1. С какими фонетическими понятиями знакомятся первоклассники? Найдите в 2-3 различных букварях соответствующие страницы. Одинакова ли последовательность введения фонетических понятий в этих букварях?
Для обеспечения действий первоклассников со звучащим словом традиционно используются условные обозначения фонетических понятий. Совокупность этих обозначений составляет слоговую или звуковую схему (модель) слова. Применение небуквенных средств передачи звукового состава слова помогает школьнику зафиксировать понятия слог, звук и его характеристики, осознать различия между звуком и буквой. Без материализации звуковой формы слова в целом и отдельных его звуков ученики забывают, какое слово они анализируют, какой звук уже выделен, есть ли еще звуки в слове или разбор завершен и т.д. Важную роль в этом процессе играют действия анализа, сравнения, систематизации, которые постепенно должны сложиться у ученика.
2. Найдите в букваре материал для ознакомления со слогом и обучения делению слова на слоги. Чтонового узнают первоклассники о слоге? Сформулируйте вывод, к которому должны прийти ученики.
В период обучения грамоте целесообразно определять слог как естественную произносительную единицу речи, часть слова, произносимую на одном выдохе (одном толчке воздуха). Этот опознавательный признак слога до ориентировки на его звуковой состав позволяет подвести первоклассников к выводу: чтобы разделить слово на слоги, надо произнести его быстро, резко, так, чтобы на одном выдохе прозвучала одна часть. Такое произношение близко к скандированию: слово "само распадается" на "кусочки" — слоги, поэтому этот произносительный прием вводится как способ действия ученика при делении слова на слоги. В букварях слог обозначается по-разному, в зависимости от принятой системы условных обозначений: иии или_|_|_.
|
3. Определите цель использования в процессе обучения приведенных ниже лингвистических задач. Каких знаний потребуетот первоклассника решение любой из задач?
1) В слоге один звук. Какой он: гласный или согласный?
2) В слоге два звука. Какие это звуки?
3) В слоге три звука. Сколько из них гласных? Сколько согласных?
4) В слове есть согласные и один гласный звук. Сколько вслове слогов? Назовите такие слова.
5) В слове всего два звука. Сколько в слове слогов?
6) В слове КОТ три звука и в слове МЯУ три звука. Одинаково ли количество слогов в этих словах? Объясните, почемуколичество слогов в словах разное.
Цель работы по обучению фонетике состоит в том, чтобы познакомить учащихся со звуковой системой русского языка и заложить основы для сознательного овладения нормами правописания и произношения на уроках в начальной школе.
Фонетические знания Слог как минимальная произносительная единица. Словесное ударение, его функции и свойства. Звук речи как звук, образующийся в речевом аппарате человека и участвующий в передаче смысла слова. Смысло-различительная функция звуков. Признаки звуков: гласные и согласные звуки; согласные звонкие и глухие, парные и непарные; согласные твердые и мягкие, парные и непарные. Выделять звук в слове в любой позиции, произносить его изолированно. Определять последовательность звуков в слове | Фонетические умения Делить слово на слоги, определять их количество. Определять место ударения в слове. слове. Характеризовать звук по ука- занным признакам |
|
4. Найдите в букваре (любом) материал для проведения наблюдения над смыслоразличительной функцией словесногоударения; над разноместностью и подвижностью русского ударения.
Основнаяфункцияударениязаключается и обеспечениицельности и отдельностислова в результатевыделенияегопросодического (отгреч. prosōdikos – касающийсяударения) центра.
Функцияэтаносит фонетическийхарактер. Для ееобозначенияиспользуетсятермин кyльминaтивнaя фyнкция (выдeлeниe цeнтpa cлoвa – определение «точкиего нaивыcшeгo нaпpяжeния», кyльминaции).
3a cчeт paзнoмecтнocти и пoдвижнocти cлoвecнoe yдapeниe выпoлняeт cмыcлopaзличитeльнyю (cигнификaтивнyю) фyнкцию. Этa фyнкция нocит фoнoлoгичecкий xapaктep. Paзличaя cлoвoфopмы oднoгo cлoвa, oднoй пapaдигмы, yдapeниe oкaзывaeтcя мopфoлoгичecким средством, например: pýки-pyки′, нóги-нoги′, cócны-cocны′, пpизнáюcь-пpизнaю′cь, пpócитe-пpocи′тe, xóдитe-xoди′тe. Различая cлoвoфopмы paзныx cлoв, paзныx парадигм, yдapeниe выступаеткаклексическоесредство, например: мýкa-мyкá, зáмoк-зaмóк, ópгaн-opгáн, xлóпoк-xлoпóк, áтлac-aтлác, пápить-пapи′ть, пи′щa-пищá. Приэтоммогутразличатьсявсе cлoвoфopмы дaнныx парадигм (зaмoк-зaмoк) или тольконекоторые (пищa-пищa). Различаяcлoвoфopмы paзныx cлoв приихстилистическомразличии, словесное yдapeниe выполняет cтилиcтичecкyю функцию, используетсякакстилистическоесредство, например: cépeбpo – cтилиcтичecки нейтральноеслово coвpeмeннoгo pyccкoгo литературного языкa, cépeбpo – cтилиcтичecки oкpaшeнный вapиaнт, нapoднo пoэтичecкoe слово.
|
5. Найдите в 2-3 разных букварях страницы, на материалекоторых происходит формирование у первоклассников представления о звуках речи. Составьте полный текст беседы с первоклассниками для первого урока знакомства со звуками речи(используйте для этого методические рекомендации к букварямили учебное пособие «Русский язык в начальных классах...» изсписка основной учебной литературы).
Азбука Климовой, Макеевой и букварь Андрионовой. Климова: «Мир полон звуков (стр.42), «Гласные и согласные звуки» (стр.46). Андрионова: «Звуки речи» (стр.16).
На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся со звуками. Ребята вы видите звуки? Нет, звуки мы может только слышать и произносить.
Мир полон звуков. Откройте учебник на странице 42. Внимательно рассмотрите картинку. Что вы на ней видите? Совершенно верно, дети поют. А вы можете произнести тот звук,, что они произносят, посмотрев на их мимику. Верно, это звук О.
Ниже приведены предметы, которые тоже могут издавать звуки. Назовите эти предметы. Как звуки они издают?
А теперь посмотрите на следующую страницу. Это звуки природы: ветер, гроза, карканье птиц, шелест листьев и т.д. Каковы признаки приближения грозы? Какими звуками можно это передать? Расскажите о начале грозы. Какими звуками наполняется лес после дождя? Передайте звучание этой лесной песенки, выделяя каждый звук.
А теперь давайте подведем итог. О чем мы говорили на уроке?
7. Сравните схематические обозначения звуков в 2-3 разныхбукварях. Какие признаки звуков фиксируются с помощьюсхем-моделей? Приготовьтесь показать разные приемы работысо звуковыми моделями букваря.
Схема-модель слого-звуковой структуры содержит следующую информацию:
1) звуки бывают гласными и согласными, последние - твёрдыми и мягкими;
2) в слоге может быть различное количество звуков;
3) в слоге обязательно есть гласный звук;
4) звуки в слоге по-разному связаны между собой: согласный за согласным, гласный стоит перед согласным (обозначаются в схеме последовательно расположенными квадратиками), согласный с последующим гласным образует слог-слияние, произносятся неразрывно (в схеме обозначены прямоугольником, поделённым диагональю).
8. Какие из указанных слов могут быть предложены для звукового, а какие – для звуко-буквенного анализа в период обучения грамоте? Какие из них не должны даваться для звуковогоанализа ни на одном из этапов обучения в начальных классах?Почему?
Ветер, ель, ключ, колобок, куклы, лошадь, маяк, мороз, радость, рука, сахар, суп, улитка, ягода.
Куклы, рука, суп, улитка – эти слова могут быть выбраны для звуко-буквенного анализа в период обучения грамоте.
Мороз, маяк, колобок, ветер, радость, сахар, лошадь – эти слова не должны быть выбраны для звуко – буквенного анализа в период обучения грамоте.
Слова моро′з, ве′тер, са′хар – словарные слова, дети в период обучения грамоте с ними не знакомятся.
Колобок – безударные гласные.
Радость, лошадь – парный согласный.
Ель, ключ – йодированные слова
В период обучения грамоте с этими орфограммами обучающие не знакомятся.
Приведите образцовый ответ первоклассника при проведении звукового и звуко-буквенного анализа слова.
М – согласный, твердый, звонкий
А – гласная, ударная
М - согласный, твердый, звонкий
А – гласная, безударная
Чтобы правильно дать характеристику звукам, первоклассникам помогает «лента букв».