Памятка по психолого-педагогической диагностике и анализу урока




(с позиции соответствия требованиям ФГОС НОО)

Каков вклад урока в образовательные достижения учащихся (согласно ФГОС НOО)? Какие образовательные изменения в учащихся порождал (активизировал) урок: а) предметные; б) метапредметные; в) личностные (знания, действия, отношения, ценности, смыслы, поведение —> последействие урока)
Какова цель урока? Чья это цель: учителя и учеников? Или она есть результат их совместной деятельности по проектированию цели урока? Что предусматривала цель урока? Представлены ли в цели ее компоненты: а) учительский(создать условия для образовательных изменений в учениках, активизировать учащихся, побудить их к деятельности и саморазвитию. б) ученический: знаниево-действенный (узнать, овладеть, применить), ценностный (принять ценность, демонстрировать позитивно-ценностное отношение), смысловой (вырабатывать смыслы своей деятельности), или это неполная, «усеченная» цель? Понятна ли цель учителю иученикам? Можно ли измерить, заключенный в цели, образовательный результат? Включает ли он, в соответствиис ФГОС НОО, предметную, метапредметную, личностную составляющие? Что доминирует? Почему? Соответствует ли реальный результат урока его цели?
Соответствует ли логика построения урока его цели и приоритетам ФГОС НОО? Примечания: 1) В системно-деятельностной модели обучения каждый урок про­ектируется в сис­теме уроков, включающей следующие типы (по Л.К.Максимо­ву): постановки учебной задачи; конструирования нового способа действия; конкретизации и освоения обоб­щенного способа действия; -контроля и оценки обобщен­ного способа действия. 2) Ведущая деятельность учеников - учебная Оцените логику построения урока по вопросам: - Создаются ли учителем условия для постановки и формулирования учащимися учебной задачи? - Побуждаются ли учащиеся к актуализации прежних и конструированию новых способов действия при решении учебной задачи? - Обращается ли учитель к ученикам с предложением выдвигать гипотезы, делать предположения? - Какова формулировка вопросов, с которыми учитель обращается к ученикам (репродуктивная/ личностно-ориентированная/побуждающая к деятельности)? - Используется ли дискуссия как метод преподнесения знаний? Какой вид диалога (подводящий/побуждающий) использует учитель? - Использует ли учитель приемы работы, чтобы подчеркнуть динамику образовательных достижений учеников - в знаниях, действиях, личностных новообразованиях? Насколько они эффективны? - Существует ли урок сам по себе или взаимосвязан с другими уроками, образуя с ними цикл (период) образовательных изменений учащихся? Сделайте вывод:это урок просветительский, репродуктивный или развивающий в деятельности
Удачно ли подобрано содержание урока для достижения поставленной цели? Соответствует ли содержание урока приоритетам ФГОС НОО? Содержание урока - этосообщаемая информация или средство для образовательных достижений учеников? Как организована работа с содержанием обучения на уроке: репродуктивно или деятельностно? Проведен ли учителем логико-предметный анализ изучаемого материала при построении рабочей программы? Использованы ли на уроке результаты такого анализа?
Соответствует ли методический (технологический) инструментарий учителя приори­тетам ФГОС НОО? Какие приемы использовал учитель для реализации системно-деятельностного подхода? -Поощрял ли учитель учеников задавать вопросы, комментировать; вовлекал ли в дискуссию по решению учебной задачи, по выработке способа выполненияучебного действия? -Ограничивался ли частными предметными действиями или создавал условия для их обобщения и выработки обобщенных (универсальных) способов действия? -Задавал ли учитель фронтальные вопросы или персонифицировал их, чтобы они имели личностную адресность? -Какие приемы/формы организации деятельности использовал учитель для обобщения идей, высказанных учениками по ключевым вопросам урока? -Какова эффективность использованных приемов/организационных форм для развития личностных/регулятивных/познавательных/коммуникативных УУД? -Учитывал ли учитель особенности гендерного поведения учеников? В равной ли мере вопросы адресованы мальчикам и девочкам? Какая модель профессионального поведения учителя доминировала на уроке маскулинная (мужская) или фемининная (женская)? В какой мере она соответствовала гендерным особенностям учеников и способствовала повышению эффективности в учебной деятельности? - Какой методический инструментарий учитель использовал для развития личностного потенциала учеников. Использовались отдельные приемы и технологии личностно-развивающего обучения (задачно-проблемная, диалогическая, имитационного моделирования)? - Включались ли в учебную деятельность ученики с низкой мотивацией? Какие использовались приемы для этого? Как активизировалась позитивная мотивация учебной деятельности у учащихся класса? Какова эффективность использованных приемов для развития личностных/регулятивных/познавательных/коммуникативных УУД? -Соответствовали ли вопросы учителя уровню интеллектуального/общего развития учащихся в классе? - Проводил ли учитель предварительную диагностику уровня готовности учеников к решению формулируемых на уроке учебных задач и проблем? Какие приемы не использовались для этого? Сформулируйте рекомендации учителю по коррекции арсенала методических приемов (технологий) (если это необходимо)
Соответствуют ли способы оценива-ния результатов учебной деятельности учеников требованиям ФГОС НОО? Какие системы, приемы, способы оценивания применены? Что доминировало: оценивание учителем или самооценивание, взаимооценивание учеников? Проводилось ли оценивание по видам и уровням достижений? Было ли оно дифференцированным, многобалльным, посредством рейтинга и т. п.? Какова педагогическая целесообразность примененных способов и приемов оценивания результатов учебной деятельности учеников?
Побуждал ли урок учащихся к участию во внеурочной деятельности? Можно ли ожидать, что урок будет как бы «продолжаться» во внеурочной занятости ученика? Имеет ли место взаимосвязь урочной и неурочной занятости учеников? Побуждает ли урок учащихся к участию во внеурочной деятельности, которая системно связана с учебной деятельностью учащихся? Примечание: Внеурочная занятость ученика может включать: - факультатив, элективный курс (в удаленном ресурсном центре, в том числе дистанционно); - выполнение внеурочных учебных и учебно-исследовательских проектов; - социальное проектирование, выполнение социально-значимых и патриотически-ориентированных проектов; - образовательно-культурные, экскурсии в музеи, этнокультурные, мемориальные центры, памятные места; учебные экскурсии (по предмету); участие в работе культурно-образовательных форумов; - учебные исследования (в предметной лаборатории в школе, в лабораториях вузов, учреждений СПО); - занятия по программам дополнительного образования различной направленности (их 10) в школе или/и в учреждениях ДПО детей; - занятия в группах специально организованного дистанционного обучения; - участие в предметных олимпиадах в школе - курсы различной тематики, в том числе подготовительные в вуз; предпрофессиональная подготовка в филиалах вузов и т. п.
Какова степень готовности учителя к полноценной реализации требо­ваний ФГОС НОО? Какие рекомендации по работе с классом Вы адресуете учителю? Свои рекомендации аргументируйте ссылкой на требования ФГОС НОО и на фрагменты урока.
По итогам наблю­дения урока и об­суждения его с учителем вырабо­тайте управленче­ские шаги по кор­рекции опыта учителя 1. Какие управленческие шаги Вы предпримете для того, чтобы избежать негативных последствий в педагогической деятельности учителя? 2. Составьте памятку учителю по личностно- профессиональному развитию в связи с реализацией ФГОС НОО
Общий вывод Выполнил ли урок свое назначение в системе уроков, обеспечивающих образовательные достижения учеников, в соответствии с требованиями ФГОС НОО, или не выполнил (по какой причине?).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: