Периодизация Л.С. Выготского




Лев Семенович Выготский выдвинул идею о ведущей роли обучения в психическом развитии высших психических функций (ВПФ). К ВПФ относятся речь, словесно-логическое мышление, воля, воображение, произвольное внимание, произвольная память. Это все продукты культурно-исторического развития.

Развитие ВПФ происходит из-за овладения 2 видами средств:

  • орудия труда (направлены во внешний мир и преобразуют природу);
  • знаки (направлены на внутренний мир человека и пересматривают психику человека; например, слово).

Овладеть этими 2 видами средств ребенок может только в процессе обучения под руководством взрослых. Поэтому развитие психики не может идти вне обучения. Выготский считал, что обучение является развивающим только тогда, когда оно идет впереди развития и ведет его за собой.

Развивающее обучение базируется на 2 уровнях развития:

1 уровень — низший — уровень актуального развития: уже сложившиеся на данный момент функции. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет самостоятельно.

2 уровень — высший — зона ближайшего развития (ЗБР): те функции, которые находятся в процессе созревания. На данном уровне выявляются такие функции по действиям, которые ребенок выполняет с помощью взрослых.
Величина ЗБР — это потенциальные возможности ребенка, показатель запаса его развития, показатель обучаемости.

Интериоризация – это перевод знаков или стимулов-средств во внутренний план, когда ребенок получает возможность пользоваться ими самостоятельно. Например, вы обучаете решать какую-то задачку, но постепенно пока ребенок осваивает это задачку, он понимает правила решения и в конце концов появляется возможность решать задачку самостоятельно без вашего надзирательства. В итоге благодаря усвоению стимулов-средств у ребенка формируется знаковая функция, стадия сознания, что преобразует его психические функции. Ассоциативное мышление превращается в творческое мышление и воображение. Импульсивные действия превращаются в произвольные действия.

Однако стоит понимать, что ребенок не способен усвоить все и сразу. Существуют определенные границы усвоения социального опыта. Эти границы называют ЗБР. Так выделяется ЗАР, то есть уже достигнут ребенком уровень развития и ЗБР, то есть это разница между потенциальным развитием ребенка, то есть тем чего он может достичь и его актуальным развитием. Отсюда Л.С. Выготский делает вывод, что чтобы эффективно обучать ребенка, необходимо попадать в ЗБР, то есть надо давать ребенку достаточно сложные задачи, которые бы превышали его уровень актуального развития, но при этом не слишком сложную, чтобы они не превышали пределы ЗБР.

Возрастная сензитивность — это наибольшая чувствительность к определенным обучающим воздействиям в определенные возрастные периоды.

В сензитивный период определенные воздействия только тогда могут влиять на развитие, когда психические функции находятся в процессе созревания. Когда они созревают, те же самые воздействия могут оказаться не только нейтральными, но и даже иметь негативный эффект.

Сензитивные периоды совпадают с тем, что Выготский назвал зоной ближайшего развития. Именно сензитивностью вызваны неповторимость и необратимость возрастного развития. Всякий пропущенный сензитивный период приводит к отставанию в развитии.

Необратимость — это способность к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими.

Периоды сензитивного развития ограничены во времени. Поэтому, если упущен сенситивный период развития той или иной функции, в дальнейшем потребуется гораздо больше усилий и времени для ее становления.

 

Сензитивные периоды можно выделить из новообразований возраста. Таким образом, можно выделить несколько сензитивных периодов.

Возраст Сензитивный период
1,5-3 года Развитие речи
3-6/7 лет Развитие образных форм познания: восприятия, образной памяти, образного мышления, воображения
5 лет Предполагается, что для обучения грамоте
6 лет Предполагается, что для обучения чтению

 

Законы детского развития. Л.С. Выготский установил четыре основных закона детского развития.

1-й закон. Первый из них – цикличность развития. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания. Такие цик­лы развития характерны для отдельных психических функций (памяти, речи, интеллекта и др.) и для развития психики ребенка в целом.

2-й закон. Второй закон – неравномерность развития. Разные сто­роны личности, в том числе психические функции, развиваются неравномерно. Например, в раннем возрасте доминирует восприятие, в дошкольном возрасте память, в младшем школьном – мышление.

3-й закон. Третья особенность – «метаморфозы» в детском развитии. Развитие не сводится к количественным изменениям, это цепь из­менений качественных, превращений одной формы в другую. Ре­бенок не похож на маленького взрослого, который мало знает и умеет, и постепенно приобретает нужный опыт. Психика ребенка своеобразна на каждой возрастной ступени, она качественно от­лична от того, что было раньше, и того, что будет потом.

4-й закон. Четвертая особенность – сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка. Процессы «обратного развития» как бы вплетены в ход эволюции. То, что развивалось на предыдущем этапе, отмирает или преобразуется. Например, ребенок, научив­шийся говорить, перестает лепетать. У младшего школьника исче­зают дошкольные интересы, некоторые особенности мышления, присущие ему раньше. Если же инволюционные процессы запаз­дывают, наблюдается инфантилизм: ребенок, переходя в новый возраст, сохраняет старые детские черты.

Динамика возрастного развития. Определив общие закономерности развития психики ребенка, Л.С. Выготский рассматривает также динамику переходов от од­ного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно и постепенно, а могут – быстро и резко. Соответственно выделяются стабильные и кризис­ные стадии развития.

Для стабильного периода характерно плав­ное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен в личности ребенка. Незначительные изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно неза­метны для окружающих. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования. Возрастные новообразо­вания, образующиеся так медленно и долго, оказываются устойчи­выми, фиксируются в структуре личности. Только сравнив начало и конец стабильного пе­риода, можно представить себе тот огромный путь, который про­шел ребенок в своем развитии. Психологические новообразования представляют собой новый тип строения личности ребенка, те психические социальные изменения, которые впервые возникают на данном этапе развития и определяют его психику. При этом вместе с личность ребенка на каждом этапе развития изменяются и его взаимоотношения с социальной средой. Такой своеобразие отношений было названа – социальная ситуация развития.

В результате развития индивида наблюдаются стабильные этапы и кризисные этапы. Отсюда Л.С. Выготский составляет свою периодизацию, где мы рассмотрим именно кризисные этапы, потому что именно они ярко характеризуют определенные изменения.

1. Кризис новорожденности – здесь наблюдается конфликт между максимальной социальностью младенца и его минимальными возможностями к общению.

2. Кризис одного года – наблюдается игра и предметно-орудийная деятельность, появляются жесты, ходьба и речь.

3. Кризис трех лет – также называется стадией «строптивости» или упрямства, здесь ребенок проявляет упрямство, негативизм, недовольство и старается максимально отделится от взрослого, но это обуславливает и его стремление к проявлению волей формы проявления, а не аффективной.

4. Кризис 7 лет – наблюдается нарушения психического равновесия, падением воли и расстройство настроения, происходит утрата детской непосредственности из-за дифференциация внешней и внутренней жизни (появляется смысловая ориентировка своих действий), но при этом возрастает самостоятельность ребенка, возникают обобщения и логика, переживания приобретают смысл и появляется самооценка.

5. Кризис 13 лет – характеризуется падением успеваемости и снижение работоспособности, также наблюдается дисгармоничность во внутреннем строении личности, это вызвано тем, что здесь происходит переход от наглядности к пониманию, то есть происходит переход к высшей формы интеллектуальной деятельности, появляется чувство взрослости и ощущения самосознания.

6. Кризис 17 лет – кризис предполагает, что ребенок становится взрослым.

Таким образом мы узнали, что по мнению Л.С. Выготского наша психика развивается посредством вращивание, интериоризации социального опыта, так появляются наши ВПФ (творческое мышление, воображение, внимание, произвольной памяти и т.д.). Это существенно развило представление о развитии ребенка.

Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рас­сматривал чередование стабильных и кризисных периодов как за­кон детского развития.

В кризисные периоды обостряются основные противоречия: с одной стороны, между возросшими потребностями ребенка и его все еще ограниченными возможностями, с другой – между новы­ми потребностями ребенка и сложившимися раньше отношениями со взрослыми. Сейчас эти и некоторые другие противоречия часто рассматриваются как движущие силы психического развития.

По Л.С. Выготскому, возрастное развитие – сложный процесс, приводящий к изменению всей личности ребенка на каждом возрастном этапе. Развитие – это прежде всего возникновение нового. Стадии развития характеризуются возрастными новообразованиями, которые появляются закономерно, подготовленное ходом предшествующего развития.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: