СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка………………..……………………....................3
Программа курса …………………………...……………………….…..4
Тематический план……………………………………………………….5
Практические занятия……………………………………………………6
Задания для самостоятельной работы…………………………………....7
Перечень вопросов для итогового контроля……………………….…….9
Учебно-методическое обеспечение дисциплины…..…………………..10
Пояснительная записка
Цели и задачи учебной дисциплины. Риторика, несмотря на свое 25-вековое существование, стала преподаваться в современном российском вузе совсем недавно. Ее реабилитация не случайна и обусловлена необходимостью совершенствовать коммуникативные способности, связанные с эффективным (воздействующим) общением. Однако успешное изучение основ результативной речи невозможно без серьезной теоретической подготовки, предполагающей знакомство с природой речевого воздействия, условиями его осуществления, механизмами его реализации. Все вышеизложенное позволяет сформулировать цель курса, которая состоит в том, чтобы содействовать формированию риторической компетенции будущего филолога. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· дать общее представление о специфике риторического знания, раскрыть значимость таких методологических категорий, как предмет, объект риторики, содержательный состав дисциплины и ее место в системе гуманитарного знания;
· рассмотреть те коммуникативные категории, которые предопределяют феномен речевого воздействия, сделав акцент на таких способностях языковой личности, как речепорождение, речевосприятие и взаимодействие;
|
· познакомить с основными принципами оптимизирующего моделирования на материале отдельных речемыслительных стандартов (риторика импровизации) и такого социально значимого жанра профессионального общения, как публичная речь;
· выработать определенный минимум умений, которые позволят воспользоваться речемыслительными стандартами, улучшающими эффективность коммуникации.
Требования к знаниям и умениям студента:
· знать основы лингвистических знаний и риторики;
· овладевать риторическими навыками и умениями: отбора литературы, изучения, составления плана, самообладания перед слушателями, ориентации во времени в процессе произнесения речи;
· усвоить культуру полемической речи.
Программа курса
Введение. Предмет и назначение риторики. Виды риторик: классическая и неориторика, общая и частная, теоретическая и практическая, широкая и узкая. Риторика как наука, искусство, учебный предмет. Этапы развития риторики: античный период, византийская риторика, средневековая риторика, отечественная риторика, современная риторика. Основные законы. Связь риторики с другими науками (языкознанием, психологией, логикой, философией, этикой, поэтикой, актерским мастерством)
Ораторская речь, ее роды и виды. Академическая речь: лекция, научный доклад, научный обзор, научное сообщение, научно-популярная лекция; судебная речь: прокурорская, адвокатская; социально-политическая: выступление на съезде, конференции, собрании, заседании, парламентская речь, митинговая, военно-патриотическая, дипломатическая, агитаторская, политическое обозрение; социально-бытовая речь: юбилейная, приветственная, застольная, надгробная, речь на приеме; церковно- богословская: проповедь, официальная церковная речь
|
Структура ораторской речи.
Риторические навыки и умения: отбор литературы, изучение,составление плана, написание текста речи, самообладание перед слушателями, ориентация во времени. Этапы подготовки речи: инвенция, диспозиция, элокуция, меморио, акцио.
Культура полемической речи. Виды споров. Законы формальной логики. Логические ошибки. Структура и виды доказательств. Доводы. Полемические приемы. Уловки (полемические и психологические)
Основы лингвистических знаний и риторики: ораторская речь и речевая ситуация; ораторская речь и функциональные стили языка; ораторская речь и функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение
Оратор и аудитория. «Образ» оратора. Речевая ситуация при публичном выступлении: психологический аспект. Обеспечение действенности публичной речи. Правила для говорящего. «Образ» аудитории и ее социально-психологические параметры. Мотивация процесса слушания. Правила для слушающих.
Тематический план курса «Риторика» (7 семестр)
№ | Темы занятий | ЛК | ПЗ | СРС |
1. | Введение. Предмет и назначение риторики | |||
2. | Ораторская речь, ее роды и виды | |||
3. | Структура ораторской речи. Риторические умения и навыки Культура полемической речи | |||
4. | Основы лингвистических знаний и риторики | |||
5. | Оратор и аудитория | |||
6. | Изобретение мысли | |||
7. | Расположение изобретенного материала | |||
8. | Словесное выражение содержания | |||
9. | Выдающиеся ораторы | |||
10. | Публичные выступления | |||
Итого |
Практические занятия
|
Запланированная система практических занятий направлена на формирование умения создавать рационально корректную и суггестивно усиленную публичную речь.
Занятия 1 - 3. Изобретение мысли (инвенция)
Три начала речи: логос, этос, пафос. Содержание речи и ее составляющие.
Выбор темы. Условия выбора темы: заинтересованность, компетентность автора, заинтересованность аудитории, степень новизны, актуальность, уместность. Выбор проблемы. Название речи.
Определение цели речи. Виды речей по целевой установке: информативная, убеждающая, воодушевляющая и побуждающая к действию, развлекающая. Накопление материала. Основные источники накопления материала. Формирование собственной концепции.
Модели изобретения мысли: топы «род – вид», «определение», «целое – части», «свойства», «сопоставление», «причина – следствие», «обстоятельства», «имя», «примеры и свидетельства»
Занятие 4 - 5. Расположение изобретенного материала (диспозиция)
План и композиция. Классическая композиция ораторской речи. Композиция повествования. Композиция рассуждения. Модель дедуктивного рассуждения, модель индуктивного рассуждения. Композиция описания. Основные компоненты описания и порядок их расположения.
Занятие 6-7. Словесное (языковое) выражение содержания (элокуция)
Стиль и слог. Качества слога. Основные требования к словесному (языковому) выражению ораторской речи: нормативность, богатство, простота, уместность, ясность, точность, чистота, логичность, выразительность, образность, эмоциональность.
Стиль, его составляющие. Тропы: метафора, метонимия, синекдоха, антономазия, гипербола, литота, металепсис. Риторические фигуры. Фигуры выделения и фигуры диалогизма
Занятие 8. Выдающиеся ораторы (Коллоквиум)
Подобрать материалы и составить характеристику творчества одного из известных ораторов.
Занятие 9-11. Публичные выступления.