Деятельность как способ существования общественного человека.




Общество - ключевая категория социальной философии. Основная задача социальной философии - раскрыть сущность общества в предельно широком понимании слова. Она характеризует общество как часть мира, отличную от иных его частей, но одновременно связанную с ними в единый мировой универсум..Отталкиваясь от антитезы природы и общества как средства классификации явлений, определим общество как социальную форму движения материи, социокультурную реальность, надорганический мир. Задается субстанциальная реальность понятия общества как модели социальности вообще, т.е. системную совокупность свойств и признаков, присущий коллективной и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включены в социальный мир и отличены от природы.

Понятие «общество» можно заменить на понятие «социум». Это позволяет говорить об организационной форме действий людей. Социум - специфически людской мир. Происходит от греческого глагола «затевать совместную деятельность».

Социальная философия, исследуя общество в определенном ракурсе, разворачивается как метафизика человеческого бытия. Привычный способ мыслить и объяснять бытие сводится к тому, что есть люди и есть вещи. Между ними возникают связи и взаимодействия, через что люди и вещи инициируют разного рода процессы.

Соц. взаимодействие – процесс, в к-ром люди действуют и испытывают взаимод-ие др. на др. Механизм СВ включ. инд-ов, совершающих те или иные действия, изменения в соц общности или в об-ве в целом, вызываемых этими действиями, влияние этих перемен на др. инд-ов, сост. соц. общность и обратную реакцию инд-ов.

Общество - сложный процесс движения и развития актов человеческой деятельности. В этом смысле социальную философию можно представить как социальную онтологию или систему схем, которая описываеть предметно-практическую деятельность людей. Социальный процесс не может быть сведен к сумме актов, но и не может быть без этих актов. Подчеркивается неэлементарность бытия человеческого индивида. Человеческий индивид в многомерности бытия должен быть представмику социального процесса. Социальная философия не постулируется, как классическая метафизика, а выводится из аспектов как духовно-теоретическихлен только как процесс, который обеспечивает непрерывную пульсацию общественного бытия. Социальный процесс - полисубъективное образование. Осуществление процесса идет по разным векторам человеческой деятельности. Люди организуют и поддерживают реальность через функции:

1)самореализация индивидов; 2)сохранение и воспроизводство социальных связей.

Сочетание, смена и вообще динамика социальных процессов не может быть обеспечена сложением способов индивидуальной реализации. Индивидуальное развитие человека - многосторонний процесс, залог становления личности человека. Его деятельность носит, как минимум, трехмерный характер:

1) отношение к предметам; 2) отношение к Другому (человеку, обществу); 3) отношение к самому себе.

Т.о., деятельность с предметом, коммуникация, самореализация есть грани одного и того же процесса - человеческого индивида Самореализация носит предметный характер, но ее нельзя свести к простому взаимодействию вещи и человека. Деятельность человека с предметом общительна. В ней скрыто присутствуют схемы человеческих взаимодействий. Человек оказывается связан через действия с предметом в своем предметном бытии. Человеческие навыки как разумного существа проявляются, в предметной деятельности.

Рассмотрим основные концепции общества как специф. сп-б взаимод-ия людей.

Зиммель вводит понятие чистых форм социаций. Это понятие отражает универсальность, устойчивость в поведении и взаимодействии индивидов и групп. Форма – это универсальный способ воплощения и реализации исторически изменчивых содержаний, содержание – исторически обусловленные цели, мотивы, побуждения человеческих взаимодействий. Чистая социология изучает формы, а философская социология – исторические судьбы этих форм в связи с их культурно-обусловленным содержанием. Зиммель приводит множество примеров чистых форм социаций, составляющих как бы кровеносную систему социального взаимодействия:

Формы-нормы. К ним Зиммель относит такие феномены как честь, этикет, обычай, мораль, традиция, закон и другие. Действительно, нормативность как неотъемлемая характеристика социальной общности, многолика. Отношения в различных социальных группах и категориях могут фундироваться и регулироваться по-разному.

Формы-ситуации. К ним можно отнести агрессию, зависимость, конфликт, согласие и др.

Формы-типы: простак, аристократ, циник, чужак, изгой, лидер и др. Позиционирование таких типов присуще практически любой социальной общности как механизм различения, консолидации, установления и восстановления порядка.

Формы-отношения подразумевают относительно устойчивые коммуникативно-поведенческие рисунки, в различных комбинациях содержащиеся в любой социальной общности. Это подчинение, сотрудничество, конкуренция и другие.

Формы-процессы означают определенные устойчивые тенденции, отражающие темпоральные аспекты функционирования общности. Это могут быть стагнация, деструкция и др.

Формы-группы. Это могут быть партия, семья, община и др.

Зиммель также классифицирует формы, если так можно выразиться, по степени их формальности. В этой связи он выделяет, во-первых, спонтанные формы. Они проявляются на уровне личной склонности и связаны со складыванием вкусов, предпочтений, нравов в границах группы. Во-вторых, формальные формы, например, экономическое поведение. В‑третьих, формы-имитации: мысль ради мысли, общение ради общения, искусство ради искусства.

Люди взаимодействуют через некоторые простые функции (обмен, конкуренция, любовь). Все это является чистыми социациями. Общество возникает из наполнения формы содержанием.

Парсонс (структурно-функциональный подход) в ст. «С-ма координат действия и общ. теория систем: культура, личность, соц. с-ма» рассм. об-во как сложную, открытую с-му, сост. из частей, кот. слаженно работают для обеспеч. ее ед-ва и стабильности. Цент. понятие – понятие соц. действия, под кот П. поним. некоторый процесс в с-ме «Sт действия – ситуация», имеющий мотивационное значение для действующ. инд-да. Фундамент. св-во д-ия в том, что оно развивает с-му ожиданий, относящихся к различным объектам ситуации. Соц. с-ма сост. из множ-ва индивид. действующих лиц, мотивации кот. опред-ся тенденцией оптимизации удовлетворения, а их отношение к ситуации опред. и опосредуется системой общепринятых символов, являющихся элементами культуры. Т.о. с-ма д-ий сост. из соц..с-мы, с-мы личности и культурной смы. Каждая из них независима и предполагает существование остальных.

Парсонс сформулир. осн. функциональные треб-я, выполнение кот. обеспечив. стабильное существование об-ва как с-мы: оно д. обладать СП-тью к адаптации (приспособл. к изменяющимся усл-ям и возраст. материал. потребностям людей), оно д.б. целеориентированным (способным к постановке осн. целей и задач и к поддержанию процесса их достижения), д. обладать СП-тью к интеграции (к включ. в с-му новых поколений), д. иметь сп-ть к воспроизводству стр-ры и снятию напряженности в с-ме). Эти функции обеспечиваются различ. подсистемами: экономич. подс-ма, полит, обычаи и правовые ин-ты, подс-мы верований, морали.

Парсонса критикуют за то, что он рассм. об-во как нормативную с-му, кот. предсказуема и удобна для манипулирования. Он преувелич. степень степень консенсуса (согласия) в об-ве и упускает из вида моменты соц. неравенства и соц. эгоизма. В его концепции отсутствует м-т случайности.

Концепция Парсонса. Общая система действий. Все действия человек зажаты между двумя полюсами - природой и культурой.

Культура (активно действующий человек)

Природа (физико-органическая среда, в которую погружен человек)

Концепция Мертона - теория референтеных групп. Все люди действуют как групповые существа. Поэтому они ориентируются на окружающих, и действуют в соответстии с этим. "Не выделяться". Сам Мертон характеризует действия как "экспликтация в радиусе референтной группы".

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: