Политические преобразования. Формирование многопартийной системы. Демократическое движение.




Прак­тически одновременно, параллельно с процессами реформи­рования экономики руководство предприняло попытку пре­образовать политическую систему общества. Первым шагом к политическим преобразованием стало редакция ст. 6 Конституции СССР, из которой исчезло положение о КПСС как руководящей и направляющей силе общества и ядре политической системы.

Товарно-рыноч­ные отношения, индивидуально-трудовая собственность дол­жны были быть дополнены демократизацией общества, борь­бой с бюрократией, гласностью, правовой реформой. Советы предполагалось преобразовать в соответствии с законами парламентаризма. Было решено созвать съезд народных де­путатов, который должен был сформировать Верховным со­вет, являющийся постоянным органом. Данные решения фактически перевернули весь ход советской истории.

Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят в самом начале перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно настроенные лидеры, и руководящий орган пополнялся новыми людьми. Смена составов происходила на каждом новом этапе перестройки. Происходило обновление всех руководящих партийных структур. Для эффективности преобразований было признано необходимым полное восстановление роли Советов, как «органов социалистической власти», роли, которую присвоили себе партийные органы. При этом руководящая роль партии должна сохраняться. Для легитимизации этой роли предпринимались разные политические и организационные меры: альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных партийных работников.

В июне 1988 года XIX Всесоюзная партийная конференция провозгласила курс на создание правового государства; выдвинула идею конституционной реформы, проект которой был принят Верховным Советом в октябре 1988 года.

Главная роль в формировании правового государства отводилась государственно-политической реформе. Суть реформы заключалась в четком разделении обязанностей партийных органов и Советов, в передаче власти из рук Коммунистической партии Советам.

Для оживления власти Советов по образцу Конституции 1918 года была восстановлена двухуровневая система представительных органов: Съезд народных депутатов и Верховный Совет.

В конце 1988 года Верховный Совет СССР принял закон об изменении системы выборов в Советы.Отныне избрание народных депутатов должно было проводиться на альтернативной основе. Выборы в высший орган власти на новых избирательных принципах состоялись весной 1989 года. Однако неравное представительство граждан страны в высшем органе сохранялось. Хотя часть народных депутатов избиралась прямым голосованием, значительное число «народных избранников» проходило в высший законодательный и представительный орган страны по спискам партийных, профсоюзных и других общественных организаций. Данные ограничения свидетельствовали о непоследовательности преобразований, опасении тогдашнего руководства КПСС потерять монополию на власть в стране.

Съезд народных депутатов СССР обладал всеми функциями, отнесенными к ведению общесоюзных органов управления.

К исключительным полномочиям съезда относилось:

– проведение конституционных, политических и социально-экономических реформ;

– выборы высших общесоюзных органов власти.

Из числа депутатов съезда избирался Верховный Совет СССР (544 человека; из них 20% ежегодно обновлялось) – фактически постоянно действующий парламент.

Верховный Совет по-прежнему состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Полномочия Верховного Совета:

– законотворчество;

– функции исполнительной власти:

- организация деятельности и координация работы исполнительных органов;

- контроль за исполнением законов и выполнением бюджета;

- избрание Президиума ВС, Верховного Суда СССР, Генерального прокурора;

- утверждение состава Совета Министров СССР.

Президиум Верховного Совета СССР утратил значительную часть своих полномочий (в большей части законодательных) и превратился в исполнительный орган ВС СССР.

С 1989 года стал избираться Съезд Советов (2250 народных депутатов на 5 лет).

Новационным институтом советской государственной системы стал избранный в декабре 1989 года Комитет конституционного надзора.

Его задачи:

– выявление фактов несоответствия Конституции СССР законов, иных актов Верховного Совета СССР и его палат, а также конституций и законов союзных республик, постановлений и распоряжений Совета Министров СССР и советов министров союзных республик и других государственных органов.

Реформирование высших органов государственной власти периода перестройки было завершено созданием весной 1990 года института президента. Учреждался пост Президента СССР, который наделялся широкими полномочиями: являлся главой государства, руководил внешней политикой, обороной, исполнительным аппаратом, назначением министров. Президент избирался Съездом Советов на 5 лет, а затем сам назначал премьер-министра.

В марте 1990 года первым и единственным Президентом СССР на III Съезде народных депутатов был избран Генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев.

В марте 1989 года состоялись первые в истории СССР альтернативные выборы, которые вызвали небывалую ак­тивность избирателей. Первый съезд стал действительно историческим событием, здесь впервые прозвучала крити­ка в адрес руководства страны, что уже само по себе было беспрецедентным явлением. Постепенно идеи XIX партий­ной конференции начинали работать против самого аппа­рата, так как ему все больше угрожала оппозиция. Ради­кальное крыло Верховного совета образовало Межрегио­нальную депутатскую группу (Афанасьев, Попов, Ельцин), которая стала вносить свои идеи в сознание десятков мил­лионов людей. Радикалы делали упор на необходимости демонтажа командно-административной системы, предло­жив реформу по передаче всей власти Советам, лишением ее КПСС. В 1989 году руководство Горбачева впервые стол­кнулось с кризисом доверия. Непосредственной причиной падения авторитета власти стал резко растущий дефицит товаров народного потребления, политическая нестабиль­ность, рост преступности. Большинство населения, по дан­ным социологических опросов, поддерживало требовании радикалов. Демократическое движение в этот период раз­рабатывает новую стратегию, согласно которой сначала необходимо было завоевать власть в стране, а потом про­водить в ней реформы. Радикально настроенные депутаты создали блок «Демократическая Россия», в программу которого входило сочетание рынка и системы государствен­ных рычагов экономического стимулирования. В самой КПСС образуется демократическая платформа (Ельцин, Травкин, Гдлян), ставящая задачей завоевание централь­ных позиций в партии.

С другой стороны в рядах партии формируется и консер­вативно настроенная часть, состоящая из лидеров партийной номенклатуры, не желавших никаких перемен в обществе.

Вновь созданная система управления просуществовала всего несколько месяцев.

 

1990 — 1991 гг. Кризис политики Горбачева. Пред­посылки переворота августа 1991 года. В условиях фак­тического раскола Верховного Совета, КПСС и общества в целом на сторонников и противников преобразований со-вет-ского строя формальный глава государства М.С. Гор­бачев занимает центристскую позицию. В 1990 — 1991 Горбачев пытается найти компромисс с радикалами: в этот период он признает ошибки К. Маркса, заявляет о необ­ходимости использования опыта западной социал-демок­ратии. Далее Горбачев соглашается с требованием ради­калов об. отмене шестой статьи Конституции СССР («гла­венствующая роль КПСС»), предлагает избрать президен­та — главу советского государства. На третьем съезде на­родных депутатов Горбачева избирают президентом СССР. Однако принятие президентства не усилило, а напротив, ослабило его позиции. Горбачев не был избран всенарод­но, не получив, тем самым, необходимую легитимность избрания. Новый президент не смог создать крепкую вер­тикаль президентской власти взамен прежней дискредити­ровавшей себя партийно-государственной системы. Заняв президентскую должность, Горбачев не выдвинул ни од­ной позитивной идеи. Политическое влияние президента неуклонно падало. Верховный совет РСФСР возглавляет ярый противник Горбачева, один из лидеров радикаль­ных реформаторов, Б.Н. Ельцин. Радикалы получили власть в Московском (Попов) и Ленинградском Советах (Собчак). Победа 12 июня 1991 года в первом же турепрезидентских, выборов в РСФСР Ельцина также свиде­тельствовала о расшатывании старого номенклатурного строя. В этой ситуации Горбачев был поставлен перед вы­бором: или поддержать силы, ориентирующиеся на сило­вые методы сохранение старых структур власти, или окон­чательно встать на сторону демократов. Президент выб­рал путь политического наблюдателя и тем самым предре­шил свою судьбу. Своим бесконечным лавированием, так­тикой уступок Горбачев подтолкнул часть высшего руко­водства к принятию чрезвычайных мер (августовский путч 1991 г.). События августа 1991 года и последовавший за ним распад СССР фактически завершил эпоху перестрой­ки, как курса на обновление социализма. Некоторые иссле­дователи, правда, считают, что перестройка окончательно завершилась в 1993 году, выделяя события октября 1993 года в качестве конечной стадии четвертого этапа пере­стройки, прошедшей уже без активного участия ее главно­го архитектора — М. Горбачева и многих ее сторонников.

Перестройка: причины провала. В чем заключаются причины провала политики перестройки?

1.Авторы перестройки не смог­ли выработать четкой стратегии, концепции реформиро­вания.

2.Реформы проводились крайне непоследова­тельно: не завершив преобразований в экономической сфе­ры, Горбачев и его сторонники сразу перешли к реформе политической системы.

3.Государственный аппарат оказал­ся не в состоянии регулировать рыночные отношения, ввести четкие правила их функционирования.

4.Экононимические неудачи, потеря благосостояния большинства населения, начавшее социальное расслоение общества, привели к потере легитимности власти в конце периода перестройки. Были израсходован практически весь золотой запас и валютные резервы страны. В результате «шоковая тера­пия» (радикальные экономические реформы начала 90-хгодов) оказалась, как считают сейчас многие ученые, един­ственным возможным выходом из создавшегося положения.

5.Изъятие из ст.6 Конституции СССР положение о руководящей роли КПСС подточило ядро политической системы и привело к крушению коммунистической идеологии в государстве.

6.Внедрение государственной элитой либеральных ценностей в командно-административную систему разрушили основы социалистического государства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: