Лекция № 3. Христианство в Сев. Причерноморье




Свое название Скифская епархия получила от той части Добруджи (южнее низовий Дуная), которая уже с эпохи эллинизма в обиходе называлась Малой Скифией - в отличие от Великой Скифии (будущей Великой Руси), или Тавроскифии, которая находилась к северу от северного берега Черного моря. Официально название появилось в конце III в., когда во время административных реформ Диоклетиана[1] она была выделена в самостоятельную провинцию с центром в городе Томы (современная Констанца) и с наименованием ее "провинцией Малая Скифия" (Scythiaminor). Жизнь первого известного епископа провинции Малая Скифия Евангелика приходится на последнее десятилетие III в.

Первый епископ, достоверно засвидетельствованный многими историческими документами, Бретанио (или Ветранио), жил во время походов императора Валента против готов (367-369 гг. по Р. Х.). По свидетельству историка Церкви Созомена, епископ Том уже в V в. именовался митрополитом. Одним из самых известных епископов Томитанских был Патерн (Paternus), стойкий борец против ереси монофизитов (519-530). При нем Томи превратился в крупный церковный центр, и митрополиту Томитанскому подчинились несколько епископов. Имя епископа Патерна сохранилось на огромном по размеру и великолепном по исполнению серебряном блюде, найденном при раскопках близ села Малое Перещепино (Полтавская область) и ныне хранящемся в Эрмитаже. Последним епископом Томитанским, известным по официальным документам, был Валентиниан (550-553). Епархия Малая Скифия с центром в Томах, по мнению румынских ученых, существовала до начала VII в. В первой половине этого века граница по Дунаю, хотя и укрепленная императором Юстинианом I, была прорвана, и многие племена, главным образом славяне, оказались на территории Византийской империи. По-видимому, тогда же была нарушена сложившаяся на этих землях церковная организация. Позже она возникла снова, но уже в новых административных границах и в новых исторических условиях.

Томи и Томитанская епархия прославились многими мучениками, в настоящее время известно около 60 святых имен. В одной из деревень Малой Скифии родился известный христианский писатель Иоанн КассианРимлянин (360-430/435). За последние десятилетия в Малой Скифии раскопано много раннехристианских памятников: храмов разных архитектурных форм, в основном базилик, надписей, литургических предметов, могил и др.

Херсонская епархия. Важнымцентром распространения христианствав Крыму явился древний Херсонес(в средневековье — Херсон).Жители Херсонеса, занимавшиесяторговлей и по роду своей деятельноститесно связанные с имперскимитерриториями, несомненно моглизнать о христианстве, получившемраспространение вЮж. Причерноморьеуже к нач. II в. Возникновениехристианства в самом Херсонесе связано с проповедью ап. АндреяПервозванного. При имп. Траяне (98-117) сюда был сослан сщмч.Климент, папа Римский. Святительосновал в Херсонесе несколькохрамов, чудесным образом извелисточник воды для христиан, сосланныхтуда по повелению Траяна.Свт. Климент принял мученическуюсмерть, будучи утоплен в море(нач.II в.); известны чудеса, совершавшиесяу его св. мощей. До нач.IV в. христианской веры в Херсонесепридерживались преимущественноссыльные за веру и их потомки.Херсонскаяепархия была учреждена предположительнов IV в., и с того времениначинается последовательный рядее епископов, хотя и не все имена известны.

В нач. IV в. в Крыму трудилисьсемь святителей — Василий,Ефрем, Евгений, Елпидий, Агафодор,Еферий и Капитон. В V-VII вв.было составлено их Житие, а песнописец Иосиф, сосланный за иконопочитание при византийскомимп. Феофиле (829-842) в Крым ипроведший там более 10 лет (831 —842), составил им службу. Отрицательнона судьбе Херсонеса сказалось вторжение в Крым гуннов в посл.четв. IV в. В это время епископомХерсонским был Еферий, участникII Вселенского Собора (К-поль, 381).В работе К-польского Собора 448 г.участвовал Херсонский еп. Лонгин.IV Вселенский Собор (Халкидон,451) подчинил Херсонскую епархиюК-полю. На V Вселенском Соборе(К-поль, 553) присутствовалеп. Стефан, еп. Георгий поставилсвою подпись под актами Трулльского Собора в 692 г. В ряду епархийК-польской Церкви Херсонская кафедрачислилась обычно в составе

автокефальной, в византийском понимании,архиепископииЗихии, вVIII-X вв. на 66-м, 62-м местах. Место Херсонской архиепископскойкафедры (в составе епархииЗихии) среди других епархий К-польскогоПатриархата могло изменятьсяв зависимости от перемен в структуреК-польского Патриархата. В кон.XIII — 1-й трети XIV в. Херсонская епархия стала митрополией.

Интенсивное строительство церквейи мон-рей в Крыму, и в частностив Херсоне и пригородах, развернулось при византийском имп. Юстиниане I (527-565). В качестве строительного материала использовались остатки языческих храмов. В это время под Херсоном был построен храм в честь Влахернской иконы Богоматери. Археологические свидетельства (связанная со строительством храмов перепланировка городских кварталов, склепы с росписями, изображающими виноградную лозу или рыб, хорошо датируемые христианские погребальные комплексы, надгробия с изображением крестов, христианская скульптура) позволяют говорить о широкой христианизации населения Херсона в этот период. В сер. VII в. в Херсон имп. Константом II за неприятие монофелитства был сослан Мартин I, папа Римский. В посланиях в Рим, написанных из ссылки, он говорит о языческих нравах населения, упоминает о находящихся в Херсоне мощах свт. Климента, папы Римского. Свт. Мартин был погребен в храме в честь Влахернской иконы Богоматери. В 754 г. Херсонский епископ подписал деяния иконоборческого Собора, но жители города, согласно Житию св. Стефана Нового, не приняли «новшество беззаконного Собора». Из-за гонений в период иконоборчества в центре Византийской империи в сер. VIII в. в Крым, в особенности в Херсон, бежали почитатели икон, в основном монахи, благодаря чему в Крыму в это время увеличилось количество пещерных мон-рей на территории Юго-Зап. Крыма. В IX в. в Крым за несогласие подписать определение об уничтожении икон был сослан en. Митилинский Георгий Старший. В нач. 60-х гг. IX в., во время «хазарской миссии» святых братьев Кирилла и Мефодия, Херсонским епископом был Георгий. На протяжении многих веков Херсон играл роль центра миссионерского и культурного влияния на соседние народы. Крещение Руси в 988 г. также было связано с Херсоном: кн. Владимир взял с собою отсюда на Русь мощи свт. Климента, помещенные впоследствии в Десятинную церковь, духовенство и «пойма съсудыцерковьныя, иконы на благословенье себе» (ПСРЛ. 1846. Т. 1. С. 50). Очевидно, с этого времени на Руси появились иконы и церковные предметы, получившие затем именование «корсунских». По одному из преданий, самкн. Владимир принял крещение в Корсуни. В результате раскопок на территории Херсона обнаружено 13 базилик, 2 здания центрической композиции, 5 крестообразных, 7 крестово-купольных храмов и около 20 сравнительно небольших квартальных храмов-часовен XI-XV вв.

Готская епархия. Поселения готов находились в III в. между Днестром и Днепром. При императорах Валериане (253-260) и Галлиене (260-268) участились набеги готов на Римскую империю, во время которых готы захватывали в плен христиан, в т. ч. и клириков, сеявших семена христианства среди этого народа. В 323 г. готы приняли христианство, впоследствии исповедовали арианство. Вскоре была основана Готская епархия. Первый ее епископ участвовал в работе I Вселенского Собора (Никея, 325). В 341 г. Готским епископом стал Ульфила, переведший на готский язык Свящ. Писание. В IV в. в Готии возникли мон-ри, в III—IV вв. в Готии приняли мученическую кончину некоторые христиане. Из готских мучеников, пострадавших в Риме, известны Савва Стратилат и с ним 70 воинов готских (+ 272), Савва Чтец (+ 372). В 375 г. пострадали царица готская Дуклида, пресв. Вафусий и др. Со временем резиденция Готской епархии была перенесена в Крым, восточнее Херсона. Один из Готских епископов в VIII в., находясь в К-поле, присоединился к иконоборчеству, за что имп. Лев Исавр (717-741) назначил его на митрополичью кафедру в Гераклею. Его преемником стал свт. Иоанн Готский, который много содействовал торжеству православия при имп-це Ирине и имп. Константине VI(780-790) своим участием в VII Вселенском Соборе (Никея, 787), восстановившем иконопочитание. Известно послание прп. Феодора Студита (759-826) некоему архимандриту в Готии, в котором говорится о том, как ответственно надо готовиться к принятию монашества, в послании назван еп. Филарет, очевидно управлявший тогда епархией. Положение Готской епархии с кон. VIII в. засвидетельствовано одним из списков епархий К-го Патриархата (возможно, неофициальным), где Готская епархия с центром в Доросе (Мангуп) занимает 37-е место среди епархий, имевших своих митрополитов. Этот же список упоминает в составе Готской митрополии и епархию хазар, существование которой засвидетельствовано также перечнем диоцезов Патриарших Престолов (по Ватиканской рукописи XIII в.), впрочем еще недостаточно изученным {Parthey. Р. 140. 28). В X в. Готскаяархиепископия находилась на 113-м месте в списке епархий К-польской Церкви. На Готскую епархию иногда простирали свое влияние Херсонские иерархи.

Сурожская епархия. В 212 г. в юго-восточной части Крыма был основан город-крепость Сугдея (др.-рус. Сурож, совр. Судак). Близость его к одному из центров христианских епархий (Херсонесу) способствовала христианизации города в последующее время. В списке участников VII Вселенского Собора присутствует и архиепископ Сугдеи свт. Стефан. Русский перевод его Жития упоминает о крещении кн. Бравлина после нападения русов на Сурож в 1-й пол. IX в. Перечень подчиненных К-полю епархий X в. помещает Сурожскуюархиеписко-иию на 114-е место. Сурожская епархия была необширна. Некоторое время в течение XII в. Сурож составлял единую епархию с Фулами. В кон. XIII -1-й трети XIV в. возведена в ранг митрополии.

Фульская и Боспорская епархии находились по соседству с Сурожской и просуществовали до кон. 60-х гг. XII в., когда окончательно с ней слились. Фулы упоминаются в связи с Готской епархией списком епископийК-польского Патриархата, возникшим, вероятно, в кон. VIII в. Как архиепископия, подчиненная К-полю, Фулы занимают 99-е место в списке епископий, составленном, по-видимому, в первое правление К-польского Патриарха Николая I Мистика (901-907). Боспорская кафедра древнее Фульской. В первом (но изданию Ж. Даррузеса) списке епископийК-польской Патриархии,сохранившем в себе основу древнейших списков времен имп. Ираклия (610-641), она значится как автокефальнаяархиепископия в составе епархии Зихии на 63-м месте. В более позднемсписке епископий (1-я четв. IX в.) она занимает уже 67-е место. Резиденция Боспорской епархии находилась в Пантикапее (Керчь). На I Вселенском Собореприсутствовал Боспорскийеп. Домн. Боспорские епископы участвовали и в других ВселенскихСоборах. В первое ПредстоятельствоК-польского Патриарха Фотия (858-867) им было направленопослание архиепископу БоспораАнтонию с благодарностью за миссионерскуюработу в округе средиприверженцевиудаизма. В XIII - 1-й трети XIV в. епархия стала митрополией.

Никопская, Зихийская и Матрахская епархии, которые простирались восточнее БоспораКиммерийского.Сведения об их истории скудны.Список К-польских епархий № I, поклассификации Ж. Даррузеса[2], сохранившийоснову списков 1-й пол.VII в., помещает Никопскуюархиепископию в составе епархии Зихии на 64-е место. В результате переменв составе К-польской Патриархии в1-й четв. IX в. Никопская епархия переместилась на 68-е место. По всей видимости,в IX столетии К-поль планировализменения в структуре Патриархии,что отразилось в списке № III,по классификации Ж. Даррузеса:

Никопскаяархиепископия оказаласьцентром Авасгийской (т. е.Абхазской) епархии. Впрочем, во 2-йпол. IX в. (вероятно, в связи сК-польским Собором 869 г.) Никопскаякафедра снова оказалась в составеепархии Зихии на 65-м месте. Собственноепархия Зихия фигурирует в ужеупоминавшихся списках епископий№ I—III соответственно на 62, 66 и82-м местах, что позволяет предполагатьее существование с 1-й пол.VIIв. Матрахская кафедра (Тамань) имеетболее позднее происхождение: впервыеона появляется под названиемТаматарха (очевидно, испорченным)в списке № III как епархия Готскоймитрополии.В X в. Матрахская кафедра отмеченакак архиепископия на 120-м местев составе К-польской Патриархии. На Соборахнач. VI в. в К-поле присутствовалиепископы Зихийский и Фанагорийский.

Кавказские епархии. В IV в. благодарятрудам св. Григория, просветителяАрмении, и св. Нины, просветительницыГрузии, христианство вэтих странах стало государственнойрелигией. Постепенно оно прониклои на Сев. Кавказ, где проживалиаланы, принявшие христианствопри К-польском Патриархе

Николае Мистике в 901-902 гг. Ок.1032 г. Аланская епархия стала митрополией. Кафедра Аланского митрополитанаходилась на месте совр. селенияНиж. Архыз, где сохранилисьхрамы X в. В списке епархий К-польскойЦеркви Аланская митрополиястоит сразу после Киевской, в отличиеот которой она не имела подчиненныхей кафедр. В последующие

века в связи с номадизацией[3] жизненногоуклада алан кафедра епархиибыла перенесена в пределы Византиии включена в состав епархии Сотириуполя

Т. о., следы христианства на территориибудущего Древнерусскогогос-ва и в сопредельных землях восходятк апостольскому времени.Процесс христианизации жившихтам народов стал более интенсивнымначиная с IV в., когда в Сев.Причерноморье возникли епархии,канонически подчиненные К-польскойЦеркви и испытывавшие насебе последствия событий, происходившихв Византии, в частности, вовремя гонений в Причерноморьессылались или бежали ревнителиправославия. Причерноморскиеепархии со временем способствовалихристианизации Киевской Руси.

 


[1](243 - между 313 и 316), римский император> в 284 - 305. Создатель домината - неограниченной монархии. Стабилизировал положение империи. В 303 - 304 предпринял гонение на христиан. Добровольно отрекся от власти и поселился в своем дворце в Салоне (современный Сплит).

[2]ДАРРУЗЕС Жан (1912–1990 гг.) – французский византинист, историк церкви. В 1926–1928 гг. обучался в семинарии в Русане. С 1928 г. – новиций ордена ассумпционистов; 1 ноября 1929 г. принял монашество в монастыре в Си-Шазель (департамент Мозель). Изучал схоластическую философию в Си-Шазель и с 1930 г. – в аббатстве Сен-Жерар-де-Бронь (близ Намюра). В 1933–1934 гг. служил в армии. С 1934 г. изучал теологию в Риме; 12 марта 1938 г. там же рукоположён во пресвитера. С 1938 г. – преподаватель в семинарии в Каюзаке (департамент Жер), с 1942 г. – в семинарии Блу (департамент Мен-и-Луара). С весны 1947 г. – сотрудник Французского института византийских исследований в Бухаресте. 21 ноября 1947 г. был выслан из Румынии коммунистическими властями и вместе с институтом перебрался в Париж, где работал до 1952 г. В 1952–1953 гг. был преподавателем в семинарии в Мирибель-лез-Эшель (департамент Изер). В 1953–1957 гг. – сотрудник афинского отделения Французского института византийских исследований. В 1957 г. окончательно переехал в Париж. В 1969–1977 гг. – директор Французского института византийских исследований. Жан Даррузес – ученик ВенансаГрюмеля (1890–1967 гг.), который ещё в 1930 гг. начал систематический сбор информации и исследование организации делопроизводства в Константинопольском патриархате в Средние века. Результатом этой работы стало создание корпуса регест Константинопольского патриархата – полного перечня и описания всех известных сохранившихся и утраченных документов, издававшихся в византийскую эпоху патриаршей канцелярией Великой церкви. Жан Даррузес существенно дополнил корпус, составленный В. Грюмелем, и совместно с В. Лораном довёл его до середины XV в., охватив всю эпоху существования Византии (VI–XV вв.), создав незаменимый справочник по истории восточного христианства. Некоторым промежуточным итогом анализа материалов по истории церкви стала монография «Исследование чиновничества византийской Церкви» (1970 г.). Другое произведение Жана Даррузеса, тематически тесно связанное с предыдущими, посвящено изучению и систематизации нотиций Константинопольского патриархата, списков церковных епархий, сохранившихся за период IX–XV вв. (1981 г.). Работа позволила представить многие тенденции в развитии церковной организации, роста и упадка отдельных престолов, городов и целых регионов империи. Кроме того, в ней был собран материал по истории христианства в Причерноморье и в Древней Руси. Особым направлением работы Жана Даррузеса стало изучение творчества различных представителей византийской церкви: патриарха Германа I, Симеона Нового Богослова, Никиты Стифата, Феодора Дафнопата и др. Большинство его работ сопровождалось публикацией и вводом в научный оборот огромного количества документов, раскрывающих самые разные аспекты истории церкви в Византии и вероучения.

[3]Номадизація - осевая линия развития цивилизации.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: