Дистанционные уроки русского языка и литературы призваны как предоставить возможность обучаемым освоить основной объем программного материала, так и позволить избежать перегрузки школьников. Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, При выборе различных форматов дистанционного обучения необходимо учитывать требования СанПиНа по продолжительности нахождения ученика за экраном компьютера и по продолжительности дистанционного урока.
Приведем примеры распределение времени уроках русского языка и литературы разного типа;
1) Урок изучения нового материала может включать:
- работу с материалами учебника (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.), просмотр видеолекции - не более 10-15 минут в зависимости от возраста обучающихся, осваивающих программы основного общего и среднего общего образования. Следует производить отбор материала, рекомендуемый для самостоятельного изучения на уроках русского языка и литературы (страницы, абзацы параграфов и т.п.);
- закрепление изученного материала (выполнение упражнений, письменных ответов на вопросы, тестовых заданий и т.д.) – не более 15 -20 минут в 5-8 классах и 20 -25 минут в 9-11 классах.
2) Урок развития речи может включать:
- подготовительный этап к выполнению творческой работы (работу с материалами учебника (твердые копии на бумажных носителях и электронный вариант учебников, учебно-методических пособий, справочников и т.д.), просмотр видеолекции, видеоконсультации) - не более 5-10 минут.
- написание чернового варианта изложения или сочинения – не более 25 -20 минут в 5-8 классах и 30 -25 минут в 9-11 классах.
- написание чистового варианта сочинения (за счет времени, отведенного на домашнее задание). Также в 9-11 классах на проведение уроков развития речи по русскому языку и литературе может может быть отведено в рабочей программе учителя 2 часа (35+35 минут в условиях дистанционного обучения).
3) Урок анализа художественного произведения может включать:
- самостоятельную работу с текстом произведения на основе аналитической модели предложенной учителем (пошаговый анализ текста по вопросам учителя или с использованием заданий онлайн-платформы, анализ по алгоритму, анализ на основе тезисного плана и др.) – не более 10 -15 минут в 5-8 классах и 15 -20 минут в 9-11 классах;
- выполнение контрольного задания по теме урока (не более 15-20 минут в 5-8 классах и 20 -25 минут в 9-11 классах).
4) Урок изучения биографии писателя может включать:
- самостоятельное знакомство с биографией писателя (работа с материалом учебника, просмотр видеолекции, видеоурока и др.) - не более 20-25 минут в зависимости от возраста обучающихся, осваивающих программы основного общего и среднего общего образования. Следует производить отбор материала. (например, необходимо учитывать объем видеоматериалов и др. источников);
- информационная переработка материала (составление плана, тезисов, ответы на вопросы, выполнение тестовых заданий и т.д.)- не более 10-15 минут.
Следует отметить, что мы предложили примерную структуру учебных занятий с целью демонстрации подходов к распределению времени на выполнение заданий в дистанционном формате. Планирование урока может быть различным у каждого учителя в зависимости от выбора инструментов дистанционного обучения и путей реализации рабочей программы по предмету.
Приведем примеры планирования времени на уроке изучения художественных произведений (6-7 классы)
План урока при наличии условий проведения онлайн занятий
Элементы структуры урока | Время | Формат взаимодействия | Деятельность обучающегося |
Мотивационный этап. Целеполагание | 1 минута | Групповой чат, ВКС | Ответы на вопросы педагога |
Инструктивный этап (знакомство с инструкцией и рекомендациями по выполнению заданий) | 1 минута | Групповой чат, ВКС | Ознакомление с инструкцией педагога |
Аналитическая работа с текстом художественного произведения (освоение новых знаний) | 10 минут (с использованием компьютера) | Онлайн лекция, видеоурок, фрагмент интерактивного курса и др. | Ознакомление с материалом |
Контрольный этап | 7 минут (с использованием компьютера) 8 минут (с использованием заданий учебника) | Задание на самостоятельную работу (в случае использования интерактивной платформы, ссылки на задание) | Самостоятельная работа (выполнение онлайн заданий, тестирование, опросы, выполнение письменных заданий и др.) |
Коммуникативный и консультативный этап | 3 минуты (с использованием компьютера) | Онлайн-проверка выполнения заданий | Самоанализ, работа над ошибками |
Урок изучения художественных произведений (6-7 классы)
План урока с применением кейс- технологий
Элементы структуры урока | Время | Формат взаимодействия | Деятельность обучающегося |
Мотивационный этап. Целеполагание | 1 минута | Знакомство с кейсом (маршрутным листом и т.п.) | Ознакомление с целью кейса |
Инструктивный этап (знакомство с инструкцией и рекомендациями по выполнению заданий) | 1 минута | Знакомство с кейсом (маршрутным листом и т.п.) | Ознакомление с инструкцией педагога |
Аналитическая работа с текстом художественного произведения (освоение новых знаний) | 13 минут | Знакомство с теоретическим материалом, выполнение практических заданий | Ознакомление с материалом, выполнение практических заданий |
Контрольный этап | 15 минут | Выполнение контрольного задания | Самостоятельная работа |
Коммуникативный и консультативный этап | За счет времени, отведенного на выполнение домашнего задания | Самоанализ выполнения задания по результатам проверки учителя | Самоанализ, работа над ошибками |