Развитие русской философии




 

Специфика русской философии обусловлена особенностями исторического развития страны:

Ø сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;

Ø специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политической несвободой и жесткой цензурой);

Ø русские философы питали устойчивый интерес к практическим философским вопросам – проблемам морали, права, социального и государственного устройства;

Ø формирование русской философии проходило с заметным отставанием от мировых тенденций. Устойчивые интеллектуальные связи России с Западной Европой оформились достаточно поздно – в XVIII в. Однако и после этого философию жестко контролировали, усматривая во многих идеях реальную опасность для власти (как самодержавной, так и советской).

 

На самом раннем этапе развития русской мысли еще нельзя говорить о философии как теоретической системе. Период IX – XVII вв. можно назвать периодом русской предфилософии. Её особенностями являются: 1) тесная связь с христианским вероучением, воспринятом от Византии; 2) художественно-образный характер.

Оригинальные идеи были выдвинуты в XI в. митрополитом Илларионом в работе "Слово о законе и благодати". Здесь Илларион писал о двух принципах общественного устройства: о строгом подчинении закону (в духе Ветхого Завета) и о благодати как свободном выборе и любви к Богу (в духе Нового Завета). Даже самое строгое выполнение законов, ритуалов и церковных предписаний без любви в душе и внутреннего понимания есть рабство перед законом, и оно не ведет к спасению. Благодать выше закона – она, как солнце, светит всем, уравнивая людей и народы и указывая, что нет ни высших, ни низших, ни отвергнутых, ни избранных, а "земля русская" на равных включена в мировой исторический процесс.

Огромное значение для последующей философской и политической мысли имела разработанная в XVI в. Филофеем доктрина "Москва – третий Рим".

Филофей пишет, что наследником Римской империи и западного христианства стал Константинополь – центр христианства восточного. Преемницей разоренного Константинополя, третьим и последним хранителем христианской духовности должна стать Москва.

 

В философии XVIII в. появились серьезные теоретические системы, сопоставимые с лучшими западными образцами. Особенностями русской мысли XVIII в. можно назвать: 1) отграничение предмета философии от богословских размышлений; 2) высокий интерес к естествознанию; 3) возрастающее внимание к проблемам познания в целом; 4) осмысление сущности человека.

Основные проблемы эпохи были рассмотрены в учении М.В. Ломоносова.

Отграничение научного знания от богословия освобождало науку от опеки религии. Этому же способствовала философская позиция деизма, которую Ломоносов разделял со многими деятелями европейского Просвещения. (Деизм – признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей первотолчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход).

В центре научно-философских взглядов Ломоносова – корпускулярная (атомно-молекулярная) теория строения материи. Он утверждал, что природа и материя находятся в состоянии постоянного движения и развития, а все вещи – в состоянии взаимосвязи. Последняя идея подводит Ломоносова к формулировке закона сохранения материи и движения. В гносеологии он был сторонником гармонии опыта и разума.

А.Н. Радищев в трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" обобщает знания и гипотезы о сущности человека и закладывает основы русской философской антропологии.

В "Путешествии из Петербурга в Москву" Радищев говорит о свободе и равенстве как о неотъемлемой и неотчуждаемой сущности человека, продолжая на русской почве социальные традиции европейского Просвещения.

 

Русская историческая традиция и западное влияние обусловили появление в России культурно-историческую альтернативу: "славянофильство – западничество".

Славянофилы (А.Хомяков, И.Киреевский, К.Аксаков, Ю.Самарин) занимали позицию тотальности, т.е. полагали фундаментом мировоззрения православие; идеальной формой правления – монархию; идеальной экономической структурой – крестьянскую общину. Они полагали, что Россия должна развиваться по особому пути, не схожему с западноевропейским. Своей целью славянофилы считали выработку национальной русской идеи на основе религиозных традиций православия.

Ярким представителем русской художественно-философской мысли является Ф.М.Достоевский. Он развивает программу почвенничества, согласно которой должна быть восстановлена разрушенная петровскими реформами связь общественной жизни России с исконными народными началами – духовностью, коллективизмом, соборностью. Однако только при помощи социальных изменений нельзя решить наболевшие вопросы: для их разрешения необходимо обратиться к душе каждого человека.

Сущность человека состоит в его свободе. Но свобода без нравственности приводит человека к саморазрушению. Человеку нельзя просто дать свободу – он должен самостоятельно идти к ней, освобождаясь от страстей, искушений и общепринятых авторитетов. Это тяжелый путь, сопряженный со страданием. Только оно приводит к искуплению и дает полную свободу.

Л.Н. Толстой в романе "Война и мир" поднимает вопрос о движущих силах истории и критикует теорию "великих личностей" как творцов истории. Для Толстого творцы – не герои и вожди, а народные массы, движимые исторической необходимостью.

В этике Толстой поддерживает идею ненасилия. В частности, он предлагает: 1) не творить насилие и не готовиться к нему; 2) не принимать участие в насилии других (в том числе государства); 3) не одобрять никакого насилия.

За свои взгляды на религию Толстой был отлучен от церкви.

Значительной фигурой русской философии был Владимир Сергеевич Соловьев. Он является автором " философии всеединства". Всеединство постигается лишь цельным знанием, в котором соединяются знание эмпирическое (научное), рациональное (философское) и мистическое. Всеединство в ценностном плане представляет собой синтез красоты, истины и добра. В социальном плане Соловьев ратовал за объединение церквей и создание свободной теократии на основе единой "вселенской церкви".

 

Западники (М. Бакунин, В. Белинский, А. Герцен) занимали позицию "философии индивидуальности" и ориентировались на западно-европейскую цивилизацию, критиковали православие, церковь, симпатизировали идеям материализма и атеизма Фейербаха, диалектики Гегеля.

Западники в отличии от славянофилов считали, что у России нет особого пути развития, а все ее "национальное своеобразие" – результат отставания от мировой истории. Целью западничества было принятие Россией европейских ценностей и ее включение в цивилизованный мир.

Революционный нигилизм в философии стал радикальным продолжением западничества. Лидер направления Н. Чернышевский был последовательным атеистом, социалистом и противником монархии. Путь к осуществлению идеалов социализма лежит через нравственное воспитание человека.

В этике Чернышевский был сторонником " теории разумного эгоизма ", согласно которой то, что полезно человеку, должно быть полезно и обществу, в том случае, если желания человека разумны.

Нигилизм близок к анархизму – общественно-политическому течению, провозглашающему полное освобождение личности от любой власти – духовной, политической, экономической. М. Бакунин был ведущим идеологом мирового анархизма XIX в.

Для второй половины XIX в. характерен бурный рост революционных идей: традиции нигилизма, анархизма, марксизма достигли пика своей популярности в философии.

 

Однако к началу XX в. интерес к проблемам религии, нравственности, национальных ценностей начинает возрождаться. Представителями русского религиозного ренессанса были Н.Бердяев, С.Булгаков, С.Франк.

Значительное влияние на философию и науку XX в. оказал космизм – направление в философии, которое рассматривало космос, окружающий мир (природу) и человека как единое взаимосвязанное целое. Наиболее яркими представителями данного направления были В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чжевский.

В.И. Вернадский разрабатывал теорию ноосферы – области биосферы, которая находится под влиянием разумной, духовной активности. Ноосфера – вершина космической эволюции, которая вначале охватывает Землю, а затем, когда человек покорит космос, выйдет за её пределы. Ноосфера – область взаимодействия человека и природы, не покорения природы, совместного развития – коэволюции.

 

Позитивизм – направление философии, в котором источником истинного знания являются конкретные науки и отрицающие познавательную ценность философии.

Позитивизм Огюста Конта продолжил традиции эмпиризма. Сначала человеческое мышление было религиозным (теологическим) и объясняло все происходящее действием богов. Потом оно стало философским и выводило все из умопостигаемых идей и сущностей. В эпоху Нового времени мышление стало научным (позитивным) и оно делает выводы на основе эмпирической проверки теоретических построений, открывая законы природы.

 

Эволюционизм – это учение о постепенном развитии всех живых существ, общественных учреждений и верований.

Научную основу его составила теория Дарвина. Социалдарвинисты распространили учение Дарвина на общественную жизнь. Герберт Спенсер предположил, что человечество в своем развитии проходит два состояния: воинственное и сменяющее его промышленное. Борьба за существование, по Спенсеру, уменьшается в человеческом обществе по мере перехода от войн к промышленному сотрудничеству.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: