Перестройка госуд-го аппарата и изменения в праве в годы ВОВ(1941 – 1945).




Государственный Комитет Обороны (ГКО) сосредоточил в своих руках всю полноту власти. В мае 1942 г. при Ставке Главнокомандующего образуется Центральный штаб партизанского движения. В начале ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета образовал Чрезвычайную Государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков". До октября 1942 г. в армии действовал институт народных комиссаров и политруков (на уровне роты). С осени 1942 г. он замещается институтом заместителей командиров по политчасти. С июля 1943 г. вводится деление военнослужащих рядовой, сержантский, офицерский составы и генералитет. Июльский 1941 г. указ "О военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении районах военных действий". Сроки рассмотрения дел были предельно коротки, приговоры трибуналов не подлежали кассационному обжалованию; дела слушались в закрытом процессе местностях, объявленных на осадном положении, к "провокаторам, шпионам, прочим агентам врага, призывающим к нарушению порядка", расстрел применят без судебного разбирательства.После войны народные комиссары были преобразованы в министров, Рабо-Крестьянская Армия в Советские Вооруженные силы, ВКП(б) - в Коммунистическую партию Советского Союза. В конце 1948 г. впервые были проведены прямые выборы народных судов. Прошли аресты военных и произведена отправка периферию ряда высших командиров (Жуков и др.). В 1948 г. началась чистка партийных органов Ленинграда и аппарата Госплана. Изменения в праве в период Отечественной войны. В июле 1941 г. принимается Указ Президиума Верховного Совета СССР "ответственности за распространение в военное время ложных слухов". С апреля 1943 г. для специальных субъектов уголовного права ("фашистских преступников и их пособников") вводятся особые меры наказания - смертная казнь через повешение и каторжные работы. В декабре 1942 г. расширяется состав такого преступления как спекуляция (в нее включаются продажа махорки и самогона больших количествах). В январе 1942 г. кража личного имущества при отягчающих обстоятельствах (во время воздушного налета, нападения врага и т.п.) была приравнена по аналогии к бандитизму. Шире стали использоваться принцип аналогии и возмездие как одна из целей наказания. Уголовное наказание назначалось за самовольный уход с работы, уклонение от воинского учета, несдачу трофейного оружия. В июле 1944г. принимается Указ Президиума Верховного Совета CCCР предусматривающий ряд мер помощи беременным, одиноким и многодетны матерям. Отменялись свободный порядок установления отцовства и взыскание алиментов в случае отсутствия регистрации брака. В марте 1945 г. круг наследников по закону расширяется. В сфере гражданского права плановые задания служили основанием для возникновения обязательств, даже без заключения договора. В 1942г. был повышен обязательный минимум трудодней для колхозников. В феврале 1942г. германская администрация опубликовала аграрный закон, который преобразовал колхозы в коммуны общинного типа. Однако основу оккупационной экономической политики составляли реквизиции и массовое перемещение трудоспособного населения в Германию. Сопротивление населения оккупантам усиливалось в связи с рядом идеологических трансформаций: власти в Москве сделали некоторые уступки национальным и религиозно-православным идеям (в 1943 г. восстанавливается патриаршество). В июле 1945г. на основе закона о демобилизации местным органам власти и руководителям предприятий вменялось в обязанность срочное предоставление работы демобилизованным военнослужащим. Воссоздавались специальные органы по вербовке рабочей силы. С февраля 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между хозорганами и профсоюзами. В апреле 1949 г. Совет Министров СССР принял постановление "О заключении хозяйственных договоров", в котором закреплялась двойная система договоров: генеральные заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные - между предприятиями. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь. Были казнены партийные деятели по "Ленинградскому делу", группа писателей по "делу Еврейского Антифашистского комитета", готовились публичные казни по "делу врачей", но этот умысел сорвала смерть Сталина. Одновременно усиливалась ответственность за хищение государственного и общественного имущества: в июне 1947 г. за эти виды преступлений были увеличены сроки наказания (до 10-25лет), произошла унификация состава данного преступления, что привело возникновению трудностей в судебной практике и большему произволу в судебных решениях.

48. Советское гос-во и право в послевоенный период (1945 – начало 1950-х). В послевоенные годы основными задачами гос-ва были восстановление разрушенного народного хозяйства, его дальнейшее развитие и перестройка военной промышленности на производство мирной продукции. В результате изменения международной обстановки резко возросла внешнепол-я и внешнеэк-я активность СССР, повысился его международный авторитет, развиваются дипломатические отношения.Возникает новая система государств - социалистический лагерь, основой которого становится развитие сотрудничества и взаимопомощи государств мировой системы социализма. В 1949 г. была создана межправительственная экономическая организация социалистических стран -Совет Эк-й Взаимопомощи (СЭВ). Параллельно шел процесс распада мировой колониальной системы, многие освободившиеся страны шли на сотрудничество с СССР.В результате в мире сложилось два центра силы. НАТО (1945 г.) и Организация Варшавского договора (1955 г.), противостояние которых было названо холодной войной, сопровождавшейся гонкой вооружений под постоянной угрозой атомной войны с участием США и СССР.С окончанием войны произошла и перестройка гос-го аппарата: в феврале 1946 г. проводятся выборы в Верховный Совет СССР, годом позднее - в Верховные советы союзных и автономных республик; упраздняются чрезвычайные и военные органы, их ф/и передаются отраслевым органам; с 1946 г. СНК СССР, совнаркомы союзных и автономных республик переименовываются в соответствующие Советы министров, а наркоматы - в министерства. Реорганизация системы управления характеризуется введением наряду с отраслевым и территориального, межотраслевого принципа - для более оперативного управления региональными предприятиями. Создаются новые министерства. Развитие П. в послевоенный период отражало изменения, проводимые гос-вом для перехода к мирному существованию.В декабре 1947 г. была проведена денежная реформа( замена прежних денег на новые в соотношении 10:1). Рубль становился неконвертируемой валютой, соотносился не с долларом США, с золотым запасом страны. Это позволило гос-ву поддерживать низкие цены, снижать их и не допускать инфляции. В гражданском и хозяйственном праве снова возрастает роль договорных отношений. Договор признается единственно правильной формой взаимоотношений между хозяйственными органами. Г. разрешает индивидуальное строительство, граждане приобретают право строить или приобретать на праве личной собст-ти один жилой дом общей площадью не более 60 кв.м. В семейном праве с 1948 г. вводится запрет на заключение браков с иностранцами.В трудовом праве ликвидируются чрезвычайные нормы, характерные для военного времени. Восстанавливаются отпуска, 8-часовой рабочий день, система коллективных договоров, отменяются сверхурочные работы и трудовые мобилизации. Демобилизованным предоставлялась работа по специальности. Повышается роль профсоюзов, которые строго следили за соблюдением администрацией трудового законодательства.В уголовном праве четко прослеживается тенденция на усиление уголовной репрессии. Усиление уголовного наказания связано с ростом преступности в условиях послевоенной разрухи и трудностями перехода к мирной жизни. Усиливается ответственность по важнейшим государственным преступлениям: восстанавливается смертная казнь за измену Родине, шпионаж, диверсии. Жестче карается разглашение государственной тайны и утрата документов, ее содержащих.

Издаются Указы ≪Об уголовной ответственности за изготовление и продажу самогона/ изнасилование/ нарушение правил безопасности ведения работ в угольных и сланцевых шахтах≫.

49. Перестройка гос-го механизма в период середины 1950-х – середины 1960-х гг. Реформы системы управления. В 1957 г. Центральный Комитет Ком. партии Советского Союза принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами». В союзных республиках были приняты новые Положения о местных (сельских и районных) Советах депутатов трудящихся. Отраслевой принцип управления промышленностью был заменен территориальным. Многие министерства были упразднены. Советский Союз был разделен на 105 экономических административных районов. В каждом из них Советом Министров соответствующей союзной республики был создан совет народного хозяйства (совнархоз), который и руководил промышленными предприятиями и стройками. Краевые и областные Советы депутатов трудящихся были разделены на промышленные и сельские, которым соответственно подчинялись промышленные и с/х-е районы. Реформа была явно неудачной, и вскоре промышленные и строительные министерства, а также единые краевые и областные Советы депутатов трудящихся были восстановлены. Было ликвидировано Особое совещание при Министерстве внутренних дел СССР, обладавшее судебными полномочиями. За счет выделения ряда подразделений из МВД СССР был учрежден КГБ при Совете Министров СССР. Областные и краевые управления МВД и милиции были реорганизованы в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных и краевых Советов депутатов трудящихся. Органы милиции в районах, городах и рабочих поселках были преобразованы в соответствующие отделы исполнительных комитетов районных, городских и поселковых Советов депутатов трудящихся. В Ленинграде впервые возникли добровольные народные дружины по охране общественного порядка. Упразднены Минюст СССР и минюсты союзных республик с передачей их функции Верховному суду СССР, верховным судам республик, краевым и областным судам. Ликвидирована обособленная система транспортных судов, рассмотрение подсудных им дел было возложено на народные суды, краевые и областные суды, верховные суды автономных и союзных республик. Принято Положение о прокурорском надзоре в СССР(возгл. Генеральным прокурором). Расширены надзорные полномочия верховных судов союзных республик за счет надзорных полномочий Верховного суда СССР. Утверждено Положение о военных трибуналах. Система военных трибуналов, образуя подсистему военной юстиции, замыкалась на систему судов общей юрисдикции через Военную коллегию Верховного суда.

 

50. Развитие П. в период середины 1950-х – середины 1960-х гг. Кодификация П. Изменения государственного строительства требовали и перестройки правовой системы. Действовавшие нормы устарели, не соответствовали новой экономической и политической обстановке и отставали от развития государства и общества. Ключевые моменты кодификации: перестраивалась, обновлялась и кодифицировалась вся правовая доктрина и все отрасли права; своеобразность советского государства исключала возможность использования зарубежной правовой теории и практики, что обусловило необходимость проведения собственных правовых разработок, основой которого было марксистско-ленинское учение о государстве и праве; длительная подготовка кодификации положительно отразилась на качестве вновь создаваемых правовых норм, которых отличала высокая юридическая техника, логичность построения, при их создании учитывались общественно-политические, социальные и другие условия; демократизация государственного управления положительно повлияла на условия кодификации - к обсуждению правовых проблем привлекались советские юристы, обществоведы и другие специалисты и практики, складывалась профессиональная юридическая школа, развивалась юридическая наука. За рассматриваемый период Верховным Советом были приняты: Основы уголовного и гражданского законодательства/ судопроизводства Союза ССР и союзных республик;Уголовный, уголовно-процессуальный, гражданский и гражданско-процессуальный кодексы. Существенные изменения были внесены в действующее законодательство. Особенностью советской кодификации было внедрение и отражение в праве основных принципов (п) социалистического строя: п распределения благ пропорционально затраченному труду; п демократической системы управления государством, сущность которой состоит в привлечении народа к управлению государством; п взаимосвязи методов убеждения и принуждения в зависимости от правовой культуры гражданина, т. к. построение коммунистического общества, предоставляя гражданам широкие права, требует от них и точного соблюдения действующих правовых норм и выполнения возлагаемых на них гос-м обязанностей.

Однако не все прогрессивные предложения, предлагаемые юристами, были восприняты и учтены советским руководством, еще не освободившимся от сталинских догм. 11 июня 1964 г. Верховный Совет РСФСР принял ГК РСФСР.

 

 

51. Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. Уголовный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики 1960 года — уголовный кодекс в виде закона РСФСР, утверждённый Верховным Советом РСФСР 27 октября1960 года. Вступил в силу с 1 января 1961 года, и с многочисленными изменениями и дополнениями действовал, пока 1 января 1997 года в силу не вступил принятый 13 июня 1996 года Уголовный кодекс РФ 1996 года.К 1950-м годам назрела необходимость масштабного обновления общесоюзного уголовного законодательства, которое в сталинское время претерпело значительные изменения. 25 декабря 1958 года были приняты Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 года, и республиканские УК начали приводиться в соответствие с ними. В 1960 году в РСФСР был утверждён новый уголовный кодекс, вступивший в силу с 1961 года.

52. ГК РСФСР 1964 г. ГК РСФСР 1964 г. Кодекс устанавливал понятия правоспособности и дееспособности. Субъектами гражданских правоотношений являлись граждане и юридические лица – государственные предприятия, учреждения и организации, колхозы, межколхозные и кооперативные объединения. Собственность разделялась на социалистическую (государственная, колхозно-кооперативная, собственность профсоюзных организаций) и личную, основу которой составляли трудовые доходы граждан. Запрещалось использовать социалистическую собственность в целях личной наживы, а также получение гражданами нетрудовых доходов. К исключительной собственности государства были отнесены земля, недра, воды и леса, основные средства производства в промышленности, строительстве и сельском хозяйстве, средства транспорта и связи, банки, городской жилищный фонд. Кодексом устанавливались также предельные размеры имущества, которое могло находиться в личной собственности граждан. В сфере обязательного права Кодекс устанавливал порядок заключения сделок, а также регламентировал отдельные виды договоров: купля-продажа, мена, дарение, поставка, государственная закупка, заем, государственное страхование, подряд, перевозка и т. д. Регламентировались обстоятельства вследствие причинения вреда, спасения социалистического имущества, необоснованного приобретения или сбережения имущества. Кодекс содержал также нормы авторского и международного частного, а также наследственного права. Устанавливалось наследование по закону и по завещанию, при этом устанавливались две очереди наследников.

53. Кодекс о браке и семье РСФСР 1969 г. Кодекс о браке и семье (КоБС) — свод законов, регулирующих личные и имущественные отношения, возникающие между супругами, между родителями и детьми, между другими членами семьи. Его принятие относилось к ведению союзных республик СССР, единого документа не существовало. Все союзные республики приняли указанные законы в 1969—1970 годах. Даты принятия и вступления в законную силу:

РСФСР — принят 30 июля 1969 г., вступил в законную силу с 1 ноября 1969 г.

УССР — принят 20 июня 1969 г., вступил в законную силу с 1 января 1970 г.

БССР — принят 13 июня 1969 г., вступил в законную силу с 1 ноября 1969 года.

Латвийская ССР — принят 18 апреля 1969 года, вступил с 1 октября 1969 г.

 

54. Г и П в 1964 – 1985 гг. В 1964 году Хрущёв был отстранён от власти. Новым первым секретарём ЦК КПСС, фактически главой государства, стал Леонид Ильич Брежнев. Период 1970-х—1980-х годов в источниках того времени именовался эпохой развитого социализма. Во время правления Брежнева в стране строились новые города и поселки, заводы и фабрики, дворцы культуры и стадионы; создавались вузы, открывались новые школы и больницы. СССР вышел на передовые позиции в освоении космоса, развитии авиации, атомной энергетики, фундаментальных и прикладных наук. Определённые достижения наблюдались в образовании, медицине, системе социального обеспечения. Всемирную известность и признание получило творчество известных деятелей культуры. Высоких результатов на международной арене достигали советские спортсмены. В 1980 г. в Москве прошла XXII летняя Олимпиада.Вместе с этим произошёл и решительный поворот в сторону свёртывания остатков оттепели. С приходом Брежнева к власти органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием(процесс Синявского — Даниэля). В 1968 году армия СССР вошла в Чехословакию с целью подавления тенденции политических реформ. Как знак окончательной ликвидации «оттепели» была воспринята отставка А. Т. Твардовского с поста редактора журнала «Новый мир» в начале 1970 г.С начала 1970-х годов из СССР идёт еврейская эмиграция. Эмигрировали многие известные писатели, актёры, музыканты, спортсмены, учёные.В области внешней политики Брежнев немало сделал для достижения политической разрядки в 1970-х годах. Были заключены американо-советские договоры об ограничении стратегических наступательных вооружений. Стабильность общественого и гос-го строя в рассматриваемый период обусловливает и устойчивое развитие советского права, для которого не свойственны какие-либо существенные изменения, однако в связи с большим объемом нормативно-правовых актов требуется проведение систематизации и кодификации. Особенностью работ, проводившихся в правовой сфере, было не изменение существовавших правовых институтов, а закрепление, обобщение и уточнение уже действующих. Данные работы проводились по следующим направлениям: 1. Завершаются проводившиеся более 20 лет работы по кодификации основных отраслей права. Надо отметить двухуровневую систему кодификации: на уровне Союза ССР принимались Основы законодательства (были приняты Основы уголовного/гражданского, уголовно-процессуального, гражданско-процессуального, земельного, трудового, семейного, водного, лесного законод-ва и др.); на уровне союзных республик принимались кодексы и отраслевые законы (в РСФСР были приняты кодекс законов о труде, брачно-семейный, земельный, водный, исправительно-трудовой кодексы, законы о здравоохранении, о народном образовании). 2. С принятием новой К. СССР 1977 г. возникла необходимость приведения в соответствие с ней всей действующей системы правовых актов. В основном данная работа была завершена к 1985 г.3. Результатом работы по систематизации на уровне СССР был Свод законов СССР, а в РСФСР - Свод законов РСФСР. 4. Проводились работы по инкорпорации законодательства, в результате которых отменялись противоречащие друг другу акты, акты, утратившие силу и ставшие составной частью других актов, устранялась множественность актов, регулирующих одни и те же общественные отношения.

 

55. Разработка и принятие К. СССР 1977 г. К. СССР 1977 -основной закон СССР,принятый 7 октября 1977 Верховным Советом СССР взамен К. СССР 1936 года. Эта К. закрепляла однопартийную политическую систему (статья 6). Вошла в историю как «конституция развитого социализма». Разработка новой К. началась ещё в 1962 году, когда 25 апреля Верховный Совет СССР постановил выработать проект новой К. СССР и создал Конституционную комиссию в составе 97 человек. Председателем комиссии был назначен Н. С. Хрущёв. В августе 1964г. комиссия завершила разработку проекта К. СССР и пояснительной записки к нему. Этот проект состоял из 276 статей. Однако в дальнейшем он подвергся серьёзной переработке и в первоначальном виде утверждён не был. 11 декабря 1964г. председателем комиссии стал Л. И. Брежнев. 4-6 октября 1977 состоялось слушание К. на заседаниях палат Верховного Совета. 7 октября состоялось заключительное совместное заседание палат Верховного Совета СССР, где вначале по разделам, а затем в целом К. была принята. В тот же день Верховный Совет СССР раздельным голосованием по палатам принял Декларацию Верховного Совета СССР о принятии и объявлении К. СССР, Закон СССР об объявлении дня принятия К. СССР всенародным праздником и Закон СССР о порядке введения в действие К. СССР.

8 октября новая К. СССР была опубликована во всех газетах страны. К. СССР 1977 г. состояла из 174 статей, сведенных в 9 разделов: I. Основы общественного строя и политики.II. Государство и личность.III. Национально-государственное устройство.

IV. Советы народных депутатов и порядок их избрания.V. Высшие органы власти и управления.VI. Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках.VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор.VIII. Герб, флаг, гимн и столица.IX. Действие Конституции и порядок ее применения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: