Тема6 ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО ВАГНЕРА




РИХАРД ВАГНЕР (Wagner;1813, Лейпциг — 1883, Венеция)— немецкий композитор и теоретик искусства. Крупнейший реформатор оперы 19 в., оказавший значительное влияние на европейскую (особенно немецкую) музыкальную культуру.

 

  Рождение в семье полицейского чиновника Карла Фридриха Вагнера. Через несколько месяцев после рождения этого сына отец его умер, а мать вскоре вышла замуж за актера Людвига Гейера, который перевез семью в Дрезден
  Смерть отчима, который очень любил своего пасынка. Переезд вначале в Дрезден к брату отчима, затем возвращение к родным в Дрезден. Посещение гимназии св. Креста, где Вагнер обнаружил разнообразные способности к гуманитарным наукам – особенно к литературе и истории.
  Переезд в Лейпциг Рихарда вместе с матерью и двумя сестрами.
  Первое пробуждение собственно музыкального дарования под впечатлением слушания Бетховена и Вебера. Начало обучения музыке у кантора церкви Святого Фомы Теодора Вайнлинга
  Поступление в Лейпцигский университет в качестве «студента музыки». Создание первых (подражательных) произведений
  Начало работы над оперой «Феи» (по сюжету сказки Гоцци «Женщина-змея», поставлена только после смерти композитора). Переезд в Вюрцбург (брат Вагнера Альберт пел там в театре). Поступление на должность хормейстера в Вюрцбруг. Начало периода скитания по городам Германии
  Появление в печати первой литературной работы Вагнера «Немецкая опера» Получение из Магдебурга приглашения занять должность капельмейстера местного театра (в нем ставились и драматические, и оперные произведения). Знакомство с актрисой Минной Планер (будущей женой)
  Завершение новой оперы «Запрет любви» (Das Liebesverbot, по пьесе Шекспира «Мера за меру». Постановка в Магдебурге (без особенного успеха).
  Переезд в Кёнигсберг на аналогичную должность и женитьба на Минне Планер
  Переезд с женой в Ригу, где Вагнеру предложили должность дирижера оперного театра
  Начало работы над оперой «Риенци» на основе романа Бульвер-Литтона. Тайное бегство от кредиторов в Париж (Балтийским морем через Лондон)
  Окончание оперы «Риенци»(опера создавалась в стиле «большой оперы» в расчете на постановку в Париже и поддержку Мейербера). Тщетная попытка организовать постановку «Риенци» в Париже. Случайные музыкальные заработки (переложения, аранжировки) и литературная деятельность (статья о Берлиозе)
  Создание оперы «Летучий голландец» и увертюры «Фауст». Возвращение в Германию
  Триумфальная премьера оперы «Риенци» в Дрездене
  Постановка «Летучего голландца» в Дрездене, принятая существенно более холодно. Назначение Вагнера придворным капельмейстером Дрезденского оперного театра
1840-е гг. Создание и постановка опер «Тангейзер» и «Лоэнгрин» Написание ряда статей, в т. ч. «Революции»
  Участие в Дрезденском майском восстании. После его поражения Вагнер был объявлен в розыск. Бегство к Листу в Веймар, а затем в Швейцарию
  «ШВЕЙЦАРСКОЕ ИЗГНАНИЕ»
  «Искусство и революция» (1849), «Опера и драма» (1850), «Обращение к друзьям» (1851)
  Окончание работы над текстом тетралогии «Кольцо нибелунга» («Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Закат богов», тексты создавались в обратном порядке). Начало работы над музыкой тетралогии
1858-59 Создание драмы «Тристан и Изольда»
  Постановка «Тангейзера» в Париже, проваленная группой аристократов «Жокей-клуба», которые были возмущены невниманием Вагнера к их требованиям по переделке оперы Начало работы над оперой «Нюрнбергские майстерзингеры»
  ПОЛНАЯ АМНИСТИЯ И РАЗРЕШЕНИЕ ВЕРНУТЬСЯ В ГЕРМАНИЮ
  Концертные поездки. Поездка Вагнера в Россию в качестве дирижера. Концерты в Петербурге и в Москве принесли заметный доход
  Неожиданная помощь от короля Баварского Людвига II, который избавил Вагнера от материальных забот
  Постановка в Мюнхене «Тристана и Изольды»
1866-1872 Вагнер был вынужден удалиться в Швейцарию из-за общественного мнения, настроенного против явной поддержки королем Вагнера, а затем – из-за скандала «Бюлов-Козима-Вагнер».
  Окончание «Нюрнбергских майстерзингеров»
  БАЙРОЙТ
  Основание «Общества Рихарда Вагнера». Закладка оперного театра в Байройте
  Окончание работы над музыкой «Кольца нибелунга»
  Премьера тетралогии «Кольцо нибелунга». Огромный финансовый дефицит фестиваля
  Концерты в Лондоне
  «Искусство и религия»
  Постановка оперы-мистерии «Парсифаль»
  Смерть Вагнера в Венеции от сердечного приступа

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА ВАГНЕРА

Творчество Вагнера в тезисах:

  • Создание «музыкальной драмы» («музыки будущего») в русле борьбы за немецкое национальное искусство («Опера и драма»). Синтез искусств. Реформа фактически заключалась в подчинении (в противовес итальянскому типу оперы) музыки драме, что привело к большому перевесу оркестра над вокалом, включение вокала в оркестр нередко в качестве одного из инструментов. В результате - кризис музыкального театра.
  • Отказ – начиная с «Летучего голландца» ­ от исторических сюжетов с их непременной привязкой к конкретному и мелочному. В основу либретто, по мнению Вагнера, должны класться мифологические сюжеты как выражающие вечное и неумирающее.
  • Устранение (теоретически) ансамблей, устранение замкнутых номеров с заменой их сценами и монологами. Сквозное драматургическое развитие не только в пределах действия, но в пределах всей оперы (или даже оперного цикла). (На практике Вагнер нередко отступал от своих же строгих принципов)
  • Обильное применение лейтмотивов в операх (лейтмотив - характерная тема или музыкальный оборот, которые обрисовывают какой-либо персонаж оперы, балета, программной пьесы, его отдельные черты или определённую драматическую ситуацию и звучат при упоминании о них, при появлении персонажа или при повторении драматической ситуации в разных частях произведения).
  • Интенсификация хроматизма и ладовых альтераций, размывание тоники. Возможно более оттягивание консонансных разрешений («бесконечная мелодия»), что приводит к непрерывному нарастанию эмоций и поддерживанию напряжения внимания слушателей. («Тристанаккорд»).
  • Роскошная, красочная оркестровка, количественное и качественное увеличение медной группы («вагнеровские тубы», басовая труба, контрабасовый тромбон)

 

ТЕМА 7

ОПЕРНАЯ РЕФОРМА ВАГНЕРА

Вклад Вагнера в мировую культуру определяется, прежде всего, его оперной реформой, без которой невозможно представить дальнейшую судьбу оперного жанра. Осуществляя ее, Вагнер стремился:

· к воплощению глобального, общечеловеческого содержания на основе легенд и мифов германо-скандинавского эпоса;

· к единству музыки и драмы;

· к непрерывному музыкально-драматическому действию.

Это привело его:

· к преимущественному использованию речитативного стиля;

· к симфонизации оперы на основе лейтмотивов;

· к отказу от традиционных оперных форм (арий, ансамблей).

В своем творчестве Вагнер никогда не обращался к современной тематике, к изображению повседневной жизни (исключение – «Нюрнбергские мейстерзингеры»). Единственным достойным литературным источником оперы он считал мифологию. Композитор постоянно подчеркивал общезначимость мифа, который «во все времена остается правдивым». Характерен отход Вагнера от более или менее пассивного следования одному мифологическому источнику: как правило, в одной опере он синтезирует несколько легенд, создавая собственное эпическое повествование. Актуализация мифа – принцип, который проходит через все вагнеровское творчество.

Переосмысливая миф в духе современности, Вагнер пытался на его основе дать картину современного капиталистического мира. Например, в «Лоэнгрине» он рассказывает о враждебности современного общества по отношению к истинному художнику, в «Кольце нибелунга» в аллегорической форме обличает жажду мировой власти.

Центральная идея вагнеровской реформы – синтез искусств. Он был убежден в том, что лишь в совместном действии музыка, поэзия, театральная игра способны создать всеохватную картину жизни. Подобно Глюку, ведущую роль в оперном синтезе Вагнер отводил поэзии, а потому уделял огромное внимание либретто. Он никогда не приступал к сочинению музыки до тех пор, пока не будет окончательно отшлифован текст.

Стремление к полному синтезу музыки и драмы, к точной и правдивой передаче поэтического слова привело композитора к опоре на декламационный стиль.

В музыкальной драме Вагнера музыка льется сплошным, непрерывным потоком, не прерываемым сухими речитативами или разговорными вставками. Этот музыкальный поток постоянно обновляется, изменяется и не возвращается к уже пройденному этапу. Вот почему композитор отказался от традиционных оперных арий и ансамблей с их замкнутостью, изолированностью друг от друга и репризной симметрией. В противовес оперному номеру выдвигается принцип свободной сцены, которая строится на постоянно обновляемом материале и включает в себя певучие и речитативные эпизоды, сольные и ансамблевые. Таким образом, свободная сцена совмещает признаки различных оперных форм. Она может быть чисто сольной, ансамблевой, массовой, смешанной (например, сольной с включением хора).

Традиционные арии Вагнер заменяет монологами, рассказами; дуэты – диалогами, в которых преобладает не совместное, а поочередное пение. Главное в этих свободных сценах – внутреннее, психологическое действие (борьба страстей, смены настроений). Внешняя же, событийная сторона сводится к минимуму. Отсюда – перевес повествовательного начала над сценически действенным, чем оперы Вагнера резко отличаются от опер Верди, Бизе.

Объединяющую роль в вагнеровских свободных формах играет оркестр, значение которого резко возрастает. Именно в оркестровой партии концентрируются важнейшие музыкальные образы (лейтмотивы). Вагнер распространяет на партию оркестра принципы симфонического развития: основные темы разрабатываются, противопоставляются друг другу, трансформируются, приобретая новый облик, полифонически сочетаются и т.д. Подобно хору в античной трагедии оркестр Вагнера комментирует происходящее, поясняет смысл событий через сквозные темы – лейтмотивы.

Любая зрелая опера Вагнера содержит 10–20 лейтмотивов, наделенных конкретным программным содержанием. Вагнеровский лейтмотив – это не просто яркая музыкальная тема, а важнейшее средство, помогающее слушателю понять самую суть явлений. Именно лейтмотив вызывает нужные ассоциации, когда герои молчат или говорят совсем о другом.

Оперная реформа Вагнера оказала значительное влияние на европейскую и русскую музыку, обозначив высший этап музыкального романтизма и одновременно заложив основы для будущих модернистских течений. Прямой или опосредованной ассимиляцией вагнеровской оперной эстетики (особенно новаторской «сквозной» музыкальной драматургии) отмечена значительная часть последующих оперных произведений. Использование лейтмотивной системы в операх после Вагнера стало тривиальным и всеобщим. Не менее значительным стало влияние новаторского музыкального языка Вагнера, особенно его гармонии, в которой композитор пересмотрел «старые» (прежде считавшиеся незыблемыми) каноны тональности.

Среди русских музыкантов знатоком и пропагандистом Вагнера был его друг А.Н. Серов. Н.А. Римский-Корсаков, публично критиковавший Вагнера, тем не менее, испытал (особенно в позднем творчестве) влияние Вагнера в гармонии, оркестровом письме, музыкальной драматургии. Ценные статьи о Вагнере оставил крупный русский музыкальный критик Г.А. Ларош. Вообще, «вагнеровское» более прямо ощущается в сочинениях «прозападных» композиторов России XIX века (например, у А.Г.Рубинштейна), чем у представителей национальной школы. Влияние Вагнера (музыкальное и эстетическое) отмечается в России и в первых десятилетиях XX веках, в трудах А.Н. Скрябина.

Среди крупных западных композиторов, так или иначе испытавших влияние Вагнера, — Антон Брукнер, Гуго Вольф, Клод Дебюсси, Густав Малер, Рихард Штраус, Бела Барток, Кароль Шимановский, Арнольд Шёнберг (в раннем творчестве) и многие другие.

Реакцией на культ Вагнера стала противопоставлявшая себя ему «антивагнеровская» тенденция, крупнейшими представителями которой были композитор Иоганнес Брамс и музыкальный эстетик Э. Ганслик, отстаивавший имманентность и самодостаточность музыки, несвязанность её с внешними, внемузыкальными «раздражителями». В России антивагнеровские настроения характерны для национального крыла композиторов (прежде всего, М.П. Мусоргского).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: