Особенности речевого и интеллектуального развития близнецов




Как говорилось выше, жизнь близнецов является необычной, за счет того, что два ребенка находятся на одной ступени физического и психического развития. Эти дети постоянно общаются друг с другом, у них имеется одинаковый жизненный опыт.

«Близнецовая ситуация» является центральной «психологической» причиной постнатального развития близнецов. Она играет одну из важных ролей в эмоциональном, когнитивном, личностном и социальном развитии близнецов. А.Р.Лурия [7] называет это явление «своеобразной формой жизни в паре». Ее специфика, по словам Р. Заззо [16], в том, что близнецы ощущают себя скорее членами пары, чем отдельными личностями. (И.В.Равич-Щербо и др.). [11]

Эмоциональный климат в семье, от которого зависит развитие психики детей, создают родители. Когда дети начинают ходить, у них появляются новые формы взаимоотношений со взрослыми, возникают новые возможности познать самого себя. Человек учится в различных формах и на разных уровнях в течение своей жизни, это обучение начинается с самого рождения.

В. С. Мухина в своей книге «Близнецы», раскрывает особенности развития двух братьев-близнецов с различными врожденными чертами. При рождении мальчики были разного роста в веса, один был 2650 гр и 49 см, другой 3100 и 51 см., именно эта разница дала ощутимую разницу и в двигательной активности детей. Второй близнец с более высокими показателями оказался и более активным. Но дальше, при развитии и росте детей они проявляли любовь к одинаковым игрушкам; повторяли одни и те же движения; практически одновременно начали ходить (с интервалом в один день). пытались повторять слова, но каждый произносил их по-своему.

Близнецовая ситуация часто характеризуется задержкой речевого развития и присутствием различных речевых аномалий, к которым относятся, например, криптофазия - собственной интимный язык близнецов.

Некоторые исследователи, такие как Семенов В.С. с соавторами основной причиной сильного отставания речевого развития близнецов называет своеобразную форму жизни в паре, которая не позволила создать объективную необходимость развития речи как важнейшего средства общения. По мнению А.Р. Лаурия отставание в развитии речи близнецов - это не дефект природы, а замкнутость пары в себе – «близнецовая ситуация». [7]

При отставании в развитии речи близнецов происходит, как правило,последующее недоразвитие всех видов психической деятельности. Малообщительность, которая сочетается с медленным пополнением запаса слов, также делает близнецов застенчивыми и боязливыми. Бедность лексического запаса слов этих детей не позволяет им загоровить одновременно с другими детьми. Сильно заметным является отставание в развитии коммуникативной речи близнецов. Помимо этого, монозиготные близнецы отстают от одиночно рожденных и по целому ряду других показателей физического и психического развития.

Причинами такого отставания является с одной стороны неблагоприятные условия пренатального развития близнецов, а с другой стороны специфика их совместного развития. Так как одиночно рожденный ребенок практически всегда находится в обществе взрослых, он вынужден осваивать нормальную речь взрослого для того, чтобы понимать взрослого, и чтобы взрослый понимал его. У близнецов же, которые имеют постоянного партнера своего возраста и уровня физического и психического развития, такой необходимости нет. Так как они обычно находят средства чтобы понять друг друга.

В школьном возрасте близнецов появляются проблемы социальной адаптации. В школе у них появляется необходимость приобретения физической и психологической автономии, не только по отношению к родителям, что является проблемой для всех детей, но и по отношению друг другу. Поэтому близнецы хуже учатся на протяжении нескольких первых лет обучения в школе, а затем происходит сдвиг в лучшую сторону и в возрасте 13-18 лет у близнецов уже очень неплохие результаты.

Семенов В.В. также говорит о том, что у монозиготных близнецов есть тенденция получать одинаковые оценки. Кроме того, близнецы очень быстро утомляются, что приводит к снижению внимания и общей работоспособности. Это и ведет к дальнейшей неуспеваемости.

Сотрудники кафедры психогенетики Московского университета, в частности Н. Зырянова [3], отмечают, что близнецы на начальном этапе обучения учатся хуже других детей по многим предметам. В частности, это отставание очень заметно по русскому языку и математике, чтению. Причинами такого отставания является, во-первых, то, что близнецы к началу обучения менее подготовлены, чем одиночно рожденные дети, во-вторых в силу своих специфических близнецовых особенностей дети с большим трудом привыкают к новым для них школьным требованиям. Таким образом психологи выделили две группы причин, по которым близнецы приступают к школьному обучению недостаточно подготовленными. Первое - это следствие совместного внутриутробного развития, второе - наличие прижизненных специфических условий, то есть близнецовая ситуация.

Таким образом, мы выяснили, что плохо развитая речь, слишком тесная связь и взаимосвязь друг с другом, недостаточная готовность близняшек к школьному обучению, негармоничность развития личности приводит к их отставанию в учебе. Необходимо отметить что подобные трудности в обучении не обязательно присутствует у всех близнецов. Очень многие близнецы приходят в школа достаточно подготовленными, и не испытывают никаких проблем с учебой. Но и у них первоначальная адаптация к школьному обучению может проходить трудно.

Многочисленные исследования показывают, что овладения речью у близнецов задерживается. У них происходит задержка на стадии автономной речи. Социализированная речь близнецов дольше сохраняет ситуативный характер. Тем не менее к школьному возрасту близнецы догоняют в развитии речи своих сверстников, хотя у них могут сохраняться какие-либо артикуляционные трудности. Причинами задержки развития речи, как считают ученые, могут быть биологические особенности, задержка интеллектуального развития, близнецовая ситуация, недостаточность речевого общения со взрослыми. Специфические для близнецов (зиготность) и общие для всех детей (пол, социоэкономический и образовательный статус родителей, размер семьи, порядковый номер рождения) также оказывают влияние на развитие речи у близнецов.

Сегодня существует три направления исследования речи у детей близнецов. Первая группа исследований акцентируется на выявлении количественных различий, таких как синтаксис, уровень овладения фонетикой, морфология, в речи между близнецами и одиночнорожденными детьми, подразумевая, что эффект «близнецовости» может оказывать негативное влияние на развитие речи.

Второе направление основано на коммуникативном подходе к анализу речи и рассматривает качественные особенности речи близнецов, которые позволяют им адаптироваться к условиям коммуникации в рамках близнецовой ситуации.

Третье направление использует близнецовый метод для решения психогенетических задач, т.е. для определения относительного вклада генетических и средовых факторов в процесс речевого развития ребенка.

Изначально, в исследованиях речевого развития близнецов, ставилась задача нахождения статистически значимых количественных различий между одиночно рожденными детьми и близнецами. В результате исследователи обнаружили, что близнецы отстают от одиночно рожденных детей. Это выразилось в задержке по срокам возникновения речи. Известно также о связи различий в сроках возникновения речи у близнецов с зиготностью и полом. По данным исследований, близнецы-мальчики начинают говорить позже, чем близнецы-девочки.

Итак, по сравнению с одиночно рождёнными детьми среди близнецов случаи задержки в сроках развития речи встречаются чаще, причем этот процент выше у монозиготных, чем у дизиготных близнецов, и у мальчиков, чем у девочек.

Для речевого развития близнецов характерен феномен автономного языка или криптофазии, о чем было сказано выше, это происходит вследствие существования между ними тесных взаимоотношений.

Л.С. Выготский, обсуждая феномен автономной речи, [2] отмечает, что она аграмматична и понятна только близким людям, а также отличается от взрослой в артикуляционном, фонетическом плане, по смысловой стороне.

А.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович [7], изучая психическое развитие пятилетних монозиготных близнецов, отметили, что их речь в основном состояла из небольшого числа «автономных» слов и звуков.

Грамматическая структура речи соответствовала ее ситуативному характеру. Основной единицей их речи являлось слово, имеющее значение только в ситуации какого-либо действия. Косноязычие и ограничение в общении авторы считают главными причинами задержки в развитии речи. Под термином криптофазия Р. Заззо понимал собственный интимный язык близнецов, полный неологизмов и практически непонятный окружающим, считая его одной из особенностей развития речи близнецов на раннем этапе онтогенеза. Вследствие близнецовой ситуации этот язык постепенно становится произвольным, приобретает осознанный характер и еще больше делает близнецов изолированными от окружающего мира.

Как отмечают многие исследователи развития речи близнецов эгоцентрическая речь у них встречается существенно реже, чем у одиночно рождённых детей. По мнению С. Савича [13] что ненаправленная речь у близнецов очень рано перерастает в направленную, вследствие существования двух потенциальных партнеров по общению, которые могут отвечать на ненаправленные высказывания друг друга. Таким образом, эгоцентрическая речь у близнецов проявляется существенно реже и имеет тенденцию к исчезновению в очень раннем возрасте.

Чтобы исправить ситуацию с развитием речи у близнецов в качестве средства можно использовать помещение близнецов в разные группы детского сада. Таким образом можно поднять уровень речи необходимого в данной группе детей. Это подтверждают исследования А.Р. Лурия и Ф.Я. Юдович [7] Это касается и планирующей функции речи.

Близнецы отстают от одиночно рожденных детей во всех типах социализированный речи, так считают многие исследователи. При построении высказываний близнецы почти не используют имена существительные, числительные, прилагательные, однако наречие, местоимение и восклицание близнецы употребляют и качественно и количественно также как одиночно рожденные дети.

Как было сказано выше, речь близнецов довольно бедна, словарь невелик, предложения краткие, грамматические структуры развиваются медленно, близнецы мало потребляют средства абстракции и отношений, в речи преобладает эмоциональная тональность. Результаты различных исследований показывают, что отставание в развитии социализированной речи близнецов как правило наблюдается только в раннем и дошкольном возрасте, в более старшем возрасте эти отставания сглаживаются и исчезают.

Речь носит ситуативный, непосредственный характер, гораздо дольше чем одиночно рожденных детей. Поэтому близнецы часто используют в речи эмоционально окрашенные высказывания.

Большинство исследователей зодиака близнецов(вы рассматриваете научные подходы, без знаков задиака) речевом развитии объясняется следующими причинами:

- биологическими особенностями;

- отставанием в сфере интеллекта;

- феноменом «близнецовой ситуации»;

- минимизацией общения со взрослым.

Кроме этих причин, отставание в речевом развитии зависит как от специфических для близнецов свойства - зиготности, так и от общих для всех детей причин, таких как пол, социально-экономический статус, уровень Также было выяснено, что большую роль в речевом развитии близнецов, играют психологические факторы, в большей степени чем биологические. Все это позволяет заключить, что в случае с близнецами, нужно говорить не только о количественных различиях, но и качественных.

Ребенок, который растёт в семье единственным, получает необходимый ему объем внимания от родителей и родственников. Близнецы же требуют удвоенного внимания к себе. А так как получить этот объем им не всегда удается, то они вынуждены использовать друг друга, тем более, что они практически никогда не остаются одни, поэтому неудивительно, что они приспосабливаются к общению друг с другом и этого вполне достаточно, однако родители должны помнить, что недостаточно общение со взрослыми приведут к проблемам в речевом развитии, социальная адаптация, психологическое развитие личности близнецов. Как уже было сказано большое внимание необходимо уделять самим родителям близнецов, не нужно делать их одинаковыми, это маленькие личности, индивидуальности, хотя у них есть большое сходство, все же это совершенно разные люди.

Нельзя допустить чтобы у близнецов закрепился и развился их так называемый тайный язык, с детьми нужно заниматься и работать, чтобы было интересно, не находиться в микромире, узнать что же находится за его пределами, для этого близнецы должны как можно больше общаться с другими детьми, с другими личностями. каждый ребенок должен получать информацию, которая будет ему полезна в его возрасте, поэтому можно предположить, что именно общение с родителями и другими детьми позволит близнецам догнать в развитии своих сверстников и не иметь никаких проблем речевом развитии.

Коммуникативный подход - исследование диалога, особенностей речи в различных социальных контекстах, исследования прагматики,) примененный к анализу вербального взаимодействия у детей-близнецов позволил выделить те своеобразные приемы, которые они вырабатывают с целью адаптации к условиям близнецовой ситуации, что, в конечном счете, и позволяет им проходить свойственные одиночно рождённым детям стадии речевого развития быстрее или медленнее и демонстрировать феномены речи, не встречающиеся у одиночно рождённых сверстников.

Несмотря на то, что дети-близнецы постепенно овлядевают взрослыми формами речи, автономный язык до 4-6-ти летнего возраста эти дети могут использовать произвольно и осознанно. Надо отметить, что такое недоразвитие речиу близняшек отчетливо проявляются только в раннем и дошкольном возрасте, а к началу школьного обучения они в основном догоняют одиночно рождённых сверстников в речевом развитии.

Таким образом, обобщив все вышесказанное, мы пришли к следующим выводам:

У детей необходимо развивать диалогическую речь, чтобы это сделать нужно обогатить содержание речевого воспитания. Методы и формы речевой работы нужно постоянно совершенствовать. Новое содержание позволит стимулировать высказывания детей из личного опыта, словесное, коллективное творчество поможет ребенку обучиться диалогу, взрослому необходимо поддерживать игровое и речевое взаимодействие, научить ребенка уметь слушать и слышать партнера, ребенок должен аргументировать свои высказывания, отвечать на высказывания партнера, научиться рассуждать.

Второе направление - это организация пространства общения. Она заключается в работе с подгруппами. Необходимо использовать недисциплинарные формы привлечения и удержания внимания ребенка, коммуникативная игровая мотивация занятий относится к новым формам организации диалога детей. В качестве методов и приемов развития диалога можно использовать групповые беседы, совместную деятельность, художественный труд, конструирование, можно использовать театрализованные и дидактические игры. Дидактические игры необходимо организовывать с соблюдением необходимых игровых правил.

К таким правилам относятся: соблюдение очередности игровых речевых действий, не повторять сказанное, слушать партнера, дополнять высказывания партнера, например, задавать вопросы, высказать предположения, пожелания, согласие или несогласие, в общем рассуждать и обосновывать свои суждения. Вывод?(общий по параграфу)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: