Семинар
Тема: «Проза о великой отечественной войне 1960-1980 годов»
Вопрос:Жанрово- композиционное своеобразие повести В. Астафьева «Пастух и пастушка».
Выполнил обучающийся Михайлова Ирина Александровна
группы (ФИО)
СКТ/БЗ441-2/1
(номер группы) (подпись, дата)
Направление подготовки 51.03.03 Социально-культурная деятельность
Направленность Менеджмент социально культурной
подготовки деятельности
Форма обучения заочная
Проверил преподаватель Лопачева Мария Каиржвновна
(ученая степень, ученое звание, должность, ФИО)
(подпись, дата)
Санкт-Петербург
Жанрово- композиционное своеобразие повести В. Астафьева «Пастух и пастушка».
Жанровые особенности
«Современная пастораль» – такой подзаголовок дал писатель своей повести.
Пастораль – жанр античной пастушеской поэзии, изображавшей деревенскую мирную жизнь пастухов (прославление красоты природы и прелести мирной сельской жизни), к середине XIX века исчезнувший в русской литературе. В пасторалях пейзаж всегда мирный, жизнь безмятежна. Бурные события эпохи не являются содержанием пасторали.
Но пастораль Астафьева далека от традиционной, от светлых, радостных, умиротворением дышащих картин, от гармонии чувств героев и окружающего их мира. Недаром писатель рядом со словом “пастораль” поставил слово “современная”, как бы подчеркнув тем самым жестокую определенность времени, безжалостного к человеческим судьбам, к тонким и трепетным порывам души.
В основе “современной пасторали” Астафьева –– Великая Отечественная война. Характерное для пасторали воспевание чистоты и верности чувств происходит на фоне изображения не мирной пастушеской жизни, а кровавого фронтового быта. Любовь героев также предстает далекой от красивой сказки. Это случайная встреча на одну ночь двух молодых, но много страдавших людей, для одного из которых она становится последней каплей в горькой чаше его жизни. Таким образом, в повести соотнесены и противопоставлены два антогонистически несоотносимых явления: любовь, жизнь, созидание и война, разрушение, смерть.
|
Однако глубинным смыслом “современной пасторали” оказывается утверждение вечных гуманистических ценностей, значение которых осознается героями в “звериных” условиях войны.
Название повести символично. Образ пастуха и пастушки – сквозной образ в повести, находящий воплощение на разных сюжетных уровнях. Первая часть произведения заканчивается описанием гибели старика и старухи, которые до войны пасли колхозный табун. Мирная деревенская жизнь уничтожена войной, убиты пастух и пастушка, но… “они лежали, прикрывая друг друга, обнявшись преданно в смертный час. Хведор Фомич пробовал разнять руки пастуха и пастушки, да не смог и сказал, что так тому и быть, так даже лучше – вместе на веки вечные” – и в этих строках доказательство той великой силы любви, которая не подвластна войне, несущей смерть.
Символика этой сцены особенно очевидна в контрасте с театральной идиллией, которую видел Борис в детстве в московском театре. И в своих воспоминаниях о детстве Борис не случайно обращается к этим образам: “…музыка была сиреневая, и танцевали двое – он и она, пастух и пастушка. Лужайка зеленая. Овечки белые. Пастух и пастушка…любили друг друга, не стыдились любви и не боялись за нее. В доверчивости они были беззащитны. Беззащитные недоступны злу…”. Любовь Бориса и Люси оказалась беззащитной перед злом войны. Но, полюбив героиню, он снова слышит “сиреневую музыку” из далекого детства, а во сне он видит залитый солнцем мир, к которому ему хочется лететь. В последние дни своей короткой жизни (“Мне самому двадцатый!”) “он плакал сухими слезами о старике и старухе, которых закопали в огороде. Лиц пастуха и пастушки он уже не помнил, и выходило: похожи они на мать, на отца, на всех людей, которых он знал когда-то…”
|
Название повести и жанр пасторали символичны. Центральными в ней являются сцены, в которых воплощена тема любви – неизменной в юности (встреча героев), старости (колхозные пастух и пастушка), вечности (балет, музыка), пробуждающей жизнь на грани смерти и даже после нее (образ цветка на могиле героя).
Особенности композиции повести “Пастух и пастушка” В. П. Астафьева
В повести 4 части, пролог и эпилог (кольцевое обрамление).
В прологе и эпилоге обозначается временная дистанция между сюжетными событиями и датой написания текста. Это долгий период (“Как долго я искала тебя!”) между военной юностью героини и порой, когда она превратилась в “женщину с уже отцветшими древними глазами”, которая “скоро, совсем скоро” готовится уйти туда, где “уже никто не в силах разлучить” ее с любимым. Ее поиски могилы, затерянной в “диком поле, непаханом, некошеном, косы не знавшем”, становится символом памяти, восстанавливающей утраченную связь времен и событий.
|
В прологе возникает и другой важный в стилистике повести образ – земля, уставшая “от бурь мира”, “старчески потрескавшаяся”, “пустынная, немощная”, но рождающая “травинку, “боязно хранящую в бедной луковке корешка… надежду на пробуждение свое и наше”. Образ плачущей в безысходной скорби женщины как бы оживляет память рассказчика, от имени которого ведется повествование.
1 часть названа коротко и определенно – “Бой”. Астафьев погружает нас в атмосферу войны, густо насыщенную болью, ожесточением, страданием, кровью, смертью. “Орудийный гул опрокинул и смял ночную тишину” – этой фразой Астафьев начинает первую часть и в мельчайших подробностях рисует картину ночного боя, сцену рукопашной схватки. Герой слышит скрежет гусениц танков, “ рев, стрельбу, матюки, крик раненых”, “аханье” гранат, чувствует “удушливую гарь”, воспринимает бой “нутром и сердцем”. Для солдата “все перемешалось в ночи”, “ разобрать уж ничего нельзя”.
В развитии основного конфликта 1 часть является экспозицией, где создан образ воронки смерти, безжалостно втягивающей в себя людей. Батальные сцены, хотя и играют в идейно-художественном плане важную роль, но занимают не центральное место в повести.
Во 2 и 3 частях (“Свидание” и “Прощание”) разворачивается центральное сюжетное событие “пасторали”. Случайная встреча юного лейтенанта и хозяйки дома, где остановился на отдых его взвод, пробуждает в молодых людях интерес друг к другу. Их робкое сближение – взгляды украдкой, интерес к “ хорошим книжкам”, первые откровенные слова – обрисовано во всех безыскусных подробностях. В герое видно пробуждение жизни: “Воскрес раб Божий!”, возрождение перестрадавшей на войне души.
Астафьев показывает, как из ада войны и смерти наперекор им произрастает любовь – целомудренная, нежная, преданная и трагическая.
Она проходит через страх, смущение, любопытство, “ от высокоторжественных немот до полного попрания души”. Обстоятельства встречи героев и возникновения любви в повести – чрезвычайные, исключительные. Всего одна ночь, и в описании этой ночи, чистой, страстной, мы слышим гимн любви. Их отношения чисты, целомудренны, нравственны. Их встреча – это чудо, посветление, счастье. Но безжалостно быстротечное время, и непрочно счастье в огне и грохоте войны.
4 часть – “Успение”. Развитие действия достигает наивысшего напряжения. Война подвергает героев последнему испытанию, лишая их ощущения осмысленности жизни, долгие годы состоящей для них из разрушения, убийства и редких минут отдыха. Раненный осколком в плечо лейтенант Борис Костяев (рана несмертельна) чувствует, как иссякает в нем “жажда жизни”. Его “душа и тело выболели, устали” от необходимости напрягать “себя, свою волю, силу”, чтобы жить по законам военного времени, то есть “убивать или быть убитым”, теряя боевых друзей, не умея ответить на вопрос “Зачем? Для чего?”.
Кульминацией сюжета становится видение “женщины с иконописными глазами”, полуфантастическая встреча героев. Но сердце лейтенанта не обретает новой жизни, оно останавливается. И трагическая развязка сюжета воспринимается как обвинительный приговор войне.
Эпилог завершает композиционное кольцо. Финал повести возвращает нас к образу одинокой женщины, опустившейся на колени перед могилой единственного любимого человека. Маленький безвестный полустанок в степи. Могильный холм, через годы уже сросшийся “с большим телом земли”. Здесь похоронено ее счастье.
Такая кольцевая композиция лучше выявляет лиризм повести, ее идею. Война оборвала любовь, но любовь не погибла, а осветила всю жизнь и память человека. А память не подвластна времени, она преодолевает смерть, преодолевает время. И поэтому любовь нетленна. Чувство Люси к Борису живо, живы ее преданность и желание соединиться с любимым: “Совсем скоро мы будем вместе… там уже никто не в силах разлучить нас…”
Cимволом побеждающей жизни становится цветок, пробивающийся из земли на могиле героя.
Страстный призыв к людям автор вложил в уста скромного героя повести Корнея Аркадьевича Ланцова: “Неужели это кровопролитие ничему не научит людей? Эта война должна быть последней! Или люди недостойны называться людьми, недостойны жить на земле!”
Критик Василий Курбатов видел художественное открытие автора в том, что он показал “невозможность уцелеть на войне, даже возвратившись с нее без единой царапины…” Война оказывает разрушительное воздействие на душу человека.
Но та война не стала последней. И сегодня в мире льется кровь. И Астафьев, сам прошедший через огонь войны, страстным словом своей повести – притчи призывает людей жить в мире. И любить …