Бубнов, Крыленко, Яковлев, Тухачевский, Акулов. В Мае проект документа был подготовлен, а 12 июня 1936 г. опубликован, после чего в течение полугода происходило его обсуждение. 25 ноября 1936 г. в Москве началась работа Чрезвычайного VIII съезда Советов Союза ССР, где и развернулось обсуждение проекта. После доклада Сталина в прениях выступили 56 делегатов. Для выработки окончательного варианта конституции с учетом внесенных поправок и предложений съездом была избрана редакционная комиссия, которая внесла ряд изменений в первоначальный вариант текста. Чрезвычайный VIII съезд Советов СССР в 1936 г., 5 декабря путем постатейного голосования, а затем целиком единогласно утвердил проект К. СССР. День принятия К. - 5 декабря - был объявлен всенародным праздником. Съезд также принял решение провести ближайшие выборы советских органов по новой избирательной системе.

44. Государственное устройство СССР, союзных и автономных республик, местные органы государственной власти по Конституции СССР 1936 г. Высшим органом государственной власти по Конституции СССР 1936 года является Верховный совет СССР. Он же является единственным законодательным органом СССР.Ст13. СССР есть союзное государство, образованное на основе добровольного объединения равноправных Советских Социалистических Республик: Российской,УкраинскойБелорусскойУзбекскойКазахскойГрузинскойАзербайджанскойЛитовскойМолдавскойЛатвийской Киргизской Таджикской Армянской Туркменской Эстонской. Ст.14. Ведению СССР в лице его высших органов государственной власти и органов государственного управления подлежат: а) представительство СССР в международных сношениях, заключение, договоров СССР с другими государствами, установление общего порядка во взаимоотношениях союзных республик с иностранными государствами; б) вопросы войны и мира; в) принятие в состав СССР новых республик; г) контроль за соблюдением Конституции СССР и обеспечение соответствия Конституций союзных республик с Конституцией СССР; д) утверждение изменений границ между союзными республиками; е) утверждение образования новых автономных республик и автономных областей в составе союзных республик; ж) организация обороны СССР, руководство всеми Вооруженными Силами СССР, установление руководящих основ организации войсковых формирований союзных республик; л) утверждение единого Государ-ого бюджета СССР и отчета о его исполнении, установление налогов и доходов, поступающих на образование бюджетов союзного, республиканских и местных; Ст.15. Суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в ст.14 К. СССР. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет гос-ную власть самостоятельно. СССР охраняет суверенные права союзных республик. Ст.18. Территория союзных республик не может быть изменяема без их согласия.

Глава VIII МЕСТНЫЕ ОРГАНЫГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ. Ст.94. Органами гос. власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах являются Советы депутатов трудящихся.Ст.95.Краевые…сельские Советы депутатов трудящихся избираются соответственно трудящимися края… сроком на 2 года.Ст.96.Нормы представительства в Советы депутатов трудящихся определяются Конституциями союзных республик.Ст.101.Исполнительные органы Советов депутатов трудящихся непосредственно подотчетны как Совету депутатов трудящихся, их избравшему, так и испол-му органу вышестоящего Совета депутатов трудящихся.

 

Права, свободы и обязанности граждан и избирательная система по Конституции СССР 1936 г. Граждане СССР имеют право на труд, на отдых, на материальное обеспечение в старости, а также в случае болезни и потери трудоспособности., на образование, равноправие между мужчиной и женщиной, обеспечивается право объединения в общественные организации. В соответствии с интересами трудящихся и в целях укрепления социалистического строя гражданам СССР гарантируется законом: свобода слова; печати; собраний и митингов; уличных шествий и демонстраций. Каждый гражданин СССР обязан соблюдать К. СССР, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития. Ст.131. Каждый гражданин СССР обязан беречь и укреплять общественную, социалистическую собственность, как священную и неприкосновенную основу советского строя, как источник богатства и могущества Родины, как источник зажиточной и культурной жизни всех трудящихся. Ст.132. Всеобщая воинская обязанность является законом. Ст.133. Защита Отечества есть священный долг каждого гражданина СССР. Измена Родине: нарушение присяги, переход на сторону врага, нанесение ущерба военной мощи государства, шпионаж - караются по всей строгости закона, как самое тяжкое злодеяние. К. СССР 1936 года внесла изменения в избирательную систему. Она провозгласила всеобщее избирательное право без всяких ограничений. Также данная К. осуществила переход к прямым выборам всех звеньев Советской представительной системы, что призвано было усилить народный контроль за деят-ю органов гос. власти, повысить ответ-ть депутатов перед избирателями.

 

 

46. Национально-государственное строительство в 1930-х – 1940-х гг. В 1936 г. была преобразована ЗСФСР, которая распалась на три союзных республики: Грузию, Армению, Азербайджан. Существовавшие в качестве автономных республик Киргизия (с 1926 г.) и Казахстан (с 1920 г.) были преобразованы в 1936 г. в союзные. В 1939-40 гг. территория СССР расширяется в рамках договоренности между СССР и Германией. Операции строились по единому плану: в начале советские войска оккупировали территории, затем плебисциты и "народные собрания" выносили решения о присоединении к СССР. В октябре 1939 г. Верховный Совет СССР принял решение о включении Западной Украины в состав Украинской ССР и Западной Белоруссии в состав Белорусской ССР. В марте 1940 г. после войны с Финляндией часть ранее принадлежавшей ей территории была присоединена к Карельской автономной республике, а последняя преобразована в Карело-Финскую ССР. В августе 1940 г. Верховный Совет СССР принял решение о включении территорий, ранее входивших в состав Румынии, в состав Украинской ССР и вновь образованной Молдавской ССР (часть Бессарабии). В августе 1940 г. Верховный Совет СССР принимает решение об включении в федерацию прибалтийский республик. В октябре 1944 г. в состав СССР на правах автономной области вошла Тува. К концу войны Украина и Белоруссия получают право на непосредственное сношение с иностранными гос-ми. По окончании войны две союзные республики (Украина и Белоруссия) стали первоначальными членами ООН. Организация украинских националистов, пытавшаяся при немцах создать украинские правительства во Львове и Киеве, в июле 1944 г. создала Высший совет освобождения Украины и Украинскую повстанческую армию. В прибалтийских регионах вплоть до 1948 г. действовали антисоветские партизанские формирования. Их сопротивление было подавлено (как и в Западной Украине). В июне 1946 г. был издан указ Верховного Совета СССР о высылке " за коллективное предательство" ряда народностей. На деле высылать стали раньше: перед войной поляков, финнов, прибалтов, в августе 1941 г. переселялись немцы с Поволжья, с октября 1943 г. по июнь 1944г. в Сибирь и Среднюю Азию были депортированы крымские татары, чеченцы, ингуши, калмыки, карачаевцы, балкарцы, греки, турки, курды. В 1950 г. из Подмосковья начали высылать евреев.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: