Структура ораторской речи.




СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Пояснительная записка………………..……………………....................3

Программа курса …………………………...……………………….…..4

Тематический план……………………………………………………….5

Практические занятия……………………………………………………6

Задания для самостоятельной работы…………………………………....7

Перечень вопросов для итогового контроля……………………….…….9

Учебно-методическое обеспечение дисциплины…..…………………..10

 


Пояснительная записка

Цели и задачи учебной дисциплины. Риторика, несмотря на свое 25-вековое существование, стала преподаваться в современном российском вузе совсем недавно. Ее реабилитация не случайна и обусловлена необходимостью совершенствовать коммуникативные способности, связанные с эффективным (воздействующим) общением. Однако успешное изучение основ результативной речи невозможно без серьезной теоретической подготовки, предполагающей знакомство с природой речевого воздействия, условиями его осуществления, механизмами его реализации. Все вышеизложенное позволяет сформулировать цель курса, которая состоит в том, чтобы содействовать формированию риторической компетенции будущего филолога. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

· дать общее представление о специфике риторического знания, раскрыть значимость таких методологических категорий, как предмет, объект риторики, содержательный состав дисциплины и ее место в системе гуманитарного знания;

· рассмотреть те коммуникативные категории, которые предопределяют феномен речевого воздействия, сделав акцент на таких способностях языковой личности, как речепорождение, речевосприятие и взаимодействие;

· познакомить с основными принципами оптимизирующего моделирования на материале отдельных речемыслительных стандартов (риторика импровизации) и такого социально значимого жанра профессионального общения, как публичная речь;

· выработать определенный минимум умений, которые позволят воспользоваться речемыслительными стандартами, улучшающими эффективность коммуникации.


Требования к знаниям и умениям студента:

· знать основы лингвистических знаний и риторики;

· овладевать риторическими навыками и умениями: отбора литературы, изучения, составления плана, самообладания перед слушателями, ориентации во времени в процессе произнесения речи;

· усвоить культуру полемической речи.

Программа курса

Введение. Предмет и назначение риторики. Виды риторик: классическая и неориторика, общая и частная, теоретическая и практическая, широкая и узкая. Риторика как наука, искусство, учебный предмет. Этапы развития риторики: античный период, византийская риторика, средневековая риторика, отечественная риторика, современная риторика. Основные законы. Связь риторики с другими науками (языкознанием, психологией, логикой, философией, этикой, поэтикой, актерским мастерством)

Ораторская речь, ее роды и виды. Академическая речь: лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция; судебная речь: прокурорская, адвокатская; социально-политическая: выступление на съезде, конференции, собрании, заседании, парламентская речь, митинговая, военно-патриотическая, дипломатическая, агитаторская, политическое обозрение; социально-бытовая речь: юбилейная, приветственная, застольная, надгробная, речь на приеме; церковно- богословская: проповедь, официальная церковная речь

Структура ораторской речи.

Риторические навыки и умения: отбор литературы, изучение,составление плана, написание текста речи, самообладание перед слушателями, ориентация во времени. Этапы подготовки речи: инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио.

Культура полемической речи. Виды споров. Законы формальной логики. Логические ошибки. Структура и виды доказательств. Доводы. Полемические приемы. Уловки (полемические и психологические)

Основы лингвистических знаний и риторики: ораторская речь и речевая ситуация; ораторская речь и функциональные стили языка; ораторская речь и функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение

Оратор и аудитория. «Образ» оратора. Речевая ситуация при публичном выступлении: психологический аспект. Обеспечение действенности публичной речи. Правила для говорящего. «Образ» аудитории и ее социально-психологические параметры. Мотивация процесса слушания. Правила для слушающих.

Тематический план курса «Риторика» (7 семестр)

Темы занятий ЛК ПЗ СРС
1. Введение. Предмет и назначение риторики      
2. Ораторская речь, ее роды и виды      
3. Структура ораторской речи. Риторические умения и навыки Культура полемической речи      
4. Основы лингвистических знаний и риторики      
5. Оратор и аудитория      
6. Изобретение мысли      
7. Расположение изобретенного материала      
8. Словесное выражение содержания      
9. Выдающиеся ораторы      
10. Публичные выступления      
  Итого      

Практические занятия

Запланированная система практических занятий направлена на формирование умения создавать рационально корректную и суггестивно усиленную публичную речь.

Занятия 1 - 3. Изобретение мысли (инвенция)

Три начала речи: логос, этос, пафос. Содержание речи и ее составляющие.

Выбор темы. Условия выбора темы: заинтересованность, компетентность автора, заинтересованность аудитории, степень новизны, актуальность, уместность. Выбор проблемы. Название речи.

Определение цели речи. Виды речей по целевой установке: информативная, убеждающая, воодушевляющая и побуждающая к действию, развлекающая. Накопление материала. Основные источники накопления материала. Формирование собственной концепции.

Модели изобретения мысли: топы «род – вид», «определение», «целое – части», «свойства», «сопоставление», «причина – следствие», «обстоятельства», «имя», «примеры и свидетельства»

Занятие 4 - 5. Расположение изобретенного материала (диспозиция)

План и композиция. Классическая композиция ораторской речи. Композиция повествования. Композиция рассуждения. Модель дедуктивного рассуждения, модель индуктивного рассуждения. Композиция описания. Основные компоненты описания и порядок их расположения.

Занятие 6-7. Словесное (языковое) выражение содержания (элокуция)

Стиль и слог. Качества слога. Основные требования к словесному (языковому) выражению ораторской речи: нормативность, богатство, простота, уместность, ясность, точность, чистота, логичность, выразительность, образность, эмоциональность.

Стиль, его составляющие. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, антономазия, гипербола, литота, металепсис. Риторические фигуры. Фигуры выделения и фигуры диалогизма

Занятие 8. Выдающиеся ораторы (Коллоквиум)

Подобрать материалы и составить характеристику творчества одного из известных ораторов.

Занятие 9-11. Публичные выступления.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: