Наше занятие посвящено личностному развитию ребенка раннего возраста и кризису трех лет. Для начала вспомним хронологические рамки раннего возраста, со скольких лет он начинается и к каким годам заканчивается?
Правильно! Это период начинается от 1 года, после периода младенчества и заканчивается тремя годами, кризисом 3 лет, после которого ребенок вступает в период дошкольного детства.
На прошлом занятии вы узнали, что психологические особенности детей раннего возраста необходимо рассматривать с точки зрения важнейших достижений возраста. В раннем возрасте таких достижений три, какие это достижения?
Правильно! Это:
• активное развитие речи;
• прямохождение;
• зарождение нового вида ведущей деятельности - игровой.
В ведущей предметно-манипулятивной деятельности зарождается изодеятельность. Каковы ее особенности?
1. Общая характеристика личности детей раннего возраста.
Ребенок в этом возрасте начинает овладевать формами общественного поведения. Направленность и формы поведения в этом возрасте определяются рядом причин:
А) ребенок действует под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний, т.е. мотивы его поведения неосознанны и не соподчинены (не может выбрать главную причину). Т.о., поведение ребенка можно определить как «полевое»(К.Левин).
Любое, самое простое действие (одеться, убрать игрушку) ребенок не может довести до конца, если это действие ребенку неинтересно. Интерес к действию тоже не является стойким и постепенно угасает.
Б) На поведение и личностное развитие большое влияние оказывает оценка взрослым поведения ребенка.
Похвала, одобрение вызывают у ребенка чувство гордости, он старается демонстрировать положительное поведение. Под влиянием неодобрения, наказания возникает чувство стыда. Но эти чувства не в полной мере регулируют поведение ребенка, т.к. ему трудно отказаться от немедленного удовлетворения своих желаний, как следствие, нарушение запретов взрослого.
В) к 3-му году жизни у ребенка появляются элементы самосознания: начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и потребностями.
О зарождающемся самосознании свидетельствует то, что ребенок начинает узнавать себя в зеркале. Узнавание себя - это первичная форма самосознания, затем появляется называние своего имени, к 3-му году жизни - обозначения себя в третьем лице и появление местоимения «я».
Эксперименты американских психологов показали, что дети до 2-х лет еще не способны узнавать себя. Их подводили к зеркалу и незаметно касались их носа красной краской, дети никак не реагировали. 2 - летние дети, увидев своё отражение в зеркале, начинали рассматривать свои носы и вытирать, следовательно, узнавали себя.
Появляющиеся элементы самосознания способствуют формированию первичной самооценки, характерной чертой этой самооценки является то, что она завышена: «Я - хороший», «Я хороший и больше никакой». Самооценка в этом возрасте чисто эмоциональное образование, не содержащее рациональных компонентов (поэтому не самооценка в чистом виде) Такое мнение ребенка о себе отражает его потребность в эмоциональной безопасности, принятии и одобрении. Рационализация самооценки возможна при развитии самосознания.
Вопрос к студентам: какие общие закономерности психического развития ребенка раннего возраста можно отметить?
Правильно!
1. Начинает овладевать формами общественного сознания.
2. Оценка взрослого имеет большое значение на поведение и личностное развитие ребенка.
3. Появляются элементы самосознания.
2. Эмоциональная сфера.
Мы помним, что эмоции помогают ребенку с самого рождения, плачем или криком он сигнализирует матери о своих желаниях или боли. Эмоциональная сфера ребенка раннего возраста продолжает активно развиваться, и мы выделим основные ее характерные черты.
Характерные черты:
1) эмоционально реагирует только на то, что непосредственно воспринимается. Эмоц.сфера в этом возрасте связана с особенностями восприятия (непосредственно наблюдаемый объект понимается и включается в деятельность). Например, ребенок может горько плакать в кабинете врача при неприятной процедуре, а выйдя за дверь живо интересоваться выставкой игрушек. Т.о., ребенок способен эмоционально реагировать только на события ближайшей перспективы. Например, его не радует то, что эту игрушку ему подарят через 5 дней на день рождения, а не сейчас.
2) развитие эмоц.сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками.
В общении у ребенка развиваются мотивы сотрудничества и эмоционального общения.
Ребенок этого возраста ориентирован на общение со взрослыми. Именно от взрослого ребенок ждет непосредственного его участия во всех делах: в бытовых действиях, в игре.
Общение со сверстниками не является полноценным. 2-х летний ребенок боится приближающегося сверстника и может агрессивно отреагировать на его попытки совместно поиграть. 3-х летние дети спокойнее относятся к сверстникам, не прекращают игру, но совместная игра в этом возрасте непродолжительна и непродуктивна.
Ребенок этого возраста эгоцентричен (нацелен только на свои потребности и желания): не умеет сопереживать и агрессивно реагирует при ущемлении своих интересов. Яркие эмоциональные реакции, связанные с непосредственными желаниями ребенка.
При удовлетворении желаний ребенку характерна бурная радость, при торможении желания или его невыполнении такой же силы гнев, плач. Наиболее частой причиной негативных эмоц.вспышек является:
* невозможность выполнить какое-либо действие самостоятельно;
* отсутствие внимания со стороны взрослых в то время, когда ребенок
пытается им завладеть;
* ревность к брату или сестре, другому взрослому.
Эмоц.негативизм в этом возрасте легко преодолевается, т.к. ребенок в этом возрасте быстро переключается на другой объект, чувствителен к вниманию взрослого.
Вопрос к студентам: Какие советы можно дать взрослым, чтобы им было легче в эмоциональном общении со своими детьми раннего возраста?
Больше времени уделять общению с ребенком, оно должно быть боле эмоциональным, сотрудничать с ним, помогать ребенку, если у него не получаются какие-либо действия, уделять столько времени ребенку, чтобы у него не возникало чувство ревности.
КРИЗИС 3-х лет («Я сам»)
Основным содержанием кризиса является возрастание самостоятельности и активности ребенка, что в свою очередь, требует от взрослых перестройки отношения с ребенком.
Новообразованием кризиса является отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими. Этого новообразование влияет на личностное развитие ребенка в дальнейшем, т.к. ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека, со своими желаниями и чувствами.
Описание кризиса (все рассматриваемые кризисные явления проявляются только по отношению к взрослым, а не сверстникам).
Л.С.Выготский выделил основные симптомы кризиса - особенности поведения ребенка, проявляющиеся в отношениях с взрослыми:
1. Негативизм: главный мотив действия - сделать прямо противоположное от того, что просят.Негативизм отличается от непонимания или непослушания по двум причинам:
* на первый план выступает социальное отношение, т.е. отношение к
определённому человеку. Требования одного взрослого ребенок выполняет беспрекословно, а любое предложение другого взрослого
воспринимается негативно (либо совсем не делает, либо плачет и
скандалит, либо подчиняется, но с неохотой).
• новое отношение к собственному аффекту: ребенок не действует непосредственно, а под влиянием аффективной реакции поступает наперекор своему желанию.
Например, взрослый предлагает ребенку новую яркую игрушку, ребенку хочется её взять, но он отталкивает её. Как только взрослый не разрешает брать игрушку, ребенок начинает настаивать и берёт её.
2. Упрямство (отличается от негативизма и настойчивости) - такая
реакция, когда ребенок настаивает на своем требовании не потому,
что ему этого очень хочется, а потому что он это потребовал.
Мотивом упрямства является первоначальное решение ребёнка: он так сказал, и поэтому будет прикладывать усилия, чтобы добиться от взрослых уважения своего желания. В силу упрямства поведение ребенка часто становится алогичным: он сам давно уже не хочет делать то, что он сказал, но делает, испытывая недовольство.
3. Строптивость - стремление настоять на своём и недовольство тем,
что предлагают или делают другие. Строптивость отличается:
• от негативизма тем, что не направлена на определённого взрослого, а на всю систему отношений, на все воспитательные требования. Выражается в детском недовольстве: ребенок отвечает «да ну!», недоволен всем, что ему предлагают или делают.
• От упрямства тем, что направлена вовне, по отношению к внешним явлениям и вызвана стремлением настоять на своем желании.
• От обычной невоспитанности отличается тенденциозностью, т.к. недовольство - это скрытый бунт против того, что окружало ребенка раньше, против сложившейся системы отношений.
4. Своеволие - стремление ребенка всё делать и решать самому (даже в тех случаях, когда ребенок не умеет и не знает, как выполнить какое-либо действие и никогда раньше его не выполнял).
5. Протест-бунт - конфликты ребенка с окружающими настолько постоянны, что как будто он находится в состоянии войны со взрослыми.
6. Деспотизм - ревность. Деспотизм чаще проявляться в семьях с единственным ребенком, заключается в стремлении ребенка проявить власть над окружающими, диктовать правила поведения членов семьи.
Симптом ревности чаще проявляться в семьях с несколькими детьми, заключается в таком же желании диктовать взрослым правила поведения, при этом другие дети игнорируются, должны быть лишены всех прав с точки зрения ребенка.
7. Обесценивание -проявление негативного (часто агрессивного) от
ношения ко всему, что совсем недавно было очень дорого и значимо
(конкретные люди, вещи, игрушки).
Например, ребенок может начать ругаться и плакать в ответ на слова взрослого, к которому ребенок раньше стремился и всегда хорошо относился. Может сломать любимую игрушку, если её не вовремя предложили или запретили взять, когда он этого хотел.
Перечисленные симптомы показывают, что изменяется отношение ребенка к окружающим людям, а также к своей личности. Все вместе эти симптомы показывают, что происходит реакция эмансипации (психологическое отделение от близких взрослых). В протекании перечисленных симптомов наблюдается кризис личности, т.к. ребенок совершает поступки, обусловленные его личными желаниями, а не сиюминутными мотивами, лежащими в основе «полевого» поведения.
Давайте еще раз назовем основные симптомы кризиса 3 лет: (перечисляют студенты)
1. Негативизм
2. Упрямство
3. Строптивость
4. Своеволие
5. Протест-бунт
6. Деспотизм-ревность
7. Обесценивание