Термины по разделу Человек и общество




Антропогенез Процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи.
2. Человек Биосоциальное существо. Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой, а другие — результат социализации, жизни в обществе
3. Индивид Конкретный представитель человечества
4. Личность Совокупность социально значимых характеристик человека
5. Индивидуальность Совокупность характерных особенностей и свойств, отличающих одного индивида от другого; своеобразие психики и личности индивида, неповторимость, уникальность.
6. Социализация Процесс интеграции индивида в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение её социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе; становление личности.
7. Потребность Осознанная нужда в чем-либо необходимом для жизнедеятельности.
8. Социальный статус Позиция человека в обществе, определяющая круг его прав и обязанностей.
9. Социальная роль Модель поведения, соответствующая определенному занимаемому статусу.
10. Агенты социализации Социальные группы, институты, люди, которые воздействуют на человека, чтобы он осваивал конкретные социальные роли и перенимал опыт поколений.
11. Деятельность Целенаправленная и сознательная активность человека, направленная на преобразование окружающего мира; процесс активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели.
12. Субъект Тот, кто осуществляет деятельность.
13. Объект То, на что направлена деятельность субъекта.
14. Мотив Потребность, лежащая в основе деятельности.
15. Цель Предполагаемый, желаемый результат деятельности.
16. Результат Конечный итог деятельности.
17. Игра Форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры; тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе.
18. Учение Вид деятельности, целью которой является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
19. Труд Вид деятельности, направленной на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.
20. Общение Вид деятельности, сущность которой заключается в установлении контактов и обмене информацией и эмоциями между людьми.
21. Познание Вид деятельности человека, направленный на постижение окружающего мира и самого себя в этом мире.
22. Истина Знание, соответствующее свойствам познаваемого предмета.
23. Объективная истина Истина, содержание которой соответствует действительности, а потому оно не может зависеть от субъекта, от его мнений или желаний.
24. Относительная истина Точное, недостаточно полное знание о предмете, которое может измениться по мере развития науки, расширения возможностей познания.
25. Абсолютная истина Окончательное, абсолютно точное и полное знание, которое не может измениться с течением времени.
26. Критерий истины То, что может отличить истину от заблуждения и лжи.
27. Практика Важнейший критерий истины.
28. Чувственное познание Форма познания, которая осуществляется с помощью органов чувств.
29. Ощущение Форма чувственного познания, отражение отдельных свойств познаваемого предмета, явления.
30. Восприятие Форма чувственного познания, чувственный образ целостной картины предмета.
31. Представление Форма чувственного познания, образ объекта познания, запечатленный в памяти.
32. Рациональное познание Форма познания, которая осуществляется с помощью мыслительной деятельности, разума.
33. Понятие Форма рационального познания, общие существенные признаки познаваемых объектов.
34. Суждение Форма рационального познания, высказывание, содержащее определенную мысль, утверждение или отрицание определенных свойств у предмета.
35. Умозаключение Форма рационального познания, мысль, выведенная на основе суждений.
36. Знание Результат процесса познавательной деятельности.
37. Научное познание Вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов
38. Художественное познание Образное постижение действительности, представляющее ее во всей полноте и многообразии ее характеристик и являющееся альтернативой понятийно-логическому постижению действительности.
39. Религиозное познание Объяснение мира на основе веры в реальное существование сверхъестественных сил.
40. Мировоззрение Система взглядов на мир и место человека, общества и человечества в нем, на отношение человека к миру и самому себе, а также соответствующие этим взглядам основные жизненные позиции людей, их идеалы
41. Мышление Психический познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности в ее наиболее существенных признаках и взаимосвязях.
42. Общество Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная, часть материального мира, представляющая собой взаимодействие индивидов и социальных групп
43. Сфера жизни общества (подсистема) определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами, сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.
44. Социальный институт исторически сложившаяся или созданная целенаправленными усилиями форма организации совместной жизнедеятельности людей, существование которой диктуется необходимостью удовлетворения социальных, экономических, политических, культурных или иных потребностей общества в целом или его части.
45. Прогресс глобальный, всемирно-исторический процесс восхождения человеческих обществ от примитивных состояний (дикости) к вершинам цивилизованного состояния, основанного на высших научно-технических, политико-правовых, нравственно-этических достижениях; направление развития от низшего к высшему, поступательное движение вперед.
46. Регресс тип общественного развития, переход от более высоких форм к более низким, понижение уровня организации, упрощение способа организации, характеризуется уменьшением внутренних связей; противоположность прогрессу
47. Эволюция Постепенное изменение отдельных элементов общественной жизни
48. Реформа Целенаправленное преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной структуры
49. Революция Резкое качественное комплексное изменение, скачок в развитии общества, полностью изменяющий общественную жизнь
50. Стагнация Остановка развития, застой
51. Культура Совокупность достижений человеческого общества в производственной, общественной и духовной жизни. Сфера человеческой деятельности, связанная с областью искусства, просветительской деятельностью и т.п
52. Материальная культура совокупность всех материальных ценностей, овеществлённая составляющая.
53. Духовная культура область человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека и общества, а также система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно-историческому единству или человечеству в целом. Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой деятельности.
54. Народная культура Особая форма культуры, создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, авторы народных творений неизвестны. Народную культуру называют коллективной.
55. Элитарная культура Особая форма культуры, предназначена для узкого круга высокообразованной публики и противостоит как народной, так и массовой культуре. Она обычно непонятна широким массам и требует хорошей подготовки для правильного восприятия.
56. Массовая культура вид культуры, характеризующийся производством культурных ценностей: - рассчитанных на массовое потребление и на усредненный массовый вкус; - стандартизованных по форме и содержанию; - предполагающих коммерческий успех; и - распространяемых средствами массовой информации. Ее потребляют все люди независимо от страны и места проживания.
57. Субкультура часть культуры общества, отличающейся своим поведением от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры собственной системой ценностей, языком, манерой поведения, одеждой и другими аспектами
58. Контркультура специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.
59. Диалог культур взаимодействие, влияние, проникновение или отталкивание разных исторических или современных культур, как формы их конфессионального или политического сосуществования.
60. Толерантность терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.
61. Наука Часть духовной культуры, сфера исследовательской деятельности, направленная на получение знаний о человеке, обществе и окружающем мире с помощью научных исследований.
62. Научно-техническая революция (НТР) коренная перестройка технических основ материального производства, начавшаяся в середине XX в., на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриальное.
63. Эмпирический уровень научного познания Уровень научного познания, непосредственное чувственное исследование реально существующих и доступных опыту объектов.
64. Теоретический уровень научного познания Уровень научного познания, разработка мысленных моделей изучаемого процесса, призванных обобщить и объяснить имеющиеся факты и эмпирические законы
65. Образование это процесс и результат приобщения человека к знаниям о мире, ценностям, опыту, накопленному предшествующими поколениями, форма духовной культуры
66. Религия Форма духовной культуры, вера в сверхъестественные силы
67. Монотеизм Единобожие, религиозная система, в центре которой один бог
68. Политеизм Многобожие, религиозная система, в центре который пантеон из множества богов
69. Искусство особый вид духовной сферы деятельности, основанный на творческом воспроизведении окружающего мира в художественных образах
70. Художественный образ Рожденное воображением творца индивидуальное восприятие действительности
71. Мораль принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений
72. Совесть способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков
73. Принцип талиона категория истории права и нравственности, более известная как равное возмездие. Принцип назначения наказания за преступление, согласно которому мера наказания должна буквально соответствовать вреду, причинённому преступлением («глаз за глаз, зуб за зуб»).
74. Золотое правило нравственности общее этическое правило, которое можно сформулировать как «относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.».
75. Традиционное общество тип общества, основывающийся на натуральное хозяйство, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения (существовало до капитализма).
76. Модернизация процесс перехода от лишенного динамизма развития общества традиционного (аграрного) типа к обществу индустриальному; процесс обновления, развития общества.
77. Индустриальное общество тип общества, основывающийся на рыночной экономике, высоком развитии промышленности, внедрении научных достижений в экономике, появлении демократической формы правлении, высоком уровне развития знаний, научно-техническим прогрессом, секуляризацией сознания(период капитализма)
78. Постиндустриальное общество современный тип общества, основывающийся на господстве информации (компьютерных технологий) в производстве, развитии сферы услуг, непрерывном образовании, свободе совести, формировании гражданского общества.
79. Глобализация это процесс всё возрастающей взаимосвязи стран, народов, всемирная экономическая, политическая, культурная, религиозная интеграция между ними.
80. Глобальные проблемы это совокупность острейших общепланетарных проблем, затрагивающих жизненные интересы всего человечества и требующих для своего решения согласованных международных действий.
81.Свобода способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, осознанной необходимостью, достаточной на конкретный момент; соответствие внутреннего мира человека с окружающей средой. Должна рассматриваться неотъемлемо от ответственности, в противном случае превращается в анархию, произвол, "волюшку", когда все желаемое допустимо и достигается без коррекции действий нравственными регулятивами, в пренебрежении к действиям и жизням других людей.  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: