Урок 23. Развитие речи: пересказ сказки
Тип урока: решение учебной задачи | ||
Педагогические задачи: вызвать чувство уважения и восхищения великим поэтом; научить наблюдать за текстом и находить в нем главную идею произведения; пробудить интерес к изучению творчества А. С. Пушкина; работать над техникой чтения, осознанностью, беглостью, правильностью | ||
Планируемые результаты | ||
Предметные: Научатся: пересказывать отрывок произведения, читать осознанно вслух текст художественного произведения целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского языка, определять тему и главную мысль произведения | Метапредметные: Познавательные: анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на уровне обобщения. Регулятивные: определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно, связывать с целевой установкой урока. Коммуникативные: оформить 3–4 слайда к выступлению, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; использовать в презентации не только текст, но и изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.); осознавать цель своего высказывания; находить нужную информацию через беседу со взрослыми, учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей | Личностные: посещать по своему желанию библиотеку (реальную или виртуальную) для подготовки к урокам литературного чтения |
Организационная структура урока
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности учащегося | |||||||||||||||
I. Актуализация опорных знаний. Проверка домашнего задания | Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе. – Что общего в произведениях Ш. Перро «Спящая красавица», братьев Гримм «Белоснежка» и А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»? – Прочитайте аннотацию к сказке «Белоснежка и семь гномов» | Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Читают на оценку. – «Белоснежка и семь гномов» – сказка братьев Гримм о прекрасной дочери короля, которую приютили в лесу гномы, спасая от гнева злой мачехи, владеющей волшебным зеркалом. Повествуется о зачарованном сне главной героини и ее пробуждении благодаря вмешательству королевича | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта | |||||||||||||||
II. Сообщение темы урока. Определение целей урока | Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока. – Прочитайте тему урока. – Определите цели урока, используя опорные слова. – Чем похожа сказка А. С. Пушкина на народные волшебные сказки? – Что в сказке характерно для фантастического вымысла, а что для реальной действительности? | Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.
– В сказке А. С. Пушкина есть концовка и зачин, как в народной сказке; в тексте много фольклорных слов и выражений; добро торжествует над злом; отношения между главными героями схожи с отношениями героев в народных сказках; присутствуют магические числа: 3, 7.
Составляют таблицу.
| Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, находить общее и различия, делать выводы. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | |||||||||||||||
III. Беседа по содержанию сказки | Проводит беседу. – Рассмотрите выставку книг. Какие из сказок, по-вашему мнению, схожи со «Сказкой о мертвой царевне и о семи богатырях»? – Каждый из вас сейчас вспомнил о том случае, когда Жуковский и Пушкин вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский тогда написал две сказки, Пушкин – одну. А осенью 1833 года Пушкин вер-нулся к мысли о соревновании и создал «Сказку о мертвой царевне…». Сюжет сказки А. С. Пушкина схож с сюжетом сказки В. А. Жуковского «Спящая царевна», сказка написана одним стихом. Оба поэта использовали сюжеты немецкой сказки братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Нам уже известно об интересе Пушкина к русским народным сказкам, песням, преданиям, к истории родной страны. В селе Михайловском он, переодевшись в крестьянский наряд, частенько смешивался на ярмарках с толпой людей, подпевая нищим слепцам, прислушиваясь к меткому народному слову. Давайте вспомним, какую трогательную привязанность испытывал Пушкин к своей няне Арине Родионовне, крепостной крестьянке. Именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки, о которых он написал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» Сопоставительный анализ. – Давайте пронаблюдаем, что общего в сказках братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов и А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и в чем различие? – Назовите героев, которые есть в обеих сказках. – Есть ли похожие события? – Давайте вместе, заполняя таблицу, сопоставим сказки. – А. С. Пушкин создает свою неповторимую сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм сюжетом, героями и языком. Сказка А. С. Пушкина более поэтична, красочна | Отвечают на вопросы учителя.
– Сказка братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов», сказка В. А. Жуковского «Спящая царевна».
Проводят сопоставительный анализ сказок. Работают в парах. Составляют таблицу.
– Герои и события этих сказок схожи.
– Царица-мать, царица-мачеха, царевна-падчерица, жених, семь персонажей (богатыри и гномы).
– Падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу, мачеха хочет ее убить, героиню выручают друзья, а затем оживляет принц (королевич).
| Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону | |||||||||||||||
– Прочитайте начало сказки. С каким настроением осталась царица у окна? – Какие слова передают напряженное ожидание? – Печаль внезапно сменяется радостью: рождается дочь, возвращается царь-отец. И опять строки наполняются грустью: умирает царица. Зачем автору нужен такой резкий поворот сюжета? – Какими вы представили себе царя и царицу? – Какие эпитеты использует поэт, чтобы подчеркнуть, как долго ждала царица супруга. –Ряд средств художественной выразительности, сопровождаемых повторяющимися указаниями на время действия, воссоздает переживания царицы, состояния ее души. Такие подробные описания внутренних переживаний героев свойственны только литературной сказке. – Появляется новый персонаж. Найдите в тексте слова, характеризующие вторую царицу. Какие нотки утрачены? – Почему к зеркальцу царица благосклонна, ласкова? – Как реагирует царица на похвалы зеркальца? – Но… в это время царевна молодая подросла и расцвела. – Кажется, все вопросы решены: у царевны есть жених – королевич Елисей, она ничем не мешает мачехе. Почему же зеркальце разбито? | – Тоска, уныние. – Слова: ждет-пождет, смотрит в поле, очи разболелись, глядючи, не видать (друга), вьется (вьюга), (снег) валится, (девять месяцев) проходят, глаз не сводит), с утра до ночи, с белой зори до ночи, девять месяцев проходит) – показывают длительность ожидания. – А. С. Пушкину нужно событие, с помощью которого можно продолжить развитие действия. – Мы представили царя и царицу любящими друг друга. Читают эпитеты: желанный, жданный. – Главная черта царицы – верность царю. Читают строки: … молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. – Исчезли теплота и душевность, свойственные первой царице. – Вторая царица красива, но в обращении холодна, бездушна. Ей в приданое дано Было зеркальце одно, Свойство зеркальце имело: Говорить оно умело. – Царицу радует, что зеркальце говорит о ее красоте. Кроме пригожести ее ничего не интересует. И царица хохотать, И плечами пожимать, И подмигивать глазами, И прищелкивать перстами, И вертеться, подбочась, Гордо в зеркальце глядясь. – Зеркальце сказало царице правду. Мачеху беспокоит красота падчерицы. По красоте царице не было равных, и вдруг в один момент все изменилось | |||||||||||||||||
IV. Инсценировка (пересказ) разговора царицы с зеркальцем | Проводит подготовительную работу к пересказу отрывка сказки. Задает вопросы. – Что замышляет царица? – Вот царевна и Чернавка в лесу. Царевна в недоумении: Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? – Чернавка оказалась доброй, она отпустила царевну. Мачеха успокоилась, считая царевну мертвой. – Что происходит в это время в царстве? – Перед нами еще один герой – королевич Елисей. Он отправляется на поиски невесты. – Что происходит в это время с молодой царевной? – Царевна решилась войти и оказалась в светлой горнице. Кто встретил ее? – Пушкин показывает, как старательна героиня: Дом царевна обошла, Все порядком убрала, Засветила Богу свечку, Затопила жарко печку… – Все работы, которые выполняла царевна в тереме, всегда выполняли простые русские девушки. Это народный мотив. Именно своим умением вести хозяйство удивила царевна семерых богатырей. – Как догадались братья, что перед ними царевна, а не крестьянка? – Самая трагичная сцена сказки – получение яблока царевной и ее смертельный сон. Чернавка, переодетая старухой-богомолкой, на этот раз не может помочь царевне. Яблоко отравлено. Доброта спасает жизнь царевне и доброта же губит ее. Что я имею в виду? – Кто больше всего волнуется за царевну? – Как поэт называет Чернавку? С какой целью это сделано? – Какой звук повторяется часто в данном отрывке? Этот прием называется «ассонанс». Для чего Пушкин его использует? – Яблоко съедено. Зло свершилось. Царевна мертва. Кто развеет чары зла? – К кому он обратится за помощью и зачем? – Какими качествами автор наделяет героя? – Чем же заканчивается сказка? | Отвечают на вопросы учителя. Готовятся к пересказу отрывка. Читают отрывки из текста. Позвала к себе Чернавку И наказывает ей… Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам. Переполох… И молва трезвонить стала: Дочка царская пропала! Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая, Между тем все шла и шла И на терем набрела… – Пес Соколко рад появлению гостьи, он перестал лаять, приласкался, понимая, что это добрая гостья. – Речь героини, умение вести себя подсказало богатырям, что пред ними царевна. И царевна к ним сошла, Честь хозяям отдала, В пояс низко поклонилась; Закрасневшись, извинилась, Что-де в гости к ним зашла, Хоть звана и не была. Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали… – Помощь нищей чернице-монахине. – Больше всего волнуется пес Соколко. Он залаял, хлопочет, лает, не пускает. Пес предчувствует беду. – Автор называет старушонкой. Царевна называет бабушкой. Автор хочет показать уважение царевны к простым людям. – Часто повторяется звук [о]. Чтобы создать тревожные звуки, насторожить читателя: автору хочется подсказать царевне о надвигающемся несчастье. О тг о няя пса. «П о ст о й, Бабушка, п о ст о й немн о жк о,– Ей кричит о на в о кошк о,–… – Чары зла развеет королевич Елисей, его любовь. Этот герой терпеливый, смелый, настойчивый. – Добро в сказке победило и восторжествовало | Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | |||||||||||||||
V. Домашнее задание | Объясняетдомашнее задание. Перечитать сказки А. С. Пушкина. Сравнить «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина и сказку братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся фрагменту сказки; перечитать сказку, разделить на части; каждую часть озаглавить | Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы | Осознавать, принимать, сохранять учебные задачи | |||||||||||||||
VI. Итог урока. Рефлексия | Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам: – Что особенно заинтересовало вас во время урока? – Что нового узнали на уроке? – К каким героям вы бы отнесли данные пословицы: • Где счастье родится, там и зависть плодится. • Завистливый по чужому счастью сохнет. • Смерть злым, а добрым вечная память. – Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Какой урок следует извлечь из литературной сказки А. С. Пушкина? – Перед вами лежат карточки с картинками детей, которые заняты чтением на уроке и дома. Лиц у этих ребят не видно. Нарисуйте свое настроение | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение: Со сказками все дружат, и сказки дружат с каждым. Они необходимы, как солнышка привет. Кто любит слушать сказки, тому они расскажут О том, что, может, было, а, может быть, и нет. Как здорово, что в сказках все сложно и несложно, Конец у них счастливый, недолгая беда. А то, что необычно, и то, что невозможно, Обычным и возможным становится всегда. М. Пляцковский | Осуществлять самоконтроль учебной деятельности |