Развитие личности близнецов




 

Близнецы с раннего детства растут в необычной атмосфере. Окружающие люди воспринимают близнецов как единое целое, они игнорируют различия детей, зовут их одним именем или по фамилии. Часто путают близнецов и не придают этому значения. В раннем возрасте близнецы, а иногда и позже почти никогда не разлучаются, их часто одевают в одинаковую одежду, они играют в одинаковые игры, предпочитают читать одни и те же книги.

Это приводит к тому что называется эффектом близнецовости, когда близнецы полностью себя отождествляют со своим партнером, и стремятся ничем от него не отличаться. Выраженность этой реакции различается для членов монозиготных и дизиготных пар: между партнерами МЗ пар устанавливаются, как правило, более тесные связи, чем между членами ДЗ пар. [16]

Понятие «близнецовой ситуации» ввел французский исследователь Р. Заззо, в своем исследовании он показал, что зачастую близнецы образуют свой собственный микромир, в котором имеются свои особенности во взаимоотношениях не только между собой, но и с внешним миром и другими людьми. Между близнецами устанавливаются очень близкие отношения, гораздо ближе чем между обычными братьями и сестрами. Отношения близнецов в паре можно охарактеризовать как симбиотические в силу ценности близнецового партнера для со-близнеца с самого рождения.

По мнению Р. Заззо, особое значение в личностном развитии близнецов имеет следующие:

- развитие самосознания;

- развитие социальности;

- близнецовая любовь.

- эмоциональные синтонии;

исследователь Заззо выяснил, что ранние этапы развития самосознания, у близнецов связаны с формированием представлений о собственном теле. В возрате 3-4-х лет монозиготные близнецы начинают узнавать себя в зеркале, а до этого в качестве собственного образа выступает их второй близнец. У одиночно рожденных детей уверенная идентификация своего «Я» и физического образа себя в зеркале происходит примерно в 2 года 6 месяцев. [16]

Это также связано с освоением правильного употребления личных местоимений, в первую очередь, «я» и «ты», которое по времени совпадает с идентификацией собственного образа (телесной схемы) в зеркальном отображении.

С возрастом, стремление к сходству и различию у самих близнецов меняется. В детстве это стремление преобладает, дети сами хотят играть похожими игрушками, одинаково одеваться, но несмотря на то что иногда отличить игрушки и одежду трудно, сами близнецы не путают свою одежду и свои игрушки. В качестве примера можно привести такой случай, когда семилетний ребенок плачет и протестует, когда мать по ошибке пытается одеть его в одежду брата или сестры. Таким образом, понятно, что у близнецов присутствует тонкая наблюдательность, и они отличают свой запах от запаха другого близнеца.

«Парность» детей-близнецов может проявляться уже в раннем детстве; иногда в речи детей-близнецов, в отличие от одиночнорожденных, сначала появляется местоимение «мы» и лишь позже - «я»; это означает, что они, прежде всего, выделяют себя из внешнего мира как пару и только затем - как отдельных людей. [11, с. 159]

Что же касается психического развития близнецов, то оно подчиняется и протекает по тем же законам, как и развитие одиночно рожденных детей, однако имеет свои специфические черты, которые обусловлены близнецовой ситуацией. Среда, в которой растут дети - близнецы, отличается от среды одиночно рожденного ребенка. С самого рождения близнецы находятся рядом друг с другом, и обладают к тому же одинаковой внешностью. Как было сказано, в 5- 6 месячном возрасте дети начинают осознавать присутствие друг друга. Звуки и движения, которые производит один близнец, дает почувствовать другому что он не одинок, это схоже с присутствием в комнате матери. Мамы, которые заняты домашними и другими делами, используют это и начинают предоставлять близнецов самим себе. Причем, когда плачет один близнец, автоматически начинает плакать второй, как бы сочувствуя. А когда появляется лепет, создается впечатление, что близнецы «общаются» друг с другом. [11, с. 160]

Важным фактором развития личности близнецов становится постоянный контакт между ними. Этот контакт позволяет близнецам, развить такую способность как сопереживание друг другу. В большей мере эта способность свойственна монозиготным близнецы, есть предположение что в этом возрасте основным ее механизмом служит подражание.

В конце первого года жизни близнецы в своеобразной форме начинают реагировать друг на друга, они рассматривают друг друга, касаются частей тела соблизнеца, причём играют так, как другие дети иногда играют с зеркалом, дотрагиваясь до «изображения» рукой. Этим контакты между членами пары не ограничиваются: если взрослый оживлённо играет с одним из них, второй имитирует своего соблизнеца, смеётся, тянет ручки вверх, как будто он сам непосредственный участник игры.

Особенности близнецовой ситуации не исчерпываются взаимоотношениями близнецов. Отношения родителей к близнецам также своеобразны. В характере этих отношений особую роль играет позиция матери и отца по отношению к сходству и различиям близнецов. [17, с. 33-42]

Все окружение родителей, книги и газеты, народные предания стихи заставляют родителей искать в близнецах психологическую идентичность. Это давление не ощущается ни родителями и детьми, однако медленно и верно формируют курс на сближение. Типичное проявление такого отношения к близнецам - одинаковая одежда, одни и те же игрушки, созвучные «близнецовые» имена.

Родители перестают относиться к детям как отдельным личностям, они развивают у них одинаковые интересы, желания вкуса, считают, что близнецы должны быть похожи друг на друга во всем. Это большая ошибка, так как хотя дети и похожи внешне, однако у них внутренний мир совершенно разный.

С трёхлетнего возраста характер и особенности игровой деятельности начинают оказывать всё большее влияние на близнецовую ситуацию и отношения между близнецами. Как пишет И. В. Равич-Щербо [11, с. 162], выраженное сходство монозиготных близнецов по анатомо-физиологическим признакам (внешность, общая активность, подвижность) часто ведёт в дошкольном возрасте к тому, что дети играют в одинаковые игры; у них, следовательно, формируется одинаковый круг общения. дизиготные близнецы, анатомо-физиологическое сходство которых (в среднем) значительно меньше, могут чаще, чем монозиготные, выбирать разные игры; тем самым будет создаваться основа для развития психологических различий внутри дизиготной пары.

Однако и у монозиготных близнецов игры порождают не только сходство в развитии личности, но и различия, своего рода поляризации внутри близнецовой пары.

Вывод?(таким образом…..)Два основных фактора, которые определяют особенности развития личности близнецов - взаимоотношения между парой близнецов, которые проявляются в дошкольном возрасте главным образом в игре, и отношения старших к близнецам. Эти два фактора формируют специфические социальные роли близнецов в дальнейшем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: