Блоггерство - некоторые психологические аспекты явления




 

Блоггерство в России начало формироваться много позже чем в других странах, но при этом весьма быстро и активно – аналогично темпам распространения в нашей стране сети Интернет в целом.

Активная акцентуация внимания к блогам и блоггерам представителями-производителями отечественной массовой культуры, в том числе СМИ, говорит о том, что масштабность и независимость развития данного явления замечены не только «четвертой», но и другими властями. Таким образом, своевременность и актуальность исследований блоггерства обуславливается необходимостью и важностью раскрытия того психологического содержания, которое определяет в целом его социальный потенциал.

К сожалению, несмотря на серьезный научный интерес представителей российской психологической науки к Интернет-коммуникациям и в целом высокий уровень исследованности связанной с ними проблематики, отечественные исследователи не обращались пока к социально-психологическому анализу блоггерства. Вместе с тем зарубежные ученые и другие специалисты, в частности практикующие психиатры-психологи и аналитики-обозреватели СМИ, неоднократно давали свои оценки природе и другим особенностям данного феномена и продолжают дальше уделять ему внимание. Показательно, но уже на стадии предварительного «знакомства» с российским блоггерством в нем можно обнаружить многие из тех черт, что приписываются социокультурному феномену зарубежными авторами. Так, согласно исследованиям Д. Дрезнера и Х. Фарелла блоги могут существенно влиять на настроения в обществе и формировать общественное мнение. По мнению доктора Д. Грохола, благодаря своей «условной» анонимности блог выступает своего рода «паспортом» (презентацией) личности человека в сети. Другой зарубежный специалист, М. Хоурлихан, обращает внимание на то, что основная «социальная подоплека» блога как способа передачи информации – это взаимодействие с людьми. Он утверждает, что блоггеры образуют особую социальную систему: начиная с простого обмена ссылками и упоминания приятелей в «посте» и заканчивая блоггерскими обедами «в реальности».

На основе соотнесения результатов соответствующих исследований зарубежных специалистов и результатов нашей предварительной оценки явления, была высказана мысль о том, что российское блоггерство представляет собой национальный вариант развития социокультурного явления и потому не может не проявлять свои особенные социально-психологические черты. В качестве основных задач первоначального этапа исследований были запланированы установление основных, в том числе психологических, преимуществ блогов по отношению к другим способам/видам Интернет-коммуникаций (форум, чат), определение возрастного и социального состава блоггеров и психосемантический анализ записей (постов) в блогах. Основными подходами исследования выступали деятельностный и коммуникационный. В частности, мы опирались на положение о том, что общение как деятельность производится через речь, при этом как единую с языком, так и отличную от него, и что объектом данного вида деятельности является другой человек. Для обработки полученных непосредственно в ходе опроса данных применялись как общие методы статистики, так и специальные, в частности, непараметрический метод Спирмена, используемый в подобных исследованиях с целью установления связи между явлениями и определения для них коэффициента ранговой корреляции, и близкий ему по этим задачам U-критерий Манн-Уитни. Из других методов применялись методы участвующего наблюдения и интервьюирования. В процессе проведенных нами исследований было установлено, во-первых, что хотя блоги и являются весьма модным, популярным и распространенным видом Интернет-коммуникаций среди россиян, они все же не занимают абсолютно лидирующего положения по отношению к чатам и форумам. Кроме того, все более массовым у нас в стране становится использование такого вида Интернет-коммуникаций как ICQ. Из двух групп испытуемых – постоянных пользователей сети и пользующихся услугами Интернета от случая к случаю – предпочтение блогу высказало большее количество участников из первой группы. Помимо прочих преимуществ блога, они отметили такие его качества как психологическую комфортность и большую степень удовлетворенности их культурным и духовным запросам. Во-вторых, результатами исследований было также установлено, что возрастной и социальный состав российских блоггеров является весьма неоднородным, что необходимо связывать, на наш взгляд, именно с российской спецификой и менталитетом. И, в-третьих, анализ содержания записей в блогах показал, что блоггерство по своей природе глубоко психологично и «настоящими» блоггерами становятся в основном люди богатого духовного содержания, разносторонних взглядов, независимые (философичные) по своему типу мышления и образу жизни, использующие блоггерство как способ самораскрытия и самоактуализации в целом.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: