| Антропогенез | Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи. |
| 2. Человек | Биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе |
| 3. Индивид | Конкретный представитель человечества |
| 4. Личность | Совокупность социально значимых характеристик человека |
| 5. Индивидуальность | Совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность. |
| 6. Социализация | Процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе; становление личности. |
| 7. Потребность | Осознанная нужда в чем-либо необходимом для жизнедеятельности. |
| 8. Социальный статус | Позиция человека в обществе, определяющая круг его прав и обязанностей. |
| 9. Социальная роль | Модель поведения, соответствующая определенному занимаемому статусу. |
| 10. Агенты социализации | Социальные группы, институты, люди, которые воздействуют на человека, чтобы он осваивал конкретные социальные роли и перенимал опыт поколений. |
| 11. Деятельность | Целенаправленная и сознательная активность человека, направленная на преобразование окружающего мира; процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. |
| 12. Субъект | Тот, кто осуществляет деятельность. |
| 13. Объект | То, на что направлена деятельность субъекта. |
| 14. Мотив | Потребность, лежащая в основе деятельности. |
| 15. Цель | Предполагаемый, желаемый результат деятельности. |
| 16. Результат | Конечный итог деятельности. |
| 17. Игра | Форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры; тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. |
| 18. Учение | Вид деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков. |
| 19. Труд | Вид деятельности, направленной на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей. |
| 20. Общение | Вид деятельности, сущность которой заключается в установлении контактов и обмене информацией и эмоциями между людьми. |
| 21. Познание | Вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире. |
| 22. Истина | Знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета. |
| 23. Объективная истина | Истина, содержание которой соответствует действительности, а потому оно не может зависеть от субъекта, от его мнений или желаний. |
| 24. Относительная истина | Точное, недостаточно полное знание о предмете, которое может измениться по мере развития науки, расширения возможностей познания. |
| 25. Абсолютная истина | Окончательное, абсолютно точное и полное знание, которое не может измениться с течением времени. |
| 26. Критерий истины | То, что может отличить истину от заблуждения и лжи. |
| 27. Практика | Важнейший критерий истины. |
| 28. Чувственное познание | Форма познания, которая осуществляется с помощью органов чувств. |
| 29. Ощущение | Форма чувственного познания, отражение отдельных свойств познаваемого предмета, явления. |
| 30. Восприятие | Форма чувственного познания, чувственный образ целостной картины предмета. |
| 31. Представление | Форма чувственного познания, образ объекта познания, запечатленный в памяти. |
| 32. Рациональное познание | Форма познания, которая осуществляется с помощью мыслительной деятельности, разума. |
| 33. Понятие | Форма рационального познания, общие существенные признаки познаваемых объектов. |
| 34. Суждение | Форма рационального познания, высказывание, содержащее определенную мысль, утверждение или отрицание определенных свойств у предмета. |
| 35. Умозаключение | Форма рационального познания, мысль, выведенная на основе суждений. |
| 36. Знание | Результат процесса познавательной деятельности. |
| 37. Научное познание | Вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов |
| 38. Художественное познание | Образное постижение действительности, представляющее ее во всей полноте и многообразии ее характеристик и являющееся альтернативой понятийно-логическому постижению действительности. |
| 39. Религиозное познание | Объяснение мира на основе веры в реальное существование сверхъестественных сил. |
| 40. Мировоззрение | Система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы |
| 41. Мышление | Психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее наиболее существенных признаках и взаимосвязях. |
| 42. Общество | Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная, часть материального мира, представляющая собой взаимодействие индивидов и социальных групп |
| 43. Сфера жизни общества (подсистема) | определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами, сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности. |
| 44. Социальный институт | исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части. |
| 45. Прогресс | глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях; направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед. |
| 46. Регресс | тип общественного развития, переход от более высоких форм к более низким, понижение уровня организации, упрощение способа организации, характеризуется уменьшением внутренних связей; противоположность прогрессу |
| 47. Эволюция | Постепенное изменение отдельных элементов общественной жизни |
| 48. Реформа | Целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры |
| 49. Революция | Резкое качественное комплексное изменение, скачок в развитии общества, полностью изменяющий общественную жизнь |
| 50. Стагнация | Остановка развития, застой |
| 51. Культура | Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Сфера человеческой деятельности, связанная с областью искусства, просветительской деятельностью и т.п |
| 52. Материальная культура | совокупность всех материальных ценностей, овеществлённая составляющая. |
| 53. Духовная культура | область человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества, а также система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности. |
| 54. Народная культура | Особая форма культуры, создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют коллективной. |
| 55. Элитарная культура | Особая форма культуры, предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия. |
| 56. Массовая культура | вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей: - рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус; - стандартизованных по форме и содержанию; - предполагающих коммерческий успех; и - распространяемых средствами массовой информации. Ее потребляют все люди независимо от страны и места проживания. |
| 57. Субкультура | часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами |
| 58. Контркультура | специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры. |
| 59. Диалог культур | взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание разных исторических или современных культур, как формы их конфессионального или политического сосуществования. |
| 60. Толерантность | терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. |
| 61. Наука | Часть духовной культуры, сфера исследовательской деятельности, направленная на получение знаний о человеке, обществе и окружающем мире с помощью научных исследований. |
| 62. Научно-техническая революция (НТР) | коренная перестройка технических основ материального производства, начавшаяся в середине XX в., на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное. |
| 63. Эмпирический уровень научного познания | Уровень научного познания, непосредственное чувственное исследование реально существующих и доступных опыту объектов. |
| 64. Теоретический уровень научного познания | Уровень научного познания, разработка мысленных моделей изучаемого процесса, призванных обобщить и объяснить имеющиеся факты и эмпирические законы |
| 65. Образование | это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями, форма духовной культуры |
| 66. Религия | Форма духовной культуры, вера в сверхъестественные силы |
| 67. Монотеизм | Единобожие, религиозная система, в центре которой один бог |
| 68. Политеизм | Многобожие, религиозная система, в центре который пантеон из множества богов |
| 69. Искусство | особый вид духовной сферы деятельности, основанный на творческом воспроизведении окружающего мира в художественных образах |
| 70. Художественный образ | Рожденное воображением творца индивидуальное восприятие действительности |
| 71. Мораль | принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений |
| 72. Совесть | способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков |
| 73. Принцип талиона | категория истории права и нравственности, более известная как равное возмездие. Принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна буквально соответствовать вреду, причинённому преступлением («глаз за глаз, зуб за зуб»). |
| 74. Золотое правило нравственности | общее этическое правило, которое можно сформулировать как «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.». |
| 75. Традиционное общество | тип общества, основывающийся на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения (существовало до капитализма). |
| 76. Модернизация | процесс перехода от лишенного динамизма развития общества традиционного (аграрного) типа к обществу индустриальному; процесс обновления, развития общества. |
| 77. Индустриальное общество | тип общества, основывающийся на рыночной экономике, высоком развитии промышленности, внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правлении, высоком уровне развития знаний, научно-техническим прогрессом, секуляризацией сознания(период капитализма) |
| 78. Постиндустриальное общество | современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, формировании гражданского общества. |
| 79. Глобализация | это процесс всё возрастающей взаимосвязи стран, народов, всемирная экономическая, политическая, культурная, религиозная интеграция между ними. |
| 80. Глобальные проблемы | это совокупность острейших общепланетарных проблем, затрагивающих жизненные интересы всего человечества и требующих для своего решения согласованных международных действий. |
| 81.Свобода | способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осознанной необходимостью, достаточной на конкретный момент; соответствие внутреннего мира человека с окружающей средой. Должна рассматриваться неотъемлемо от ответственности, в противном случае превращается в анархию, произвол, "волюшку", когда все желаемое допустимо и достигается без коррекции действий нравственными регулятивами, в пренебрежении к действиям и жизням других людей. |