Скорость восприятия визуального образа значительно выше: доли секунды на осознание рисунка против нескольких минут на прочтение соответствующего текста.




Образ – более наглядное, и, следовательно, понятное средство коммуникации. Он способен стать легко воспринимаемым зрителю и логически.

Образ не надо переводить на другой язык.

4. Образ – более эмоциональное средство воздействия, нежели текст [5].

Говоря об иллюстрировании детской книги, необходимо отметить ее специфичность, выражающуюся в учете психофизического развития ребенка.

Младшим школьникам (7-9 лет) характерно предметное и функциональное восприятия действительности в отличие от зрительного восприятия детей старшего возраста и взрослых. Дети образно представляют формы изображенных предметов, при этом не учитывают всех значительных моментов восприятия, например: положение в пространстве, ракурс и т.п. Фрагментарность сознания младших школьников, отсутствие способности обобщения, диктует правила художникам детской книги: необходима конкретика в изображении. Неспособный пока еще к логическому рассуждению, ребенок объединяет находящиеся рядом явления действительности. Эту особенность восприятия необходимо учитывать при создании иллюстраций, создавая художественные образы простыми, но содержательными, отражающими основные предметные характеристики.

Так же стоит уделить внимание требованиям к используемым цветам при иллюстрировании детской книги. Во-первых, необходимо использовать яркие и чистые тона. Например, А. Каневский сравнивал впечатления, которые может дать ребенку правильно оформленная по цвету книга, с праздником: «Цвет в детской книжке должен быть по возможности простым и ярким, а не пестрым. Нельзя портить вкус детворы. Яркость вызывает ощущение праздничности. Нельзя превращать нарядный праздник в грубый балаган, нужно оставить его радостным и красивым зрелищем». Во-вторых, важно максимально точно передавать окраску предмета, не искажая его игрой цвета и тени. В-третьих, композиция рисунка должна быть простой и яркой, не уходить в перспективу [3].

Для того чтобы выяснить какие обложки привлекают детей младшего школьного возраста 5 марта 2020 года среди учеников 2 класса МОУ СШ №129 Советского района города Волгограда (учитель начальных классов Трегубенко Ю.С.) был проведен соцопрос посредством анкетирования. В нем приняли участие 26 человек (14 мальчиков и 12 девочек). Анализ результатов проводился как в соответствии с гендерными различиями, так и без учета пола ребенка, выявляя общие тенденции в выборе. Вниманию детей были представлены две книги («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и «Волшебное слово» В.А. Осеевой), каждая из которых была представлена в трех вариантах оформления обложки. Каждый из вариантов был отличен от другого. Им необходимо было выбрать одну из трех позиций и дать краткое обоснование ответа. Вопросы, на основании которых осуществлялось анкетирование:

1. Любишь читать?

2. Как часто читаешь?

3. Любимая книга?

4. Нравятся книги с картинками?

5. Как читаешь? (Сам (а) или с кем-то из взрослых)

Шестой и седьмой вопрос предполагали выбор одной из трех обложек и его краткое обоснование.

На вопрос «Любишь ли ты читать?» ответили мальчики 64% - да, 36% - нет; девочки 99,92% - да, 0,08% - нет. В целом 76,92% детей любят читать, 23,08 нет.

На вопрос «Как часто читаешь?» ответили мальчики 66,7% - каждый день, 16,7% - через день, 8,3% - раз в 20 дней, и столько же читают 2 раза в день; девочки 50% - каждый день, 25% - 2 раза в неделю, 1% - через 3 дня, столько же ответили, что читают по возможности и 1 раз в неделю. В целом 58, 3% детей читают каждый день, 12,4% 2 раза в неделю, 8,3% через день, и оставшееся количество равным образом распределено среди ответов «раз в 20 дней», «2 раза в день», «1 раз в неделю», «когда смогу», «через 3 дня».

Проанализировав ответы на вопрос «Какая твоя любимая книга?» среди мальчиков было выявлено, что примерно треть опрошенных писала не название книги, а фамилии писателей, среди которых популярностью пользуются В.Драгунский, Н.Носов, В.Одоевский. Не смотря на преобладание ответов в пользу фэнтези, рассказов и повестей, мальчики зачастую выбирают литературу, посвященную компьютерным играм, в частности «Minecraft». Изучив такую литературы, можно отметить примитивную графику, которая выступает как манифест полной свободе. «Живи, как тебе вздумается, и занимайся, чем хочешь» – девиз создателя игры Маркуса Перссона. Детей в игре привлекает далеко не графика или частые совершенствования игровой платформы, а возможность управлять всем самостоятельно. Они находят в этом то, чего им часто не хватает в реальности. В целом мальчиков привлекает дружелюбная атмосфера, порой абсурдная реальность, возможность перенестись в сказочный мир и побыть героем.

Среди девочек абсолютное большинство предпочитает сказки. Так же популярны отечественные повести и рассказы, прививающие необходимость совершать добро («Тимур и его команда»). Некоторые девочки отдают предпочтение детективам («Кот да Винчи» Е.Матюшкина).

На вопрос «Любишь книги с картинками?» все мальчики ответили «да», а среди девочек только 83,3% предпочитают иллюстрированную литературу. Это свидетельствует о том, что девочки развиваются немного быстрее мальчиков, и им уже не обязательно наличие картинки в книге, для того, чтобы представить героев, их действия. Это объясняется тем, что девочки и мальчики имеют разные сроки формирования психических функций. Девочки развиваются биологически быстрее, чем мальчики. Они рождаются более зрелыми на 3-4 недели. В начальной школе мальчики младше девочек по биологическому возрасту на 1 год. Девочки обычно раньше начинают использовать сложные логико-грамматические конструкции, превосходят мальчиков в ряде речевых способностей [1]. В целом 92,3% детей любят иллюстрированные книги.

На вопрос «Как читаешь?» 71,4% мальчиков ответил «сам», оставшиеся 28,6 читают с кем-то из взрослых. Абсолютно все девочки читают сами. 84,6% детей читаю сами, 15,4% с помощью взрослых.

Прежде чем перейти к анализу результатов выбранных детьми обложек, необходимо проанализировать сами обложки, указав их особенности.

Обложка №1 «Сказки о рыбаке и рыбки» и обложка №1 «Волшебного слова» имеют несколько схожих черт: преобладание ярких цветов, упрощенная эстетика, близкая модернистскому направлению в искусстве, простой предметный ряд. Их характеризует некая шаблонность. Изображение стереотипных героев, яркие цвета – это было когда-то присуще комиксам и карикатурам, однако, позже это было перекинуто на мультипликацию, поскольку художникам было проще изображать простых персонажей, их мимику, окружающую их действительность. В дальнeйшем книжный иллюстратор стал подражать мультипликатору.

В оформлении обложек №2 «Сказки о рыбаке и рыбки» и обложки №3 «Волшебного слова» изображено множество деталей, необходимых для сосредоточенного рассмотрения. Но не все дети готовы рассматривать их – это отражает предпочтение детей к более простым, стандартным изображениям.

На обложке №3 «Сказки о рыбаке и рыбки» и обложке №2 «Волшебного слова» изображены главные герои произведений.

В вопросе выбора обложки книги «Сказка о рыбаке и рыбке» подавляющее большинство мальчиков – 71,4% выбрали обложку под №3, и равное количество оставшихся голосов пришлось на обложки №1 и №2. Среди девочек 58,8% выбрали обложку №3, 25% отдали голос за обложку №1 и 16,7% проголосовали за второй вариант. Дети 65,3% выбрали обложку №3, 19,3% проголосовали за 1 вариант, 15,4% предпочли обложку №2.

Рассматривая обложки книги «Волшебное слово» 42,8% мальчиков выбрали обложку №2, 35,7% предпочли №3, а 21,5% проголосовал за №1. Среди девочек лидирует обложка №3, за нее проголосовал 41,7%, на втором месте обложка №2 – 33,3%, а 1 вариант оформления обложки понравился 25% девочек. В целом предпочтения детей распределились следующим образом: равное количество опрошенных проголосовали за обложки №2 и №3 (по 38,5% соответственно) и лишь 23% проголосовали за обложку №1.

Анализ обложек книги «Сказка о рыбаке и рыбке» показал, что большинство детей предпочитают реальное отображение действительности, в котором отражена суть произведения. На втором месте в иерархии предпочтений стоит тяга детей к модерну, чему – то простому, яркому, та самая упрощенная эстетика. Завершает рейтинг обложка, отражающая желание детей рассматривать мелкие детали, фантазировать, о чем могут разговаривать герои, рассматривать узоры, изображенные по бокам от картинки.

Анализ выбора обложек книги «Волшебное слово».

Равное количество опрошенных выбрали 2 вариант, на обложке которого изображено общение главных героев, отражена суть произведения, скудная цветовая гамма и 3 вариант, в котором присутствует множество цветов, мелких деталей. Дети часто мотивировали это тем, что это «милая и интересная обложка». И лишь относительное меньшинство проголосовали за 1 вариант, отражающий модернистские течения, присутствует обилие ярких цветов.

Для более наглядного анализа обложек были взяты по одному варианту из каждой книги, в которых четко видны различия, что позволило конкретизировать полученные данные.

1) большинство детей (80,7%) предпочитают реальное отображение действительности, в котором отражена динамика сюжета, но некоторых привлекает упрощенная (19,3%) эстетика, с элементами абстрактного изображения;

2) детей привлекают как яркие цвета (50%), многоцветие, так и спокойная цветовая гамма с пастельными оттенками (50%);

3) говоря о детализации картинки необходимо учитывать индивидуальные предпочтения, т.к. кто-то готов рассматривать мелкие изображения (44,3%), мотивируя это тем, что «картинка интересная», «милая и интересная обложка», в то время как другие требуют больших и простых предметов (55,7%).

Вне зависимости от возрастной группы читателей, в книжной иллюстрации должен присутствовать важнейший принцип реального отображения действительности. Составляющие, которые опираются на литературный источник, побуждают в читателе живой интерес к иллюстрации – это отношения героя и среды, в которой он находится, пространства и предмета, героев между собой.

Таким образом, иллюстрация предназначена для повышения релевантности восприятия текста, что особенно важно для детей. К выбору детских книг необходимо подходить ответственно: требуется учитывать специфику возраста читателя, но немаловажен и индивидуальный подход. Современная детская книга представляет своеобразное, сложное явление художественной культуры. Сегодняшняя книжная продукция создается в соответствии с требованиями нового времени, что привело к созданию медийной (коммуникабельной в виртуальном общении) книги. Сейчас иллюстрация как никогда играет важную роль посредника между ребенком и тексом, побуждает ребенка взять книгу в руки. Несомненно, данные рассуждения требуют дальнейшего исследования, поскольку необходимо брать в расчет многие факторы, лишь косвенно касающиеся чтения, например, традиции семьи, увлечение ребенка искусством и т.п.

 

Список источников:

1. Бендас Т.В. Гендерная психология. – Спб: Питер, 2005. – 431 с.

2. Вольф В. Музыкализация художественной литературы: исследование по теории и истории Интермедиальности. – Амстердам, 1999. – 272 с.

3. Глоцер В.И. Художники детской книги о себе и своем искусстве: сб. ст. /отв. ред.В. Глоцер. М.: Книга, 1987. – 305 с.

4. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. – М.: Интрада, 1998. – 255 с.

5. Имшинецкая И. Креатив в рекламе // [Электронный ресурс]. https://evartist.narod.ru/text11/62.htm (дата обращения 02.04.2020)

6. Кошкина О.Ю. Книжная графика как коммуникация // Международный науч. журн. «Символ науки». – 2016. – №2. – 194-197 с.

7. Тишунина Н. В. Методология интермедиального анализа в свете междисциплинарных исследований // Методология гуманитарного знания в перспективе XX века. К 80-летию профессора М. С. Кагана. Серия «Symposium». № 12. СПб., 2001. – 149-154 с.

8. Хамидова М. О. Специфические особенности детской литературы для дошкольного и младшего школьного возраста // Молодой ученый. — 2019. — №9. —207-209 с. — URL https://moluch.ru/archive/247/56941/ (дата обращения: 02.04.2020).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: