Летописные данные о Пскове




Первые сведения о Пскове относятся уже к поре Древнерусского государства и содержатся в древнерусских летописных памятниках. Сложению летописного жанра древнерусской литературы предшествовали десятилетия распространения (с IX в.) славянской письменности, переводы с греческого на славянский богослужебных и светских текстов, опыт записей сведений о значительных событиях, предположительно имевший место в церквах и монастырях.

Анализ первых летописных известий о Пскове возможен благодаря трудам по истории летописания многих, в первую очередь российских, ученых: А.А.Шахматова, М.Д.Приселкова, А.Н.Насонова, Д.С.Лихачева, Л.В.Черепнина, Я.С.Лурье, О.В.Творогова, Б.М.Клосса и других исследователей. Особое значение в нашем случае имеют вопросы истории Повести временных лет, русского летописного свода, созданного в начале XII в.

Именно в составе Повести временных лет (ПВЛ) содержатся первые упоминания о Пскове. ПВЛ сохранилась до нашего времени в двух редакциях. Вторая редакция представлена в Лаврентьевской летописи XIV в., единственный пергаменный список которой хранится в Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге, а также в Радзивиловской летописи, Радзивиловский и Московско-Академический списки которой относятся к концу XV в.; читалась и в Троицкой летописи начала XV в. (пергаменный список её сгорел во время пожара 1812 г.). Третья редакция представлена в древнейшем списке Ипатьевской летописи - Ипатьевском начала XV в., хранящемся в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге, и шести списках XVI - нач.XVIII вв.

Многие исследователи соглашаются с А.А.Шахматовым, что ПВЛ была не первым древнерусским сводом, и что ей предшествовал свод, получивший определение Начального, созданный в Киеве в 1093-1095 гг. (по А.А.Шахматову) или несколько ранее. Начальный свод отразился в новгородском летописании, в частности, в Новгородской первой летописи младшего извода (Комиссионный и Академический списки сер.XV в.). По-видимому, первая (основная) редакция ПВЛ, составителем которой был монах Киево-Печерского монастыря Нестор, базировалась на Начальном своде, существенно переработанном и дополненном изложением событий конца XI - начала XII вв.

Вопрос о времени начала летописания решается исследователями по-разному, в диапазоне от конца Х - начала XI вв. до 60-70-х гг. XI в. Но известно, что ПВЛ содержит немало датированных известий, относящихся к периоду до конца Х в. (в том числе и первые упоминания Пскова). Явились ли даты результатом работы современника событий или последующего редактора?

Очевидно, что летописных записей в IX веке и на протяжении большей части Х века не велось. Многие события этого периода сохранились в устных преданиях и передавались от поколения к поколению, а позднее были записаны первыми летописцами. Эти записи, а также рассказы современников последующих событий использовались при составлении первой и последующих редакций ПВЛ. По мнению многих исследователей, начиная с А.А.Шахматова, погодное киевское летописание началось в третьей четверти XI в. или неколько ранее (50-60-е гг. XI в.). Летописцы старались соблюдать относительную хронологию событий, т.е. их соотношение во времени, имевшее место в жизни. Тогда же могли быть введены и первые абсолютные даты, обозначенные по византийской эре от сотворения мира. Уточнение дат и введение новых продолжалось при последующих редактированиях. А.А.Шахматов отмечал, что все известные по ПВЛ точные даты первой половины ХI века и тем более Х века относятся к событиям не светским, но церковным (календарные даты кончины княгини Ольги, убиения варягов-мучеников, освящения церкви Св.Богородицы и ряд других). Они могли быть зафиксированы в одновременных церковных записях и ранних литературных произведениях, созданных в церковной среде.

Основная работа по уточнению хронологической сети ПВЛ была выполнена в начале XII в. По мнению Д.С.Лихачева, этот огромный труд принадлежит автору первой редакции монаху Нестору. Источниками для него послужили показания византийских хроник, данные Сказания о Кирилле и Мефодии, тексты договоров с греками. М.Х. Алешковский полагал, что проставление абсолютных хронологических дат в недатированной части ПВЛ (852-920), а также уточнение хронологии до 945 г. было произведено автором третьей редакции, которым он считал Василия.

Обратимся к интересующим нас первым известиям о Пскове.

В настоящее время древнейшим списком ПВЛ, сохранившим первое датированное сообщение о Пскове, является Ипатьевский список первой четверти XV века. Название этого списка определяется местом находки рукописи в костромском Ипатьевском монастыре. Обнаружил этот памятник историк и писатель Николай Михайлович Карамзин. Ипатьевская летопись, представленная в списке, была южнорусским летописным сводом, составленным в конце XIII - начале XIV в. ПВЛ входила в него как часть. А.А.Шахматов на основе лингвистических наблюдений высказывал предположение, что Ипатьевский список мог быть скопирован с южнорусского оригинала в одной из северных русских областей, по всей видимости, в Пскове. Вот запись, содержащая упоминание Пскова:

«В лето 6411. Игореви възрастъшю, и хожаше по Олзе и слушаше его, и приведоша ему жену от Плескова именемь Ольгу».

Перевод: «В год 6411 (903). Когда Игорь вырос, то сопровождал Олега и слушал его, и привели ему жену из Пскова, именем Ольгу» (текст и перевод - по: Повесть временных лет. Подготовка текста, перевод и комментарии О.В.Творогова// Библиотека литературы Древней Руси. Том 1. XI-XII вв. СПб.: «Наука», 1997, с. 82-83).

Действующие лица этого сюжета: Игорь, будущий киевский князь; Олег, воспитатель Игоря и правитель Руси; Ольга - невеста Игоря, будущая киевская княгиня.

Описываемое в ПВЛ событие под тем же годом встречается во многих летописных сводах, куда включалась ПВЛ (близко к тексту второй и третьей редакций или в обработке), например, в Софийской I летописи старшего извода, Летописце Переславля Русского (XV в.).

К сожалению, в Лаврентьевском списке ПВЛ листы, содержавшие изложение событий от 898 (частично) по 921 годы включительно утрачены. Самый ранний список ПВЛ, датируемый 1377 г. и отражающий вторую редакцию, не может быть представлен в перечне древнейших летописных памятников, сохранивших первое известие о Пскове. Обычно при публикации ПВЛ по Лаврентьевскому списку эту утрату восполняют текстом Радзивиловского списка с уточнениями и дополнениями по Московско-Академическому и Троицкому, так как все они относятся к одной редакции ПВЛ.

Приведем текст Радзивиловского списка под той же датой, что имеется в Ипатьевском, тем более, что есть возможность, благодаря факсимильному изданию, воспроизвести копию листа, где помещено летописное сообщение. Радзивиловская (Кенигсбергская) летопись - самая ранняя русская лицевая рукопись, содержащая 618 миниатюр. Она начинается текстом ПВЛ и завершается изложением событий 1205/1206 г. Название получено по имени владельцев (XVII в.), передавших ее в 1671 г. в Кенигсбергскую библиотеку. Считают, что миниатюры рукописи скопированы с более раннего иллюстрированного оригинала. Радзивиловская летопись в настоящее время хранится в Библиотеке Академии наук в Санкт-Петербурге.

Обращаемся к листу 14 об. Интересующий нас текст помещен в верхней части листа. Читаем его с разделением на слова:

«В лет(о) 6411. Игореви же възрастъшю и хожаше по Олзе и слушаша ег(о), и приведоша ему жену от Пьскова, именемъ Олену» (по: Радзивиловская летопись: Факсимильное воспроизведение рукописи. Текст. Исследование. Описание миниатюр: в 2-х тт. СПб.; М.: «Глаголъ», «Искусство», 1994. Т.1).

После известия под 6411 (903) годом, не сопровождаемого иллюстрацией, на листе 14 об. приводятся обозначения ряда последующих лет без каких-либо сообщений, а под 6415 годом помещен рассказ о походе Олега «на грекы». Миниатюра в центре листа иллюстрирует именно этот рассказ.

Текст летописной статьи «В лето 6411» очень близок варианту Ипатьевского списка. Главное различие - в имени приведенной из Пскова жены. Радзивиловский список учитывает православное имя, полученное Ольгой позднее, при крещении: Елена. Эта особенность отличает текст Радзивиловского списка не только от Ипатьевского, но и от списков XV в. одной с ним редакции (Московско-Академического и Троицкого), в которых присутствует вариант «Олга». Неясна причина употребления глагола «слушати» во множественном числе, что несколько меняет содержание известия (не Игорь «слушал» Олега, но его самого «слушали»).

Итак, первое упоминание о Пскове, датированное 903 г., сохранилось в летописных источниках XV в., включавших в себя тексты ПВЛ второй и третьей редакций. Эти редации сложились в начале XII в. Упоминание Пскова в рассмотренных летописных известиях связано с женитьбой Игоря на Ольге, подтверждаемой последующими известиями ПВЛ. Как отмечалось ранее, проставление погодных дат для известий IX и значительной части Х в. было произведено составителями ПВЛ в начале XII в. Так, по-видимому, была проставлена и дата «903 г.». Вероятно, в распоряжении летописца не было источников, позволяющих достаточно достоверно определить время женитьбы Игоря, так как помещение известия под названной датой вступает в противоречие с фактами последующей биографии киевской княгини, лучше обеспеченных источниками. Однако даже предполагаемая неточность в хронологическом определении биографического эпизода, зафиксированного под 6411 годом, не умаляет значение упоминания под этой датой Пскова. Для летописцев рубежа XI и XII вв. существование Пскова в начале Х в. было очевидным. В этом проявилась их историческая осведомленность, подтверждаемая другими источниками.

Источник:

https://arheologpskov.ru/index.php/arheologija-pskova/istoriya-izucheniya/proekt-letopis/item/первые-летописные-известия-о-пскове

Псковские летописи — памятники летописания, составленные в Пскове в XV-XVII веках Основной источник сведений по истории Пскова, а также Псковской области. Кроме того, в Псковских летописях отражаются некоторые особенности древнепсковского диалекта. Историки русского языка выделяют три псковских летописи, каждая из которых представляет собой особый памятник: 1-я, 2-я и 3-я псковские летописи. Псковские летописи стали одним из источников протографа Софийской 1-й и Новгородской 4-й летописей.

Псковские летописи в основном содержат записи о местных событиях. Записи об общерусских событиях появляются только с XV века, но внимания им уделено гораздо меньше. Основные темы:

  • неурожаи: на всю Рускую землю бысть гладъ великъ по 3 годы,
  • эпидемии: того же лѣта бысть моръ золъ на людех во Псковѣ,
  • пожары, наводнения и т.п.: загореся от церкви святаго Георгиа, и погорѣ все Застѣние во Псковѣ; бысть буря велика, и сшибе кресть с церкви святыа Троици; зима бысть снежна велми, и по том на весну бысть вода велика зѣло, и наплънишася рѣки и источници и езера, а в Новегороде много пакости оучинися от воды,
  • знамения: бысть знамение въ церкви святого Бориса и Глѣба: двѣ иконы святая троица и богородица снидоша с верхняго тябла и легоша на востокъ образомъ; явися звѣзда хвостатаа на западнои стране,
  • рост цен на хлеб: бысть зима тепла безъ снѣга, и на лѣто бысть хлѣбъ дорогъ велми,
  • торговля: въ Псковѣ отложиша коунами торговати и начаша пѣнязми торговати <смена денежной единицы>,
  • городское строительство: купци псковскии поставиша церковъ древяную въ имя святыя Софья,
  • внутренние дела Пскова и пригородов: псковичи сожгоша 12 жонке вѣщих,
  • деятельность посадников: Борисъ посадникъ и весь Псковъ заложиша стѣну камену от святого Петра и Павла к Великои реце,
  • отношения с Новгородом, Москвой, другими городами: псковичи съ княземь Остафьемъ ходиша к городу Полотьску и повоеваша волости их; а от Пскова посадникъ много бише чолом, абы помогли противу поганых Немець, они же <новгородци> отрекошася и не помогоша.

Особое место занимает описание военных походов и борьбы с немцами, что связано с пограничным положением Пскова: приидоша Немци ратью къ Пскову и стоявъше оу города 3 дни, и отъидоша съ срамом.

Помимо исторической, псковские летописи имеют и художественную ценность. Д.С. Лихачев писал про псковские летописи XVII века: «Простота разговорного, лишенного риторических украшений языка, проникновение фольклора, рассказы очевидцев, используемые в записях, — все это продолжает составлять характерную черту новгородско-псковских летописей».

Летописание во Пскове началось достаточно поздно, в XIII веке: именно в это время здесь наблюдался экономический подъем и, как следствие его, стремление к политической независимости от Новгорода, что во многом обусловило необходимость ведения собственного летописания. Первое известие, попавшее в летопись из местных записей, то есть собственно псковское, читается во 2-й псковской летописи под 1238 годом: «Псковичи избиша <побили> Литву на Камнѣ засадою, октября 25 ». Регулярно же записи велись только начиная с XIV века

Центром летописного дела в XV веке была церковь Св. Троицы, в которой также хранились в специальном ларе все важнейшие документы Пскова, в том числе отчеты и реляции, представляемые на вече. Часть летописных записей считается заимствованной из этих документов, о чем свидетельствуют случаи включения в известия прямой речи, которая явно списана из официальных сообщений, например в Погодинском списке под 1499 годом читаем: «и великии князь Иван Васильевич на наших посадников и бояр опалился: чи не волен яз въ своем вноуке и оу <в> своих дѣтех; ино кому хочю, тому дамъ княженство ».

Летописи в некотором смысле были официальными документами и могли иметь определенную юридическую силу. Так, в 1510 году, давая ответ посланнику великого князя Василия III, псковичи говорили, ссылаясь на материал летописи: «Тако в <у> нас написано в лѣтописцех <в летописях>, с прадеды его и з дѣды и со отцем его крестное целование с великими князьми положоно, что нам псковичам от государя своего великого князя... и нам от него не ити не в Литву ни в Нѣмцы; а нам жити по старинѣ в добровольи ».

Псков на гравюре 1582 года

Процессом летописания руководили, по-видимому, «местные выборные вечевые должностные лица — сначала сотские, а потом посадники, когда к началу XIV века должность посадника стала фактически выборной». В пользу этого свидетельствует тот факт, что именно в начале XIV века в записях часто упоминается деятельность посадников, особенно — в связи с городским строительством. В этом заключается своеобразие псковских летописей: обычно летопись велась при князе или при епископе (владыке). Позже, когда посадников в Пскове стало несколько и они быстро сменялись, управлять летописанием могли также вечевые дьяки и, возможно, ларник — «заведующий ларем» церкви Святой Троицы. После 1510 года, когда Псков фактически утратил независимость, летописание продолжало вестись при разных монастырях и церквях.

Погодин Михаил Петрович

Псковские летописи неоднократно публиковались. Впервые издание осуществил профессор Московского Университета М. Погодин в 1837 году. Однако в распоряжении Погодина было всего 3 списка летописи, и в качестве основного он выбрал не самый древний из них — Архивский 2-й середины XVII века. Тем не менее, издание оказалось вполне успешным — не в последнюю очередь благодаря тому, что Погодин практически не исправлял текст и придерживался Архивского 2-го списка на протяжении всей летописи.

Второе издание осуществилось силами Археографической комиссии, которая работала уже с 11 списками. В качестве отдельного памятника выделилась 2-я псковская летопись (Синодальный список XV века), которую издали отдельно в 1851 году в V томе Полного собрания русских летописей (ПСРЛ). 1-я псковская летопись была напечатана несколько ранее, в 1848 году в IV томе ПСРЛ, и именно к ней возникло больше всего претензий: издатели не определились заранее, какой из списков считать основным, и брали разные известия из разных списков. Фактически это лишило издание научной ценности.

Именно поэтому в первой трети XX века встал вопрос о переиздании, которое стало возможно во многом благодаря текстологической работе, проделанной А.Н. Насоновым. Насонов исследовал 24 списка, выявил, какие из них максимально близки к оригинальным сводам или являются таковыми, а какие представляют собой позднейшие копии. В результате ученый выяснил, что существовала отдельная 3-я псковская летопись. Первый том с 1-й псковской летописью вышел в свет в 1941 году. Великая Отечественная война надолго задержала издание второго тома, который опубликовали лишь в 1955 году. Он содержал 2-ю и 3-ю псковские летописи.

Я псковская летопись

1-я псковская летопись представлена основным Тихановским списком XVII века. В рукописи всего 88 листов, на лл. 9-88 об. читается 1-я псковская летопись. Текст ее написан одним почерком — полууставом первой половины XVII века, который несколько отличается от почерка на лл. 2-8 об.: почерк на лл. 9-88 об. более прямой, что может быть объяснено подражанием древнему оригиналу. Кроме того, обозначение цифры 90 в тексте 1-й псковской летописи указывает на древность оригинала летописи и относит его к XIV-XV векам. Начинается 1-я псковская летопись с Повести о Довмонте в ее летописной редакции. Последнее известие в Тихановском списке относится к 1469 году.

Кроме того, особое ответвление 1-й псковской летописи представляют списки Погодинский 1-й конца XVI века и список Оболенского первой половины XVII века. В обоих излагается история Пскова за 1447-1547 годы.

Вторая псковская летопись

Я псковская летопись

2-я псковская летопись существует только в одном списке — Синодальном, который читается в рукописном сборнике Синодального собрания № 154. В рукописи 307 нумерованных листов и 4 листа чистых ненумерованных. Практически весь сборник написан одним почерком — полууставом конца XV века. На лл. 154–224 об. находится Псковская 2-я летопись. В начале летописи читаются Житие Александра Невского и Повесть о Довмонте (первое не имеет даты, второе помещено под 6773 (1265) годом). Последнее известие в летописи относится к 1486 году и оборвано на полуфразе. Далее в рукописи идут другие произведения. На основании того, что почти весь сборник написан одним почерком, А. Н. Насонов сделал вывод, что он писан одним лицом, таким образом, это не оригинал, а копия 2-й псковской летописи, которая кончалась на известии 1486 года.

Я псковская летопись

Основной ее список — Строевский. Это рукопись XVI века В нем 239 нумерованных исписанных и 3 чистых листа. Последняя запись относится к 1567 году. Начиная с известия 6773 (1265) года, в известиях 6774, 6775, 6779, 6780 (1272) годов в тексте читается Повесть о Довмонте. До конца известия 7064 года (1556), л. 214 об., рукопись писана одним почерком, далее текст имеет характер приписок, причем почерки меняются. Судя по водяным знакам, рукопись могла быть написана около 1560 года, а приписки сделаны позднее основного текста.

Строевский список лег в основу оригинала, с которого был списан Архивский 2-й список 3-й псковской летописи. Рукопись Архивского 2-го списка содержит 243 листа, исписанных скорописью середины XVII века, а также 3 чистых листа. На обороте третьего чистого листа сделана запись о том, что рукопись принадлежала стольнику Василию Никифоровичу Собакину, а создана была трудами Ондрюшки Ильина, по прозвищу Коза. Под 6773 (1265) годом читается Повесть о Довмонте, как и в Строевском списке.

По предположению А.Н. Насонова, в основе всех дошедших до наших дней псковских летописей лежал единый источник — псковский летописный свод, созданный в 50-х или в начале 60-х годов XV века.

Этот свод был летописной компиляцией, которая, помимо местных записей, включала в себя выдержки из хронографического материала, сокращенного Новгородско-Софийского свода (то есть Софийской 1-й и Новгородской 4-й летописей) и Новгородской 5-й летописи. Кроме того, в рассматриваемом своде содержался ряд полоцких, смоленских и литовских известий, также взятых из какого-то особого источника. У этого свода было своеобразное предисловие — летописная редакция Повести о Довмонте, литовском по происхождению князе, который сбежал в Псков, крестился там, получил христианское имя Тимофей, а затем на протяжении 33 лет, с 1266 по 1299, весьма успешно княжил во Пскове, совершив ряд победных походов на литовские и ливонские земли. Княжение Довмонта-Тимофея имело очень большое значение для города, так как именно в этот период были заложены основы независимости Пскова от Новгорода.

Источник:

https://megabook.ru/article/Псковские+летописи

Материал предназначен для самостоятельного и внимательного ознакомления.

Ответьте на следующие вопросы:

- в каком списке содержится первое сообщение о Пскове?

- к какому году оно относится?

- когда возникло псковское летописание?

- кокой храм в Пскове был его центром?

- назовите псковские летописи?

- их основные темы?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-05 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: