ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»




М.А. Арзамасцева

Научный руководитель к.ф.н. доц. С.Ю. Воробьева

КНИЖНАЯ ГРАФИКА ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫКАК МЕДИАСИГНАЛ

ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет»

 

Раскрыто содержание и особенности понятий «детская литература» и «книжная графика». Проанализированы предпочтения младших школьников в выборе обложек детских книг на основании проведенного соцопроса. Доказана связь текста и изображений, помещенных в книгу, посредством применения интермедиального анализа.

 

Сегодня многие родители, учителя сталкиваются с отсутствием интереса у детей к чтению. Диджитал пространство вытесняет книги на периферию интереса читателя. Все более востребованным становится визуальное сообщение, оттесняя текст. Исследование посвящено одному из направлений в детской книге. Цель данной работы является раскрытие специфики детской книжной иллюстрации с точки зрения ее назначения, возрастной и гендерной дифференциации, познавательной направленности и образной выразительности. Задача представленного исследования состоит в выявлении приоритетов детской аудитории методом эксперимента. Практическое применение, полученных в ходе анализа, выводов позволит родителям, учителям организовать круг детского чтения более подходящим и интересным для детей образом.

Под термином «детская литература» традиционно понимают часть общей литературы, обладающей всеми присущими литературе функциями, но ориентированная на интересы детей. Детская литература предоставляет возможности развития личности ребенка, формирования мировоззрения, образного мышления, расширения его кругозора, а также усвоение норм морали и нравственности.

Особенности детской литературы:

1. Органичная интеграция искусства с основными требованиями педагогики. Под этим подразумевается учет возрастных и когнитивных особенностей детей, интересов и увлечений ребенка. Детская литература с момента ее появления выполняла дидактическую функцию. Следовательно, функции литературы для детей определяют важную роль в обществе – развить и воспитывать детей средствами худoжественного слова. Детская литература опирается на уже существующие в обществе идеологические, моральные, педагогические, а иногда и религиозные установки.

2. Познавательная функция детской литературы заключается в ознакомлении читателя с мироустройством. Осуществляемое через художественные образы, отвлечение читателя при помощи художественно-фантастического вымысла уводит в мир невозможного, но даже в это время писатель продолжает говорить об общечеловеческих истинах, о людях, их поведении. Повествование через художественные образы способно привить понятия как об всеобщих и универсальных ценностях, так и о локальных, связанных с конкретным временем и литературой.

3. Упрощенный язык, который лишен скрытых смыслов (так, К.Чуковский считал, что не следует перегружать эпитетами: ребенку интереснее действие, чем описание). В то же время, язык, который используется в детской литературе, должен обогащать словарный запас подрастающего поколения. Эмоциональный, точный, местами образный литературный язык наиболее соответствует особенностям детского восприятия.

4. При выборе книг для детского чтения важно учитывать специфику возраста читателя, т.к. соотношение лингвистического и изобразительного компонентов меняется в зависимости от возраста предполагаемого реципиента.

1) Ясельный возраст, когда дети, слушая и рассматривая книги, осваивают различные произведения литературы.

2) Дошкольный. В это время дети только-только учатся читать, но в большей степени остаются слушателями, предпочитают тексты с иллюстрациями, любят комментировать рисунки и текст.

3) Младшие школьники, 6-10 лет, это ученики начальных классов. Они в этом возрасте предпочитают небольшие художественные тексты с картинками, со знакомыми словами и понятиями.

4) Младшие подростки от 10 до 13 лет. В этом возрасте дети с интересом, читают небольшие рассказы, как правило, с сюжетами, взятыми из жизни их сверстников.

5) Подростки (отрочество) 13–16 лет. К этому периоду больше подходит детская приключенческая литература. Читая их, юные читатели отождествляют себя с книжными героями.

6) Юношество – 16-19 лет. В этом возрасте дети уже имеют все черты сформировавшиеся, они выбирают, исходя из личных предпочтений.

Таким образом, о специфике детской литературы можно говорить на том основании, что она имеет дело с формирующимся сознанием и сопровождает его в период интенсивного роста. Среди главных черт детской литературы следует отметить информационную и эмоциональную насыщенность, занимательность формы и своеобразное сочетание дидактического и художественного компонентов [8].

В процессе воспитания гармонично развитой личности видится чрезвычайно важным обращение к искусству, ориентированному на детей, особенно к книжной графике.

Книжная графика представляет собой составную часть любого книжного издания. Книга включает в себя непосредственно текст произведения, полиграфическое искусство, особый шрифт, графику. Художники книги разрабатывают конструкцию книги, тип ее издания, декоративное оформление, иллюстрационный ряд. Оформление книги очень разнообразно – это иллюстрации, сюжетные рисунки. Они бывают как цветные, так и однотонные, в книге нередко могут располагаться на отдельных вклейках, а иногда украшают переплет или обложку; книжная графика – это разнородные декоративные украшения, виньетки, орнаментация, предваряющие главы рисунки (заставки) или завершающие их (концовки); это нарисованные заглавные буквы (буквицы), шрифты. Эти элементы оформления составляют понятие книжной графики.

При анализе литературного произведения, в котором взаимодействуют искусства, следует отыскать некий живописный код, при помощи которого будет возможно расшифровать мельчайшие оттенки художественного содержания. Интермедиальный анализ текста опирается на тезис о том, что все медиа — художественные средства и методы разных видов искусства [7] или сами искусства [2] — являются особым способом передачи художественной информации; и, как замечает И. П. Ильин, с семиотической точки зрения в этом отношении они являются равноправными, «но в каждом виде искусства они организуются по своему своду правил» [4]. Иллюстративные медиа в литературном тексте — один из инструментов воплощения автором глубинного философского смысла произведения (скрытые, имплицитные смыслы). Интермедиальность появляется вследствие усложнения принципов организации художественного текста, который заимствует и ассимилирует свойства текстов, которые принадлежат другим видам искусства. Это и специфическая методология анализа как отдельно взятого произведения искусства, так и языка художественной культуры в целом, особый способ организации текста художественного произведения. Иллюстрации, будучи активным информационным сигналом, играют большую роль при выборе книги читателем и могут повлиять на перемещение произведения в пространстве детской литературы от центра к периферии и обратно. Классическим примером являются «Детские и семейные сказки» (1812) Братьев Гримм, которые были собраны и изданы как труды по немецкой филологии, но вошли в поле детской литературы после того, как были опубликованы с красочными иллюстрациями.

Иллюстрация, опираясь на законы гармоничного соответствия частей и целого, объективного устройства мира, видоизменяется под воздействием современных реалий и является важным коммуникативным звеном послания автора художественного произведения к сознанию читателя/зрителя. Целью современных мастеров графики становится создание индивидуальных, неповторимых художественных миров: книга как послание неизбежно меняется в своем социальном статусе [6]. Иллюстрация имеет множество преимуществ:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: