Тема 2. Общая характеристика творчества Брамса
· ЖАНРЫ. Брамс творил в разнообразных жанрах, исключая оперную, театральную и программно-инструментальную музыку:
o Для оркестра: 4 симфонии, 2 серенады, вариации на тему Гайдна. Академическая и Трагическая увертюры, обработки Венгерских танцев;
o Концерты: два фортепианных, один скрипичный, один для скрипки и виолончели с оркестром;
o Фортепианные: три сонаты, разнообразные пьесы (баллады, вариации, фантазии, каприччио, интермеццо), в т. ч. в 4 руки (Венгерские танцы, Песни любви и др.);
o Камерно-инструментальные: скрипичные сонаты, виолончельные сонаты, трио, квартеты, квинтеты, секстеты для разнообразных составов;
o Вокальные и хоровые сочинения: «Немецкий реквием», кантаты, Рапсодия для альта с оркестром, разнообразные ансамбли, сборники песен – оригинальных и обработок народных.
Иоганнес Брамс принадлежит к следующему — после Шумана и Мендельсона — поколению немецких романтиков. В позднем немецком романтизме Иоганнес Брамс и Рихард Вагнер олицетворяли два противоположных полюса. Имя Вагнера было символом радикального новаторства, Брамс же воспринимался как хранитель классических традиций. При этом Вагнер осуществлял свои реформаторские принципы в том единственном жанре, к которому не обращался Брамс – опере
Как известно, вокруг Вагнера и Листа группировалась т.н. веймарская школа, выступавшая за коренное обновление музыкального языка, новые формы, программность, синтез музыки и драмы. Позиция Брамса была иной: стремясь к гармонии нового и традиционного, он не считал, что классические жанры и формы исчерпали себя и их нужно обязательно заменить чем-то новым.
|
Показателен круг жанров, в которых он работал: отдав дань новым романтическим жанрам (миниатюре, балладе, рапсодии), композитор явно тяготел к классическим жанрам симфонии, сонаты, концерта. Более того: благодаря Брамсу возрождаются некоторые принципы еще более старинных жанров и форм – эпохи барокко (это пассакалия, concerto grosso, органная хоральная прелюдия, полифонический цикл прелюдия-фуга). Самым ярким примером использования барочных принципов является трагический финал 4-й симфонии.
Сам Брамс сам считал себя наследником Роберта Шумана, который незадолго до смерти «благословил» его в своей последней статье.
Противоречия в творчестве Брамса: будучи обращенным к традиции, Брамс тем не менее не мог в новых условиях достигнуть гармоничности мироощущения венских классиков (и сам отлично сознавал это).
Романтические черты в творчестве Брамса:
· драматизм и трагедийность;
· эмоциональная порывистость, внимание к душевному миру человека, господство лирического начала (в сочетании с классическими формами, со стремлением опереться на собственно музыкальные закономерности развития материала, а не на «внемузыкальные», как у Берлиоза и Листа с явно выраженной «литературностью» и «программностью»);
· огромный интерес к фольклору (отсюда фольклорный облик множества тем и в симфонических, и в камерных произведениях, сборники обработок народных тем и проч.).
Антиромантическая черта: преимущественное внимание к линии, а не к колориту. Недоброжелателям Брамса даже казалось, что он вовсе равнодушен к оркестровым краскам.
|
И действительно, оркестровое письмо Берлиоза, Листа и Вагнера (с кем Брамса обычно сравнивали) значительно более «красочно», нежели брамсовское. Брамс же – особенно в «строгих жанрах» вроде симфонии - сознательно ограничивал себя рамками бетховенского (а порой и добетховенского) оркестра, применяя какие-то колористические приемы только изредка. Но тем более они впечатляли.
Тема 3
Джузеппе ВЕРДИ (Giuseppe Verdi) (1813 — 1901) — великий итальянский композитор, творчество которого является одним из крупнейших достижений мирового оперного искусства и кульминацией развития итальянской оперы XIX века.
Джузеппе Верди родился в Ле-Ронколе (близ города Буссето, Пармская область) в семье трактирщика и пряхи | |
1820-24 | Первые годы учения в Ронколе |
Переезд в Буссето. Верди стал служить в лавке купца и руководителя местного музыкального филармонического общества Антонио Барецци | |
Верди подает прошение о зачислении его в Миланскую консерваторию. Экзаменаторы оказываются недовольны манерой игры Верди. Ссылаясь на это, а также на возраст Верди и на то, что Верди не является подданным Ломбардии, Верди отказывают в приеме. Верди начинает частные занятия с Лавиньей, директором «Ла Скала», композитором и теоретиком | |
Под управлением Верди звучит оратория Гайдна «Сотворение мира» | |
Верди после испытаний получает место Maestro di musica в Буссето и женится на Маргарите, дочери своего покровителя Барецци | |
Успех в Милане первой оперы Верди «Оберто, граф Бонифачо» | |
Смерть обоих детей, а затем жены Верди. Депрессия. Вторая опера Верди (комическая) «Король на день, или Мнимый Станислав» проваливается | |
Успех новой оперы «Набукко» («Навуходоносор»). В роли Абигаль блистает Джузеппина Стреппони | |
Премьера оперы «Ломбарды в первом крестовом походе» | |
1844-1850 | Премьера нескольких опер Верди, в т. ч. «Эрнани», «Макбет», «Корсар», «Разбойники», «Битва при Леньяно» |
Начало совместной жизни с Джузеппиной Стреппони | |
Премьера оперы «Риголетто» в театре «Фениче» (Венеция». | |
Премьера опер «Трубадур» и «Травиата» (первое представление «Травиаты» было неудачным) | |
Премьера «Сицилийской вечерни» (Большая опера в Париже) | |
Премьера оперы «Симон Бокканегра» | |
Женитьба на Джузеппине Стреппони. Верди выбран депутатом от Пармы | |
Верди выбран депутатом в первый парламент Италии | |
Заказ на оперу от дирекции Императорских театров (Санкт-Петербург). Две поездки в Россию. Постановка оперы «Сила судьбы» | |
Постановка «Дон Карлоса», написанного для «Гранд-опера». Смерть Антонио Барецци | |
Премьера новой версии «Силы Судьбы» в «Ла-Скала» | |
Премьера оперы «Аида», заказанной Верди правительством Египта ко дню открытия Суэцкого канала | |
Премьера Реквиема, написанного в память Алессандро Мандзони (собор св. Марка, дирижировал автор | |
Постановка новой версии «Симона Бокканегра» | |
Постановка итальянской версии «Дон Карлоса» («Ла Скала») | |
Постановка «Отелло» | |
Постановка последней оперы Верди – «Фальстаф» | |
Смерть Джузеппины Стреппони | |
Первое исполнение «Четырех духовных пьес» | |
Смерть Верди после инсульта в «Отеле Милан» |
Общая характеристика творчества
|
В центре художественных интересов – опера (кроме самого раннего периода творчества). Среди произведений других жанров можно выделить Реквием, Stabat mater, Te deum и струнный квартет (1873).
Общее количество опер – 26 (из них 6 имели новые редакции).
Стремление к воплощению драмы «сильной, простой и значительной», как писал сам Верди.
Особенное внимание к сюжету оперы, а также к ее тексту (Верди самым активным образом вмешивался в работу либреттистов). Активное участие в постановке и в вопросах сценической трактовки опер.
Разработка собственного стиля на путях слияния песенно-ариозных и декламационных принципов. В последних операх Верди имеется определенное – но вовсе не решающее - влияние Вагнера.
Признание (в отличие от Вагнера) преимуществ вокального начала в опере – в соответствии с итальянскими традициями.