Этапы развития системы управления качеством




Управление качеством

 

Под качеством понимается совокупность свойств продукции, удовлетворяющих потребностям потребителя.

Качество формируется на всех стадиях жизненного цикла продукта. Ответственность за качество несет производитель.

Параметрами качества продукта принято считать следующее:

Ÿ функциональность характеризует полезность продукции и области ее применения (для техники это, например, производительность, для продуктов питания — вкус и т. п.);

Ÿ надежность (безотказность, отсутствие дефектов, защищенность от моральных рисков);

Ÿ долговечность — свойство сохранять основные качества и работоспособность до наступления предельного срока службы или хранения при соблюдении установленного порядка технического обслуживания и ремонта;

Ÿтехнологичность — показывает, насколько близко конструкция изделия учитывает требования современного производства;

Ÿ эстетичность — характеризуется степенью позитивного влияния объекта на чувства человека;

Ÿтранспортабельность (легкость, компактность);

Ÿэкологичность — характеризуется легкостью утилизации, минимумом отходов при использовании, степенью негативного воздействия на природу и человека (содержанием вредных примесей, радиоактивностью, уровнем шума, вибрации и проч.);

Ÿ безопасность (например, прочность конструкции);

Ÿ ценовые показатели;

Ÿ экономичность (оптимальное соотношение качества и затрат);

Ÿ репутация, имидж;

Ÿ соответствие заявленному уровню стандартов, сертифицированность.

Таким образом, качество имеет множество составляющих.

Качество услуг измеряется ещё и дополнительными параметрами, а именно:

Ÿ известность и надежность фирмы;

Ÿ ее компетентность в своей сфере деятельности, понимание специфики потребностей клиента;

Ÿ доступность, способность в любой момент обслужить клиента;

Ÿотзывчивость персонала, его внешний вид, отделка помещений;

Ÿ обеспечение потребителей любой необходимой информацией.

Качество управления определяется следующими параметрами:

Ÿкультурой управления,

Ÿпрофессионализмом работников,

Ÿразвитостью информационных технологий,

Ÿморально-психологическим климатом.

Высокое качество продукции и услуг приносит сегодня как производителям, так и потребителям значительный экономический эффект, поэтому ему уделяется пристальное внимание. Но оно требует немалых расходов. Такие расходы составляют:

- Цену соответствия определяют расходы, связанные с обеспечением качества: по предотвращению выпуска недоброкачественных изделий (на планирование, совершенствование технических средств, обучение персонала передовым методам работы); по управлению и контролю качества (на проверку конструкций изделий, входной контроль материалов и комплектующих, лабораторные приемочные испытания, надзор, испытание образцов готовых изделий).

- Цену несоответствия формируют затраты, связанные с неудовлетворительным качеством: издержки в производстве (на исправление брака, переделку); расходы в сфере потребления (на ремонт в гарантийный период, замену и проч.).

За счет повышения качества часть этих издержек можно сэкономить и увеличить тем самым долю прибыли в доходах. Но некоторых избежать нельзя (на аудит, проверку испытательного оборудования, обучение, контроль).

Решение проблемы качества требует управления им в широком смысле слова — деятельности, осуществляемой в целях определения, поддержания и повышения его необходимого уровня при создании, эксплуатации, потреблении продукции. Иными словами, управление качеством нацелено как на его обеспечение, так и на улучшение.

Это предполагает ориентированность работы фирмы в целом и каждого сотрудника на поставщиков и потребителей.

Элементами системы управления качеством являются:

1. Планирование (определение цели, стратегии, стандартов и требований, разработка методов, программ качества, регламентирующих конкретные меры по его обеспечению).

2. Текущее управление, направленное на достижение установленных требований

к нему (контроль, испытания, выявление отклонений, принятие оперативных мер воздействия, проведение организационных и технических мероприятий, стимулирование).

3. Обеспечение качества — создание системы внутренних (у производителя) и внешних (у потребителя) его гарантий.

4. Стимулирование улучшения качества.

5. Борьба с нарушениями качества.

Конкретными целями управления качеством являются:

Ÿмаксимальное удовлетворение запросов потребителя и защита его от дефектной продукции;

Ÿсохранение и повышение репутации фирмы;

Ÿпредупреждение брака и снижение непроизводительных затрат;

Ÿдостижение высокого технического уровня продукции;

Ÿсоздание условий для освоения новых видов изделий.

Современными принципами управления качеством считаются:

1) системный подход, предполагающий, что эта проблема решается не только в техническом, но и в организационном, социальном, психологическом аспектах на всех стадиях жизненного цикла фирмы и ее продукта всеми подразделениями

и работниками;

2) превращение управления качеством в ключевой элемент политики стратегии компании и формирование обязательных требований к нему на высшем уровне руководства ею;

3) постоянное (с учетом задач повышения качества) совершенствование технологий производства, перестройка организационных структур, в том числе создание специальных служб, отвечающих за него;

4) ориентация на потребителей, тесное взаимодействие с ними и поставщиками;

5) обеспечение высокого качества продукции при снижении затрат;

6) вовлечение всего персонала в работу по повышению качества, его непрерывное обучение;

7) акцент на качестве не только результата, но и деятельности; не на контроле,

а на устранении причин неудовлетворительного положения дел в этой области.

Этапы развития системы управления качеством

 

Управление качеством в своем развитии прошло несколько этапов и вначале сводилось к контролю.

1. Ремесленный (с Петра I) Контроль качества осуществлял хозяин мастерской.

Об этом свидетельствует один из указов Петра I:

«...Повелеваю хозяина Тульской Фабрики Корнилу Белоглазова бить кнутом и сослать на работу в монастыри, понеже он, подлец, осмелился войску Государеву продавать негодные пищали и фузеи. Старшину альдермала Фрола Фукса бить кнутом и сослать в Азов, пусть не ставит клейма на плохие ружья.

Буде заминка в войске приключаться при сражении по недогляду дьяков и подьячих, бить оных кнутьями нещадно по оголенному месту. Хозяину - 25 кнутов и пени по червонцу за ружье. Старшину альдермала - бить до бесчувствия. Старшего дьяка отдать в унтер-офицеры. Дьяка - отдать в писари. Подьячего лишить воскресной чарки сроком на один год.

Новому хозяину ружейной фабрики Демидову повелеваю построить дьякам и подьячим избы, дабы не хуже хозяйской были, буде хуже, пусть Демидов не обижается, повелеваю живота лишить».

 

2. Индивидуальный (вторая половина XIX — начало XX в.) контроль качества возлагался на мастеров.

В его рамках в 1870-х гг. на заводах Кольта родилась идея стандартного качества. Изделия собирались не из пригнанных друг к другу деталей, а из случайно выбранных из партии.

 

3. Цеховой.(1920-е гг) Главным в достижении качества становится не контроль, а бездефектная работа, поэтому приходит управление качеством, причем не только результата, но и технологического процесса. Оно осуществлялось путем выявления причин нарушений, разработки и реализации мер по их предотвращению.

Первым управление качеством применил Ф. Тейлор, который установил требования к нему в виде полей, допусков и проч., а также ввел должности инспекторов (контролеров), штрафы и увольнения за дефекты и брак.

Но скоро стало ясно, что управлять нужно качеством процесса. Г. Форд вместо входного контроля комплектующих изделий ввел их выходной контроль по месту производства с помощью специальных лиц и подразделений.

В нашей стране в приемке продукции участвовали представители ОТК (отделов технического контроля), созданных в 1920-е гг. Ими осуществлялись проверка и отбраковка дефектной продукции уже на ранних этапах производства. Такая работа требовала значительного числа контролеров и была связана с немалыми затратами.

 

4. Автономный (1930-е гг.) появились общефирменные аудиторские службы во главе с управляющими, подчинявшимися высшему руководству.

Акцент в их работе сместился с выявлениядефектов на их предупреждение.

Для решения поставленной задачи этими службами осуществлялись:

Ÿизучение всей системы обеспечения качества и связанной с ней документации;

Ÿконтроль выполнения низовыми подразделениями своих функций, соблюдения технологических режимов;

Ÿстатистическая (выборочная) проверка качества на основе специальных карт и таблиц, существенно сокращавшая затраты времени и средств;

Ÿанализ причин дефектов.

Последние обходятся тем дороже, чем позднее обнаруживаются. Их устранение на стадии конструирования обходится в 10 раз дешевле, чем на стадии производства, и в 100 раз дешевле, чем у потребителя.

 

5. Планирование качества. (середина 1960-х гг.) В этот процесс стали вовлекать весь персонал.

 

6. Комплексный (1970—1980-е гг) Задачей этого этапа было снижение расходов и удовлетворение запросов потребителя по принципу «совершенству нет предела».

Повышение качества рассматривалось как основа стратегии фирмы,

роста ее конкурентоспособности и прибыльности.

Главными условиями качественной работы признавались: возможность творчества, получение значимых результатов, социальные гарантии.

Широкое распространение нашел метод общего (системного) управления качеством (Total Quality Management), в соответствии с которым устанавливалась единая схема разработки и внедрения его моделей.

Эта схема предполагала следующие шаги:

1) обследование производства и подготовка обобщающего доклада;

2) выбор конкретной модели управления качеством;

3) разработка специальной программы качества и руководства по ее реализации;

4) определение сроков и порядка выполнения программы; внесение исправлений, принятие окончательного решения, в том числе по проблеме обучения персонала;

5) включение мероприятий программы в общий план работы;

6) запуск программы;

7) поддержка и контроль со стороны руководства и специальных консультантов.

Эффективная система качества должна быть спроектирована и функционировать так, чтобы удовлетворять запросы и ожидания как внешних потребителей (в продукции необходимого уровня), так и самой фирмы (в обеспечении условий эффективного использования ресурсов) путем контроля над техническими, административными и человеческими ресурсами, направленного на снижение, предотвращение и устранение отклонений от установленных стандартов.

 

7. В 1987 г. появилась Система международных стандартов качества ИСО-9000,

которые признаны в большинстве стран (в России они утверждены в 1996 г. как

ГОСТ РИСО 9000—96 «Управление качеством продукции»).

Комплекс ИСО-9000 состоит из 7 стандартов, сгруппированных от общих к частным на основе системного подхода. Они регламентируют требования к качеству по всем стадиям жизненного цикла продукции.

Концептуальной основой ИСО-9000 является организация процессов улучшения качества продукции под руководством специального ответственного за него лица.

Стандарты ИСО-9000 призваны создать условия для постоянного совершенствования технологических процессов и выпускавшейся с их помощью продукции, в частности:

Ÿпредотвращения выпуска и исключения попадания некачественной продукции к потребителю;

Ÿсоздания условий постоянного повышения качества товаров и услуг, удовлетворяющих текущие и перспективные потребности людей;

Ÿобеспечения ответственности за это конкретных руководителей и персонала фирм как производителей, так и поставщиков;

Ÿсертификации систем качества на предприятии;

Ÿоценки поставщиков.

На основе стандартов ИСО-9000 стали создаваться системы управления качеством продукции, элементами которых являются:

1. Общефирменная политика фирмы в области качества. Политика в области качества, с помощью которой осуществляется общее управление им, доводится до сведения всех работников. Это помогает каждому понимать свои обязанности и ответственность в этом направлении.

2. Методические материалы, определяющие набор мероприятий и технологий,

обеспечивающие качество.

3. Рабочие инструкции, правила действий, процедуры.

Ответственность за качество возлагается на руководителей, от которых, как считается, успех зависит на 80-90 процентов. В результате потребители всегда получают продукцию интересующего их качества, а организация повышает эффективность использования ресурсов.

 

В 1990-е гг усилилось влияние общества на предприятие, а последнее стало больше учитывать социальные интересы. В результате появилась система стандартов ИСО-14000, отражающая требования к системе управления со стороны охраны окружающей среды («Экология качества») и безопасности продукции.

В 2000 г введены новые стандарты ИСО. Важное место в рамках современной системы управления качеством отводится вопросам сертификации. Под ней понимается процедура установления и официального

подтверждения соответствия продукции, процесса или услуги определенным

стандартам и требованиям, в чем третья сторона дает письменную гарантию.

Сертификация — одна из общепринятых форм контроля качества и одновременно средство конкурентной борьбы на внешнем и внутреннем рынках. Сертификация может быть обязательной (в соответствии с требованиями закона)

и добровольной, инициативной (на основе заявки и договора).

Сертификация производится организацией, не зависящей от поставщика и потребителя продукции (сертификационный центр, лаборатория и т. д.), на которую она выдает сертификат — документ, подтверждающий качество конкретного изделия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: